Персоны :: Жак Оффенбах

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 6
  • Создал28.04.2014 в 00:21
  • Natalibu
  • Ред.28.04.2014 в 18:15
  • Natalibu
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Jacques Offenbach
Дата рождения: 20 июня, 1819 | близнецы
Место рождения: Кёльн, Германия
Дата смерти: 4 октября, 1880 | 61 год
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Оперетта, водевиль, опера
Супруга: Эрмина д’Алькен (четверо детей)
Биография
Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819, Кёльн - 5 октября 1880, Париж) - французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

И. Соллертинский считал Оффенбаха «одним из одарённейших композиторов XIX века».

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с такими пианистами, как Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, и другими.

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 , у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремьё), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре. Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

Женевьева Брабантская (1859)
Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)
Прекрасная Елена (1864), наиболее известное произведение композитора
Синяя Борода (1866)
Парижская жизнь (1866)
Великая герцогиня Герольштейнская (1867)
Перикола (1868)
Трапезундская принцесса (1869)
Разбойники (1869)

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства - в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие - в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» - писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартр, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

Творчество

Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха - «Сказки Гофмана».
Работы в театре
Список основных произведений Оффенбаха:
1881 Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann), фантастическая опера (посмертно)
1881 Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron), оперетта-буфф (посмертно)
1880 Прекрасная Луретта (Belle Lurette), комическая опера (посмертно)
1879 Марокканка (La Marocaine), оперетта-буфф
1879 Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major), комическая опера
1878 Мадам Фавар (Madame Favart), комическая опера
1878 Мэтр Перонилла
1877 Доктор Окс (Le Docteur Ox), оперетта-буфф
1877 Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent), оперетта-буфф
1876 Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot), оперетта
1876 Бутылка молока (La Boîte au lait), оперетта-буфф
1875 Булочница (La Boulangère a des écus), оперетта-буфф
1875 Креолка (La Créole), оперетта-буфф
1875 Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune), феерия
1875 Кремовый торт (Tarte à la Crème), пьеса
1875 Виттингтон и его кошка
1874 Багатель (Bagatelle), комическая опера
1874 Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc), оперетта-буфф
1873 Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф
1873 Яблоко (Pomme d’Api), оперетта
1873 Прекрасная парфюмерша
1872 Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф
1872 Фантазио (Fantasio), комическая опера
1872 Цветочек (Fleurette), оперетта
1872 Чёрный корсар
1872 Сплетня
1871 Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф
1870 Романс о розе
1869 Дива (La Diva), оперетта-буфф
1869 Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde), оперетта-буфф
1869 Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф
1869 Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера
1869 Какаду
1868 Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan), оперетта-буфф
1868 Перикола (La Périchole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
1868 Волшебная дудочка
1867 Гортензия Шнейдер, примадонна Оффенбаха, в «Герцогине Герольштейнской»
1867 Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein), оперетта-буфф
1867 Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера
1867 Робинзон Крузо (Robinson Crusoé), комическая опера
1867 Замок Тото
1867 Урок пения
1866 Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф
1866 Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф
1865 Пастушки (Les Bergers), комическая опера
1865 Косколетто
1865 Король летней ночи
1864 Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта
1864 Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin)), романтическая опера
1864 Прекрасная Елена (La Belle Hélène), оперетта-буфф
1864 Грузинки
1864 Синьор Фагот
1864 Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта
1863 Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта
1862 Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф
1862 Жаклин
1862 Господин и госпожа Дени
1862 Путеществие господ Дюнанан с сыном
1861 Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)
1861 Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф
1861 Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф
1861 Господин Шуфлери
1861 Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874
1860 Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), оперетта
1860 Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой
1860 Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф
1859 Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée), оперетта
1859 Женевьева Брабантская (Geneviève de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875
1859 Муж на пороге
1858 Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme), одноактная комическая опера
1858 Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф
1858 Орфей в аду (Orphée aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874
1858 Маленькие пророки
1857 Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф
1857 Dragonette, оперетта-буфф
1857 Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф
1857 Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф
1857 Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта
1857 Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil), оперетта
1857 Белая ночь
1857 Три поцелуя дьявола
1856 Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта
1856 Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта
1856 Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф
1856 Конфеты на крестины
1856 Шестьдесят шестой
1856 Пастушки Ватто
1856 Детская бонна
1855 Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта
1855 Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера
1855 Скрипач (Le Violoneux), оперетта
1855 Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта
1855 Перинетта
1855 Войдите, господа и дамы
1855 Госпожа бабочка
1855 Арлекин-цирюльник
1855 Пьеро-клоун
1855 Полишинель в свете
1853 Пепито
1847 Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)
Композитор
1999 Кутерьма / Topsy-Turvy
1986 Прекрасная Елена (ТВ)
1984 Перикола (ТВ)
1984 Отель Нью-Хэмпшир / The Hotel New Hampshire
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions