Персоны :: Сергей Мокрицкий

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 7
  • Создал29.12.2015 в 00:01
  • XFiles999
  • Ред.24.01.2016 в 00:41
  • XFiles999
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Сергей Евгеньевич Мокрицкий
Дата рождения: 18 февраля, 1961 | водолей
Место рождения: Полияновка, Житомирская область, СССР (Украина)
Карьера: Режиссер, сценарист, актер
Жанр: Драма, комедия, мелодрама
Супруга: Наталья Мокрицкая
Биография
Сергей Евгеньевич Мокрицкий - российский кинооператор, кинорежиссёр и сценарист, родился 18 февраля 1961 года, в селе Полияновка на Украине.

В 1991 окончил операторский факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии (мастерская А.Гальперина). Работал на «Мосфильме» и Одесской киностудии.

С 1997 по 2004 годы - оператор-постановщик программы «Куклы» (НТВ).

В 2000 году вместе с К.Серебренниковым, И.Малкиным, А.Марченко организовал киностудию «ЧБК-фильм».

С 2008 года Сергей Евгеньевич – режиссер таких картин, как «Четыре возраста любви», «День учителя», «Битва за Севастополь» и другие.

Жена - Наталья Мокрицкая, продюсер «Юрьев день», «День учителя», «Битва за Севастополь» и другие.

Из интервью Юлии Найденко и Юрия Грузин от 20 февраля 2015 года с Серггем Мокрицким сайту zefir.ua: Судьба «Незламной».

- Чем Вас зацепил сценарий «Незламной»?
- Каждый режиссер на самом деле счастлив снять фильм о человеке, который волей судьбы стал настоящим героем. И когда он находит такого персонажа, прикасается к его судьбе, то какую-то часть своей жизни проживает вместе с ним. Биография Людмилы Михайловны Павличенко – пример такой героической истории. Счастье, когда подобный материал попадает в руки. И не только для меня, но и для актеров. Исполнительница главной роли Юля Пересильд, например, на площадке отдавалась на 300 процентов. Она очень жалела, что съемки закончились и потом долго «сдирала» с себя эту роль, выходила из образа. Так что сам материал, масштаб личности главной героини стали той причиной, по которой я два с лишним года работал над этим проектом.

- Откуда Вы узнали о Людмиле Павличенко?
- Продюсер – и по совместительству моя жена – Наталья Мокрицкая дала мне прочитать сценарий. Я прочитал и сразу решил, что хотел бы снять этот фильм.

- В российском прокате картина выйдет под названием «Битва за Севастополь»?

- Это один и тот же фильм. Содержание, смысл, идейный ряд не изменены. Просто на двух языках – есть украиноязычная версия, получившая название «Незламна», и русскоязычная – «Битва за Севастополь». Во всем остальном они совершенно идентичны.

- Почему все же именно битва за Севастополь?
- Наверное, потому что Севастополь стал болевой точкой Великой Отечественной войны – во время его обороны разворачивалась одна из самых трагических историй того тяжелого времени. Там люди за 250 дней прожили целую жизнь. И те, кто остался жив, никогда уже не могли забыть этих дней. И вот, после 250 дней тяжелейших боев все эти герои, защитники города, были брошены, оставлены командованием. Думаю, к этой теме еще не раз обратятся в будущем.

- Какой, на Ваш взгляд, главный посыл фильма?
- Их несколько. Прежде всего, что миром правит любовь. И сильная личность сумеет преодолеть самые неблагоприятные обстоятельства, встающие на пути любви. Даже войну. Наш фильм получился еще и очень современным, потому что он говорит: не надо воевать, надо любить.

Картина состоит как бы из трех частей: судьба главной героини до войны, война и жизнь в Америке. Так вот, в Америке она, хоть и не находится на передовой, но тоже совершает подвиг. Потому что всегда и везде есть место подвигу. Сильный человек сумеет проявить свою силу и победить. А если слаб и заранее сдался, спустил флаг над крепостью, то никакие самые благоприятные обстоятельства тебе не помогут. Вот чему надо учиться у великих людей – они не сдавались.

- Скажите, сколько в фильме документальности, а сколько – художественного вымысла?
- Это биографический фильм. И, конечно, мы опирались на множество документов и старались не отклоняться от исторических фактов. Но, к сожалению, не все эпизоды жизни наших героев доподлинно известны. Так что основные пункты их биографий – чистая правда, а вот в деталях есть и художественный вымысел. Но вымысел – это ведь не ложь. Так что я могу со всей ответственностью сказать: наш фильм основан на подтвержденных фактах. Ведь главные события в жизни героев столь значимы, что мы и представить себе не могли, как можно здесь что-то выдумывать. Ну, а доля художественного вымысла есть в любом произведении.

- Какой фильм о войне Вам больше всего нравится?
- Не могу назвать какой-то один. Мне нравится советская школа военного кино: «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Восхождение» Ларисы Шепитько – это гениальные картины. Мне нравится Юрий Озеров своим эпическим размахом. Грех не назвать «Иди и смотри» Элема Климова и, конечно же, «В бой идут одни старики». «Офицеры» и «17 мгновений весны» – талантливые фильмы, которые заставляют думать, думать и сопереживать. Есть и много иностранных военных кинолент, которые я мог бы добавить к этому списку.

- От какого этапа работы Вы получили больше всего удовольствия?
- Мне очень нравится процесс выбора натуры. За казенный счет путешествуешь, можешь остановиться в любой точке, фотографировать. В этот период, кажется, что ни снимешь, все получится гениально. Так бы выбирал и выбирал натуру всю жизнь!

- А какие самые интересные места посетили в процессе выбора?
- Во время выбора натуры ты, прежде всего, ищешь нечто внутри себя. А пейзажи всегда прекрасны. Можно хоть из окна кухни смотреть. Тут важно в этом виде из окна найти себя. На следующий день пейзаж будет таким же, но сам ты – уже другой и не заметишь его. Когда выбираешь натуру, прикладываешь ее к своему сердцу. Так и получается, что ищешь натуру, а открываешь топологию своей души – не географической местности. При этом ты один на один с миром. Это потом, когда появляются гримеры, артисты, шоферы, кейтеринг, администраторы, и каждый учит, как надо снимать – особенно наш шоферы, когда вызывали Эвакуатор Орехово-Зуево! – все превращается в ад, в борьбу с другими мнениями. Как сказал один француз: «Враг – это другие».

- На съемочной площадке Вы «деспот» или, наоборот, позволяете актерам импровизировать?
- По-разному бывает. Не существует универсального рецепта. Каждый новый день не похож на предыдущий. И все актеры разные. И даже один и тот же актер сегодня такой, а завтра другой. И мне это нравится. Пикассо говорил: «У тебя должна быть идея, что ты собираешься делать, но она должна быть не совсем определенной». Мне интересно творить, а здесь мы наперед всего не знаем. Акт творчества – поиск, а когда находишь то, что искал, кажется: «А, вот оно, оказывается, какое! А я-то думал...»

- Кто из актеров Вас особенно удивил на съемочной площадке?
- Удивить они меня уже не могут. Прежде чем актеры появляются у меня на площадке, я очень тщательно их выбираю. Удивительно – это когда мы вдруг осознаем, что поняли друг друга, и благодаря этому пониманию из ничего получается нечто – то, что заставит зрителя плакать, смеяться, испытывать сильные эмоции. В этот момент мы становимся подобны Творцу. И этот миг поразителен!

- Для такого масштабного фильма бюджет очень небольшой. Скажите, какого уровня изворотливости по 10 бальной шкале Вы достигли?
- Я работаю в рамках существующего бюджета и никакой особой изворотливости в этом не вижу. Просто надо уметь соизмерять свои силы. Если предстоит марафон, то я не стану стартовать, как при беге на сто метров. Я старый опытный человек, поэтому все рассчитываю наперед.

- Были ли у Вас моменты, когда Вам казалось, что «все пропало, все пропало»?
- Не было. Я опирался на команду сильных профессионалов. Всегда рядом со мной была второй режиссер Варвара Филипчук, художник по костюмам Леша Камышов, художник Юра Григорович, оператор Юра Король, прекрасные актеры Пересильд, Цыганов, Лаленков, Тарасов. Они всегда готовы подставить плечо. С такой командой можно горы свернуть!

- «Главное на съемочной площадке – сдержаться и не застрелить своего режиссера!» А бывал, что Вам приходилось сдерживаться и кого-то не «застрелить» во время съемок?
- Нет, зачем же?! У нас же на самом деле кино про любовь. Сдерживаться приходилось, чтобы не поцеловать – это да! Мы снимали летом: пляж, женщины ходят в шортах – так и хотелось каждую... обнять.

- Режиссер должен обладать душой поэта и волей капрала, сказал Анджей Вайда. Насколько казарменная обстановка у Вас царила?
- Это решать тем с кем я общался. А под словами Вайды – да, подписываюсь. Но добавлю слова Феллини о том, что режиссер – это еще и клоун: приходится «смешить и волновать».

- Сами служили в армии?
- Воинское звание у меня есть: я учился в мореходном военном училище в городе Херсон. Так что я моряк. Служил в Севастополе полгода.

- А какое Ваше самое любимое место в Севастополе?
- Вареничная «Катюша». А из культурных центров – театр им. Луначарского, многие актеры оттуда снимались у нас. Еще мне нравится военно-морской музей. В Севастополе чувствуешь историю, буквально видишь, сколько культурных слоев сокрыто в этой земле, и в музее это ощущение особенно сильно.

- А реквизит из военно-морского музея на съемках не использовали?
- Знаете, да, использовали. Мы дружим с работниками музея, и они очень помогли нам. Не могу не назвать их по именам: это Агишева Ирина Юрьевна и Падалко Юрий Вадимович. Они были нашими консультантами, допустили нас в такие музейные «закрома», где, думаю, немногим довелось побывать.

- Как Вам удавалось погрузить актеров в атмосферу войны?
- У нас были прекрасные актеры. С ними не нужно было выдумывать никаких хитростей, психологических приемов. Если актер мечтает просто заработать деньги и не желает вникать в то, что делает, тут уж ничто не поможет. Но это оказался не наш случай. Наши люди любили ту эпоху, любили своих персонажей. Поэтому они с радостью погружались в нее, с радостью играли, хотели еще, еще и еще. Иногда 17 дублей им было мало. Юля Пересильд разрешила себя закапывать в могилу три дубля – каждый из них стоит 20 сцен, которые снимаются в кафе, где она должна попивать коктейль. Представьте: лежит она под толщей земли, там холодно, страшно, ничего не слышно, во рту дыхательная трубка, в глазах – песок, в носу – грязь. Три таких дубля – настоящий подвиг!

- Что должны делать музы, когда говорят пушки?
- Дело надо делать, господа! Надо, чтобы каждый делал свое дело, не дожидаясь посещения музы. И всегда следовал моральным императивам. «Не делай то, что бы ты не хотел, чтоб сделали тебе». «Возлюби ближнего, как самого себя». Хотя бы этих двух заповедей достаточно, чтобы все пушки заткнулись навеки. Вот и все. Истина всем известна, осталось только не уклоняться от нее.
Режиссер
2016 Черновик
2016 Учитель
2015 Битва за Севастополь / Незламна
2012 День учителя
2009 Черчилль (сериал)
2008 Четыре возраста любви
2007 Спецгруппа (сериал)
Сценарист
2015 Битва за Севастополь / Незламна
2012 День учителя
Фильмография
2000 Ростов-папа (сериал)
Награды и премии
Золотой орёл, 2016 год
Номинации: Лучшая режиссёрская работа ("Битва за Севастополь")

2015 Премия Федерации еврейских общин России "Скрипач на крыше"
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions