С участием персоны 2 раздач
Краткая биография
Имя: Ядвига Генриховна Сангович
Дата рождения: 11 декабря, 1916 | стрелец
Место рождения: Петроград, Российская империя
Дата смерти: 13 сентября, 2015 | 98 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, балет, концерт
Дата рождения: 11 декабря, 1916 | стрелец
Место рождения: Петроград, Российская империя
Дата смерти: 13 сентября, 2015 | 98 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, балет, концерт
Биография
Ядвига Генриховна Сангович родилась 11 декабря (28 ноября по ст. стилю) 1916 года в Петрограде.
Окончила Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), педагог В. А. Семёнов, и была принята в балетную труппу Большого театра.
Солистка балета Большого театра СССР с 1936 по 1964 год. Участвовала в гастролях за рубежом.
В 1970-е гг. руководила танцевальным коллективом в Москонцерте, вела педагогическую деятельность.
В начале 1980-х гг. выступала в качестве драматической актрисы в Московском литературно-драматическом театре ВТО (Всероссийского театрального общества, ныне - Союз театральных деятелей). Участвовала в спектакле «Блокада Ленинграда» по книге А.Чаковского.
Из интервью Ядвиги Сагнович 'На Лубянке бил фонтан, а на Арбате пели соловьи', Культура, 15 ноября 2006 года.
"Приемная дочь
У меня необыкновенная судьба, я - приемная дочь. Во время Первой мировой войны родители с маленьким ребенком, моим братом, бежали из Польши. Родилась я в 1916 году в Петрограде.
Отец устроился на военный завод, который вскоре из-за всех исторических коллизий перевели в Подмосковье, в Подлипки. Нам дали маленькую комнату (раньше она предназначалась прислуге) на Сретенке, напротив кинотеатра "Уран", в огромном доме № 26, окна которого выходили на четыре квартала. В трехкомнатной квартире жили три семьи.
Отца почти не помню, он все время был на работе, куда ездил на подножке переполненных вагонов. Простудился, получил воспаление легких и скончался в молодые годы. Мама осталась с двумя малыми детьми, без профессии, в тяжкие, голодные годы. Устроилась на работу в буфет огромного клуба, расположенного в нашем же доме. Мы с братом были предоставлены сами себе.
Я танцевала с трех лет, и мое будущее, подозреваю, стало очевидным уже тогда. Пятилетней собирала сверстниц, стаскивала с окон гардины и исполняла собственные танцы. Тогда же пришел первый успех: меня, как уникальное создание, приглашали в квартиры, где собиралось общество, взрослые играли на рояле, а я импровизировала. Молва обо мне разнеслась по всему громадному дому, где жили интересные люди. В том числе - муж и жена Санговичи. Детей у них не было. Они были людьми образованными, с материальным достатком. Генрих Сангович, крупный инженер, руководил Московской электростанцией, его супруга окончила петербургский Ксенинский институт, знала два языка.
Санговичи заинтересовались мной, тоже приглашали, кормили, присматривались к моему характеру, а потом предложили маме взять меня к себе на условиях удочерения. Когда я выросла, то поняла, какой героический поступок совершила родная мама - она понимала, что мы можем погибнуть от голода и что она не в состоянии дать мне образование. Потому и отдала.
Учеба
Попасть в балетную школу помогла протекция. Первый раз меня забраковала медицинская комиссия из-за искривления позвоночника, правда, предложили заниматься на вечернем отделении. Папин сотрудник был сыном директора балетной школы, куда вся московская элита старалась устроить своих детей. Конечно, коллеги знали о танцевальной девочке, которую удочерил Сангович.
В школе оказалась в 20-е годы, когда сохранялись все традиции благородного воспитания и крепкого образования. Еще застала классную даму в пенсне, которая следила за тем, как мы ходили, как сидели, как ели в столовой. Первые танцевальные уроки прошли в классе великолепного педагога Ольги Некрасовой, бывшей красавицы солистки Большого театра.
Когда я училась в пятом классе, московскую школу реорганизовали, укрепив ленинградцами, блистательными танцовщиками и педагогами: в столицу переехали Виктор Семенов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин. Так что до пятого класса мы постигали московскую школу с ее свободными руками и открытыми эмоциями, после добавился ленинградский академизм. Конечно, повезло.
В третьем классе на год старше меня учился Юра Гербер. Его отец, танцовщик, поставил нам русский номер "Светит месяц". Танец был выразительный, с интересными движениями, богатой мимикой, отношением друг к другу.
Не было в Москве площадки, куда бы нас не приглашали в самые роскошные концертные программы. Мы выступали на посольских приемах, в Доме дружбы на Воздвиженке - весь свет присутствовал на политическом рауте. И с балкончика второго этажа, где мы с Юрой переодевались, во все глаза смотрели на гостей. Помню Розенель, жену Луначарского, красавицу в бальном платье, оголенную. Меня поразили ее туфельки на каблучках в бриллиантах, они сверкали, когда она шла. За нами приезжали домой посольские машины. Мы с Юрой отчаянно спорили, кого первого будут отвозить обратно, так хотелось подольше поездить по Москве в роскошной машине. Потом установили очередь.
Обязательно выступали в Большом театре на грандиозных гала после окончания съездов партии. Знаменитый конферансье Гаркави объявлял нас так: "Самые маленькие артисты самого Большого театра". Нам всегда сопутствовал гром аплодисментов.
Через два года после реформы школы Виктор Семенов ввел два курса техникума. Какое же потрясающее нам давали образование: профессор Дейнека читал историю театра, Оранский - историю музыки. В техникум из нашего класса попали только пять девочек. И все мы участвовали в спектаклях Большого.
Творчество
Одна из самых ярких и востребованных (полрепертуара - партии, поставленные на нее) народно-характерных танцовщиц своего поколения. Ее славили, не скупясь на самые громкие похвалы, не только критики, но и коллеги-балерины. Главной составляющей ее дарования была «актерская закваска» и, как следствие, - бурный сценический темперамент, разумеется, помноженный на виртуозность. Но когда она танцевала свои цыганские, испанские и пр. танцы, отмечали не только искрометность ее движений, но и особую искристость глаз.
Ядвига Сагнович - выдающаяся танцовщица академического характерного танца, младшая из великой "характерной тройки", о которой нынешнее поколение знает как о легенде Большого театра: Валентина Галецкая, Надежда Капустина, Ядвига Сангович. Ей старались подражать, но безуспешно.
Быть может, потому, что в основе ее исполнительства была не только школа (что естественно), но небывалый темперамент и редкая музыкальность. Потому все балетмейстеры стремились именно с ней ставить свои характерные номера, а знаменитый петербуржец Петр Гусев считал, что гордая москвичка - одна из немногих, кто может спасти любую хореографию.
И все-таки для исполнения характерных танцев нужен кураж. В балетной школе у нас был поразительный педагог Александр Монахов. Все боялись его строгости и требовательности, а у меня никакого страха перед ним не было. На уроке он задавал комбинацию, мы старательно копировали, а затем Монахов наказывал: "Отойдите все по станкам. Сангович, сделайте одна". Я с азартом повторяла и слушала слова педагога: "Вот так вы должны делать все". Но иногда бывало по-иному: делаю все технически правильно, но... нет настроения - и теряется волшебное "чуть-чуть".
В антракте "Лауренсии", после испано-цыганского танца, к Сангович за кулисы рвался красавец моряк, повторяя одну фразу: "Откуда в ней столько огня? Я вырос среди румынских цыган, но таких страстей не видел!"."
Она танцевала в Большом театре с 1936 года без малого 30 лет.
На лекциях по истории балета педагоги рассказывают о ее редком исполнительском диапазоне (от характерных партий до деми-классических образов), ее Персидке в "Хованщине", Испанке в "Мирандолине" (с этим балетом связан своеобразный рекорд - балерину вызывали на поклоны 19 раз), Терезе в "Пламени Парижа", фее Карабос из "Спящей красавицы" как о классических образцах, подозревая, что Ядвига Сангович принадлежит давно ушедшей эпохе. До последних дней она была подтянута, бодра, ее память поразительно светла, как светло и ее отношение к жизни.
Личная жизнь
Есть сын, три внучки, правнуки.
Ядвига Генриховна Сангович ушла из жизни 13 сентября 2015 года. Прощание прошло 17 сентября 2015 года в крематории Митинского кладбища, в 13 часов.
Окончила Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), педагог В. А. Семёнов, и была принята в балетную труппу Большого театра.
Солистка балета Большого театра СССР с 1936 по 1964 год. Участвовала в гастролях за рубежом.
В 1970-е гг. руководила танцевальным коллективом в Москонцерте, вела педагогическую деятельность.
В начале 1980-х гг. выступала в качестве драматической актрисы в Московском литературно-драматическом театре ВТО (Всероссийского театрального общества, ныне - Союз театральных деятелей). Участвовала в спектакле «Блокада Ленинграда» по книге А.Чаковского.
Из интервью Ядвиги Сагнович 'На Лубянке бил фонтан, а на Арбате пели соловьи', Культура, 15 ноября 2006 года.
"Приемная дочь
У меня необыкновенная судьба, я - приемная дочь. Во время Первой мировой войны родители с маленьким ребенком, моим братом, бежали из Польши. Родилась я в 1916 году в Петрограде.
Отец устроился на военный завод, который вскоре из-за всех исторических коллизий перевели в Подмосковье, в Подлипки. Нам дали маленькую комнату (раньше она предназначалась прислуге) на Сретенке, напротив кинотеатра "Уран", в огромном доме № 26, окна которого выходили на четыре квартала. В трехкомнатной квартире жили три семьи.
Отца почти не помню, он все время был на работе, куда ездил на подножке переполненных вагонов. Простудился, получил воспаление легких и скончался в молодые годы. Мама осталась с двумя малыми детьми, без профессии, в тяжкие, голодные годы. Устроилась на работу в буфет огромного клуба, расположенного в нашем же доме. Мы с братом были предоставлены сами себе.
Я танцевала с трех лет, и мое будущее, подозреваю, стало очевидным уже тогда. Пятилетней собирала сверстниц, стаскивала с окон гардины и исполняла собственные танцы. Тогда же пришел первый успех: меня, как уникальное создание, приглашали в квартиры, где собиралось общество, взрослые играли на рояле, а я импровизировала. Молва обо мне разнеслась по всему громадному дому, где жили интересные люди. В том числе - муж и жена Санговичи. Детей у них не было. Они были людьми образованными, с материальным достатком. Генрих Сангович, крупный инженер, руководил Московской электростанцией, его супруга окончила петербургский Ксенинский институт, знала два языка.
Санговичи заинтересовались мной, тоже приглашали, кормили, присматривались к моему характеру, а потом предложили маме взять меня к себе на условиях удочерения. Когда я выросла, то поняла, какой героический поступок совершила родная мама - она понимала, что мы можем погибнуть от голода и что она не в состоянии дать мне образование. Потому и отдала.
Учеба
Попасть в балетную школу помогла протекция. Первый раз меня забраковала медицинская комиссия из-за искривления позвоночника, правда, предложили заниматься на вечернем отделении. Папин сотрудник был сыном директора балетной школы, куда вся московская элита старалась устроить своих детей. Конечно, коллеги знали о танцевальной девочке, которую удочерил Сангович.
В школе оказалась в 20-е годы, когда сохранялись все традиции благородного воспитания и крепкого образования. Еще застала классную даму в пенсне, которая следила за тем, как мы ходили, как сидели, как ели в столовой. Первые танцевальные уроки прошли в классе великолепного педагога Ольги Некрасовой, бывшей красавицы солистки Большого театра.
Когда я училась в пятом классе, московскую школу реорганизовали, укрепив ленинградцами, блистательными танцовщиками и педагогами: в столицу переехали Виктор Семенов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин. Так что до пятого класса мы постигали московскую школу с ее свободными руками и открытыми эмоциями, после добавился ленинградский академизм. Конечно, повезло.
В третьем классе на год старше меня учился Юра Гербер. Его отец, танцовщик, поставил нам русский номер "Светит месяц". Танец был выразительный, с интересными движениями, богатой мимикой, отношением друг к другу.
Не было в Москве площадки, куда бы нас не приглашали в самые роскошные концертные программы. Мы выступали на посольских приемах, в Доме дружбы на Воздвиженке - весь свет присутствовал на политическом рауте. И с балкончика второго этажа, где мы с Юрой переодевались, во все глаза смотрели на гостей. Помню Розенель, жену Луначарского, красавицу в бальном платье, оголенную. Меня поразили ее туфельки на каблучках в бриллиантах, они сверкали, когда она шла. За нами приезжали домой посольские машины. Мы с Юрой отчаянно спорили, кого первого будут отвозить обратно, так хотелось подольше поездить по Москве в роскошной машине. Потом установили очередь.
Обязательно выступали в Большом театре на грандиозных гала после окончания съездов партии. Знаменитый конферансье Гаркави объявлял нас так: "Самые маленькие артисты самого Большого театра". Нам всегда сопутствовал гром аплодисментов.
Через два года после реформы школы Виктор Семенов ввел два курса техникума. Какое же потрясающее нам давали образование: профессор Дейнека читал историю театра, Оранский - историю музыки. В техникум из нашего класса попали только пять девочек. И все мы участвовали в спектаклях Большого.
Творчество
Одна из самых ярких и востребованных (полрепертуара - партии, поставленные на нее) народно-характерных танцовщиц своего поколения. Ее славили, не скупясь на самые громкие похвалы, не только критики, но и коллеги-балерины. Главной составляющей ее дарования была «актерская закваска» и, как следствие, - бурный сценический темперамент, разумеется, помноженный на виртуозность. Но когда она танцевала свои цыганские, испанские и пр. танцы, отмечали не только искрометность ее движений, но и особую искристость глаз.
Ядвига Сагнович - выдающаяся танцовщица академического характерного танца, младшая из великой "характерной тройки", о которой нынешнее поколение знает как о легенде Большого театра: Валентина Галецкая, Надежда Капустина, Ядвига Сангович. Ей старались подражать, но безуспешно.
Быть может, потому, что в основе ее исполнительства была не только школа (что естественно), но небывалый темперамент и редкая музыкальность. Потому все балетмейстеры стремились именно с ней ставить свои характерные номера, а знаменитый петербуржец Петр Гусев считал, что гордая москвичка - одна из немногих, кто может спасти любую хореографию.
И все-таки для исполнения характерных танцев нужен кураж. В балетной школе у нас был поразительный педагог Александр Монахов. Все боялись его строгости и требовательности, а у меня никакого страха перед ним не было. На уроке он задавал комбинацию, мы старательно копировали, а затем Монахов наказывал: "Отойдите все по станкам. Сангович, сделайте одна". Я с азартом повторяла и слушала слова педагога: "Вот так вы должны делать все". Но иногда бывало по-иному: делаю все технически правильно, но... нет настроения - и теряется волшебное "чуть-чуть".
В антракте "Лауренсии", после испано-цыганского танца, к Сангович за кулисы рвался красавец моряк, повторяя одну фразу: "Откуда в ней столько огня? Я вырос среди румынских цыган, но таких страстей не видел!"."
Она танцевала в Большом театре с 1936 года без малого 30 лет.
На лекциях по истории балета педагоги рассказывают о ее редком исполнительском диапазоне (от характерных партий до деми-классических образов), ее Персидке в "Хованщине", Испанке в "Мирандолине" (с этим балетом связан своеобразный рекорд - балерину вызывали на поклоны 19 раз), Терезе в "Пламени Парижа", фее Карабос из "Спящей красавицы" как о классических образцах, подозревая, что Ядвига Сангович принадлежит давно ушедшей эпохе. До последних дней она была подтянута, бодра, ее память поразительно светла, как светло и ее отношение к жизни.
Личная жизнь
Есть сын, три внучки, правнуки.
Ядвига Генриховна Сангович ушла из жизни 13 сентября 2015 года. Прощание прошло 17 сентября 2015 года в крематории Митинского кладбища, в 13 часов.
Фильмография
1959 Борис Асафьев - Граф Нулин (фильм-концерт)
1953 Мастера русского балета (фильм-концерт) ... Тереза Васка
1953 Мастера русского балета (фильм-концерт) ... Тереза Васка
Работы в театре
Большой театр Союза ССР
Первая исполнительница партий и танцев
1961 «Лесная песня» (Г. Жуковский, пост. О. Тарасова и А. Лапаури) ... Килина
1960 «Конек-Горбунок» (Р. Щедрин, пост. А. Радунский) ... цыганский танец
1958 «Спартак» (А. Хачатурян, пост. И. Моисеев) ... пиратка
1956 «Лауренсия» (А. Крейн, пост. В. Чабукиани) ... мазурка и фламенко
1955 «Шурале» (Ф. Яруллин, балетм. Л.В. Якобсон) ... огненная ведьма
1954 «Сказ о каменном цветке» (С. Прокофьев, пост. Л. Лавровский) ... цыганка
1953 «Декабристы» (Ю. Шапорин, хореог. Л. Лавровский) ... мазурка, вальс
1948 «Конёк-Горбунок» (Ц. Пуни, хореогр. А. Горский, пост. Т. Никитина, Л. Поспехин, А. Радунский) ... украинский танец
1945 «Раймонда» (А. Глазунов, хореогр. Л. Лавровский, с фрагментами хореогр. М. Петипа и А. Горский) ... мазурка
1945 «Золушка» (С. Прокофьев, постан. Р. Захаров) ... островитянка
1945 «Кармен» (Ж. Бизе, хореогр. С. Корень) ... Олэ
1942 «Дон Кихот» (хореогр. К. Голейзовский, новая сцен. ред. и режиссура М. Габович, новые танцы постав. К. Голейзовский и Р. Захаров) ... цыганский танец
1940 «Дон Кихот» (Л. Минкус, хореогр. Р. Захаров и А. Горской; новые танцы и сцены Р. Захаров) ... джига
1939 «Иван Сусанин» (М. Глинка, картина «Польский бал», постан. Р. Захаров) ... мазурка, краковяк
1939 «Светлана» (Д. Клебанов, пост. Н. Попко, Л. Поспехин, А. Радунский) ... крыжачок
1939 («Хованщина» М. Мусоргский, хореог. Е. Долинской) ... персидка
Партии и танцы
1957 «Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев, хореогр. Р. Захаров) ... мазурка и краковяк
1957 «Гаянэ» (А. Хачатурян, пост. В. Вайнонен) ... курдский танец
1954 «Раймонда» (пост. Л. Лавровский) ... испанский танец
1953 «Демон» (А. Рубинштейн, хореогр. В. Вайнонен) ... лезгинка
1953 «Половецкие пляски» («Князь Игорь» А. Бородин, хореогр. К. Голейзовский) ... персидка
1953 «Золушка» ... мазурка
1952 «Спящая красавица» (П. Чайковский, хореогр. М. Габович, А. Мессерер) ... фея Карабос
1951 «Лебединое озеро» ... венгерский танец
1951 «Галька» (С. Монюшко, хореог. В. Вайнонен) ... мазурка
1950 «Мирандолина» (С. Василенко, пост. В. Вайнонен) ... испанка
1949 «Проданная невеста» (Б. Сметаны, пост. В. Вайнонена) ... фуриант
1947 «Ромео и Джульетта» (С. Прокофьев, пост. Л. Лавровский) ... служанка
1943 «Травиата» (Дж. Верди, хореогр. В. Вайнонен) ... испанский танец
1943 «Конёк-Горбунок» (Ц. Пуни, хореогр. А. Горский) ... любимая жена хана
1939 «Раймонда» (хореогр. А. Горский) ... рапсодия, венгерский танец
1939 «Лебединое озеро» ... испанский танец
1938 «Лебединое озеро» (П. Чайковский, хореогр. А. Горский, восстан. Е. Долинская, А. Мессерер) ... мазурка
1938 «Русалка» (А. Даргомыжский, хореогр. Т. Никитина, А. Радунский) ... цыганский танец
Первая исполнительница партий и танцев
1961 «Лесная песня» (Г. Жуковский, пост. О. Тарасова и А. Лапаури) ... Килина
1960 «Конек-Горбунок» (Р. Щедрин, пост. А. Радунский) ... цыганский танец
1958 «Спартак» (А. Хачатурян, пост. И. Моисеев) ... пиратка
1956 «Лауренсия» (А. Крейн, пост. В. Чабукиани) ... мазурка и фламенко
1955 «Шурале» (Ф. Яруллин, балетм. Л.В. Якобсон) ... огненная ведьма
1954 «Сказ о каменном цветке» (С. Прокофьев, пост. Л. Лавровский) ... цыганка
1953 «Декабристы» (Ю. Шапорин, хореог. Л. Лавровский) ... мазурка, вальс
1948 «Конёк-Горбунок» (Ц. Пуни, хореогр. А. Горский, пост. Т. Никитина, Л. Поспехин, А. Радунский) ... украинский танец
1945 «Раймонда» (А. Глазунов, хореогр. Л. Лавровский, с фрагментами хореогр. М. Петипа и А. Горский) ... мазурка
1945 «Золушка» (С. Прокофьев, постан. Р. Захаров) ... островитянка
1945 «Кармен» (Ж. Бизе, хореогр. С. Корень) ... Олэ
1942 «Дон Кихот» (хореогр. К. Голейзовский, новая сцен. ред. и режиссура М. Габович, новые танцы постав. К. Голейзовский и Р. Захаров) ... цыганский танец
1940 «Дон Кихот» (Л. Минкус, хореогр. Р. Захаров и А. Горской; новые танцы и сцены Р. Захаров) ... джига
1939 «Иван Сусанин» (М. Глинка, картина «Польский бал», постан. Р. Захаров) ... мазурка, краковяк
1939 «Светлана» (Д. Клебанов, пост. Н. Попко, Л. Поспехин, А. Радунский) ... крыжачок
1939 («Хованщина» М. Мусоргский, хореог. Е. Долинской) ... персидка
Партии и танцы
1957 «Бахчисарайский фонтан» (Б. Асафьев, хореогр. Р. Захаров) ... мазурка и краковяк
1957 «Гаянэ» (А. Хачатурян, пост. В. Вайнонен) ... курдский танец
1954 «Раймонда» (пост. Л. Лавровский) ... испанский танец
1953 «Демон» (А. Рубинштейн, хореогр. В. Вайнонен) ... лезгинка
1953 «Половецкие пляски» («Князь Игорь» А. Бородин, хореогр. К. Голейзовский) ... персидка
1953 «Золушка» ... мазурка
1952 «Спящая красавица» (П. Чайковский, хореогр. М. Габович, А. Мессерер) ... фея Карабос
1951 «Лебединое озеро» ... венгерский танец
1951 «Галька» (С. Монюшко, хореог. В. Вайнонен) ... мазурка
1950 «Мирандолина» (С. Василенко, пост. В. Вайнонен) ... испанка
1949 «Проданная невеста» (Б. Сметаны, пост. В. Вайнонена) ... фуриант
1947 «Ромео и Джульетта» (С. Прокофьев, пост. Л. Лавровский) ... служанка
1943 «Травиата» (Дж. Верди, хореогр. В. Вайнонен) ... испанский танец
1943 «Конёк-Горбунок» (Ц. Пуни, хореогр. А. Горский) ... любимая жена хана
1939 «Раймонда» (хореогр. А. Горский) ... рапсодия, венгерский танец
1939 «Лебединое озеро» ... испанский танец
1938 «Лебединое озеро» (П. Чайковский, хореогр. А. Горский, восстан. Е. Долинская, А. Мессерер) ... мазурка
1938 «Русалка» (А. Даргомыжский, хореогр. Т. Никитина, А. Радунский) ... цыганский танец
Награды и премии
1951 Заслуженная артистка РСФСР