Персоны :: Владимир Краснопольский (I)

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 6
  • Создал06.02.2017 в 20:19
  • аlexa
  • Ред.23.09.2022 в 17:01
  • rew8612010
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Владимир Аркадьевич Краснопольский
Дата рождения: 14 июня, 1933 | близнецы
Место рождения: Свердловск, СССР
Дата смерти: 23 сентября, 2022 | 90 лет
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Режиcсер, актер, сценарист
Жанр: Драма, мелодрама, криминал
Семья: Валерий Усков (двоюродный брат)
Биография
Отец – Аркадий Владимирович (1900–1971), профессиональный артист, всю жизнь проработал в Свердловском государственном театре оперетты. Мать – Князева Ольга Николаевна (1907–1976), балерина Свердловского оперного театра, потом, уйдя со сцены, создала Уральский народный хор и долго оставалась его руководителем, была постановщиком русских танцев в ансамбле Игоря Моисеева. Супруга – Ванда Николаевна, училась в Архитектурном институте, окончила Московское театрально-художественное училище по специальности «художник по костюмам». Дочь – Елена (1967 г. рожд.), тоже окончила Московское театрально-художественное училище, но, проработав 2 года на «Мосфильме», ушла оттуда, полностью посвятив себя тренерской работе по конному спорту. Внук – Василий, в возрасте 8 лет снимался в сериале «Нина».

Детство Владимира Краснопольского прошло в Свердловске, где семья жила в небольшом доме на улице Обсерваторской. Будущего режиссера в основном воспитывали бабушка и тетя, постоянно бравшие на себя родительские обязанности из-за бесконечной занятости и частых гастрольных поездок отца и матери Владимира Аркадьевича.

Режиссерский союз Владимир Краснопольский – Валерий Усков, начавшийся еще в 1958 году, обязан своим появлением не только тесному творческому содружеству двух художников, но и жизненным обстоятельствам: детству, яркие воспоминания о котором остались в их фильмах, юности, учебе в вузах, работе – общих для обоих. Более того, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, родившихся в один год, связывают и родственные узы – они двоюродные братья. «У нас все общее, кроме жен», – говорит Владимир Аркадьевич и подтверждает это «общее» шуточными стихами, написанными Аркадием Ининым:
Про братьев таких, про почти близнецов
Не скажешь смелей, чем сказал Маяковский:
Мы говорим: Краснопольский, подразумеваем – Усков,
Мы говорим: Усков, подразумеваем – Краснопольский.

Первое высшее образование Владимир Краснопольский получил в Уральском государственном университете имени М. Горького, окончив в 1955 году историко-филологический факультет, после чего работал преподавателем русского языка и литературы сначала в Пермском хореографическом училище, а потом в свердловской школе мастеров Уралмаша. Затем, отдав 2 года обязательной послевузовской отработке, он вместе с Валерием Усковым отправился покорять Москву, поставив себе целью непременно поступить во ВГИК. Все складывалось замечательно до того момента, пока декан режиссерского факультета не обнаружил, что у свердловского абитуриента с высшим образованием, сдавшего все экзамены на «пятерки», не хватает еще одного года послевузовского трудового стажа. Пришлось возвращаться в родной город и доставать справку, чтобы восполнить недостающий год.

Владимир Краснопольский и Валерий Усков поступили во ВГИК на курс документального кино в мастерскую народного артиста СССР Ильи Петровича Копалина. В их дебютной ленте «Вперед лети!», снятой в 1958 году, когда они оба были студентами-второкурсниками, рассказывалось о бригаде коммунистического труда, положившей начало ударному трудовому движению советской молодежи. А на 3-м курсе они сняли еще один документальный фильм – «Тени на тротуарах», который показали по Центральному телевидению. Это был успех, и о молодых документалистах заговорили всерьез: появились публикации в газетах, картину горячо обсуждали и профессиональные кинематографисты, и студенты-вгиковцы.

Через некоторое время режиссеры получили от него приглашение работать на «Мосфильме». Вскоре режиссеры принесли Пырьеву сценарий «Таежный десант», написанный по нашумевшему тогда роману Владимира Орлова «Соленый арбуз» – о строителях железнодорожной трассы Абакан – Тайшет. Это была их первая лента (1965), поставленная на «Мосфильме», где Краснопольский и Усков оказались во Втором объединении «Луч» среди таких мастеров кинематографа, как Лео Арнштам, Константин Воинов, Алексей Салтыков, Леонид Гайдай, Алексей Сахаров, Эльдар Рязанов.

А через 2 года режиссеры сняли одну из лучших своих работ – знаменитый фильм «Неподсуден» (1969), ставший в их творчестве этапным. Во-первых, после «Стюардессы» окончательно стало ясно, что им интересно снимать не только трудовые романтические будни комсомольцев, но и полные драматизма человеческие истории на вечные темы о любви, предательстве, расплате за ложь, обретении счастья. Во-вторых, сами режиссеры поняли, что могут браться за серьезное психологическое кино и работать со звездами – в картине блестяще сыграли Олег Стриженов, Людмила Максакова и Леонид Куравлев.

Спустя год началась работа над семисерийной лентой «Тени исчезают в полдень». Прочитав роман Анатолия Иванова, они тут же решили передать его Пырьеву, который, ознакомившись с книгой, мгновенно высказался в пользу ее экранизации: «Это может быть грандиозная картина, но телевизионная, потому что весь материал не уложить даже в две серии», – и порекомендовал режиссерам обратиться в Объединение телевизионного фильма, где они сразу получили «добро» на экранизацию. Автор романа, которому режиссеры предложили написать сценарий, признался, что никогда этим не занимался. За него это сделал кинодраматург Арнольд Витоль. Иванов же, тоже числившийся в авторах сценария, только внес некоторую правку, кое-что подкорректировав.
«Тени исчезают в полдень» – подробное, неспешное повествование, охватывающее внушительный исторический отрезок жизни страны, связанный со становлением советской власти в Сибири. Его ошеломляющему успеху способствовали в первую очередь замечательные актерские работы. В «Тенях» дебютировал в кино 40-летний провинциальный актер Петр Вельяминов, которому досталась главная роль, колоритной получилась героиня Александры Завьяловой, сыгравшей драму человека, чье время ушло навсегда, убедительны Сергей Яковлев, которого, как и Вельяминова, режиссеры открыли для кино, и Борис Новиков.

Вслед за лентой «Тени исчезают в полдень» состоялся еще один проект по роману Анатолия Иванова – «Вечный зов» (1976). Реализовать его очень хотел актер и режиссер Евгений Матвеев, пытавшийся перетянуть писателя на свою сторону и намеревавшийся одновременно сыграть там главную роль, что, как он считал, предсказуемо обеспечит фильму огромную аудиторию. Но Иванов был непреклонен: «Нет, Евгений Семенович, я своих друзей не бросаю», – сказал он Матвееву, имея в виду Краснопольского и Ускова. «Вечный зов» – историческая мелодрама о династии братьев Савельевых, своеобразная художественная хроника жизни сибиряков, на долю которых выпали 3 войны, революция, становление нового строя и все те драматические события, которыми так богат был прошлый век.

В 1979 году на экраны вышла кинодилогия «Отец и сын» – об истории восстановления советской власти в Сибири. В этом фильме главную роль блестяще сыграл Вадим Спиридонов, продемонстрировавший свое актерское мастерство. Если в «Вечном зове» его герой был непримиримым врагом советской власти, то здесь актер перевоплотился в прямо противоположный образ вожака коммуны. Роль его сына убедительно создал на экране Алексей Серебряков.

Тогда же появился замысел исторической ленты «Ермак», на которую с длительными перерывами ушло порядка 10 лет. Работа на «Мосфильме» над «Ермаком», где свою последнюю роль – Ивана Грозного – сыграл Евгений Евстигнеев, началась как раз в трудный период, который переживал отечественный кинематограф, наконец-то обретший желанную независимость, обернувшуюся жесточайшим финансовым, жанровым и, если можно так выразиться, духовным кризисом, наступившим одновременно с крахом устоявшихся ценностей. Любопытно, что крупнейший продюсер мирового кинематографа Дино де Лаурентис, заинтересовавшись сценарием «Ермака», предложил Краснопольскому и Ускову осуществить постановку этой картины совместно с киноконцерном «Мосфильм». Наверняка из проекта мог бы получиться блокбастер, в считанные дни окупивший все затраты. Но перед режиссерами было поставлено условие: снять в главной роли американского актера Дольфа Лунгрена. Однако они не могли себе представить, чтобы американец смог сыграть эту роль, вместив в нее душу русского человека, тем более такой значительной фигуры, как Ермак, в натуре которого соединились и героизм, и жестокость, и трагическая жертвенность. Именно таким он получился у Виктора Степанова.

В 2000 году нашелся сценарий, который их заинтересовал. В результате на НТВ вышел сериал «Сыщики-1», завоевавший зрительские симпатии. (Его герои в исполнении Бориса Щербакова и Сергея Степанченко и сегодня продолжают свою жизнь в сериалах «Сыщики-2» и «Сыщики-3», снятых уже другими режиссерами.) И это можно назвать новым этапом творческой жизни Краснопольского и Ускова, которые органично вписались в нынешнюю ситуацию «индустриального» кино. Вслед за «Сыщиками» они сняли сериал «Нина», затем «Две судьбы», «Провинциалы», «Сыщик без лицензии», «Подари мне жизнь», российско-израильскую картину «Под небом Вероны», продолжение «Двух судеб» – «Две судьбы–2».

По-прежнему их творчество востребовано, любой из созданных ими сериалов, вышедших в эфир, превращается в телехит, собирая у экранов колоссальную аудиторию, о чем свидетельствуют высокие рейтинги. Секрет всеобщей зрительской любви к творчеству Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, по-видимому, в том, что они всегда старались донести до зрителей простую мысль, которую, перефразируя классика, можно сформулировать как «доброта спасет мир», – это есть в каждом их фильме. А их личный девиз – «Умирает не тот, кто устал, а тот, кто остановился». Они – не останавливаются.

Живет и работает в Москве.

23 сентября режиссер Владимир Краснопольский скончался на 90-м году жизни, сообщили в Союзе кинематографистов РФ.

"На 90-м году жизни не стало нашего друга и коллеги, (...) режиссера игрового кино Владимира Аркадьевича Краснопольского", - говорится в сообщении на сайте союза.
Режиссер
2016 Экспроприатор (сериал)
2016 Выйти замуж за Пушкина (сериал)
2015 Смешная жизнь (сериал)
2014 Дом с лилиями (сериал)
2014 Всем всего хорошего (ТВ)
2013 Любовь - не картошка (сериал)
2012 Дело следователя Никитина (мини-сериал)
2012 Санта Лючия (сериал)
2011 Манна небесная (сериал)
2011 На солнечной стороне улицы (сериал)
2010 Женить миллионера! (мини-сериал)
2009 Вольф Мессинг: Видевший сквозь время (сериал)
2008 Ермоловы (сериал)
2008 Две судьбы. Новая жизнь (сериал)
2007 Паутина (сериал)
2007 Капкан (сериал)
2006 Две судьбы 4: Похищение (сериал)
2005 Под небом Вероны (сериал)
2005 Две судьбы 3: Золотая клетка (сериал)
2005 Две судьбы 2: Голубая кровь (сериал)
2003 Сыщик без лицензии (сериал)
2003 Подари мне жизнь (сериал)
2002 Провинциалы (сериал)
2002 Две судьбы (сериал)
2001 – ... Сыщики (сериал)
2001 Нина. Расплата за любовь (мини-сериал)
1996 Ермак
1995 Воровка (ТВ)
1991 Ночные забавы
1985 Соучастие в убийстве
1979 Отец и сын
1973 – 1983 Вечный зов (сериал)
1971 Тени исчезают в полдень (сериал)
1969 Неподсуден
1968 Времена года (ТВ, короткометражный)
1967 Стюардесса (ТВ, короткометражный)
1965 Таежный десант
1963 Самый медленный поезд
1960 Тени на тротуарах (документальный)
Сценарист
1996 Ермак
1985 Соучастие в убийстве
1965 Таежный десант
Фильмография
1991 Ночные забавы ... посетитель ресторана
1968 Времена года (ТВ, короткометражный) ... гость в будке чистильщика
Продюсер
2010 Женить миллионера! (мини-сериал)
1996 Ермак
Награды и премии
2013 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
2004 Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
1997 Орден Почёта
1983 Народный артист РСФСР
1980 Премия Ленинского комсомола
1979 Государственная премия СССР
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions