С участием персоны 3 раздач
Краткая биография
Имя: Артур Адольфович Цивилько
Псевдоним: Артур Сергеевич Макаров
Дата рождения: 22 июня, 1931 | рак
Место рождения: Ленинград, СССР
Дата смерти: 3 октября, 1995 | 64 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Писатель, сценарист, актер
Жанр: Драма, приключения, боевик
Супруга: Мила Макарова
Псевдоним: Артур Сергеевич Макаров
Дата рождения: 22 июня, 1931 | рак
Место рождения: Ленинград, СССР
Дата смерти: 3 октября, 1995 | 64 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Писатель, сценарист, актер
Жанр: Драма, приключения, боевик
Супруга: Мила Макарова
Биография
Макаров Артур Сергеевич (наст. Артур Адольфович Цивилько) - советский писатель киносценарист, актёр.
Семья
Артур Макаров родился 22 июня 1931 года в интернациональной семье. Его отец был немец, который жил и работал в России, а мать – русская, родная сестра Тамары Макаровой – известной актрисы и супруги кинорежиссера Сергея Герасимова. С началом Великой Отечественной войны отец Макарова, предвидя гонения на немцев, предложил своим близким уехать в Германию. Но те отказались. В итоге отец уехал, а его жена была подвергнута репрессиям. Артуру грозила отправка в детский дом, но тут в дело вмешалась его родная тетя – Тамара Макарова взяла мальчика в свою семью (позднее Макаров поменяет свое отчество на Сергеевич).
Ранние годы
Поскольку приемные родители Артура были людьми весьма занятыми – они преподавали во ВГИКе, а все свободное время посвящали съемкам кинофильмов, то уделять много времени мальчику они не могли. Поэтому Макарова воспитывала улица, которая определила его характер на все последующие годы. Чтобы никому не давать себя в обиду, Макаров записался в секцию бокса и быстро стал там одним из лучших учеников. В 13 лет он также мастерски научился играть в карты (его наставником в этом деле был сын известного кинорежиссера Михаила Калатозова - Георгий). Однако параллельно с этим Макаров всерьез увлекся сочинительством и уже в старших классах средней школы показывал задатки неплохого литератора. А поскольку его приемные родители имели отношение к кино, он тоже решил идти по их стопам. И когда в 1948 году закончил школу, отправился поступать на сценарный факультет ВГИКа, принеся туда один из своих рассказов. Однако во ВГИК его не приняли, посоветовав идти в литературный.
На пути к большой литературе и "золотая молодёжь"
Позднее Макаров поступил в Ленинградский литературный институт и перевёлся в Москву. Но учеба Макарова длилась всего лишь год. Его отчислили из института, а в справке об отчислении было написано: «за антисоветскую деятельность». Кстати, по этому же делу проходил и другой студент Литинститута – четверокурсник Роберт Рождественский, но его пожалели и дали доучиться. А Макарову пришлось временно забыть про литературу и вновь вернуться в компанию к своим закадычным товарищам. Это была особенная компания, в которую входили разные люди: и так называемая золотая молодежь, и дети рядовых граждан. Компания базировалась в Большом Каретном переулке, но в целом слонялась по всей Москве. Например, одним из любимых мест ее посещения был ресторан «Спорт» рядом с Белорусским вокзалом. Это знаменитое увеселительное место в 50-е: там был не только ресторан, но и пивной бар, а также бильярдный и танцевальные залы, где джаз-оркестр «лабал стиль» (то есть играл запрещенный джаз). Публика там собиралась разномастная, начиная от стиляг и заканчивая «деловыми людьми» (так тогда звали представителей криминального мира). Многих из этих людей Макаров знал лично. Например, вора Яшу Ястреба или евреев-урок с Даниловской слободы (профессиональных «щипачей»).
Однако если в Москве дружба с этими людьми приносила Макарову определенные преимущества, то в других местах это уже не проходило. Однажды он даже чуть не погиб. Дело было в городе Каменске, куда служебная необходимость забросила Макарова в 1953 году. В одном из тамошних ресторанов он повздорил с местной шпаной, и те подкараулили его в темной подворотне и стали избивать. Силы были явно неравными: Макарову противостояли сразу восемь парней. Поэтому победа осталась на их стороне: Макарову пробили череп в двух местах и несколько раз ударили ножом. Только благодаря отменному здоровью и занятиям спортом ему удалось выжить после этого побоища. Чуть позже Макаров рассказал эту историю своему другу Владимиру Высоцкому, и тот написал песню «В тот вечер я не пил, не пел...».
Высоцкий попал в компанию Артура Макарова в самом конце 40-х, когда вернулся с отцом и мачехой из Германии и стал жить в Большом Каретном. Он был самым младшим в этой компании, поэтому и кличку получил соответствующую – «шванц», или «хвостик», поскольку везде волочился за старшими ребятами. Именно там Высоцкий стал исполнять свои первые песни под гитару, и несколько песен были посвящены членам компании. Так, Артур Макаров удостоился песни «Лежит камень в степи».
В компанию с Большого Каретного в разное время были вхожи разные люди, многие из которых впоследствии стали очень знаменитыми. О Владимире Высоцком уже говорилось, а среди других имен назовем следующие: Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Олег Стриженов. Однако костяк компании оставался неизменным на протяжении многих лет. У компании, которая именовалась не иначе как «Королевство», был даже свой официальный свод законов, и каждый из ее участников имел свой титул. Королем был провозглашен Артур Макаров (в компании его звали Арчик, а уменьшительно – Арч-первый), а остальные имели титулы сановников: Олег Халимонов был начальником королевской гвардии, Владимир Высоцкий – главным трубадуром, Андрей Тарковский – магистром искусств, Георгий Калатозошвили – королевским прокурором и т. д.
Писатель
Во второй половине 50-х, когда началась хрущевская «оттепель», нравы в стране несколько смягчились, и Макаров сумел вернуться к любимой профессии. Он восстановился в Литературном институте (на заочном отделении) и вновь взялся за перо. Правда, до публикации собственных произведений дело еще не дошло, но поскольку Макарову надо было кормить семью – молодую жену Людмилу и дочку, – он занялся переводами. В результате за короткое время свет увидели три переведенных им романа, несколько повестей, пьес и стихотворений. В 1962 году он наконец получил диплом об окончании института, однако публиковать собственные произведения все равно не мог, поскольку не состоял ни в каких организациях. Его даже собирались выселить из Москвы как тунеядца. Однако на помощь Макарову пришел главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский, который уговорил молодого писателя вступить в Союз писателей. И Твардовский же чуть позже стал «крестным отцом» Макарова в литературе.
Артур Макаров дебютировал как писатель в августе 1966 года, когда журнал «Новый мир» опубликовал его рассказ «Дома». В октябре появился другой рассказ - «Накануне прощания», которым восторгался Александр Твардовский.
В марте 1967 г. состоялось специальное заседание Секретариата СП СССР, на котором обсуждались "идейно-художественные просчеты и недостатки" журнала "Новый мир". В одном ряду авторов, "односторонне освещавших нашу действительность, обеднявших образ советского человека", упоминались А. СОЛЖЕНИЦЫН, Б. МОЖАЕВ, А. МАКАРОВ.
"Волчий билет" прозаику Макарову был выписан и сохранял силу вплоть до 1982 года, когда в издательстве "Московский рабочий" вышла его первая книга "Много дней без дождя". Следующая - "Накануне прощания", сборник повестей и рассказов - появилась в 1986 году, в издательстве "Современник".
Сценарист
Свое путешествие в мир кино Макаров начал с дальних окраин – с Узбекистана. На тамошней киностудии в соавторстве со своим коллегой Камилем Икрамовым он написал сценарий фильма «Красные пески». Это был типичный вестерн по-советски с уклоном в среднеазиатскую тематику – этакая предтеча «Белого солнца пустыни». И хотя стать вровень с последним этой картине так и не удалось, свое дело она сделала – принесла киностудии неплохую кассу.
Окрыленный этим успехом и гонораром, свалившимся в его руки, Макаров, что называется, закусил удила и родил на свет еще один сценарий вестерна по-советски. Только на этот раз уже не на окраинах родины, а в самом что ни на есть центре – на главной студии страны «Мосфильме». Сегодня этот фильм знают практически все – «Новые приключения неуловимых». Режиссер фильма Эдмонд Кеосаян первую часть трилогии про «неуловимых мстителей» снимал по сценарию Сергея Ермолинского. Однако в процессе работы режиссер и сценарист переругались, и в продолжение фильма Кеосаян своего бывшего соавтора уже не взял. А пригласил Артура Макарова, которого хорошо знал по совместной компании с Большого Каретного (Кеосаян входил в нее вместе со своим другом Левоном Кочаряном).
Настоящий успех пришел к Макарову-сценаристу во второй половине 70-х, когда из-под его пера появилось сразу несколько сценариев, принятых к производству на разных киностудиях страны. Практически все сценарии были на тему деревенской жизни, которую Макаров теперь уже знал изнутри. Один из этих сценариев – «Приезжая» – был даже удостоен первой премии на конкурсе киносценариев, проводимом Госкино и Союзом кинематографистов СССР. Фильм «Приезжая» собрал в прокате 1978 года почти 30 миллионов зрителей, а главную роль в нем сыграла тогдашняя любовь Макарова Жанна Прохоренко.
Друзья, увлечения, личная жизнь
Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным. Шукшин пригласил Макарова исполнить роль вора в законе в фильме «Калина красная». У Артура Макарова проживал приехавший в Москву начинающий художник Илья Глазунов. Артур Макаров был близким другом Владимира Высоцкого, последний называл Артура Макарова в числе самых близких людей. После смерти Высоцкого Артур Макаров продолжал общение и дружбу с его женой Мариной Влади. После похорон Высоцкого Марина попросила Артура стать его душеприказчиком. Макаров занимался изданием пластинок Владимира Семеновича, собирал его записи, помогал Влади работать над сборником «Нерв», причем делал все это абсолютно бескорыстно.
Артур Макаров был страстным охотником и собрал большую коллекцию холодного охотничьего оружия.
Официально Артур Макаров был женат на Миле Макаровой. В конце 1980-х годов писатель сблизился с актрисой Жанной Прохоренко. Не разводясь с женой, он стал жить с Прохоренко гражданским браком.
Трагический конец
Артур Макаров был убит 3 октября 1995 года в квартире Жанны Прохоренко на улице 26 Бакинских Комиссаров в Москве. Его зарезали охотничим ножом. Убийство носило очевидный криминальный характер и было связано с бизнесом, которым в последние годы жизни занимался Артур Макаров (изготовление ювелирных изделий и огранка якутских алмазов). Вскоре удалось выяснить, что из квартиры исчезли коллекция уникального холодного оружия, несколько картин (их вырезали прямо из рам) и деньги из потайного сейфа.
Как установило следствие, Макаров был убит накануне в два часа ночи. Судя по всему, он сам впустил в дом своих гостей или же вошел туда вместе с ними, поскольку какие-либо следы взлома двери отсутствовали. Из этого следовало, что убийцы или близкие знакомые, или же друзья сценариста. Но кто именно, установить так и не удалось.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Через два года после гибели Макарова скончалась его приёмная мать - Тамара Макарова.
Семья
Артур Макаров родился 22 июня 1931 года в интернациональной семье. Его отец был немец, который жил и работал в России, а мать – русская, родная сестра Тамары Макаровой – известной актрисы и супруги кинорежиссера Сергея Герасимова. С началом Великой Отечественной войны отец Макарова, предвидя гонения на немцев, предложил своим близким уехать в Германию. Но те отказались. В итоге отец уехал, а его жена была подвергнута репрессиям. Артуру грозила отправка в детский дом, но тут в дело вмешалась его родная тетя – Тамара Макарова взяла мальчика в свою семью (позднее Макаров поменяет свое отчество на Сергеевич).
Ранние годы
Поскольку приемные родители Артура были людьми весьма занятыми – они преподавали во ВГИКе, а все свободное время посвящали съемкам кинофильмов, то уделять много времени мальчику они не могли. Поэтому Макарова воспитывала улица, которая определила его характер на все последующие годы. Чтобы никому не давать себя в обиду, Макаров записался в секцию бокса и быстро стал там одним из лучших учеников. В 13 лет он также мастерски научился играть в карты (его наставником в этом деле был сын известного кинорежиссера Михаила Калатозова - Георгий). Однако параллельно с этим Макаров всерьез увлекся сочинительством и уже в старших классах средней школы показывал задатки неплохого литератора. А поскольку его приемные родители имели отношение к кино, он тоже решил идти по их стопам. И когда в 1948 году закончил школу, отправился поступать на сценарный факультет ВГИКа, принеся туда один из своих рассказов. Однако во ВГИК его не приняли, посоветовав идти в литературный.
На пути к большой литературе и "золотая молодёжь"
Позднее Макаров поступил в Ленинградский литературный институт и перевёлся в Москву. Но учеба Макарова длилась всего лишь год. Его отчислили из института, а в справке об отчислении было написано: «за антисоветскую деятельность». Кстати, по этому же делу проходил и другой студент Литинститута – четверокурсник Роберт Рождественский, но его пожалели и дали доучиться. А Макарову пришлось временно забыть про литературу и вновь вернуться в компанию к своим закадычным товарищам. Это была особенная компания, в которую входили разные люди: и так называемая золотая молодежь, и дети рядовых граждан. Компания базировалась в Большом Каретном переулке, но в целом слонялась по всей Москве. Например, одним из любимых мест ее посещения был ресторан «Спорт» рядом с Белорусским вокзалом. Это знаменитое увеселительное место в 50-е: там был не только ресторан, но и пивной бар, а также бильярдный и танцевальные залы, где джаз-оркестр «лабал стиль» (то есть играл запрещенный джаз). Публика там собиралась разномастная, начиная от стиляг и заканчивая «деловыми людьми» (так тогда звали представителей криминального мира). Многих из этих людей Макаров знал лично. Например, вора Яшу Ястреба или евреев-урок с Даниловской слободы (профессиональных «щипачей»).
Однако если в Москве дружба с этими людьми приносила Макарову определенные преимущества, то в других местах это уже не проходило. Однажды он даже чуть не погиб. Дело было в городе Каменске, куда служебная необходимость забросила Макарова в 1953 году. В одном из тамошних ресторанов он повздорил с местной шпаной, и те подкараулили его в темной подворотне и стали избивать. Силы были явно неравными: Макарову противостояли сразу восемь парней. Поэтому победа осталась на их стороне: Макарову пробили череп в двух местах и несколько раз ударили ножом. Только благодаря отменному здоровью и занятиям спортом ему удалось выжить после этого побоища. Чуть позже Макаров рассказал эту историю своему другу Владимиру Высоцкому, и тот написал песню «В тот вечер я не пил, не пел...».
Высоцкий попал в компанию Артура Макарова в самом конце 40-х, когда вернулся с отцом и мачехой из Германии и стал жить в Большом Каретном. Он был самым младшим в этой компании, поэтому и кличку получил соответствующую – «шванц», или «хвостик», поскольку везде волочился за старшими ребятами. Именно там Высоцкий стал исполнять свои первые песни под гитару, и несколько песен были посвящены членам компании. Так, Артур Макаров удостоился песни «Лежит камень в степи».
В компанию с Большого Каретного в разное время были вхожи разные люди, многие из которых впоследствии стали очень знаменитыми. О Владимире Высоцком уже говорилось, а среди других имен назовем следующие: Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Олег Стриженов. Однако костяк компании оставался неизменным на протяжении многих лет. У компании, которая именовалась не иначе как «Королевство», был даже свой официальный свод законов, и каждый из ее участников имел свой титул. Королем был провозглашен Артур Макаров (в компании его звали Арчик, а уменьшительно – Арч-первый), а остальные имели титулы сановников: Олег Халимонов был начальником королевской гвардии, Владимир Высоцкий – главным трубадуром, Андрей Тарковский – магистром искусств, Георгий Калатозошвили – королевским прокурором и т. д.
Писатель
Во второй половине 50-х, когда началась хрущевская «оттепель», нравы в стране несколько смягчились, и Макаров сумел вернуться к любимой профессии. Он восстановился в Литературном институте (на заочном отделении) и вновь взялся за перо. Правда, до публикации собственных произведений дело еще не дошло, но поскольку Макарову надо было кормить семью – молодую жену Людмилу и дочку, – он занялся переводами. В результате за короткое время свет увидели три переведенных им романа, несколько повестей, пьес и стихотворений. В 1962 году он наконец получил диплом об окончании института, однако публиковать собственные произведения все равно не мог, поскольку не состоял ни в каких организациях. Его даже собирались выселить из Москвы как тунеядца. Однако на помощь Макарову пришел главный редактор «Нового мира» Александр Твардовский, который уговорил молодого писателя вступить в Союз писателей. И Твардовский же чуть позже стал «крестным отцом» Макарова в литературе.
Артур Макаров дебютировал как писатель в августе 1966 года, когда журнал «Новый мир» опубликовал его рассказ «Дома». В октябре появился другой рассказ - «Накануне прощания», которым восторгался Александр Твардовский.
В марте 1967 г. состоялось специальное заседание Секретариата СП СССР, на котором обсуждались "идейно-художественные просчеты и недостатки" журнала "Новый мир". В одном ряду авторов, "односторонне освещавших нашу действительность, обеднявших образ советского человека", упоминались А. СОЛЖЕНИЦЫН, Б. МОЖАЕВ, А. МАКАРОВ.
"Волчий билет" прозаику Макарову был выписан и сохранял силу вплоть до 1982 года, когда в издательстве "Московский рабочий" вышла его первая книга "Много дней без дождя". Следующая - "Накануне прощания", сборник повестей и рассказов - появилась в 1986 году, в издательстве "Современник".
Сценарист
Свое путешествие в мир кино Макаров начал с дальних окраин – с Узбекистана. На тамошней киностудии в соавторстве со своим коллегой Камилем Икрамовым он написал сценарий фильма «Красные пески». Это был типичный вестерн по-советски с уклоном в среднеазиатскую тематику – этакая предтеча «Белого солнца пустыни». И хотя стать вровень с последним этой картине так и не удалось, свое дело она сделала – принесла киностудии неплохую кассу.
Окрыленный этим успехом и гонораром, свалившимся в его руки, Макаров, что называется, закусил удила и родил на свет еще один сценарий вестерна по-советски. Только на этот раз уже не на окраинах родины, а в самом что ни на есть центре – на главной студии страны «Мосфильме». Сегодня этот фильм знают практически все – «Новые приключения неуловимых». Режиссер фильма Эдмонд Кеосаян первую часть трилогии про «неуловимых мстителей» снимал по сценарию Сергея Ермолинского. Однако в процессе работы режиссер и сценарист переругались, и в продолжение фильма Кеосаян своего бывшего соавтора уже не взял. А пригласил Артура Макарова, которого хорошо знал по совместной компании с Большого Каретного (Кеосаян входил в нее вместе со своим другом Левоном Кочаряном).
Настоящий успех пришел к Макарову-сценаристу во второй половине 70-х, когда из-под его пера появилось сразу несколько сценариев, принятых к производству на разных киностудиях страны. Практически все сценарии были на тему деревенской жизни, которую Макаров теперь уже знал изнутри. Один из этих сценариев – «Приезжая» – был даже удостоен первой премии на конкурсе киносценариев, проводимом Госкино и Союзом кинематографистов СССР. Фильм «Приезжая» собрал в прокате 1978 года почти 30 миллионов зрителей, а главную роль в нем сыграла тогдашняя любовь Макарова Жанна Прохоренко.
Друзья, увлечения, личная жизнь
Артур Макаров дружил с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным. Шукшин пригласил Макарова исполнить роль вора в законе в фильме «Калина красная». У Артура Макарова проживал приехавший в Москву начинающий художник Илья Глазунов. Артур Макаров был близким другом Владимира Высоцкого, последний называл Артура Макарова в числе самых близких людей. После смерти Высоцкого Артур Макаров продолжал общение и дружбу с его женой Мариной Влади. После похорон Высоцкого Марина попросила Артура стать его душеприказчиком. Макаров занимался изданием пластинок Владимира Семеновича, собирал его записи, помогал Влади работать над сборником «Нерв», причем делал все это абсолютно бескорыстно.
Артур Макаров был страстным охотником и собрал большую коллекцию холодного охотничьего оружия.
Официально Артур Макаров был женат на Миле Макаровой. В конце 1980-х годов писатель сблизился с актрисой Жанной Прохоренко. Не разводясь с женой, он стал жить с Прохоренко гражданским браком.
Трагический конец
Артур Макаров был убит 3 октября 1995 года в квартире Жанны Прохоренко на улице 26 Бакинских Комиссаров в Москве. Его зарезали охотничим ножом. Убийство носило очевидный криминальный характер и было связано с бизнесом, которым в последние годы жизни занимался Артур Макаров (изготовление ювелирных изделий и огранка якутских алмазов). Вскоре удалось выяснить, что из квартиры исчезли коллекция уникального холодного оружия, несколько картин (их вырезали прямо из рам) и деньги из потайного сейфа.
Как установило следствие, Макаров был убит накануне в два часа ночи. Судя по всему, он сам впустил в дом своих гостей или же вошел туда вместе с ними, поскольку какие-либо следы взлома двери отсутствовали. Из этого следовало, что убийцы или близкие знакомые, или же друзья сценариста. Но кто именно, установить так и не удалось.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Через два года после гибели Макарова скончалась его приёмная мать - Тамара Макарова.
Библиография
Книги
"Много дней без дождя"
"Накануне прощания"
"Повести и рассказы"
Повести
"На новом месте"
"Дома"
"Былая весна"
"Жарким летом"
"На родной земле"
"Много дней без дождя"
"Будь готов к неожиданностям"
"Аукцион начнётся вовремя"
"«Соболь» оставляет след"
"Пять летних дней"
Рассказы
"Ненастье"
"Выезд в город"
"Накануне прощания"
"Придурки"
"Давнее счастье"
"Светлая пасха"
"Возвращение домой"
"Праздник как праздник"
"С субботы на воскресенье"
"Много дней без дождя"
"Накануне прощания"
"Повести и рассказы"
Повести
"На новом месте"
"Дома"
"Былая весна"
"Жарким летом"
"На родной земле"
"Много дней без дождя"
"Будь готов к неожиданностям"
"Аукцион начнётся вовремя"
"«Соболь» оставляет след"
"Пять летних дней"
Рассказы
"Ненастье"
"Выезд в город"
"Накануне прощания"
"Придурки"
"Давнее счастье"
"Светлая пасха"
"Возвращение домой"
"Праздник как праздник"
"С субботы на воскресенье"
Сценарист
1993 Постскриптум (документальный)
1992 Три дня вне закона
1991 Кровь за кровь
1991 Пьющие кровь
1985 Порох
1984 Колье Шарлотты (мини-сериал)
1984 Ольга и Константин
1983 Пароль «Отель Регина»
1981 Три дня праздника
1981 Встреча у высоких снегов (мини-сериал)
1981 Служа отечеству
1980 Девушка из легенды (ТВ)
1980 Шальная пуля
1979 Родное дело
1979 Последняя охота
1979 По следу властелина
1978 На новом месте
1978 Близкая даль
1978 Кавказская повесть
1977 Золотая мина (ТВ)
1977 Приезжая
1971 Горячие тропы
1971 Неожиданное рядом
1968 Один шанс из тысячи
1968 Новые приключения неуловимых
1968 Красные пески
1992 Три дня вне закона
1991 Кровь за кровь
1991 Пьющие кровь
1985 Порох
1984 Колье Шарлотты (мини-сериал)
1984 Ольга и Константин
1983 Пароль «Отель Регина»
1981 Три дня праздника
1981 Встреча у высоких снегов (мини-сериал)
1981 Служа отечеству
1980 Девушка из легенды (ТВ)
1980 Шальная пуля
1979 Родное дело
1979 Последняя охота
1979 По следу властелина
1978 На новом месте
1978 Близкая даль
1978 Кавказская повесть
1977 Золотая мина (ТВ)
1977 Приезжая
1971 Горячие тропы
1971 Неожиданное рядом
1968 Один шанс из тысячи
1968 Новые приключения неуловимых
1968 Красные пески
Фильмография
1977 Смешные люди!
1973 Калина красная ... Бузя, член «воровской малины»
1968 Красные пески
1965 Погоня
1973 Калина красная ... Бузя, член «воровской малины»
1968 Красные пески
1965 Погоня
Награды и премии
Лауреат Государственной премии Узбекской ССР