Персоны :: Теодор Курентзис

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал21.01.2022 в 15:21
  • fan90
  • Ред.24.02.2023 в 13:09
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Θεόδωρος Κουρεντζής
Дата рождения: 24 февраля, 1972 | рыбы
Место рождения: Афины, Греция
Карьера: Актёр, дирижёр
Жанр: Классическая музыка
Биография
Теодор Курентзис - российский дирижёр греческого происхождения, музыкант, актёр, поэт. Создатель и художественный руководитель оркестра и хора "MusicAeterna", главный дирижёр Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии, художественный руководитель Дягилевского фестиваля.

Ранние годы

Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 года в Афинах в музыкальной семье. Мать - пианистка, брат Вангелино - композитор и пианист. С четырёх лет обучался игре на фортепиано, а с семи - на скрипке. В возрасте 12 лет поступил в Национальную консерваторию Греции, где обучался на факультетах струнных инструментов и теоретическом, которые окончил в 1987-м и 1989-м годах соответственно. Изучал композицию у Георгия Хаджиникоса и Б. Шрека, и вокал у Диона Ариваса. Продолжил обучение в Афинской Академии у профессора Костаса Паскалиаса, а позже посещал мастер-классы Габоша Габора. В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.

Карьера

В 1994 году переехал в Россию, Санкт-Петербург, чтобы учиться дирижированию в Петербургской консерватории у дирижёра Ильи Мусина.

С 2004-го по 2010-й гг. - главный дирижёр Новосибирского театра оперы и балета, где основал оркестр и хор "MusicAeterna". С 2011-го по 2019-й гг. был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми, куда перевёз "MusicAeterna". По мнению критика Дмитрия Ренанского, благодаря работе Курентзиса в годы «пермской культурной революции» за Пермью закрепился статус третьей музыкальной столицы России. В 2019 году сделал "MusicAeterna" независимым коллективом и перевёз его в Санкт-Петербург, разместив в Доме Радио.

В 2018 году Курентзис создал хор "MusicAeterna Byzantina", специализирующийся на исполнении византийской музыки.

С начала сезона 2018/2019 стал главным дирижёром Оркестра Юго-Западного радио Германии.

Сотрудничал с оркестрами «Виртуозы Москвы», БСО, РНО, ГАСО, «Новая Россия». Принимал участие в концертных программах Оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, Оркестра Мариинского театра. Сотрудничает с европейскими оркестрами - Берлинский филармонический оркестр, Венский симфонический оркестр, Венский филармонический оркестр, Фрайбургский барочный оркестр, камерный оркестр Зальцбурга «Camerata Salzburg Mahler Chamber Orchestra».

Регулярно участвует в международных фестивалях, таких как: Зальцбургский фестиваль (Австрия), Люцернский фестиваль (Швейцария), RUHRtriennale (Германия), Экс-ан-Прованский оперный фестиваль (Франция), Klara Festival (Бельгия).

Один из создателей международного фестиваля-школы современного искусства "Территория", основанного в 2006 году. С 2012 года - художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля, который проводится в Перми, городе, где прошло детство импресарио Сергея Дягилева.

С 2014 года у Курентзиса подписан эксклюзивный контракт с одним из лейблов "большой тройки" музыкальной индустрии - "Sony Classical".

Творчество

Курентзиса называют неординарным дирижёром, способным даже самый известный музыкальный материал интерпретировать по-новому. «Не ожидайте ничего похожего на то, что вы слышали» - так анонсировала "The Times" концерт Курентзиса с "MusicAeterna" летом 2018 года.

Курентзис первым в России начал внедрять принципы исторически информированного исполнительства - направления в исполнительском искусстве, стремящегося точно воссоздать звучание музыки прошлого за счёт игры именно на тех инструментах, для которых она была написана (например, на смычковых с жильными струнами) в соответствии с принятой в ту или иную эпоху эстетикой и правилами игры.

Аутентистский подход, требующий особой и супервысокой профессионализации, которому в консерваториях практически не учат, у Курентзиса каким-то чудом сразу начал давать необычный эффект: любая музыка любых эпох стала казаться остросовременной, а современная приобретала вневременные качества.

Курентзис обновил традиционный для российского музыкального театра репертуар. С "MusicAeterna" он работает над средневековой духовной музыкой, барочными операми, экспериментальными сочинениями современных авангардных авторов, в том числе и написанными по его заказу, как, например, хоровая опера «Tristia» Филиппа Эрсана (2016), опера «Cantos» Алексея Сюмака (2016), скрипичный концерт Сергея Невского (2015), опера «Носферату» Курляндского (2014).

В качестве постановщика Курентзис сотрудничает с ведущими мастерами западной сцены: Робертом Уилсоном, Ромео Кастеллуччи, Питером Селларсом, Теодороcoм Терзопулосом. Совместно с Селларсом он создал диптих «Иоланта»/«Персефона», представленный в 2012-м году в Королевском театре Мадрида, и оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев» (2013), вышедшую на DVD на лейбле "Sony Classical" и получившую премию "ECHO Classik award".

В 2017-м году совместная постановка Курентзиса и Селларса открыла оперную программу Зальцбургского фестиваля: коллектив из России выступил в такой роли впервые. С тех пор "MusicAeterna" стал постоянным участником фестиваля: в 2018 году был исполнен полный цикл симфоний Бетховена, а в 2019 году - опера «Идоменей» (совместно с Селларсом и Фрайбургским барочным оркестром).

Также совместно с Робертом Уилсоном Курентзис поставил в 2016 году оперу «Травиата». Постановка была признана главным событием театрального сезона 2016/2017 в России, получив три награды Национальной премии «Золотая маска». Премьера драматической оратории «Жанна на костре», поставленной Курентзисом и Кастеллуччи, состоялась в 2018 году, став обладателем двух «Золотых масок».

Среди других ключевых постановок в карьере Курентзиса - «Пассажирка» Вайнберга с Венским симфоническим оркестром в Брегенце (2010), «Леди Макбет Мценского уезда» (2012), «Макбет» Верди (2016) в Цюрихе и «Золото Рейна» Вагнера (2015, Бохум).

Гражданская позиция

Ещё будучи в Новосибирске, подал заявку на получение российского гражданства, которая была удовлетворена весной 2014 года.

В начале апреля 2015 года опубликовал открытое письмо, в котором выразил беспокойство по поводу решения министерства культуры о снятии с должности директора Новосибирского Государственного театра оперы и балета, Бориса Мездрича:

«Сложно представить, что есть люди, которые настолько устали от свободной России, что скучают по стукачеству и репрессиям советского прошлого... Выходит, страшные уроки истории нас ничему не научили... Не значит ли это, что наступают времена, когда свободно творить мы сможем только за пределами нашей страны? Ну а здесь будут играться только правительственные концерты и музыка, которую заказывает начальник в соответствии со своими вкусами?»

В августе 2017 года поддержал Кирилла Серебренникова, обвинённого в хищениях:

«Интеллигентного человека, не оказывающего сопротивления, хватают и уводят в тюрьму люди в масках, как преступника. Такое грубое обращение и предвзятое отношение к художнику недопустимо. Это дискредитирует саму систему правосудия в нашей стране. Если так будет продолжаться, режиссёры будут бояться делать свою работу, которая требует свободы высказывания и поиска нового языка. А если государственная система лишится доверия, мы пропали».

В июне 2018 года, в программе Владимира Познера, дирижёр так прокомментировал свои заявления:

«Я не писал письма, чтобы оказать влияние на министерство культуры. Я писал их ради человеческой поддержки тем людям, которым она была необходима. Я не занимаюсь политикой, мне она неинтересна. Последние три тысячи лет ничего не изменилось в политическом мире. И я не испытываю надежды. Проблема в человеке».

В этом же интервью Теодор Курентзис рассказал, почему он выбрал Россию в качестве своего дома:

«Я люблю Россию, людей. Мне здесь лучше, чем в Германии. То, что говорят про русскую душу, не сказки. Мы много ночей с друзьями на кухне решали мировые проблемы. Это очень утопическая страна».

По материалам Википедии
Фильмография
2020 План Б (документальный)
2018 Язык нашей мечты - дирижёр Теодор Курентзис (документальный)
2018 Здесь пахнет ладаном (документальный)
2013 Conduction (документальный)
2009 Дау ... Лев Ландау
Награды и премии
2019 Премия Бременского музыкального фестиваля
2018 Орден Феникса
2018 Премия "Opera Awards"
2018 Национальная театральная премия "Золотая маска" (в двух номинациях)
2017 Национальная театральная премия "Золотая маска"
2016 Премия KAIROS-Preis
2015 Национальная театральная премия "Золотая маска"
2013 Строгановская премия
2013 Национальная театральная премия "Золотая маска" (в двух номинациях)
2011 Национальная театральная премия "Золотая маска"
2008 Орден Дружбы
2008 Национальная театральная премия "Золотая маска"
2007 Национальная театральная премия "Золотая маска"
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions