С участием персоны 40 раздач
Краткая биография
Имя: Елена Александровна Кузьмина
Дата рождения: 17 февраля, 1909 | водолей
Место рождения: Тифлис, Россия (Тбилиси, Грузия)
Дата смерти: 15 октября, 1979 | 70 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, военный, история
Супруг: Борис Барнет (развод, один ребёнок), Михаил Ромм (умер)
Дата рождения: 17 февраля, 1909 | водолей
Место рождения: Тифлис, Россия (Тбилиси, Грузия)
Дата смерти: 15 октября, 1979 | 70 лет
Место смерти: Москва, СССР (Россия)
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, военный, история
Супруг: Борис Барнет (развод, один ребёнок), Михаил Ромм (умер)
Биография
Елена Александровна Кузьмина родилась в Тифлисе 17 февраля 1909 года. В 16 лет Лёля (так называли её все, кто знал) приехала в Москву из родного города учиться «на артистку». В заявлении она написала, что ей 18 лет, члены приёмной комиссии киномастерской ФЭКСа (фабрика эксцентрического актера) в это не поверили, но экзамены сдавать разрешили. Кузьмина очень боялась поступать, но желание стать звездой экрана было так велико, что она, пересилив себя, смело шагнула в заветную комнату, услышав свою фамилию.
В платье из синей тафты, которое они с мамой шили накануне отъезда в Москву, Леля чувствовала себя неуютно. Она в жизни не носила такие «изысканные вещи». А причёска? Какое-то воронье гнездо... И всё ради славы.
«Почему же вы решили поступать к нам?» – спросили Кузьмину в комиссии. Она пожала плечами, потом ответила: «Хочу. Вы же стали артистами». «Ну, хорошо, – улыбнулся кто-то, разглядывая с интересом красную от волнения Лёлю, – этюд сможете показать? Представьте себя в тёмной комнате...» Лёля огорчённо ответила: «Если бы я умела... Я же учиться пришла».
Позже, когда Кузьмина постигала основы актёрского искусства у мастеров ФЭКСа Григория Козинцева и Леонида Трауберга, ей казалось, что педагоги ею недовольны. Правда, иногда Козинцев внимательно разглядывал ученицу, как всегда насвистывая себе что-то под нос. А Леонид Трауберг вежливо говорил: «Лёля, вы очень хорошо показываете этюды, продолжайте в том же духе...». И совсем стало невероятным для неё, когда оба её учителя пригласили Кузьмину в свой фильм «Новый Вавилон», который рассказывал о последних днях Парижской коммуны.
Кузьмина играла роль продавщицы Луизы, которая оказалась в центре политических событий. Съёмки проходили в Одессе. Всё вокруг горело и грохотало, свистели пули и сыпались камни. Во время пожара на баррикаде Лёле стало плохо, она чуть не упала в обморок. Но Козинцев требовал переснять эпизод, и Кузьмина смело бросилась в дым и пламя. Спустя годы, Козинцев в своих воспоминаниях отметил «смелость игры актрисы Кузьминой».
А сама Лёля, посмотрев фильм, напишет в своём дневнике, что более страшной актрисы представить себе не могла. Конечно, она знала, что ей далеко до Веры Холодной или Мэри Пикфорд. Но почему у неё такой испуганный вид, тощая фигура... Красивые актрисы Кузьминой никогда не нравились, от них веяло ненатуральностью. Но её вид – это просто какой-то ужас! Может, стоит оставить кино? Вот и бабушка с мамой зовут в Тифлис, обещают научить шить.
Пока Кузьмина решала, как поступить со своей актёрской судьбой, Козинцев и Трауберг предложили ей новую роль в фильме «Одна», где главная героиня-учительница, которую должна была играть Лёля, вступает в борьбу с кулаками. И Кузьмина засветилась от счастья. Она не признавала в работе слов «не хочу», «не могу», «боюсь» или «нет сил». Как только картина была снята, пришло распоряжение из Москвы об озвучивании фильма.
«Немой» учительнице пришлось заговорить, как и другим героям фильма, чтобы наполнить его звуками. Впоследствии роль Кузьминой была переозвучена актрисой Марией Бабановой.
Через два года после выхода на экран фильма «Одна» режиссёр Борис Васильевич Барнет решил снять кинокартину «Окраина» и предложил главную роль Лёле Кузьминой, в которую был влюблён. Барнет был старше Кузьминой на 7 лет. Он был красив и обаятелен. После окончания гражданской войны, где Борис был санитаром, он поступил в школу физического образования, его увлёк бокс, он даже несколько раз выступал на ринге. Но потом Барнет передумал и стал учиться в киношколе у известного режиссёра Льва Кулешова.
До встречи с Кузьминой Барнет снял фильмы «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной» и «Москва в Октябре». Кузьмина хотела сниматься у Барнета, но она предложила ему другой вариант сценария. Они поругались, но Борис был счастлив. Именно о такой жене он всегда и мечтал...
Лёля, став женой Бориса Барнета, родила дочь, сыграла ещё в одном его фильме – «У самого синего моря», роль рыбачки Маши. Однако совместная жизнь у них не складывалась. Барнет твердил Лёле, что она неудачница, что в ней нет ни грамма таланта и что если бы не он, она так и осталась бы на задворках кино.
Кузьмину приглашали сниматься другие режиссёры, но Барнет говорил: «У тебя дочь! Кто будет сидеть с ней?» Лёля ходила с мокрыми от слёз глазами, не зная как успокоить ревнивого супруга. И тут вдруг неожиданный звонок с «Мосфильма» от режиссёра Михаила Ильича Ромма с предложением сниматься в его картине «Тринадцать». Барнет, узнав об этом, предложил жене отказаться от роли. Кузьмина отказала Ромму, но тот был настойчив. Он звонил ей и уверял, что роль прекрасная, что она с ней справится. И уговорил Лёлю заключить... договор.
Съёмки фильма проходили в Средней Азии. Картина рассказывала о том, как отряд пограничников отбивался от басмачей. Роль жены командира исполняла Кузьмина. Играть было сложно. Пески, нечеловеческая жара, всё время хотелось пить. Ромм был режиссёром требовательным и по ходу работы актёров всегда что-то менял. Не высказывал претензий он только Кузьминой. Съёмочная группа решила, что Ромм неравнодушен к Лёле. Кто-то из доброжелателей сообщил об этом в Москву Барнету.
Когда он появился на съёмочной площадке, актёры заговорили о том, что Ромм ни за что «не устоит» перед боксёром Барнетом. Ромм встретил Барнета приветливо. «Снимаете?» – спросил Борис. В ответ услышал: «Снимаем». «А жара?» – снова спросил Барнет. Ромм пожал плечами. И они оба рассмеялись. Уже уезжая, Барнет подозвал Кузьмину и сказал ей: «Ромм настоящий мужик... Но смотри, Лёля...» Кузьмина, немного подумав, стала чаще посматривать в сторону режиссёра.
Позднее Михаил Ромм признался Кузьминой, что смотрел все фильмы с её участием, что обожает все её роли и что давно её любит.
Став женой Михаила Ромма, Елена Кузьмина стала и «его» актрисой. В общей сложности Кузьмина снялась в 22 фильмах. Но лучшие свои роли она сыграла у Ромма в кинокартинах «Русский вопрос», «Мечта», «Человек №217», «Секретная миссия», «Корабли штурмуют бастионы».
В 1956 году появилось положение о запрете на съёмку жен режиссёров в своих фильмах. Ромм в это время готовился к работе над кинокартиной «Убийство на улице Данте», где должна была играть Кузьмина. И хотя фильм имел успех у зрителей, сам Ромм был разочарован. Впоследствии он не снимал почти 6 лет, вел режиссёрские курсы во ВГИКе.
Общественное мнение он «взорвал» в 1962 году, когда снял фильм «Девять дней одного года» о физиках-ядерщиках. А 4 года спустя Ромм сделал кинокартину «Обыкновенный фашизм». С этим фильмом он объездил весь мир. Михаил Ильич был полон планов. В эти годы в его записях появляется фраза: «Ещё 10 лет и я всё успею...»
А Кузьмина продолжала сниматься у других режиссёров. В последнем своём фильме «Беда» она сыграла за год до смерти. И опять Лёля играла, как в первый раз. В своей книге «О том, что помню» Кузьмина написала о том, что она ещё в молодости научилась наблюдать за людьми и потихоньку собирать их «характеры» в свою особую «кладовку» памяти.
Брак Ромма и Кузьминой длился 34 года. Михаила Ромма не стало 1 ноября 1971 года. Елена Александровна Кузьмина умерла 15 октября 1979 года, в возрасте 70 лет. Актриса похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кабинете Ромма над письменным столом всегда висел фотопортрет актрисы Елены Кузьминой. У неё печальные глаза с лёгким прищуром, словно она пытается во что-то вглядеться. «Странно, – писала она в своих воспоминаниях, – я всегда была комедийной актрисой, а роли играла драматические... Правда, трагедия и комедия бытуют рядом...»
В платье из синей тафты, которое они с мамой шили накануне отъезда в Москву, Леля чувствовала себя неуютно. Она в жизни не носила такие «изысканные вещи». А причёска? Какое-то воронье гнездо... И всё ради славы.
«Почему же вы решили поступать к нам?» – спросили Кузьмину в комиссии. Она пожала плечами, потом ответила: «Хочу. Вы же стали артистами». «Ну, хорошо, – улыбнулся кто-то, разглядывая с интересом красную от волнения Лёлю, – этюд сможете показать? Представьте себя в тёмной комнате...» Лёля огорчённо ответила: «Если бы я умела... Я же учиться пришла».
Позже, когда Кузьмина постигала основы актёрского искусства у мастеров ФЭКСа Григория Козинцева и Леонида Трауберга, ей казалось, что педагоги ею недовольны. Правда, иногда Козинцев внимательно разглядывал ученицу, как всегда насвистывая себе что-то под нос. А Леонид Трауберг вежливо говорил: «Лёля, вы очень хорошо показываете этюды, продолжайте в том же духе...». И совсем стало невероятным для неё, когда оба её учителя пригласили Кузьмину в свой фильм «Новый Вавилон», который рассказывал о последних днях Парижской коммуны.
Кузьмина играла роль продавщицы Луизы, которая оказалась в центре политических событий. Съёмки проходили в Одессе. Всё вокруг горело и грохотало, свистели пули и сыпались камни. Во время пожара на баррикаде Лёле стало плохо, она чуть не упала в обморок. Но Козинцев требовал переснять эпизод, и Кузьмина смело бросилась в дым и пламя. Спустя годы, Козинцев в своих воспоминаниях отметил «смелость игры актрисы Кузьминой».
А сама Лёля, посмотрев фильм, напишет в своём дневнике, что более страшной актрисы представить себе не могла. Конечно, она знала, что ей далеко до Веры Холодной или Мэри Пикфорд. Но почему у неё такой испуганный вид, тощая фигура... Красивые актрисы Кузьминой никогда не нравились, от них веяло ненатуральностью. Но её вид – это просто какой-то ужас! Может, стоит оставить кино? Вот и бабушка с мамой зовут в Тифлис, обещают научить шить.
Пока Кузьмина решала, как поступить со своей актёрской судьбой, Козинцев и Трауберг предложили ей новую роль в фильме «Одна», где главная героиня-учительница, которую должна была играть Лёля, вступает в борьбу с кулаками. И Кузьмина засветилась от счастья. Она не признавала в работе слов «не хочу», «не могу», «боюсь» или «нет сил». Как только картина была снята, пришло распоряжение из Москвы об озвучивании фильма.
«Немой» учительнице пришлось заговорить, как и другим героям фильма, чтобы наполнить его звуками. Впоследствии роль Кузьминой была переозвучена актрисой Марией Бабановой.
Через два года после выхода на экран фильма «Одна» режиссёр Борис Васильевич Барнет решил снять кинокартину «Окраина» и предложил главную роль Лёле Кузьминой, в которую был влюблён. Барнет был старше Кузьминой на 7 лет. Он был красив и обаятелен. После окончания гражданской войны, где Борис был санитаром, он поступил в школу физического образования, его увлёк бокс, он даже несколько раз выступал на ринге. Но потом Барнет передумал и стал учиться в киношколе у известного режиссёра Льва Кулешова.
До встречи с Кузьминой Барнет снял фильмы «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной» и «Москва в Октябре». Кузьмина хотела сниматься у Барнета, но она предложила ему другой вариант сценария. Они поругались, но Борис был счастлив. Именно о такой жене он всегда и мечтал...
Лёля, став женой Бориса Барнета, родила дочь, сыграла ещё в одном его фильме – «У самого синего моря», роль рыбачки Маши. Однако совместная жизнь у них не складывалась. Барнет твердил Лёле, что она неудачница, что в ней нет ни грамма таланта и что если бы не он, она так и осталась бы на задворках кино.
Кузьмину приглашали сниматься другие режиссёры, но Барнет говорил: «У тебя дочь! Кто будет сидеть с ней?» Лёля ходила с мокрыми от слёз глазами, не зная как успокоить ревнивого супруга. И тут вдруг неожиданный звонок с «Мосфильма» от режиссёра Михаила Ильича Ромма с предложением сниматься в его картине «Тринадцать». Барнет, узнав об этом, предложил жене отказаться от роли. Кузьмина отказала Ромму, но тот был настойчив. Он звонил ей и уверял, что роль прекрасная, что она с ней справится. И уговорил Лёлю заключить... договор.
Съёмки фильма проходили в Средней Азии. Картина рассказывала о том, как отряд пограничников отбивался от басмачей. Роль жены командира исполняла Кузьмина. Играть было сложно. Пески, нечеловеческая жара, всё время хотелось пить. Ромм был режиссёром требовательным и по ходу работы актёров всегда что-то менял. Не высказывал претензий он только Кузьминой. Съёмочная группа решила, что Ромм неравнодушен к Лёле. Кто-то из доброжелателей сообщил об этом в Москву Барнету.
Когда он появился на съёмочной площадке, актёры заговорили о том, что Ромм ни за что «не устоит» перед боксёром Барнетом. Ромм встретил Барнета приветливо. «Снимаете?» – спросил Борис. В ответ услышал: «Снимаем». «А жара?» – снова спросил Барнет. Ромм пожал плечами. И они оба рассмеялись. Уже уезжая, Барнет подозвал Кузьмину и сказал ей: «Ромм настоящий мужик... Но смотри, Лёля...» Кузьмина, немного подумав, стала чаще посматривать в сторону режиссёра.
Позднее Михаил Ромм признался Кузьминой, что смотрел все фильмы с её участием, что обожает все её роли и что давно её любит.
Став женой Михаила Ромма, Елена Кузьмина стала и «его» актрисой. В общей сложности Кузьмина снялась в 22 фильмах. Но лучшие свои роли она сыграла у Ромма в кинокартинах «Русский вопрос», «Мечта», «Человек №217», «Секретная миссия», «Корабли штурмуют бастионы».
В 1956 году появилось положение о запрете на съёмку жен режиссёров в своих фильмах. Ромм в это время готовился к работе над кинокартиной «Убийство на улице Данте», где должна была играть Кузьмина. И хотя фильм имел успех у зрителей, сам Ромм был разочарован. Впоследствии он не снимал почти 6 лет, вел режиссёрские курсы во ВГИКе.
Общественное мнение он «взорвал» в 1962 году, когда снял фильм «Девять дней одного года» о физиках-ядерщиках. А 4 года спустя Ромм сделал кинокартину «Обыкновенный фашизм». С этим фильмом он объездил весь мир. Михаил Ильич был полон планов. В эти годы в его записях появляется фраза: «Ещё 10 лет и я всё успею...»
А Кузьмина продолжала сниматься у других режиссёров. В последнем своём фильме «Беда» она сыграла за год до смерти. И опять Лёля играла, как в первый раз. В своей книге «О том, что помню» Кузьмина написала о том, что она ещё в молодости научилась наблюдать за людьми и потихоньку собирать их «характеры» в свою особую «кладовку» памяти.
Брак Ромма и Кузьминой длился 34 года. Михаила Ромма не стало 1 ноября 1971 года. Елена Александровна Кузьмина умерла 15 октября 1979 года, в возрасте 70 лет. Актриса похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кабинете Ромма над письменным столом всегда висел фотопортрет актрисы Елены Кузьминой. У неё печальные глаза с лёгким прищуром, словно она пытается во что-то вглядеться. «Странно, – писала она в своих воспоминаниях, – я всегда была комедийной актрисой, а роли играла драматические... Правда, трагедия и комедия бытуют рядом...»
Фильмография
1977 Беда ... Евдокия Ивановна, мать Кулигина
1974 Вылет задерживается (ТВ) ... бабушка
1964 Последняя ночь в раю / Ultima noapte în rai ... Санда Кицан
1961 Дуэль ... Марья Константиновна
1958 Тревожная ночь ... Анна Стародубцева
1957 Семья Ульяновых ... Вера Васильевна Кашкадамова
1956 Как он лгал её мужу (короткометражный) ... Аврора Бомпас
1953 Корабли штурмуют бастионы ... Эмма Гамильтон
1950 Секретная миссия ... Мария Глухова - Марта Ширке, советская разведчица
1947 Русский вопрос ... Джесси
1944 Человек № 217 ... Татьяна Крылова
1942 Принц и нищий ... "ведьма"
1941 Мечта ... Анна
1939 Всадники ... Оксана
1936 Тринадцать ... Марья Николаевна, жена командира
1936 Рыцари гусиного пера ... Наталия
1935 У самого синего моря ... Машенька, молодая рыбачка
1933 Окраина ... Манька, дочь Грешина
1932 Три солдата ... Мадлен Эннуа
1932 Лес
1932 Горизонт ... Рози
1931 Одна ... Елена Кузьмина, учительница
1930 Двадцать два несчастья (короткометражный) ... Ольга
1930 Весёлая война ... Таня
1929 Новый Вавилон ... Луиза Пуарье, продавщица универсального магазина и коммунарка (дебют в кино)
1974 Вылет задерживается (ТВ) ... бабушка
1964 Последняя ночь в раю / Ultima noapte în rai ... Санда Кицан
1961 Дуэль ... Марья Константиновна
1958 Тревожная ночь ... Анна Стародубцева
1957 Семья Ульяновых ... Вера Васильевна Кашкадамова
1956 Как он лгал её мужу (короткометражный) ... Аврора Бомпас
1953 Корабли штурмуют бастионы ... Эмма Гамильтон
1950 Секретная миссия ... Мария Глухова - Марта Ширке, советская разведчица
1947 Русский вопрос ... Джесси
1944 Человек № 217 ... Татьяна Крылова
1942 Принц и нищий ... "ведьма"
1941 Мечта ... Анна
1939 Всадники ... Оксана
1936 Тринадцать ... Марья Николаевна, жена командира
1936 Рыцари гусиного пера ... Наталия
1935 У самого синего моря ... Машенька, молодая рыбачка
1933 Окраина ... Манька, дочь Грешина
1932 Три солдата ... Мадлен Эннуа
1932 Лес
1932 Горизонт ... Рози
1931 Одна ... Елена Кузьмина, учительница
1930 Двадцать два несчастья (короткометражный) ... Ольга
1930 Весёлая война ... Таня
1929 Новый Вавилон ... Луиза Пуарье, продавщица универсального магазина и коммунарка (дебют в кино)
Награды и премии
1951 Лауреат Государственной премии СССР (за роль советской разведчицы Марты Ширке в фильме «Секретная миссия»)
1948 Лауреат Государственной премии СССР (за роль Джесси в фильме «Русский вопрос»)
1946 Лауреат Государственной премии СССР (за роль Татьяны Крыловой в фильме «Человек 217»)
1948 Лауреат Государственной премии СССР (за роль Джесси в фильме «Русский вопрос»)
1946 Лауреат Государственной премии СССР (за роль Татьяны Крыловой в фильме «Человек 217»)