Персоны :: Кристоф Виллибальд Глюк

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал04.04.2022 в 20:39
  • fan90
  • Ред.09.11.2023 в 22:42
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Christoph Willibald Gluck
Дата рождения: 2 июля, 1714 | рак
Место рождения: Эрасбах, Бавария
Дата смерти: 15 ноября, 1787 | 73 года
Место смерти: Вена, эрцгерцогство Австрия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Кристоф Виллибальд Глюк - немецкий композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма. С именем Глюка связана реформа итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии во второй половине XVIII века, и если сочинения Глюка-композитора не во все времена пользовались популярностью, то идеи Глюка-реформатора определили дальнейшее развитие оперного театра.

Ранние годы

Сведения о ранних годах Кристофа Виллибальда Глюка крайне скудны, и многое из того, что было установлено ранними биографами композитора, оспаривалось более поздними. Известно, что родился он в Эрасбахе, в семье лесничего Александра Глюка и его жены Марии Вальпурги, был с детства увлечён музыкой, и по-видимому, получил домашнее музыкальное образование, обычное в те времена в Богемии, куда в 1717 году переселилась семья.

Предположительно, в течение шести лет Глюк обучался в иезуитской гимназии в Комотау, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, ушёл из дома, в 1731 году оказался в Праге и некоторое время учился в Пражском университете, где слушал лекции по логике и математике, зарабатывая на жизнь музицированием. Скрипач и виолончелист, обладавший к тому же неплохими вокальными данными, Глюк пел в хоре собора Св. Якуба и играл в оркестре под управлением крупнейшего чешского композитора и музыкального теоретика Богуслава Черногорского, а иногда отправлялся в окрестности Праги, где выступал перед крестьянами и ремесленниками.

Глюк обратил на себя внимание князя Филиппа фон Лобковица и в 1735-м году был приглашён в его венский дом в качестве камер-музыканта; по-видимому, в доме князя его услышал итальянский аристократ Антонио Мельци и пригласил в свою частную капеллу. Так Глюк оказался в Милане. В Италии, на родине оперы, он получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; композицию при этом изучал под руководством Джованни Саммартини, композитора не столько оперного, сколько симфонического.

Музыка

В декабре 1741 года в Милане состоялась премьера первой оперы Глюка - оперы-сериа «Артаксеркс» на либретто Пьетро Метастазио. В ней, как и во всех ранних операх Глюка, ещё было заметно подражание Саммартини. Но тем не менее, он имел успех, который повлёк за собой заказы из разных городов Италии, и в следующие четыре года Глюком были созданы не менее успешные оперы-сериа «Деметрий», «Пор», «Гипермнестра», «Демофонт» и другие.

Осенью 1745 года Глюк отправился в Лондон, откуда он получил заказ на две оперы, но уже весной следующего года покинул английскую столицу и вступил в качестве второго дирижёра в итальянскую оперную труппу братьев Минготти, с которой в течение пяти лет гастролировал по Европе. В 1751 году в Праге он покинул Минготти ради поста капельмейстера в труппе Джованни Локателли, а в декабре 1752-го поселился в Вене. Став капельмейстером оркестра принца Иосифа Саксен-Гильдбурггаузенского, Глюк руководил его еженедельными "концертами-академиями", в которых исполнял как чужие сочинения, так и собственные. По свидетельствам современников, Глюк был выдающимся оперным дирижёром и хорошо знал особенности балетного искусства.

В 1754 году, по предложению управляющего венскими театрами графа Дураццо, Глюк был назначен дирижёром и композитором Придворной оперы. В Вене, постепенно разочаровываясь в традиционной итальянской опере-сериа - опере-арии, в которой красота мелодии пения приобретали самодовлеющий характер, а композиторы нередко становились заложниками прихотей примадонн - он обратился к французской комической опере («Остров Мерлина», «Мнимая рабыня»,
«Исправившийся пьяница», «Одураченный кади» и др.), и даже к балету: созданный в содружестве с хореографом Гаспаро Анджолини балет-пантомима «Дон Жуан» (по пьесе Мольера), настоящая хореографическая драма, стал первым воплощением стремления Глюка превратить оперную сцену в драматическую.

В своих творческих исканиях Глюк находил поддержку у графа Дураццо и его соотечественника поэта и драматурга Раньери де Кальцабиджи, написавшего либретто «Дон Жуана». Следующим шагом в направлении музыкальной драмы стала их новая совместная работа - опера «Орфей и Эвридика», поставленная в Вене 15 октября 1762 года. Под пером Кальцабиджи древнегреческий миф превратился в античную драму, в полном соответствии со вкусами того времени. Однако ни в Вене, ни в других городах Европы эта опера не имела успеха у публики.

Необходимость реформирования оперы-сериа диктовалась объективными признаками её кризиса. При этом приходилось преодолевать вековую и невероятно сильную традицию оперы-зрелища, музыкального спектакля с прочно устоявшимся разделением функций поэзии и музыки. Кроме того, для оперы-сериа была характерна драматургия статики; обоснованием ей служила теория аффектов, предполагавшая для каждого эмоционального состояния - печали, радости, гнева и т. д. - использование определённых средств музыкальной выразительности, установленных теоретиками, и не допускавшая «излишней» индивидуализации переживаний. Превращение стереотипности в ценностный критерий породило в первой половине XVIII века, с одной стороны, безбрежное количество опер, с другой - их очень короткую жизнь на сцене, в среднем от трёх до пяти представлений.

Поиски в этом направлении вели и другие композиторы, в том числе в жанре комической оперы, итальянской и французской - этот молодой жанр ещё не успел окаменеть, и развивать его реформаторские тенденции изнутри было легче, чем в опере-сериа. По заказу двора Глюк продолжал писать оперы в традиционном стиле, в целом отдавая предпочтение комической опере. Новым и более совершенным воплощением его мечты о музыкальной драме стала созданная в содружестве с Кальцабиджи в 1767 году героическая опера «Альцеста», представленная в Вене 26 декабря того же года. Посвящая оперу великому герцогу Тосканскому, будущему императору Леопольду II, Глюк в предисловии к «Альцесте» писал:

«Мне казалось, что музыка должна сыграть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую играют яркость красок и верно распределённые эффекты светотени, оживляющие фигуры, не изменяя их контуров по отношению к рисунку... Я стремился изгнать из музыки все излишества, против которых тщетно протестуют здравый смысл и справедливость. Я полагал, что увертюра должна осветить зрителям действие и служить как бы вступительным обзором содержания: инструментальная часть должна обусловливаться интересом и напряжённостью ситуаций... Вся моя работа должна была свестись к поискам благородной простоты, свободе от показного нагромождения трудностей в ущерб ясности; введение некоторых новых приёмов казалось мне ценным постольку, поскольку оно отвечало ситуации. И наконец, нет такого правила, которое бы я не нарушил ради достижения большей выразительности. Таковы мои принципы».

Такое принципиальное подчинение музыки поэтическому тексту для того времени было революционным. В стремлении преодолеть номерную структуру, характерную для тогдашней оперы-сериа, Глюк не только объединял эпизоды оперы в большие сцены, пронизанные единым драматическим развитием. Он также привязал к действию оперы и увертюру, которая в то время обычно представляла собой отдельный концертный номер. Ради достижения большей выразительности и драматизма он также повысил роль хора и оркестра. Однако ни «Альцеста», ни третья реформаторская опера на либретто Кальцабиджи - «Парис и Елена» (1770) не нашли поддержки ни у венской, ни у итальянской публики.

В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты. Став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка. Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.

Парижский период

А тем временем в Париже вокруг оперы шла борьба, ставшая своего рода вторым актом начавшейся ещё в 1750-х годах борьбы между приверженцами итальянской оперы ("буффонистами") и французской ("антибуффонистами"). Это противостояние раскололо даже венценосную семью: французский король Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, в то время как его австрийская супруга Мария-Антуанетта поддерживала национальную французскую. Раскол поразил и знаменитую «Энциклопедию»: её редактор Д’Аламбер был одним из лидеров "итальянской партии", а многие её авторы во главе с Вольтером и Руссо активно поддерживали французскую.

В итоге чужестранец Глюк очень скоро стал знаменем "французской партии", и поскольку итальянскую труппу в Париже в конце 1776 года возглавил знаменитый и популярный в те годы композитор Никколо Пиччини, третий акт этой музыкально-общественной полемики вошёл в историю как борьба между "глюкистами" и "пиччинистами". В борьбе, развернувшейся как будто бы вокруг стилей, спор в действительности шёл о том, чем должен быть оперный спектакль - всего лишь оперой, роскошным зрелищем с красивой музыкой и красивым вокалом, или чем-то существенно бо́льшим: энциклопедисты ждали нового социального содержания, созвучного предреволюционной эпохе. В борьбе "глюкистов" с "пиччинистами", которая 200 лет спустя уже казалась грандиозным театрализованным представлением, как и в "войне буффонов", в полемику вступили, по словам Сергея Рыцарева, "мощные культурные слои аристократического и демократического искусства".

В начале 1770-х реформаторские оперы Глюка были неизвестны в Париже. И только в августе 1772 года атташе французского посольства в Вене Франсуа ле Бланк дю Рулле привлёк к ним внимание публики на страницах парижского журнала «Mercure de France». Пути Глюка и Кальцабиджи разошлись: с переориентацией на Париж главным либреттистом реформатора стал дю Рулле. В содружестве с ним для французской публики была написана опера «Ифигения в Авлиде» (на основе трагедии Жана Расина), поставленная в Париже 19 апреля 1774 года. Успех закрепила, хотя и вызвала ожесточённые споры, новая, французская редакция «Орфея и Эвридики».

Признание в Париже не осталось незамеченным в Вене: если Мария Антуанетта пожаловала Глюку за «Ифигению» 20 000 ливров и столько же за «Орфея», то Мария Терезия 18 октября 1774 года заочно присвоила Глюку звание "действительного императорского и королевского придворного композитора" с ежегодным жалованием в 2000 гульденов. Поблагодарив за оказанную честь, Глюк после недолгого пребывания в Вене вернулся во Францию, где в начале 1775 года была поставлена новая редакция его комической оперы «Очарованное дерево, или Обманутый опекун» (написанной ещё в 1759 году), а в апреле, в Королевской академии музыки - новая редакция «Альцесты».

Парижский период историки музыки считают самым значительным в творчестве Глюка. Борьба между "глюкистами" и "пиччинистами", с неизбежностью обернувшаяся личным соперничеством композиторов (что, впрочем, не сказывалось на их взаимоотношениях), шла с переменным успехом - к середине 1770-х годов "французская партия" раскололась на приверженцев традиционной французской оперы (Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо), с одной стороны, и новой французской оперы Глюка - с другой. Вольно или невольно Глюк сам бросил вызов традиционалистам, использовав для своей героической оперы «Армида» либретто, написанное Филиппом Кино (по поэме Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим») для одноимённой оперы Люлли. А «Армида», премьера которой состоялась в Королевской академии музыки 23 сентября 1777 года, по-видимому, была настолько по-разному воспринята представителями различных "партий", что и 200 лет спустя одни говорили об её огромном успехе, другие - о неудаче.

И тем не менее эта борьба закончилась победой Глюка, когда 18 мая 1779 года в Королевской академии музыки была представлена его опера «Ифигения в Тавриде» (по мотивам трагедии Еврипида), которую и поныне многие считают лучшей оперой композитора. Сам Никколо Пиччини признал музыкальную революцию Глюка. Ещё раньше скульптор Гудон изваял беломраморный бюст композитора с надписью на латыни: «Musas praeposuit sirenis» («Он предпочёл сиренам муз») - в 1778 году этот бюст был установлен в фойе Королевской академии музыки рядом с бюстами Люлли и Рамо.

Последние годы

24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка - «Эхо и Нарцисс», однако ещё раньше, в июле, композитора поразил инсульт, обернувшийся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал - новый приступ болезни случился в июне 1781 года.

В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Фридриха Готлиба Клопштока, мечтал о создании немецкой национальной оперы по мотивам его поэмы «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» - небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. Глюк умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф. В 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.

Творческое наследие

Глюк был композитором преимущественно оперным, но точное количество принадлежащих ему опер не установлено: с одной стороны, какие-то сочинения не сохранились, с другой - он неоднократно переделывал свои собственные оперы. «Музыкальная энциклопедия» называет цифру 107, при этом перечисляет только 46 опер.

В конце жизни Глюк говорил, что «только иностранец Сальери перенял от него его манеры, ибо ни один немец их изучить не хотел». Тем не менее у него нашлось немало последователей в разных странах, из которых каждый по-своему применял его принципы в собственном творчестве - помимо Антонио Сальери, это прежде всего Луиджи Керубини, Гаспаре Спонтини и Людвиг ван Бетховен, а позже Гектор Берлиоз, назвавший Глюка «Эсхилом музыки». У ближайших последователей влияние композитора порою заметно и вне оперного творчества, как у Шуберта, Бетховена и Берлиоза.

Что же касается творческих идей Глюка, то они определили дальнейшее развитие оперного театра - в XIX веке не было крупного оперного композитора, который в большей или меньшей степени не испытал бы влияния этих идей. К Глюку обращался и другой оперный реформатор - Рихард Вагнер, который полвека спустя столкнулся на оперной сцене с тем же "костюмированным концертом", против которого была направлена реформа Глюка. Идеи композитора оказались не чужды и русской оперной культуре - от Михаила Глинки до Александра Серова.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1777 «Армида»
1770 «Парис и Елена»
1767 «Альцеста»
1765 «Смятенье на Парнасе»
1764 «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки»
1762 «Орфей и Эвридика»
1762 «Ариадна»
1760 «Фетида»
1759 «Кавардак, или Дьявольская свадьба»
1759 «Осаждённая Китира»
1756 «Король-пастух»
1756 «Антигон»
1755 «Триумф Камилло»
1755 «Оправданная невинность»
1754 «Китаянки»
1752 «Исипила»
1752 «Милосердие Тита»
1750 «Аэций»
1749 «Распря богов»
1748 «Узнанная Семирамида»
1747 «Свадьба Геракла и Гебы»
1746 «Пирам и Фисба»
1746 «Падение гигантов»
1745 «Ипполит, или Федра»
1744 «Гиперместра»
1744 «Мнимая рабыня»
1744 «Софонисба»
1743 «Аршак»
1743 «Тигран»
1742 «Демофонт»
1742 «Деметрий, или Клеоника»
1741 «Артаксеркс»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions