Персоны :: Клаудио Монтеверди

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал07.04.2022 в 20:35
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:29
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Claudio Monteverdi
Дата рождения: 9 мая, 1567 | телец
Место рождения: Кремона, Испанская империя
Дата смерти: 29 ноября, 1643 | 76 лет
Место смерти: Венеция, Венецианская республика
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Клаудиа де Каттанес (трое детей, умерла)
Биография
Клаудио Джованни Антонио Монтеверди - итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал также и ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди - поздние мадригалы, «Плач Ариадны», опера «Орфей» и месса «Вечерня Блаженной Девы». Его имя окружено множеством загадок, но тем притягательнее его творчество, и тем чётче слышно сквозь века живой голос гения, подарившего человечеству новый вид искусства.

Ранние годы

9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец, которого крестили именем Клаудио. Мальчик оказался музыкально одарённым и поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора Маркантонио Индженьери. В 15 лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих мотетов.

Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех соседних - Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 году он переехал в Мантую, став музыкантом герцога Гонзага. Капельмейстером двора был фламандский композитор де Верт, его сменил Палавичино, после смерти которого в 1601 году должность занял Монтеверди. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в военных походах и официальных визитах. Благодаря этому Клаудио познакомился с музыкальной культурой европейских стран - венгерской, французской, австрийской, голландской.

В 1613 году Монтеверди едет в Венецию, и после прослушивания, на котором он исполнил написанную по случаю музыку для мессы, получает пост маэстро главного храма Светлейшей базилики Сан-Марко. Это был первый по значимости музыкальный пост в католическом мире за пределами Ватикана. Поначалу на композитора обрушились административные заботы - поиск и обучение музыкантов и хористов, поддержание дисциплины - в храме служили 30 певцов и 6 инструменталистов. Но вместе с тем он должен был писать музыку для всех главных церковных праздников. А вскоре у него начали заказывать музыку и другие венецианские церкви, и аристократы, и светская власть города-государства. Более того, Монтеверди всё ещё писал и для двора Мантуи - формально он оставался её подданным, хотя и пенял на то, что герцогство задолжало ему его пенсию.

Музыка

Первые произведения юного Монтеверди - мотеты и мадригалы - показывают своего автора, как вполне зрелого для своего времени творца. Он продолжал публиковать мадригалы и во время службы при мантуанском дворе. Однако в эти же годы рождается его первая опера, как сказали бы сейчас, или "музыкальная сказка", как это называлось тогда. В 1607 году во время карнавала состоялась премьера «Орфея» - первого образца превосходного соединения драмы и музыки. Монтеверди, скорее всего, был в составе делегации герцога Гонзага на показе оперы «Эвридика» Якопо Пери, состоявшейся в 1600 году. Эта работа не могла не вдохновить такого поклонника искусств как герцог, и он желал видеть аналогичные произведения и при своём дворе.

Но Монтеверди, потакая патрону, несомненно, пошёл куда дальше Пери. Его «Орфей» - это уже не просто серия речитативов, в нём сплетены арии, дуэты, танцы и распевные части. И главное - все они имеют естественное развитие, гармонично переходя из одного элемента в другой. Идея музыкальной драмы настолько захватила композитора, что уже год спустя появилась несохранившаяся до наших дней «Арианна». Однако он не забывал и о своих обязанностях сочинять для церкви. В 1610 году он пишет две выдающихся работы: мессы «Во время оно» и «Вечерню Блаженной Девы», в которых использует новые приёмы композиции. До того как мир узнал Баха, «Вечерня» Монтеверди была, бесспорно, самым выдающимся произведением духовной музыки.

В своём стремлении развивать музыкальное искусство и искать новые формы композитор шёл наперекор традициям и правилам, что делало его объектом для критики. Для того чтобы объяснить свою эстетику и приёмы, он сформулировал их основные положения в кратком эссе «Вторая практика».

Большую часть своей карьеры Монтеверди был связан с церковью как музыкант, поэтому духовных сочинений в его наследии сравнительно немного. Во время службы в Венеции он продолжает публиковать сборники мадригалов - всего 9 книг, включая вышедшие посмертно. Множество сочинений мастера бесследно утрачено - большинство произведений, созданных для Мантуи в период с 1613-го по 1627-й годы, были уничтожены во время войны за мантуанское наследство после кончины последнего прямого потомка рода Гонзаго.

В 1637 году в Венеции открылся театр "Сан-Кассиано" - первый общедоступный театр в Европе. В городе началась настоящая оперная лихорадка - один за другим открывались театры, развивалось постановочное мастерство и сценография, и разумеется, особенный подъём испытывало композиторское искусство. Творческая волна не оставила в стороне и 70-летнего маэстро Монтеверди: именно в этот период после значительного перерыва рождаются три его оперы - «Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея и Лавинии» и «Коронация Поппеи».

«Возвращение Улисса на родину» создано на основе мифа об Одиссее. Венецианские композиторы часто использовали этот сюжет - повенчанному с морем городу он был близок и понятен как никакой другой. Главные оперные премьеры в Венеции проходили в дни карнавала. Новинка от маэстро Монтеверди прозвучала со сцены Театра Санти Джованни де Паоло в карнавальный сезон 1639/1640. О «Свадьбе Энея и Лавинии», поставленной годом позже, до наших дней дошли лишь отрывки либретто. А вот «Коронация Поппеи» и сегодня является одной из самых популярных работ маэстро. Она стала первой в мире оперой, основанной на историческом сюжете и последним произведением 75-летнего композитора. Либретто Джованни Бузенелло основано на свидетельствах римского историка Тацита. Премьера прошла во время карнавала 1642 - 1643 гг.

Личная жизнь

В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное счастье было прервано в 1607 году, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году. Последующие события были также безрадостны - новый герцог уволил Монтеверди, и ему пришлось вернуться в Кремону без гроша в кармане.

Старший сын композитора, Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году он приехал к отцу на службу в хор собора Сан-Марко. Младший сын, Массимилиано, продолжал другую семейную профессию и учился на медика, но был схвачен инквизицией за чтение запрещённых книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал пыток и гонений.

Последние годы

В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот же период композитор становится священником, принимая сан. Скончался Монтеверди 29 ноября 1643 года. Был похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Творческое наследие

Творчество Клаудио Монтеверди отделено от нас несколькими столетиями, большую часть которых его работы были в забвении. Отсутствие полноценных авторизованных рукописей породило множество сомнений в подлинности произведений, которые было принято считать монтевердиевскими. Основные баталии развернулись вокруг двух последних из дошедших до нас работ композитора - «Возвращения Улисса на родину» и «Коронации Поппеи». Их судьба была очень схожей - после нескольких исполнений в XVII веке оперы считались утраченными, пока столетия спустя не были найдены рукописи. В случае с «Улиссом» подлинность находки сразу поставили под сомнение - партитура была неполной и во многих случаях не соответствовала сохранившемуся либретто, а также стилистически отличалась от «Коронации Поппеи», написанной всего тремя годами позже. В середине XX века благодаря косвенным историческим свидетельствам рукописи были утверждены, как принадлежащие перу Монтеверди, и опера стала появляться на сценах лучших театров мира.

Точных сведений о премьере «Коронации Поппеи», составе исполнителей, воспоминаний очевидцев или критических статей не сохранилось. В 1651 году опера была поставлена в Неаполе, явив собой новую версию произведения. В конце 19 века в одной из частных коллекций был найден манускрипт оперы «Нерон» (её второе название) с именем Монтеверди на обложке. Оказалось, что венецианская и неаполитанская редакции отличаются не только друг от друга, но и от оригинального либретто. Как впоследствии установили, не все части обнаруженной партитуры были написаны одной рукой, второй акт специалисты датировали XVIII веком. В середине XX века историк Вольфганг Остхоф заявил, что первый и третий акты венецианской рукописи оперы написаны тем же человеком, который записывал партитуры опер Франческо Кавалли в 1650-е, то есть уже после смерти Монтеверди. Кроме того, по мнению музыковеда, многочисленные правки и комментарии к рукописи принадлежат руке самого Кавалли. Исследования, проводившиеся учёными в разных странах мира, привели к тому, что в 1970-е уже никто не мог заявить однозначно, что автором «Коронации Поппеи» является Монтеверди. Более того, в известных прижизненных описаниях последних лет композитора нет ни одного упоминания о том, что он создал такую оперу.

В течение десятилетий версии сыпались как из рога изобилия. Договорились даже до того, что «Коронация Поппеи» - продукт коллективного труда нескольких композиторов, включая и самого Монтеверди. Но всё же сравнительно недавно нашёлся исторический артефакт - письмо неназванного лица к французскому кардиналу, в котором упоминается успех примадонны Анны Ренци в опере «Коронация Поппеи», целиком написанной Монтеверди. Помимо этого, появились труды музыковедов, доказывающих, что в данном произведении очевиден неповторимый стиль композитора, который вырастил страстное и полное эмоций искусство оперы из скромных романтических мадригалов.

По материалам Википедии и soundtimes.ru
Знаете ли вы, что...
– В обеих рукописях «Коронации Поппеи» (венецианской и неаполитанской) нет обозначений инструментов - только партитура для голосов солистов и континуо (басовый голос для построения аккомпанемента). Поскольку в то время создание оркестрового сопровождения было работой интерпретаторов музыки, а не композитора.

– В отличие от более поздних композиторов, Монтеверди не разделял партии по типу голосов. Все главные партии «Коронации Поппеи», за исключением Сенеки, были написаны для сопрано. Мужские роли часто исполняли кастраты, поющие в той же тесситуре. В современных постановках эти традиции не находят продолжения, и для большей достоверности мужские партии исполняют тенора.
Композитор
Оперы

1642 «Коронация Поппеи»
1640 «Возвращение Улисса на родину»
1607 «Орфей»

Церковная и духовная музыка

1640 «Нравоучительный и духовный лес»
1610 «Вечерня Блаженной Девы»
1583 «Духовные мадригалы для четырёх голосов»
1582 «Cantiunculae sacrae»

Утраченные оперы

«Ариадна»
«Андромеда»
«Мнимая безумная Ликори»
«Похищение Прозерпины»
«Свадьба Энея и Лавинии»

Современный кинематограф

2018 «Звезда родилась»
2015 «Страшные сказки»
2008 «Рождественская сказка»
1993 «Дитя Макона»
1978 «Мольер»
1966 «Война и мир»

Музыка для театра

2012 «Коронация Поппеи» (театр Реал, Испания)
2002 «Возвращение Улисса на родину» (Цюрихский оперный театр)
1998 «Орфей» (Брюссельский оперный театр)
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions