С участием персоны 3 раздач
Краткая биография
Имя: Henry Purcell
Дата рождения: 10 сентября, 1659 | дева
Место рождения: Лондон, Вестминстерское аббатство, королевство Англия
Дата смерти: 21 ноября, 1695 | 36 лет
Место смерти: Лондон, Вестминстерское аббатство, королевство Англия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Френсис Пёрселл (шестеро детей)
Дата рождения: 10 сентября, 1659 | дева
Место рождения: Лондон, Вестминстерское аббатство, королевство Англия
Дата смерти: 21 ноября, 1695 | 36 лет
Место смерти: Лондон, Вестминстерское аббатство, королевство Англия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Френсис Пёрселл (шестеро детей)
Биография
Генри Пёрселл - английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Писал практически во всех жанрах и формах современной ему музыки - автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер, музыки к драматическим спектаклям, пьес (в том числе фантазий на In nomine) для инструментального консорта, хоровых антемов (обоих типов), приветственных и траурных од, светских и духовных песен и т. д.
Ранние годы
Генри Пёрселл родился в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. Его отец и дядя были музыкантами в Королевской капелле. Пёрселл-старший пел на коронации Карла II.
Начиная с 1659 года, семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства. У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл, младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев» после смерти Генри.
После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне. Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.
Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука, а затем у Пелхама Хамфри, наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона, занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов.
Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году. Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня «Sweet tyranness, I now resign» в трёх частях была написана им в детстве.
После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу. Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства. Самый первый антем Пёрселла «Lord, who can tell» был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца.
В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» Джона Плейфорда, и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга, который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего "ре" большой октавы до "ре" первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтири в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга - от верхнего "ре" и нисходящего на две октавы вниз.
Карьера
В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла. С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако в начале года, возможно, ещё до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи.
Между 1680-м и 1688-м годами Пёрселл написал музыку для семи пьес. Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней», которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году. Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста, хореографа театра Дорсет-Гарден. Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере, а затем в Челси, где и была поставлена опера. Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей», и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки, под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена. Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая бы выражала чувства всей драмы. Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида».
Однако «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды - в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионе для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля - один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло ещё сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в своё искусство, и вместе с тем с горечью, писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклетиан»: «...музыка ещё в пелёнках, но это многообещающий ребёнок. Он ещё даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».
В 1682 году, вскоре после своей женитьбы, Пёрселл был назначен органистом королевской капеллы, в связи со смертью Эдварда Лоу, занимавшего этот пост. Эту должность Пёрселл смог получить, не оставляя прежнего места в аббатстве. Его старший сын родился в этом же году, но прожил недолго. В следующем, 1683 году, его сочинение из 12-ти сонат было впервые напечатано.
В течение нескольких следующих лет Пёрселл занимался сочинением церковной музыки, одами, адресованными королю и королевской семье, и другими подобными работами. В 1685 году он написал два своих замечательных антема: «I was glad» и «My heart is inditing», для коронации короля Якова II. В 1694 году было написано одно из его наиболее важных и величественных произведений - «Ода ко дню рождения королевы Марии». Оно озаглавлено «Come Ye Sons of Art» и было написано Наумом Тейтом, а поставлено Пёрселлом.
В 1687 году Пёрселл возобновил свои связи с театром, написав музыку к трагедии Драйдена «Tyrannick Love». В этом году Пёрселл также сочинил марш и танец, которые стали такими популярными, что лорд Уортон использовал эту музыку в своём марше «Лиллибуллеро». В январе 1688-го Пёрселл, исполняя волю короля, написал антем «Blessed are they that fear the Lord». А несколькими месяцами позже он написал музыку к пьесе д’Урфи «The Fool’s Preferment». В 1690 году он сочинил музыку к обработке Томасом Беттертоном пьесы Джона Флетчера и Филиппа Мэссинджера «Пророчица» (позже названная «Диоклетиан») и к пьесе «Амфитрион» Драйдена. В свой зрелый творческий период Пёрселл сочинял много, однако насколько много, можно только предполагать.
В 1691 году он написал музыку, которая считается его театральным шедевром - оперу «Король Артур» на либретто Драйдена (впервые опубликована в 1843 году). В 1692-м он сочинил «Королеву фей» (по мотивам «Сна в летнюю ночь» Шекспира), ноты которой были обнаружены в 1901 году и опубликованы Пёрселловским обществом.
Затем последовала «Королева индейцев» в 1695 году, в том же году Пёрселл написал песни к версии шекспировской «Бури» драматургов Драйдена и Давенанта. «Королева индейцев» была основана на трагедии Драйдена и Ховарда. В этой семи-опере (в то время также называемой драматической оперой) главные персонажи пьесы не пели, а произносили слова своей роли: действие двигалось не речитативами, а диалогами. Арии от лица главных персонажей исполнялись профессиональными певцами, роль которых в драматическом действии была минимальной.
«Te Deum» и «Jubilate Deo» Пёрселла были написаны ко дню Св. Цецилии в 1694 году. Это был первый английский «Te Deum», имеющий оркестровое сопровождение. Он исполнялся ежегодно в кафедральном соборе Св. Павла до 1712 года, после которого он стал чередоваться с генделевским «Utrecht Te Deum and Jubilate» до 1743 года, когда оба произведения были заменены генделевским «Dettingen Te Deum».
Для похорон королевы Марии II в 1694 году Пёрселл написал антем и две элегии. Кроме опер и семи-опер, упомянутых выше, он написал музыку и песни для «Комической истории Дон-Кихота» Томаса д’Урфи и «Бондуки» большое количество церковной музыки, многочисленные оды, кантаты. Количество же инструментальной камерной музыки намного меньше, чем в начале карьеры, а музыка для клавира состоит из ещё меньшего числа клавесинных сюит и органных пьес. В 1693 году Пёрселл сочинил музыку для двух комедий: «Старый холостяк» и «Двойная игра», а также ещё пяти пьес. В июле 1695-го он написал оду «Who can from joy refrain?» в честь шестилетия герцога Глостерского. За последние шесть лет жизни Пёрселл написал музыку к сорока двум пьесам.
Смерть
Пёрселл умер 21 ноября 1695 года в своём доме в Вестминстере в зените своей карьеры. Ему было всего 36 лет. Причина его смерти неясна. По одной версии, он простудился, вернувшись поздно домой из театра и обнаружив, что жена заперла дом на ночь. По другой - он умер от туберкулёза. Завещание Пёрселла начинается так:
«Во имя Господа, Аминь. Я, Генри Пёрселл, джентльмен, по состоянию тела будучи опасно болен, но в светлом уме и твёрдой памяти (слава Всевышнему), настоящим заявляю свою последнюю волю и завещание. Оставляю моей любимой жене Фрэнсис всё моё движимое и недвижимое имущество».
Пёрселл был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Музыка, которую он написал для похорон королевы Марии II, прозвучала и на его похоронах. Его повсеместно оплакивали, как величайшего мастера музыки. После его смерти руководство Вестминстера почтило его, единогласно высказавшись за бесплатное предоставление места для захоронения в северном приделе аббатства. В эпитафии написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эсквайр, который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена»
У Пёрселла и его жены Френсис было шесть детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Жена, сын Эдвард (1689–1740) и дочь Френсис пережили его. Жена опубликовала ряд работ композитора, включая известный сборник «Британский Орфей» в двух томах, напечатанный в 1698-м и 1702-м годах, соответственно. Умерла Френсис Пёрселл в 1706 году. Эдвард в 1711 году стал органистом собора Св. Климента в Лондоне. Впоследствии эту должность унаследовал его сын Эдвард Генри (ум. 1765). Там же они и были похоронены после смерти.
Творческое наследие
После смерти Пёрселла его значение было высоко отмечено многими современниками. Его старый друг Джон Блоу написал «Оду на смерть Генри Пёрселла» на слова своего давнего соавтора Джона Драйдена. Музыкальное сопровождение заупокойной службы Уильяма Крофта было написано в 1724 году в стиле великого Мастера. Крофт сохранил Пёрселловское сопровождение «Thou knowest, lord» в своей музыке "по причинам, очевидным для любого артиста". С тех пор эта музыка звучит на всех официальных похоронах Великобритании. В более позднее время английский поэт Хопкинс написал известный сонет, озаглавленный «Генри Пёрселл».
Пёрселл оказал значительное влияние на композиторов английского музыкального ренессанса начала XX столетия, особенно на Бриттена, который осуществил постановку «Дидоны и Энея», и чьё сочинение «The Young Person’s Guide to the Orchestra» основано на теме из Пёрселловского «Абделазара». Стилистически ария «I know a bank» из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» явно навеяна пёрселловской арией «Sweeter than Roses», которую он первоначально написал как часть сопроводительной музыки к пьесе Ричарда Нортона «Павсаний, предатель родины».
Епископальная церковь США отмечает в литургическом календаре 28 июля как день Пёрселла, а также Баха и Генделя. В интервью 1940 года Игнац Фридман заявил, что ставит Пёрселла выше Баха и Бетховена. На улице Виктория в Вестминстере находится бронзовый памятник Пёрселлу, выполненный Гленном Уильямсом и установленный в 1994 году.
В 1836 году в Лондоне был основан Клуб Пёрселла, с целью способствовать более широкому исполнению его музыки, но в 1863 году он был распущен. В 1876 году было основано Пёрселловское общество, которое опубликовало новые редакции его работ. В наши дни Клуб Пёрселла был воссоздан. Он занимается организацией экскурсий и концертов в поддержку Вестминстерского аббатства.
Репутация Пёрселла так высока, что ему много лет (с 1878-го по 1940-е годы) приписывалось авторство популярного свадебного марша. Так называемый «Purcell’s Trumpet Voluntary» был фактически написан около 1700 года британским композитором Джеремайя Кларком как «Марш принца датского».
Пёрселл в современной поп-культуре
В 2009 году Пит Таунсенд, лидер английской рок-группы "The Who", основанной в 1960-х, заявил, что гармонии Пёрселла повлияли на музыку группы (в таких песнях, как «Won’t Get Fooled Again» (1971), «I Can See for Miles» (1967) и на очень "Пёрселловское" вступление к «Pinball Wizard». Музыка для похоронной процессии, из музыки для похорон королевы Марии, была переложена для синтезатора Венди Карлос и использована в музыкальной теме для фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика (1971). Эта же музыка использована в фильме 1995 года «Настольная книга молодого отравителя».
Культовый исполнитель новой волны Клаус Номи регулярно исполнял «Холодную песню» из «Короля Артура» в течение всей своей карьеры, начиная с дебютного альбома 1981 года. Его последним публичным выступлением незадолго до смерти от СПИДа было исполнение пьесы с симфоническим оркестром в Мюнхене в декабре 1982-го. Причём изначально Пёрселл написал эту песню для баса, но ряд контр-теноров исполнили её в память Номи.
Британский певец Стинг записал арию «Next Winter Comes Slowly» из оперы «Королева фей» в своём альбоме 2009 года «If On a Winter's Night...».
В фильме 1995 года «England, My England» жизнь композитора (которого играет певец Майкл Болл) показана глазами драматурга, живущего в 1960-е годы, который пытается написать пьесу о Пёрселле.
В 2003 году шведская блэк-метал-группа "Marduk" записала кавер под названием «Blackcrowned» на мелодию из фильма «Заводной Апельсин», упомянутую выше.
В немецком фильме 2004 года «Бункер» повторяется музыка из плача Дидоны, сопровождая конец Третьего рейха.
Саундтрек к версии 2005 года фильма «Гордость и предубеждение» содержит танец, названный «Открытка Генри Пёрселлу». Это версия темы из «Абделазара» Пёрселла, созданная Дарио Марианелли.
Фильм 2012 года «Королевство полной луны» содержит версию «Абделазара» Бенджамина Бриттена, созданную в 1946 году для его «The Young Person’s Guide to the Orchestra».
В 2013 году группа "Pet Shop Boys" выпустила сингл «Love Is a Bourgeois Construct», включающий одну из басо́вых тем «Короля Артура», использованных Найманом в «Контракте рисовальщика».
Композитор Дашкевич также называет музыку Пёрселла тем стимулом, который подтолкнул его к созданию «Увертюры» из цикла фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
По материалам Википедии
Ранние годы
Генри Пёрселл родился в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве. Его отец и дядя были музыкантами в Королевской капелле. Пёрселл-старший пел на коронации Карла II.
Начиная с 1659 года, семья Пёрселлов жила всего в нескольких сотнях ярдов к западу от Вестминстерского аббатства. У Генри Пёрселла было три сына: Эдвард, Генри и Даниэль. Даниэль Пёрселл, младший из братьев, тоже был плодовитым композитором. Именно он дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев» после смерти Генри.
После смерти отца в 1664 году Генри опекал дядя Томас, заботившийся о нём как о своём сыне. Будучи на службе в Капелле Его Величества, он добился приёма туда и Генри в качестве хориста.
Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука, а затем у Пелхама Хамфри, наследника Кука. Генри был хористом Королевской капеллы до мутации своего голоса в 1673 году, когда он стал помощником органного мастера Джона Хингстона, занимавшего должность королевского хранителя духовых инструментов.
Считается, что Пёрселл начал сочинять музыку в 9 лет. Но самой ранней работой, для которой достоверно установлено, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году. Даты сочинений Пёрселла, несмотря на большие проведённые исследования, часто точно не известны. Предполагается, что песня «Sweet tyranness, I now resign» в трёх частях была написана им в детстве.
После смерти Хамфри Пёрселл продолжал обучение у Джона Блоу. Он посещал Вестминстерскую школу и в 1676 году был назначен копиистом Вестминстерского аббатства. Самый первый антем Пёрселла «Lord, who can tell» был написан в 1678 году. Это псалом, установленный для Рождества, а также читаемый на утренней молитве в четвёртый день месяца.
В 1679 году Пёрселл написал несколько песен для «Избранных арий, песен и дуэтов» Джона Плейфорда, и антем, название которого неизвестно, для королевской капеллы. Из сохранившегося письма Томаса Пёрселла известно, что этот антем был написан специально для выдающегося голоса Джона Гостлинга, который тоже был членом королевской капеллы. В разное время Пёрселл написал несколько антемов для этого необыкновенного баса профундо, имевшего диапазон две полных октавы от нижнего "ре" большой октавы до "ре" первой октавы. Известны даты сочинения немногих из этих церковных произведений. Наиболее заметным образцом их является антем «They that go down to the sea in ships». В честь чудесного избавления короля Карла II от кораблекрушения Гостлинг, являвшийся роялистом, соединил несколько стихов из Псалтири в форме антема и попросил Пёрселла положить их на музыку. Эта труднейшая для исполнения пьеса начинается с пассажа, покрывающего весь диапазон голоса Гостлинга - от верхнего "ре" и нисходящего на две октавы вниз.
Карьера
В 1679 году Блоу, бывший органистом Вестминстерского аббатства с 1669 года, оставил эту должность в пользу Пёрселла. С этого момента Пёрселл занялся сочинением преимущественно церковной музыки и на шесть лет прервал свои связи с театром. Однако в начале года, возможно, ещё до занятия должности, он создал две важные вещи для сцены: музыку для «Theodosius» Натаниэля Ли и «Virtuous Wife» Томаса д’Урфи.
Между 1680-м и 1688-м годами Пёрселл написал музыку для семи пьес. Сочинение его камерной оперы «Дидона и Эней», которая является важной вехой в истории английской театральной музыки, относят к этому периоду. Эта более ранняя датировка является вполне вероятной, так как в документах опера упоминается в 1689 году. Она была написана на либретто ирландского поэта Наума Тейта и поставлена в 1689 году с участием Джозиаса Приста, хореографа театра Дорсет-Гарден. Жена Приста содержала пансион благородных девиц сначала в Лестере, а затем в Челси, где и была поставлена опера. Иногда она называется первой английской оперой, хотя обычно так именуют оперу Блоу «Венера и Адонис». Как и в сочинении Блоу, действие происходит не в разговорных диалогах, а в речитативах в итальянском стиле. Оба сочинения длятся менее часа. В своё время «Дидона и Эней» не попала на театральную сцену, хотя, по-видимому, была очень популярна в частных кружках. Считается, что она много копировалась, но только одна ария из оперы была напечатана вдовой Пёрселла в сборнике сочинений Пёрселла «Британский Орфей», и полное сочинение оставалось в рукописи до 1840 года, когда оно было опубликовано обществом старинной музыки, под редакцией сэра Джорджа Александра Макфаррена. Сочинение «Дидоны и Энея» дало Пёрселлу первую возможность написать непрерывное музыкальное оформление для театрального текста. И это был единственный случай написать музыку, которая бы выражала чувства всей драмы. Сюжет «Дидоны и Энея» основан на эпической поэме Вергилия «Энеида».
Однако «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды - в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионе для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля - один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло ещё сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в своё искусство, и вместе с тем с горечью, писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклетиан»: «...музыка ещё в пелёнках, но это многообещающий ребёнок. Он ещё даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».
В 1682 году, вскоре после своей женитьбы, Пёрселл был назначен органистом королевской капеллы, в связи со смертью Эдварда Лоу, занимавшего этот пост. Эту должность Пёрселл смог получить, не оставляя прежнего места в аббатстве. Его старший сын родился в этом же году, но прожил недолго. В следующем, 1683 году, его сочинение из 12-ти сонат было впервые напечатано.
В течение нескольких следующих лет Пёрселл занимался сочинением церковной музыки, одами, адресованными королю и королевской семье, и другими подобными работами. В 1685 году он написал два своих замечательных антема: «I was glad» и «My heart is inditing», для коронации короля Якова II. В 1694 году было написано одно из его наиболее важных и величественных произведений - «Ода ко дню рождения королевы Марии». Оно озаглавлено «Come Ye Sons of Art» и было написано Наумом Тейтом, а поставлено Пёрселлом.
В 1687 году Пёрселл возобновил свои связи с театром, написав музыку к трагедии Драйдена «Tyrannick Love». В этом году Пёрселл также сочинил марш и танец, которые стали такими популярными, что лорд Уортон использовал эту музыку в своём марше «Лиллибуллеро». В январе 1688-го Пёрселл, исполняя волю короля, написал антем «Blessed are they that fear the Lord». А несколькими месяцами позже он написал музыку к пьесе д’Урфи «The Fool’s Preferment». В 1690 году он сочинил музыку к обработке Томасом Беттертоном пьесы Джона Флетчера и Филиппа Мэссинджера «Пророчица» (позже названная «Диоклетиан») и к пьесе «Амфитрион» Драйдена. В свой зрелый творческий период Пёрселл сочинял много, однако насколько много, можно только предполагать.
В 1691 году он написал музыку, которая считается его театральным шедевром - оперу «Король Артур» на либретто Драйдена (впервые опубликована в 1843 году). В 1692-м он сочинил «Королеву фей» (по мотивам «Сна в летнюю ночь» Шекспира), ноты которой были обнаружены в 1901 году и опубликованы Пёрселловским обществом.
Затем последовала «Королева индейцев» в 1695 году, в том же году Пёрселл написал песни к версии шекспировской «Бури» драматургов Драйдена и Давенанта. «Королева индейцев» была основана на трагедии Драйдена и Ховарда. В этой семи-опере (в то время также называемой драматической оперой) главные персонажи пьесы не пели, а произносили слова своей роли: действие двигалось не речитативами, а диалогами. Арии от лица главных персонажей исполнялись профессиональными певцами, роль которых в драматическом действии была минимальной.
«Te Deum» и «Jubilate Deo» Пёрселла были написаны ко дню Св. Цецилии в 1694 году. Это был первый английский «Te Deum», имеющий оркестровое сопровождение. Он исполнялся ежегодно в кафедральном соборе Св. Павла до 1712 года, после которого он стал чередоваться с генделевским «Utrecht Te Deum and Jubilate» до 1743 года, когда оба произведения были заменены генделевским «Dettingen Te Deum».
Для похорон королевы Марии II в 1694 году Пёрселл написал антем и две элегии. Кроме опер и семи-опер, упомянутых выше, он написал музыку и песни для «Комической истории Дон-Кихота» Томаса д’Урфи и «Бондуки» большое количество церковной музыки, многочисленные оды, кантаты. Количество же инструментальной камерной музыки намного меньше, чем в начале карьеры, а музыка для клавира состоит из ещё меньшего числа клавесинных сюит и органных пьес. В 1693 году Пёрселл сочинил музыку для двух комедий: «Старый холостяк» и «Двойная игра», а также ещё пяти пьес. В июле 1695-го он написал оду «Who can from joy refrain?» в честь шестилетия герцога Глостерского. За последние шесть лет жизни Пёрселл написал музыку к сорока двум пьесам.
Смерть
Пёрселл умер 21 ноября 1695 года в своём доме в Вестминстере в зените своей карьеры. Ему было всего 36 лет. Причина его смерти неясна. По одной версии, он простудился, вернувшись поздно домой из театра и обнаружив, что жена заперла дом на ночь. По другой - он умер от туберкулёза. Завещание Пёрселла начинается так:
«Во имя Господа, Аминь. Я, Генри Пёрселл, джентльмен, по состоянию тела будучи опасно болен, но в светлом уме и твёрдой памяти (слава Всевышнему), настоящим заявляю свою последнюю волю и завещание. Оставляю моей любимой жене Фрэнсис всё моё движимое и недвижимое имущество».
Пёрселл был похоронен в Вестминстерском аббатстве. Музыка, которую он написал для похорон королевы Марии II, прозвучала и на его похоронах. Его повсеместно оплакивали, как величайшего мастера музыки. После его смерти руководство Вестминстера почтило его, единогласно высказавшись за бесплатное предоставление места для захоронения в северном приделе аббатства. В эпитафии написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эсквайр, который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена»
У Пёрселла и его жены Френсис было шесть детей, четверо из которых умерли во младенчестве. Жена, сын Эдвард (1689–1740) и дочь Френсис пережили его. Жена опубликовала ряд работ композитора, включая известный сборник «Британский Орфей» в двух томах, напечатанный в 1698-м и 1702-м годах, соответственно. Умерла Френсис Пёрселл в 1706 году. Эдвард в 1711 году стал органистом собора Св. Климента в Лондоне. Впоследствии эту должность унаследовал его сын Эдвард Генри (ум. 1765). Там же они и были похоронены после смерти.
Творческое наследие
После смерти Пёрселла его значение было высоко отмечено многими современниками. Его старый друг Джон Блоу написал «Оду на смерть Генри Пёрселла» на слова своего давнего соавтора Джона Драйдена. Музыкальное сопровождение заупокойной службы Уильяма Крофта было написано в 1724 году в стиле великого Мастера. Крофт сохранил Пёрселловское сопровождение «Thou knowest, lord» в своей музыке "по причинам, очевидным для любого артиста". С тех пор эта музыка звучит на всех официальных похоронах Великобритании. В более позднее время английский поэт Хопкинс написал известный сонет, озаглавленный «Генри Пёрселл».
Пёрселл оказал значительное влияние на композиторов английского музыкального ренессанса начала XX столетия, особенно на Бриттена, который осуществил постановку «Дидоны и Энея», и чьё сочинение «The Young Person’s Guide to the Orchestra» основано на теме из Пёрселловского «Абделазара». Стилистически ария «I know a bank» из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» явно навеяна пёрселловской арией «Sweeter than Roses», которую он первоначально написал как часть сопроводительной музыки к пьесе Ричарда Нортона «Павсаний, предатель родины».
Епископальная церковь США отмечает в литургическом календаре 28 июля как день Пёрселла, а также Баха и Генделя. В интервью 1940 года Игнац Фридман заявил, что ставит Пёрселла выше Баха и Бетховена. На улице Виктория в Вестминстере находится бронзовый памятник Пёрселлу, выполненный Гленном Уильямсом и установленный в 1994 году.
В 1836 году в Лондоне был основан Клуб Пёрселла, с целью способствовать более широкому исполнению его музыки, но в 1863 году он был распущен. В 1876 году было основано Пёрселловское общество, которое опубликовало новые редакции его работ. В наши дни Клуб Пёрселла был воссоздан. Он занимается организацией экскурсий и концертов в поддержку Вестминстерского аббатства.
Репутация Пёрселла так высока, что ему много лет (с 1878-го по 1940-е годы) приписывалось авторство популярного свадебного марша. Так называемый «Purcell’s Trumpet Voluntary» был фактически написан около 1700 года британским композитором Джеремайя Кларком как «Марш принца датского».
Пёрселл в современной поп-культуре
В 2009 году Пит Таунсенд, лидер английской рок-группы "The Who", основанной в 1960-х, заявил, что гармонии Пёрселла повлияли на музыку группы (в таких песнях, как «Won’t Get Fooled Again» (1971), «I Can See for Miles» (1967) и на очень "Пёрселловское" вступление к «Pinball Wizard». Музыка для похоронной процессии, из музыки для похорон королевы Марии, была переложена для синтезатора Венди Карлос и использована в музыкальной теме для фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика (1971). Эта же музыка использована в фильме 1995 года «Настольная книга молодого отравителя».
Культовый исполнитель новой волны Клаус Номи регулярно исполнял «Холодную песню» из «Короля Артура» в течение всей своей карьеры, начиная с дебютного альбома 1981 года. Его последним публичным выступлением незадолго до смерти от СПИДа было исполнение пьесы с симфоническим оркестром в Мюнхене в декабре 1982-го. Причём изначально Пёрселл написал эту песню для баса, но ряд контр-теноров исполнили её в память Номи.
Британский певец Стинг записал арию «Next Winter Comes Slowly» из оперы «Королева фей» в своём альбоме 2009 года «If On a Winter's Night...».
В фильме 1995 года «England, My England» жизнь композитора (которого играет певец Майкл Болл) показана глазами драматурга, живущего в 1960-е годы, который пытается написать пьесу о Пёрселле.
В 2003 году шведская блэк-метал-группа "Marduk" записала кавер под названием «Blackcrowned» на мелодию из фильма «Заводной Апельсин», упомянутую выше.
В немецком фильме 2004 года «Бункер» повторяется музыка из плача Дидоны, сопровождая конец Третьего рейха.
Саундтрек к версии 2005 года фильма «Гордость и предубеждение» содержит танец, названный «Открытка Генри Пёрселлу». Это версия темы из «Абделазара» Пёрселла, созданная Дарио Марианелли.
Фильм 2012 года «Королевство полной луны» содержит версию «Абделазара» Бенджамина Бриттена, созданную в 1946 году для его «The Young Person’s Guide to the Orchestra».
В 2013 году группа "Pet Shop Boys" выпустила сингл «Love Is a Bourgeois Construct», включающий одну из басо́вых тем «Короля Артура», использованных Найманом в «Контракте рисовальщика».
Композитор Дашкевич также называет музыку Пёрселла тем стимулом, который подтолкнул его к созданию «Увертюры» из цикла фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
По материалам Википедии
Композитор
Оперы
1695 «Буря, или Заколдованный остров»
1695 «Тимон Афинский»
1685 «Индийская королева»
1692 «Королева фей»
1691 «Король Артур»
1690 «Диоклес»
1688 «Дидона и Эней»
Гимны и священные песни
1693 «Господи, что есть человек?»
1688 «Доколе, великий Боже?»
1688 «В чёрной мрачной темнице отчаяния»
1688 «Вечерний гимн на земле»
1681 «Бодрствуй и со вниманием слушай»
1680 - 1682 «Услышь меня, Господи, великая опора»
1680 «Рано, о Господи, моя слабеющая душа»
1680 «Господи, я могу терпеть твои упреки»
1680 «Господи, не нам, но имени Твоему»
1680 «Когда на моём больном одре я томлюсь»
Оды и приветственные песни
1694 «Великий родитель, радуйся!»
1694 «Придите, сыны искусства»
1692 «Радуйся, светлая Сесилия!»
1692 «Богиня любви была слепа»
1690 «Восстань, муза моя»
1689 «Теперь появляется славный день»
1684 «От тех безмятежных и восторженных радостей»
1678 «Труби в трубу, бей в барабан»
Все произведения Генри Пёрселла
1695 «Буря, или Заколдованный остров»
1695 «Тимон Афинский»
1685 «Индийская королева»
1692 «Королева фей»
1691 «Король Артур»
1690 «Диоклес»
1688 «Дидона и Эней»
Гимны и священные песни
1693 «Господи, что есть человек?»
1688 «Доколе, великий Боже?»
1688 «В чёрной мрачной темнице отчаяния»
1688 «Вечерний гимн на земле»
1681 «Бодрствуй и со вниманием слушай»
1680 - 1682 «Услышь меня, Господи, великая опора»
1680 «Рано, о Господи, моя слабеющая душа»
1680 «Господи, я могу терпеть твои упреки»
1680 «Господи, не нам, но имени Твоему»
1680 «Когда на моём больном одре я томлюсь»
Оды и приветственные песни
1694 «Великий родитель, радуйся!»
1694 «Придите, сыны искусства»
1692 «Радуйся, светлая Сесилия!»
1692 «Богиня любви была слепа»
1690 «Восстань, муза моя»
1689 «Теперь появляется славный день»
1684 «От тех безмятежных и восторженных радостей»
1678 «Труби в трубу, бей в барабан»
Все произведения Генри Пёрселла