Персоны :: Жан-Батист Люлли

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал10.04.2022 в 12:30
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:30
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Giovanni Battista Lulli
Псевдоним: Jean-Baptiste Lully
Дата рождения: 28 ноября, 1632 | стрелец
Место рождения: Флоренция, Великое герцогство Тосканское
Дата смерти: 22 марта, 1687 | 54 года
Место смерти: Париж, королевство Франция
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Мадлен Ламбер
Биография
Жан-Батист Люлли - французский композитор, скрипач и дирижёр. По происхождению он итальянец (имя при рождении Джованни Баттиста Лулли). Люлли вошёл в историю музыки как создатель французской национальной оперы, один из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко.

Ранние годы

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

В 1653 году в борьбе против Людовика XIV потерпела поражение Фронда, в которой мадемуазель де Монпансье принимала активное участие. Её ожидала ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, попросил освободить его от должности, а спустя три месяца выступил в качестве танцора при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. В то же время он учился у Николя Метрю, Николя Жиго и Франсуа Роберде.

Людовик XIV проявлял большую симпатию к Люлли и способствовал его карьере при дворе. В 1653 году, после смерти Ладзаро Ладзарини, король назначил его сочинителем инструментальной музыки. В мае 1661 года по указу короля Люлли занял должность главного инспектора королевской музыки, а в декабре того же года принял французское подданство, и изменил написание своей фамилии с "Lulli" на "Lully".

В 1662 году Люлли женился на виолончелистке и певице Мадлен Ламбер - дочери респектабельного придворного композитора Мишеля Ламбера. Брак был заключён по требованию короля, которому надоело отчитывать Люлли за "непотребные шалости".

Музыка

Как композитор, Люлли поначалу отвечал только за инструментальную музыку, но вскоре взял в свои руки и работу над вокалом. Среди произведений Люлли 1650-х - 1660-х гг. - балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII века и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 года. Это были балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты - играя на скрипках, кастаньетах и т. п.), которые представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).

Порой, особенно при Людовике XIII, темы этих постановок могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений.

В 1655 году Люлли возглавил оркестр «Малые скрипки короля».

В 1658 году в балете «Альцидиана» впервые прозвучала так называемая "французская увертюра" (в противоположность итальянской увертюре), ставшая визитной карточкой Люлли, а впоследствии и всей национальной школы. В 1663 году в «Балете Флоры», также впервые в истории, композитор ввёл в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь функцию фанфар.

В 1658 году в Париже дебютировал Мольер, а в 1663-м Людовик XIV назначил ему пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту», и заказал пьесу, где он сам желал танцевать. И Мольер сочинил комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работали хореограф Бошан и сам Люлли. С этой постановки началось многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. На либретто Мольера написаны «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элиды» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Блистательные любовники» (1670) и «Психея» (1671, в сотрудничестве с Корнелем).

14 октября 1670 года в замке Шамбор впервые была представлена самая знаменитая совместная работа Люлли и Мольера - «Мещанин во дворянстве» 28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия. Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли, сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».

«Кадм и Гермиона», первая опера Люлли, написана на либретто Филиппа Кино на сюжет, выбранный королём из нескольких вариантов. Премьера состоялась 27 апреля 1673 года в театре "Пале-Рояль" (после смерти Мольера король передаёт его Люлли). Одной из главных черт новой оперы стала особая выразительность мелодекламации. По свидетельству современников, Люлли часто ходил слушать игру великих трагических актёров. Причём оттенки этой игры - паузы, повышение и понижение тона и пр. - он тут же записывал в своём блокноте. Люлли сам подбирал музыкантов и певцов, воспитывал их, руководя репетициями и дирижируя со скрипкой в руках. Всего им сочинено и поставлено тринадцать опер: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 года), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685) и «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687) на стихи Жана Гальбера де Кампистрона уже после смерти Люлли была закончена его учеником, Паскалем Колласом. К этому ряду можно добавить героическую пастораль «Ацис и Галатея» поставленную в 1686 году и неоднократно возобновлявшуюся.

15 февраля 1686 года была впервые исполнена последняя опера Люлли «Армида». В качестве либреттиста выступил Филипп Кино, взявший сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо. Премьера «Армиды» состоялась в Париже. После брака с Франсуазой де Ментенон, сторонившейся театра и оперы, как и светских развлечений вообще, король отдалился от композитора.

В своих операх, носивших название «tragédie mise en musique» (в буквальном переводе «трагедия, положенная на музыку» или «трагедия под музыку»; в русском музыковедении часто используется менее точный, но более благозвучный термин «лирическая трагедия»), Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, а драматическое значение - хору. Оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около ста лет. Они оказали большое влияние на развитие французской оперной школы. При Люлли певцы в операх впервые стали выступать без масок, а женщины - танцевать в балете на публичной сцене; трубы и гобои впервые в истории были введены в оркестр, а увертюра, в отличие от итальянской «Allegro-Adagio-Allegro», приобрела форму «Grave-Allegro-Grave». Кроме лирических трагедий, перу Люлли принадлежит большое число балетов, симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов.

Смерть

8 января 1687 года, дирижируя своим произведением «Te Deum» по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости-баттуты, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 года композитор скончался.

По материалам Википедии
Знаете ли вы, что...
– На основе биографии композитора, которую в 1992 году написал Филипп Боссан, в 2000 году был снят франко-бельгийский фильм «Король танцует». Исполнитель роли молодого Люлли, Борис Терраль, был представлен к соисканию национальной кинопремии «Сезар».
Композитор
1687 «Ахилл и Поликсена» (посмертно)
1686 «Ацис и Галатея»
1686 «Армида»
1685 «Роланд»
1684 «Амадис»
1683 «Фаэтон»
1682 «Персей»
1680 «Прозерпина»
1679 «Беллерофонт»
1678 «Психея»
1677 «Изида»
1676 «Атис»
1675 «Тезей»
1674 «Альцеста»
1673 «Кадм и Гермиона»
1670 «Блистательные любовники»
1670 «Мещанин во дворянстве»
1669 «Господин де Пурсоньяк»
1668 «Жорж Данден»
1665 «Любовь-целительница»
1664 «Принцесса Элиды»
1664 «Брак поневоле»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions