С участием персоны 5 раздач
Краткая биография
Имя: Léo Delibes
Дата рождения: 21 февраля, 1836 | водолей
Место рождения: Сен-Жермен-дю-Валь, Франция
Дата смерти: 16 января, 1891 | 54 года
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера, балет
Супруга: Леонтин-Эстель Денен
Дата рождения: 21 февраля, 1836 | водолей
Место рождения: Сен-Жермен-дю-Валь, Франция
Дата смерти: 16 января, 1891 | 54 года
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера, балет
Супруга: Леонтин-Эстель Денен
Биография
Клеман Филибер Лео Делиб - французский композитор, член Академии изящных искусств. Профессор Парижской консерватории. Создатель балетов, опер, оперетт. Стихией композитора являлся музыкальный театр, а его имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке XIX века.
Ранние годы
Клеман Филибер Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в городе Сен-Жермен-дю-Валь, Франция. Мальчик вырос в музыкальной семье. Его дед являлся солистом парижского театра, а дядя органистом. Начальное музыкальное образование ребёнку дала мать. В 1847 году, после смерти отца, подросток переехал с матерью в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции. Одновременно занимался по классу фортепиано и по классу орга́на.
С 1853 года Лео работал пианистом-концертмейстером «Театра лирик» и церковным органистом в парижских соборах. Параллельно давал уроки игры на фортепиано, участвовал в качестве пианиста в бальных празднествах. Среди первых сочинений Делиба - оперетты «На два су угольков» и «Шесть девиц на выданье», где среди музыкальных номеров особо выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу «Цампа» Герольда и «Две старых сиделки».
В одноактных комических миниатюрах проявилось драматургическое мастерство композитора: острое ощущение театральной формы, умение рельефно обрисовать характер каждого персонажа, живость и демократизм мелодического языка, впитавшего черты городского фольклора. Внимание публики и критики привлекла одноактная комическая опера «Месье Гриф-фар» 1857 года. Это произведение, написанное в стиле итальянской оперы-буфф, отличается чисто французской ритмической изобретательностью и мелодическим изяществом.
Музыка
В середине 1860-х годов молодым композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его пригласили работать вторым хормейстером в "Гранд Опера". Тогда же, совместно с Людвигом Минкусом, Делиб написал музыку балета «Ручей» и дивертисмент «Путь», для великолепного балета «Корсар» Адольфа Адана. Эти произведения, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех.
Однако следующее сочинение композитора "Гранд Опера" приняла к постановке только через четыре года. Им стал балет «Коппелия», или «Девушка с эмалевыми глазами» по новелле Теодора Гофмана «Песочный человек». Именно этот балет принёс Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. Известность композитора упрочилась ещё более после создания им балета «Сильвия» по драматической пасторали Торквато Тассо «Аминта».
«Коппелия» опирается на бытовой сюжет, хотя и недостаточно последовательно развитый. В «Сильвии» мифологические мотивы разработаны весьма условно и сумбурно. Тем более велика заслуга композитора, создавшего вопреки этому далёкому от реальности, драматургически слабому сценарию, жизненно сочную партитуру, цельную по выражению. Музыка обоих балетов отличается яркими народными чертами. В «Коппелии», согласно сюжету, использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская: мазурка, краковяк в первом акте, и венгерская: баллада Сванильды, чардаш. Здесь более заметна связь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. В «Сильвии» же характеристические черты обогащены психологизмом лирической оперы.
Лаконизм и динамика выражения, пластичность и красочность, гибкость и чёткость танцевального рисунка: таковы лучшие свойства музыки Лео Делиба. Композитор являлся крупным мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны инструментальными речитативами, пантомимными сценами. Драматизм, лирическая содержательность танца сочетаются с жанровостью, насыщая партитуру активным симфоническим развитием. Такова, например, картина ночного леса, которой открывается «Сильвия», или драматическая кульминация первого акта. В то же время праздничная танцевальная сюита последнего акта представляет замечательные картины народного торжества и веселья.
Широкую популярность снискали и следующие оперы Делиба: «Так сказал король», «Жан де Нивель», «Лакме». Последняя явилась самым значительным оперным произведением композитора. Сюжет оперы взят из жизни индийцев. Им противопоставлены англичане-колонизаторы, обрисованные в слегка иронических тонах, средствами, близкими комической опере, подчас даже оперетте. Самые яркие страницы оперы связаны с изображением душевного мира героини и её окружения. Тонко переданный восточный колорит, изящно очерченный, с налётом элегичности, образ героини, выразительная характеристика сурового жреца Нилаканты: всё это, вместе с красочной оркестровкой, ставит «Лакме» в ряд лучших французских ориентальных опер.
Наряду с композицией, Делиб много внимания уделял педагогической работе. С 1881 года он являлся профессором Парижской консерватории. Доброжелательный человек, мудрый педагог, он оказывал большую помощь композиторской молодёжи. В 1884 году Делиб стал членом Академии изящных искусств Франции. Последним его сочинением стала опера «Кассия», которую композитор не успел завершить. Её закончил Жюль Массне через два года после смерти маэстро.
Смерть
Лео Делиб скончался 16 января 1891 года в городе Париж. Похоронен великий композитор на знаменитом кладбище Монмартр.
По материалам Википедии и rus.team
Ранние годы
Клеман Филибер Лео Делиб родился 21 февраля 1836 года в городе Сен-Жермен-дю-Валь, Франция. Мальчик вырос в музыкальной семье. Его дед являлся солистом парижского театра, а дядя органистом. Начальное музыкальное образование ребёнку дала мать. В 1847 году, после смерти отца, подросток переехал с матерью в Париж и поступил в консерваторию в класс композиции. Одновременно занимался по классу фортепиано и по классу орга́на.
С 1853 года Лео работал пианистом-концертмейстером «Театра лирик» и церковным органистом в парижских соборах. Параллельно давал уроки игры на фортепиано, участвовал в качестве пианиста в бальных празднествах. Среди первых сочинений Делиба - оперетты «На два су угольков» и «Шесть девиц на выданье», где среди музыкальных номеров особо выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу «Цампа» Герольда и «Две старых сиделки».
В одноактных комических миниатюрах проявилось драматургическое мастерство композитора: острое ощущение театральной формы, умение рельефно обрисовать характер каждого персонажа, живость и демократизм мелодического языка, впитавшего черты городского фольклора. Внимание публики и критики привлекла одноактная комическая опера «Месье Гриф-фар» 1857 года. Это произведение, написанное в стиле итальянской оперы-буфф, отличается чисто французской ритмической изобретательностью и мелодическим изяществом.
Музыка
В середине 1860-х годов молодым композитором стали интересоваться музыкально-театральные деятели Парижа. Его пригласили работать вторым хормейстером в "Гранд Опера". Тогда же, совместно с Людвигом Минкусом, Делиб написал музыку балета «Ручей» и дивертисмент «Путь», для великолепного балета «Корсар» Адольфа Адана. Эти произведения, талантливые и изобретательные, принесли Делибу заслуженный успех.
Однако следующее сочинение композитора "Гранд Опера" приняла к постановке только через четыре года. Им стал балет «Коппелия», или «Девушка с эмалевыми глазами» по новелле Теодора Гофмана «Песочный человек». Именно этот балет принёс Делибу европейскую популярность и стал рубежным произведением в его творчестве. Известность композитора упрочилась ещё более после создания им балета «Сильвия» по драматической пасторали Торквато Тассо «Аминта».
«Коппелия» опирается на бытовой сюжет, хотя и недостаточно последовательно развитый. В «Сильвии» мифологические мотивы разработаны весьма условно и сумбурно. Тем более велика заслуга композитора, создавшего вопреки этому далёкому от реальности, драматургически слабому сценарию, жизненно сочную партитуру, цельную по выражению. Музыка обоих балетов отличается яркими народными чертами. В «Коппелии», согласно сюжету, использована не только французская мелодика и ритмика, но и польская: мазурка, краковяк в первом акте, и венгерская: баллада Сванильды, чардаш. Здесь более заметна связь с жанрово-бытовыми элементами комической оперы. В «Сильвии» же характеристические черты обогащены психологизмом лирической оперы.
Лаконизм и динамика выражения, пластичность и красочность, гибкость и чёткость танцевального рисунка: таковы лучшие свойства музыки Лео Делиба. Композитор являлся крупным мастером в построении танцевальных сюит, отдельные номера которых связаны инструментальными речитативами, пантомимными сценами. Драматизм, лирическая содержательность танца сочетаются с жанровостью, насыщая партитуру активным симфоническим развитием. Такова, например, картина ночного леса, которой открывается «Сильвия», или драматическая кульминация первого акта. В то же время праздничная танцевальная сюита последнего акта представляет замечательные картины народного торжества и веселья.
Широкую популярность снискали и следующие оперы Делиба: «Так сказал король», «Жан де Нивель», «Лакме». Последняя явилась самым значительным оперным произведением композитора. Сюжет оперы взят из жизни индийцев. Им противопоставлены англичане-колонизаторы, обрисованные в слегка иронических тонах, средствами, близкими комической опере, подчас даже оперетте. Самые яркие страницы оперы связаны с изображением душевного мира героини и её окружения. Тонко переданный восточный колорит, изящно очерченный, с налётом элегичности, образ героини, выразительная характеристика сурового жреца Нилаканты: всё это, вместе с красочной оркестровкой, ставит «Лакме» в ряд лучших французских ориентальных опер.
Наряду с композицией, Делиб много внимания уделял педагогической работе. С 1881 года он являлся профессором Парижской консерватории. Доброжелательный человек, мудрый педагог, он оказывал большую помощь композиторской молодёжи. В 1884 году Делиб стал членом Академии изящных искусств Франции. Последним его сочинением стала опера «Кассия», которую композитор не успел завершить. Её закончил Жюль Массне через два года после смерти маэстро.
Смерть
Лео Делиб скончался 16 января 1891 года в городе Париж. Похоронен великий композитор на знаменитом кладбище Монмартр.
По материалам Википедии и rus.team
Композитор
Балеты
1876 «Сильвия, или Нимфа Дианы»
1870 «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»
1866 «Ручей»
Оперы
1893 «Кассия»
1883 «Лакме»
1880 «Жан де Нивель»
1873 «Так сказал король»
1876 «Сильвия, или Нимфа Дианы»
1870 «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами»
1866 «Ручей»
Оперы
1893 «Кассия»
1883 «Лакме»
1880 «Жан де Нивель»
1873 «Так сказал король»