С участием персоны 1 раздач
Краткая биография
Имя: Arrigo Boito
Дата рождения: 24 февраля, 1842 | рыбы
Место рождения: Падуя, Италия
Дата смерти: 10 июня, 1918 | 76 лет
Место смерти: Милан, Италия
Карьера: Композитор, либреттист
Жанр: Классическая музыка, опера
Дата рождения: 24 февраля, 1842 | рыбы
Место рождения: Падуя, Италия
Дата смерти: 10 июня, 1918 | 76 лет
Место смерти: Милан, Италия
Карьера: Композитор, либреттист
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Арриго Бойто - итальянский композитор и поэт, прославившийся как автор либретто к операм Джузеппе Верди «Отелло» и «Фальстаф».
Ранние годы
Арриго Бойто родился 24 февраля 1842 года в Падуе, в семье художника-миниатюриста, но воспитывался у матери, польской графини, оставившей к тому времени мужа. Рано обнаружив интерес к музыке, он в одиннадцать лет поступил в Миланскую консерваторию, где проучился восемь лет в классе композиции Альберто Мадзукато. Уже в эти годы проявилась его двойная одарённость: в написанных в консерватории кантате и мистерии Бойто принадлежал текст и половина музыки. Он увлёкся немецкой музыкой, не слишком распространённой в Италии: вначале Бетховеном, а позднее - Вагнером, став его защитником и пропагандистом.
Консерваторию Бойто закончил с медалью и денежной премией, которую потратил на путешествия. Он посетил Францию, Германию и родину матери Польшу. В Париже произошла первая, ещё мимолётная, творческая встреча с Джузеппе Верди - Бойто стал автором текста его Гимна наций, созданного для выставки в Лондоне.
Возвратившись в конце 1862 года в Милан, Бойто погрузился в литературную деятельность. В первой половине 1860-х годов выходят его поэмы, статьи о музыке и театре, а позднее - романы. Он сближается с молодыми писателями, называвшими себя "Растрёпанными". Их творчество пронизано мрачными настроениями, чувствами надломленности, опустошённости, идеями разрушения, торжества жестокости и зла, что отразилось затем в обеих операх Бойто. Такой взгляд на мир не помешал ему в 1866 году присоединиться к походу Гарибальди, боровшегося за освобождение и объединение Италии, хотя участия в сражениях он не принимал.
В 1854 году Бойто поступил в Миланскую консерваторию, где получил музыкальное образование под руководством Альберто Маццукато. Помимо музыкального, консерватория давала также широкое гуманитарное образование. По окончании обучения в 1861 году Бойто вместе со своим однокашником и другом Франко Фаччо получил государственную стипендию на совместную поездку за границу с целью совершенствования. Композитор побывал в Париже, где свёл знакомство с Джоаккино Россини, погостил у родственников в Польше и посетил Германию, где познакомился с музыкой Рихарда Вагнера, которая произвела на него большое впечатление.
Музыка
Первыми крупными сочинениями Бойто были кантаты «Четвёртое июня» (1860) и «Сёстры Италии» (1862), написанные в соавторстве с Франко Фаччо.
В 1868 году композитор создает самое известное своё сочинение - оперу «Мефистофель» на собственное либретто, написанное на сюжет «Фауста» Гёте. Однако на премьере в миланском театре "Ла-Скала" (5 марта 1868 года) опера потерпела фиаско. Но в 1875 году в Болонье была поставлена переработанная версия оперы, которая имела успех и стала завоёвывать симпатии публики. Она быстро вышла за пределы Италии и неоднократно ставилась в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Роль Мефистофеля была одной из коронных в репертуаре Фёдора Шаляпина.
Вторая опера Бойто, «Нерон», осталась незавершённой, хотя композитор отдал работе над ней 48 лет жизни. Завершённый Альберто Тосканини и Винченцо Томмазини «Нерон» был поставлен в Ла Скала 1 мая 1924 года. Несмотря на триумфальный успех премьеры, опера в репертуаре не удержалась. Либретто «Нерона» было опубликовано отдельным изданием в виде стихотворной драмы в 1901 году и получило очень высокую оценку как у критики, так и у читающей публики.
После провала «Мефистофеля» Бойто пишет для Амилькаре Понкьелли либретто «Джоконды», которая стала лучшей оперой композитора, переводит на итальянский «Армиду» Глюка, «Вольного стрелка» Вебера, «Руслана и Людмилу» Глинки. Особенно много сил он уделяет Вагнеру: делает переводы «Риенци» и «Тристана и Изольды», песен на слова Матильды Везендонк, а в связи с премьерой «Лоэнгрина» в Болонье (1871) пишет открытое письмо немецкому реформатору.
Однако увлечение Вагнером и неприятие современной итальянской оперы как традиционной и рутинной сменяется пониманием истинного значения Верди, которое переходит в творческое сотрудничество и дружбу, длившуюся до конца жизни прославленного маэстро. Этому способствовал известный миланский издатель Рикорди, представивший Верди Бойто в качестве лучшего либреттиста. По предложению Рикорди в начале 1870 года Бойто закончил для Верди либретто «Нерона». Занятый «Аидой», композитор отверг его, и с 1879 года Бойто сам начал работу над «Нероном», однако сотрудничество с Верди не прервал: в начале 1880-х он переделал либретто «Симона Бокканегры», затем создал два либретто по Шекспиру - «Яго», на которое Верди написал лучшую свою оперу «Отелло», и «Фальстаф». Именно Верди побудил Бойто в мае 1891 года вновь приняться за отложенного надолго «Нерона». Десять лет спустя Бойто опубликовал его либретто, что стало крупным событием в литературной жизни Италии.
Поэзия
Арриго Бойто был также известным поэтом. Он публиковал свои произведения под псевдонимом-анаграммой "Tobia Gorrio". Его стихотворения пользуются большой популярностью в Италии, хотя число их невелико - в сборнике под общим названием «Книга стихов» опубликовано только 16 стихотворений. Особое место в поэтическом творчестве Бойто занимает фантасмагорическая поэма-сказка «Re Orso» (в русском переводе - «Царь Вепрь»), в которой автор представляет предельное для итальянского стихосложения разнообразие поэтических размеров и ритмов и демонстрирует изощрённое версификаторское мастерство.
Однако прежде всего Бойто известен как либреттист - соавтор последних опер Верди и лишь во вторую очередь как композитор. Не став ни продолжателем Верди, ни подражателем высоко ценимого им Вагнера, Бойто не примкнул и к нарождавшемуся в Италии в конце XIX века веризму с его интересом к обыденной жизни и малой форме. Несмотря на длительность творческого пути, он не только остался в истории музыки как автор единственной оперы, но и действительно до конца жизни так и не завершил вторую.
Бойто - автор либретто собственных опер и кантат, а также либретто опер «Симон Бокканегра» переработка первоначального либретто Франческо Мария Пиаве), «Отелло», «Фальстаф» Джузеппе Верди, «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Серп» Альфредо Каталани и ряда других. Перевёл на итальянский язык либретто ряда опер иностранных композиторов, в том числе « и Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, «Сто девственниц» Шарля Лекока и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Причём перевод последней сделан не с русского оригинала, а с немецкого перевода, выполненного Юрием Арнольдом. Кроме того, он перевёл на итальянский язык 57 романсов Антона Рубинштейна, написанных на немецкие тексты, а также на стихи Давыдова, Дмитриева, Пушкина, Лермонтова и Дельвига. Как и в случае с «Русланом и Людмилой», Бойто делал итальянский перевод с немецких переводов стихов русских поэтов. На французский язык Бойто перевёл либретто своего «Мефистофеля», а также собственные либретто к «Отелло» и «Фальстафу»
Арриго Бойто скончался 10 июня 1918 года в Милане. Похоронен на Монументальном кладбище.
По материалам Википедии и belcanto.ru
Ранние годы
Арриго Бойто родился 24 февраля 1842 года в Падуе, в семье художника-миниатюриста, но воспитывался у матери, польской графини, оставившей к тому времени мужа. Рано обнаружив интерес к музыке, он в одиннадцать лет поступил в Миланскую консерваторию, где проучился восемь лет в классе композиции Альберто Мадзукато. Уже в эти годы проявилась его двойная одарённость: в написанных в консерватории кантате и мистерии Бойто принадлежал текст и половина музыки. Он увлёкся немецкой музыкой, не слишком распространённой в Италии: вначале Бетховеном, а позднее - Вагнером, став его защитником и пропагандистом.
Консерваторию Бойто закончил с медалью и денежной премией, которую потратил на путешествия. Он посетил Францию, Германию и родину матери Польшу. В Париже произошла первая, ещё мимолётная, творческая встреча с Джузеппе Верди - Бойто стал автором текста его Гимна наций, созданного для выставки в Лондоне.
Возвратившись в конце 1862 года в Милан, Бойто погрузился в литературную деятельность. В первой половине 1860-х годов выходят его поэмы, статьи о музыке и театре, а позднее - романы. Он сближается с молодыми писателями, называвшими себя "Растрёпанными". Их творчество пронизано мрачными настроениями, чувствами надломленности, опустошённости, идеями разрушения, торжества жестокости и зла, что отразилось затем в обеих операх Бойто. Такой взгляд на мир не помешал ему в 1866 году присоединиться к походу Гарибальди, боровшегося за освобождение и объединение Италии, хотя участия в сражениях он не принимал.
В 1854 году Бойто поступил в Миланскую консерваторию, где получил музыкальное образование под руководством Альберто Маццукато. Помимо музыкального, консерватория давала также широкое гуманитарное образование. По окончании обучения в 1861 году Бойто вместе со своим однокашником и другом Франко Фаччо получил государственную стипендию на совместную поездку за границу с целью совершенствования. Композитор побывал в Париже, где свёл знакомство с Джоаккино Россини, погостил у родственников в Польше и посетил Германию, где познакомился с музыкой Рихарда Вагнера, которая произвела на него большое впечатление.
Музыка
Первыми крупными сочинениями Бойто были кантаты «Четвёртое июня» (1860) и «Сёстры Италии» (1862), написанные в соавторстве с Франко Фаччо.
В 1868 году композитор создает самое известное своё сочинение - оперу «Мефистофель» на собственное либретто, написанное на сюжет «Фауста» Гёте. Однако на премьере в миланском театре "Ла-Скала" (5 марта 1868 года) опера потерпела фиаско. Но в 1875 году в Болонье была поставлена переработанная версия оперы, которая имела успех и стала завоёвывать симпатии публики. Она быстро вышла за пределы Италии и неоднократно ставилась в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Роль Мефистофеля была одной из коронных в репертуаре Фёдора Шаляпина.
Вторая опера Бойто, «Нерон», осталась незавершённой, хотя композитор отдал работе над ней 48 лет жизни. Завершённый Альберто Тосканини и Винченцо Томмазини «Нерон» был поставлен в Ла Скала 1 мая 1924 года. Несмотря на триумфальный успех премьеры, опера в репертуаре не удержалась. Либретто «Нерона» было опубликовано отдельным изданием в виде стихотворной драмы в 1901 году и получило очень высокую оценку как у критики, так и у читающей публики.
После провала «Мефистофеля» Бойто пишет для Амилькаре Понкьелли либретто «Джоконды», которая стала лучшей оперой композитора, переводит на итальянский «Армиду» Глюка, «Вольного стрелка» Вебера, «Руслана и Людмилу» Глинки. Особенно много сил он уделяет Вагнеру: делает переводы «Риенци» и «Тристана и Изольды», песен на слова Матильды Везендонк, а в связи с премьерой «Лоэнгрина» в Болонье (1871) пишет открытое письмо немецкому реформатору.
Однако увлечение Вагнером и неприятие современной итальянской оперы как традиционной и рутинной сменяется пониманием истинного значения Верди, которое переходит в творческое сотрудничество и дружбу, длившуюся до конца жизни прославленного маэстро. Этому способствовал известный миланский издатель Рикорди, представивший Верди Бойто в качестве лучшего либреттиста. По предложению Рикорди в начале 1870 года Бойто закончил для Верди либретто «Нерона». Занятый «Аидой», композитор отверг его, и с 1879 года Бойто сам начал работу над «Нероном», однако сотрудничество с Верди не прервал: в начале 1880-х он переделал либретто «Симона Бокканегры», затем создал два либретто по Шекспиру - «Яго», на которое Верди написал лучшую свою оперу «Отелло», и «Фальстаф». Именно Верди побудил Бойто в мае 1891 года вновь приняться за отложенного надолго «Нерона». Десять лет спустя Бойто опубликовал его либретто, что стало крупным событием в литературной жизни Италии.
Поэзия
Арриго Бойто был также известным поэтом. Он публиковал свои произведения под псевдонимом-анаграммой "Tobia Gorrio". Его стихотворения пользуются большой популярностью в Италии, хотя число их невелико - в сборнике под общим названием «Книга стихов» опубликовано только 16 стихотворений. Особое место в поэтическом творчестве Бойто занимает фантасмагорическая поэма-сказка «Re Orso» (в русском переводе - «Царь Вепрь»), в которой автор представляет предельное для итальянского стихосложения разнообразие поэтических размеров и ритмов и демонстрирует изощрённое версификаторское мастерство.
Однако прежде всего Бойто известен как либреттист - соавтор последних опер Верди и лишь во вторую очередь как композитор. Не став ни продолжателем Верди, ни подражателем высоко ценимого им Вагнера, Бойто не примкнул и к нарождавшемуся в Италии в конце XIX века веризму с его интересом к обыденной жизни и малой форме. Несмотря на длительность творческого пути, он не только остался в истории музыки как автор единственной оперы, но и действительно до конца жизни так и не завершил вторую.
Бойто - автор либретто собственных опер и кантат, а также либретто опер «Симон Бокканегра» переработка первоначального либретто Франческо Мария Пиаве), «Отелло», «Фальстаф» Джузеппе Верди, «Джоконда» Амилькаре Понкьелли, «Серп» Альфредо Каталани и ряда других. Перевёл на итальянский язык либретто ряда опер иностранных композиторов, в том числе « и Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, «Сто девственниц» Шарля Лекока и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Причём перевод последней сделан не с русского оригинала, а с немецкого перевода, выполненного Юрием Арнольдом. Кроме того, он перевёл на итальянский язык 57 романсов Антона Рубинштейна, написанных на немецкие тексты, а также на стихи Давыдова, Дмитриева, Пушкина, Лермонтова и Дельвига. Как и в случае с «Русланом и Людмилой», Бойто делал итальянский перевод с немецких переводов стихов русских поэтов. На французский язык Бойто перевёл либретто своего «Мефистофеля», а также собственные либретто к «Отелло» и «Фальстафу»
Арриго Бойто скончался 10 июня 1918 года в Милане. Похоронен на Монументальном кладбище.
По материалам Википедии и belcanto.ru
Знаете ли вы, что...
– Арриго Бойто был также автором нескольких новелл. В одной из них, «Чёрный слон», действие происходит во время гражданской войны в США. Плантатор-расист Андерсон играет в шахматы со своим чернокожим слугой Томом в присутствии нескольких надсмотрщиков, которые угодливо восхваляют каждый ход босса. Том нарочно затягивает партию, чтобы дать своим товарищам время для подготовки к восстанию, сигналом для которого должен явиться шах, который Том объявит королю соперника своим чернопольным слоном.
Композитор
Оперы
1877 «Нерон»
1868 «Мефистофель»
1877 «Нерон»
1868 «Мефистофель»
Библиография
Либретто к операм других композиторов
1876 «Джоконда» (А. Понкьелли)
1881 «Симон Бокканегра» (Дж. Верди)
1887 «Отелло» (Дж. Верди)
1893 «Фальстаф» (Дж. Верди)
1876 «Джоконда» (А. Понкьелли)
1881 «Симон Бокканегра» (Дж. Верди)
1887 «Отелло» (Дж. Верди)
1893 «Фальстаф» (Дж. Верди)