С участием персоны 0 раздач
Краткая биография
Имя: Александр Николаевич Серов
Дата рождения: 11 января, 1820 | козерог
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 1 февраля, 1871 | 51 год
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Валентина Бергман
Дата рождения: 11 января, 1820 | козерог
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 1 февраля, 1871 | 51 год
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Валентина Бергман
Биография
Александр Николаевич Серов - русский композитор и музыкальный критик, действительный статский советник. Отец живописца Валентина Серова.
Серов вошёл в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся и разносторонних деятелей 1850-1860-х годов. Особенно велико историческое значение критической и научно-музыкальной деятельности Серова. По-своему разрабатывая традиции великих предшественников, используя отдельные достижения выдающихся современных оперных композиторов Запада, Серов развивал новые направления в опере, отвечающие художественным идеалам его времени.
Ранние годы
Александр Николаевич Серов родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова и Анны Карловны Габлиц. Его дедом по материнской линии был известный учёный-естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц. С раннего детства Серов был приобщен к естественным наукам, живописи, классической литературе.
В семилетнем возрасте Серов начал учиться музыке у молодой пианистки Олимпиады Жебелёвой, занимавшейся с ним, по словам Владимира Стасова, «солидно и необыкновенно тщательно». Серов посвятил своей наставнице фортепианный ноктюрн, а впоследствии вспоминал: «Это труженица, искренно любящая своё искусство; не владея современной пустой виртуозностью, она глубоко внедрила в меня любовь к музыкальной литературе».
Окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем учился в Училище правоведения. Блестяще окончив последнее, стал чиновником министерства юстиции и внутренних дел, где его отец, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место. После пятилетней службы в Санкт-Петербурге Серов был направлен в Симферополь.
Ещё в училище Серов начал серьёзно увлекаться музыкой, что очень сильно повлияло на его дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.
Карьера
Серов был назначен заместителем председателя Таврической уголовной палаты, однако от службы его постоянно отвлекала любовь к музыке. Здесь он написал свои первые оперы «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца и несмотря на самые стеснительные материальные условия, вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям.
В начале 1842 года Александр Серов познакомился с Михаилом Глинкой, личность которого произвела на него сильное впечатление; он во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. До тех пор относившийся довольно равнодушно и к русской музыке вообще, и к произведениям Глинки в частности, Серов стал смотреть на эти явления другими глазами. Даже когда первый пыл увлечения «Жизнью за царя» и «Русланом и Людмилой» несколько остыл, и когда Серов, кроме достоинств, начал подмечать также и недостатки в этих произведениях, он всё же продолжал относиться и к ним, и к их автору с глубоким уважением. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и состоявшееся вскоре знакомство с Александром Даргомыжским.
В Крыму происходят встречи Серова с Белинским, художником Айвазовским, актёром Щепкиным. Из Симферополя Серова переводят в Псков. Однако деятельность чиновника настолько угнетает его, и так велико его желание стать музыкантом, что он решается наперекор воле отца бросить службу. В 1850 году он переезжает в Петербург и посвящает себя музыкально-критической деятельности. Его первые статьи появились в 1851 году в журналах «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения» и затем в «Пантеоне».
Подлинный расцвет деятельности Серова-критика наступает со второй половины 1850-х годов. В один только 1856 год им написано более шестидесяти различных трудов, и среди них такой очерк, как «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственной гармонизации шести украинских народных песен) - одно из первых в русском музыкознании подлинно научных исследований по народному творчеству.
В 1858 году Серов отправляется за границу, чтобы непосредственно ознакомиться с новыми явлениями зарубежного искусства. Он знакомится с Листом и Вагнером и рассказывает об этом в необычайно интересных «Письмах из-за границы», опубликованных в 1858-м - 1859-м годах. Тогда же он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших успеха. Однако повторённые в 1860 году лекции всё же заинтересовали общество.
В 1860-х годах Серов создал ряд ценных критических работ, в которых им были поставлены актуальные проблемы развития русской музыкальной культуры. В эти годы создавался его капитальный труд «Русская народная песня как предмет науки».
В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки Ристори, Серов начал писать оперу на этот сюжет. После трёх лет упорного труда опера была завершена и поставлена в Петербурге весной 1863 года.
Опера «Юдифь» продолжает традицию патриотической оперы, начало которой было положено «Иваном Сусаниным» Глинки. Опера прославляет героический подвиг во имя народа. Именно наличием патриотической идеи, наряду с яркой красочностью и зрелищностью сценического действия, и объясняется успех оперы у современников Серова.
В «Юдифи» своеобразно соединились влияния Глинки и французской большой оперы. Влияние последней проявилось в драматической остроте отдельных музыкальных эпизодов, в пышности и красочности действия. Влияние Глинки оказалось более многосторонним. В монументальных массовых сценах действующим лицом является народ, во имя которого совершает свой подвиг Юдифь. В первом акте народ показан страдающим, полным отчаяния и гнева. В последнем действии, после возвращения Юдифи, скорбь сменяется радостным ликованием и славлением.
Для выражения конфликта между двумя враждующими разнонациональными лагерями Серов использовал глинкинский принцип противопоставления двух контрастных музыкальных сфер. Иудеи охарактеризованы суровой музыкой, полной напряжённого драматизма; для обрисовки ассирийцев Серов воспользовался восточными интонациями, придав им попеременно оттенок то томной неги, то грубой, необузданной силы. В ряде сцен Серов сумел найти яркие музыкальные средства для того, чтобы выразить страдания и мужество одних, чувственность и дикость других.
Премьера прошла с огромным успехом. Серов-композитор сразу завоевал признание публики. Успех «Юдифи» окрылил его. В этом же году он начал работу над своей второй оперой, «Рогнеда» (оконченной в 1865 году), посвящённой событиям из истории Древней Руси.
Однако музыкально-общественная деятельность Серова сопровождалась значительными трудностями. Вынужденный, как и все передовые деятели того времени, вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией общества, Серов, в силу целого ряда особенностей своих взглядов и свойств личного характера, оказался изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов.
В зрелые годы Серов резко разошёлся во взглядах со своим бывшим другом и единомышленником Стасовым. Для Серова в целом было неприемлемо ярко выраженное новаторство композиторов "Могучей кучки", их смелые поиски новых путей развития национального искусства. Самые ранние произведения Балакирева и Римского-Корсакова были доброжелательно встречены Серовым. Однако по мере того, как в сочинениях композиторов "Могучей кучки" всё явственнее обозначились характерные черты их творческого направления, отзывы Серова становились всё более резкими.
Стасов же выступал, как известно, в качестве идейного союзника "кучкистов" и горячо пропагандировал их творчество в печати. И с тем же рвением они все неодобрительно отзывались о творчестве Серова. «Юдифь» они считали произведением поверхностным и обвиняли её автора в злоупотреблении внешними эффектами. Они не могли также простить Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства.
Серов был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично способствовал постановке его опер на русской сцене.
В 1867 году Серов предпринял вместе с женой попытку основать впервые в России специальную музыкальную газету «Музыка и театр». Это было чрезвычайно важным и нужным делом. Однако газета просуществовала недолго, так как не нашла поддержки у общественности.
В 1868 году Серов снова прочитал цикл лекций в Москве. Теперь он пропагандировал творчество Даргомыжского, Глинки, Моцарта, Бетховена и других выдающихся композиторов. В 1870 году Русское музыкальное общество командировало его в Вену на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.
К этому времени относится и возникновение замысла последней оперы Серова. «Вражья сила» - это народно-бытовая опера. Она содержит разнообразные картины московского быта. Здесь показаны и патриархальные нравы купеческой семьи, и бесшабашная гульба гостей на постоялом дворе, и праздничное народное веселье в разгар масленицы. На этом фоне разворачивается драма купеческого сына Петра, его жены Даши и Груни - дочери хозяйки постоялого двора.
Серов стремился сохранить в музыке яркий народный колорит, присущий литературному источнику оперы - пьесе Островского «Не так живи, как хочется». Он задумал «Вражью силу» как произведение новаторское, не совсем обычное в музыкально-драматургическом отношении. В письме к Островскому композитор писал: «Простотой сцены мы свершим с вами великое дело... победим многие предрассудки».
Желая придать опере черты народности, Серов сделал песенную форму основой всего музыкального действия. Песня, куплетная или состоящая из двух частей, заменила арию и стала главным средством характеристики действующих лиц. Небольшие построения песенного типа органически влились в музыкальные диалоги, а речитативы получили в ряде случаев песенную форму. Песня пронизала и массовые сцены оперы. При этом Серов ввёл в оперу песни, звучавшие в низших слоях городского населения. Отдельные народно-бытовые картины принадлежат к числу наиболее ярких страниц оперы, в то время как воплощение психологических переживаний давалось Серову гораздо труднее.
Личная жизнь
В 1863 году Серов женился на своей ученице, одарённой музыкантше, ставшей отныне его верным другом и соратником. Bалентина Бергман-Серова, жена композитора и мать выдающегося русского художника Валентина Серова, стала также музыкальным критиком и композитором. После смерти мужа она дописала совместно с Николаем Соловьёвым пятый акт «Вражьей силы».
Последние годы
Работа над оперой «Вражья сила» совпала с последними годами жизни композитора. Он был полон творческих планов, замышлял ряд критических статей, и с увлечением работал над последними актами «Вражьей силы». Однако напряжённый труд и тяжёлые переживания прошлых лет пагубно сказались на здоровье композитора. 1 февраля 1871 года Александр Николаевич Серов скончался.
По материалам Википедии и tunnel.ru
Серов вошёл в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся и разносторонних деятелей 1850-1860-х годов. Особенно велико историческое значение критической и научно-музыкальной деятельности Серова. По-своему разрабатывая традиции великих предшественников, используя отдельные достижения выдающихся современных оперных композиторов Запада, Серов развивал новые направления в опере, отвечающие художественным идеалам его времени.
Ранние годы
Александр Николаевич Серов родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова и Анны Карловны Габлиц. Его дедом по материнской линии был известный учёный-естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц. С раннего детства Серов был приобщен к естественным наукам, живописи, классической литературе.
В семилетнем возрасте Серов начал учиться музыке у молодой пианистки Олимпиады Жебелёвой, занимавшейся с ним, по словам Владимира Стасова, «солидно и необыкновенно тщательно». Серов посвятил своей наставнице фортепианный ноктюрн, а впоследствии вспоминал: «Это труженица, искренно любящая своё искусство; не владея современной пустой виртуозностью, она глубоко внедрила в меня любовь к музыкальной литературе».
Окончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, затем учился в Училище правоведения. Блестяще окончив последнее, стал чиновником министерства юстиции и внутренних дел, где его отец, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место. После пятилетней службы в Санкт-Петербурге Серов был направлен в Симферополь.
Ещё в училище Серов начал серьёзно увлекаться музыкой, что очень сильно повлияло на его дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.
Карьера
Серов был назначен заместителем председателя Таврической уголовной палаты, однако от службы его постоянно отвлекала любовь к музыке. Здесь он написал свои первые оперы «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», позже уничтоженные. Из Симферополя Серов был переведён в Псков и вскоре, наперекор воле отца и несмотря на самые стеснительные материальные условия, вышел в отставку и посвятил себя исключительно музыкальным занятиям.
В начале 1842 года Александр Серов познакомился с Михаилом Глинкой, личность которого произвела на него сильное впечатление; он во многом определил художественные взгляды и вкусы Серова. До тех пор относившийся довольно равнодушно и к русской музыке вообще, и к произведениям Глинки в частности, Серов стал смотреть на эти явления другими глазами. Даже когда первый пыл увлечения «Жизнью за царя» и «Русланом и Людмилой» несколько остыл, и когда Серов, кроме достоинств, начал подмечать также и недостатки в этих произведениях, он всё же продолжал относиться и к ним, и к их автору с глубоким уважением. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта имело и состоявшееся вскоре знакомство с Александром Даргомыжским.
В Крыму происходят встречи Серова с Белинским, художником Айвазовским, актёром Щепкиным. Из Симферополя Серова переводят в Псков. Однако деятельность чиновника настолько угнетает его, и так велико его желание стать музыкантом, что он решается наперекор воле отца бросить службу. В 1850 году он переезжает в Петербург и посвящает себя музыкально-критической деятельности. Его первые статьи появились в 1851 году в журналах «Современник», «Сын отечества», «Библиотека для чтения» и затем в «Пантеоне».
Подлинный расцвет деятельности Серова-критика наступает со второй половины 1850-х годов. В один только 1856 год им написано более шестидесяти различных трудов, и среди них такой очерк, как «Музыка южнорусских песен» (с приложением к статье собственной гармонизации шести украинских народных песен) - одно из первых в русском музыкознании подлинно научных исследований по народному творчеству.
В 1858 году Серов отправляется за границу, чтобы непосредственно ознакомиться с новыми явлениями зарубежного искусства. Он знакомится с Листом и Вагнером и рассказывает об этом в необычайно интересных «Письмах из-за границы», опубликованных в 1858-м - 1859-м годах. Тогда же он впервые в России провёл цикл публичных лекций о музыке, не имевших успеха. Однако повторённые в 1860 году лекции всё же заинтересовали общество.
В 1860-х годах Серов создал ряд ценных критических работ, в которых им были поставлены актуальные проблемы развития русской музыкальной культуры. В эти годы создавался его капитальный труд «Русская народная песня как предмет науки».
В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти «Юдифь» и игры выступавшей в заглавной роли итальянской артистки Ристори, Серов начал писать оперу на этот сюжет. После трёх лет упорного труда опера была завершена и поставлена в Петербурге весной 1863 года.
Опера «Юдифь» продолжает традицию патриотической оперы, начало которой было положено «Иваном Сусаниным» Глинки. Опера прославляет героический подвиг во имя народа. Именно наличием патриотической идеи, наряду с яркой красочностью и зрелищностью сценического действия, и объясняется успех оперы у современников Серова.
В «Юдифи» своеобразно соединились влияния Глинки и французской большой оперы. Влияние последней проявилось в драматической остроте отдельных музыкальных эпизодов, в пышности и красочности действия. Влияние Глинки оказалось более многосторонним. В монументальных массовых сценах действующим лицом является народ, во имя которого совершает свой подвиг Юдифь. В первом акте народ показан страдающим, полным отчаяния и гнева. В последнем действии, после возвращения Юдифи, скорбь сменяется радостным ликованием и славлением.
Для выражения конфликта между двумя враждующими разнонациональными лагерями Серов использовал глинкинский принцип противопоставления двух контрастных музыкальных сфер. Иудеи охарактеризованы суровой музыкой, полной напряжённого драматизма; для обрисовки ассирийцев Серов воспользовался восточными интонациями, придав им попеременно оттенок то томной неги, то грубой, необузданной силы. В ряде сцен Серов сумел найти яркие музыкальные средства для того, чтобы выразить страдания и мужество одних, чувственность и дикость других.
Премьера прошла с огромным успехом. Серов-композитор сразу завоевал признание публики. Успех «Юдифи» окрылил его. В этом же году он начал работу над своей второй оперой, «Рогнеда» (оконченной в 1865 году), посвящённой событиям из истории Древней Руси.
Однако музыкально-общественная деятельность Серова сопровождалась значительными трудностями. Вынужденный, как и все передовые деятели того времени, вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией общества, Серов, в силу целого ряда особенностей своих взглядов и свойств личного характера, оказался изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов.
В зрелые годы Серов резко разошёлся во взглядах со своим бывшим другом и единомышленником Стасовым. Для Серова в целом было неприемлемо ярко выраженное новаторство композиторов "Могучей кучки", их смелые поиски новых путей развития национального искусства. Самые ранние произведения Балакирева и Римского-Корсакова были доброжелательно встречены Серовым. Однако по мере того, как в сочинениях композиторов "Могучей кучки" всё явственнее обозначились характерные черты их творческого направления, отзывы Серова становились всё более резкими.
Стасов же выступал, как известно, в качестве идейного союзника "кучкистов" и горячо пропагандировал их творчество в печати. И с тем же рвением они все неодобрительно отзывались о творчестве Серова. «Юдифь» они считали произведением поверхностным и обвиняли её автора в злоупотреблении внешними эффектами. Они не могли также простить Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства.
Серов был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично способствовал постановке его опер на русской сцене.
В 1867 году Серов предпринял вместе с женой попытку основать впервые в России специальную музыкальную газету «Музыка и театр». Это было чрезвычайно важным и нужным делом. Однако газета просуществовала недолго, так как не нашла поддержки у общественности.
В 1868 году Серов снова прочитал цикл лекций в Москве. Теперь он пропагандировал творчество Даргомыжского, Глинки, Моцарта, Бетховена и других выдающихся композиторов. В 1870 году Русское музыкальное общество командировало его в Вену на торжества по поводу столетия со дня рождения Бетховена.
К этому времени относится и возникновение замысла последней оперы Серова. «Вражья сила» - это народно-бытовая опера. Она содержит разнообразные картины московского быта. Здесь показаны и патриархальные нравы купеческой семьи, и бесшабашная гульба гостей на постоялом дворе, и праздничное народное веселье в разгар масленицы. На этом фоне разворачивается драма купеческого сына Петра, его жены Даши и Груни - дочери хозяйки постоялого двора.
Серов стремился сохранить в музыке яркий народный колорит, присущий литературному источнику оперы - пьесе Островского «Не так живи, как хочется». Он задумал «Вражью силу» как произведение новаторское, не совсем обычное в музыкально-драматургическом отношении. В письме к Островскому композитор писал: «Простотой сцены мы свершим с вами великое дело... победим многие предрассудки».
Желая придать опере черты народности, Серов сделал песенную форму основой всего музыкального действия. Песня, куплетная или состоящая из двух частей, заменила арию и стала главным средством характеристики действующих лиц. Небольшие построения песенного типа органически влились в музыкальные диалоги, а речитативы получили в ряде случаев песенную форму. Песня пронизала и массовые сцены оперы. При этом Серов ввёл в оперу песни, звучавшие в низших слоях городского населения. Отдельные народно-бытовые картины принадлежат к числу наиболее ярких страниц оперы, в то время как воплощение психологических переживаний давалось Серову гораздо труднее.
Личная жизнь
В 1863 году Серов женился на своей ученице, одарённой музыкантше, ставшей отныне его верным другом и соратником. Bалентина Бергман-Серова, жена композитора и мать выдающегося русского художника Валентина Серова, стала также музыкальным критиком и композитором. После смерти мужа она дописала совместно с Николаем Соловьёвым пятый акт «Вражьей силы».
Последние годы
Работа над оперой «Вражья сила» совпала с последними годами жизни композитора. Он был полон творческих планов, замышлял ряд критических статей, и с увлечением работал над последними актами «Вражьей силы». Однако напряжённый труд и тяжёлые переживания прошлых лет пагубно сказались на здоровье композитора. 1 февраля 1871 года Александр Николаевич Серов скончался.
По материалам Википедии и tunnel.ru
Композитор
Оперы
1867 - 1871 «Вражья сила»
1863 - 1865 «Рогнеда»
1861 - 1863 «Юдифь»
1867 - 1871 «Вражья сила»
1863 - 1865 «Рогнеда»
1861 - 1863 «Юдифь»