С участием персоны 10 раздач
Краткая биография
Имя: Михаил Иванович Глинка
Дата рождения: 20 мая, 1804 | рак
Место рождения: Новоспасское, Российская империя
Дата смерти: 15 февраля, 1857 | 52 года
Место смерти: Берлин, королевство Пруссия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Мария Иванова (развод)
Дата рождения: 20 мая, 1804 | рак
Место рождения: Новоспасское, Российская империя
Дата смерти: 15 февраля, 1857 | 52 года
Место смерти: Берлин, королевство Пруссия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Мария Иванова (развод)
Биография
Михаил Глинка - русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
Детство и юность
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777–1834). Матерью его была троюродная сестра отца - Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783–1851). Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска, Викторин Владислав Глинка. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.
Мальчик рос болезненным и слабым ребёнком. Воспитанием первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребёнка мнительность и нервозность.
Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.
После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Глинка познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был и Михаил Глинка.
В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Цейнер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса.
В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.
Начало карьеры
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учёбы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции, и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на стихи Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки.
В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, и Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Летом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры, полковником Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе адыгейских танцевальных мелодий, композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».
С 1824 года Глинка работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Но не прослужив и пяти лет, вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.
В декабре 1825 года Глинка случайно оказался на Дворцовой площади, когда там выступили мятежники-декабристы. Там Глинка впервые увидел императора Николая I: «До сих пор у меня ясно сохранился в душе величественный и уважение внушающий вид нашего императора. Я до сих пор никогда не видал его. Он был бледен и несколько грустен; сложив спокойно руки на груди, пошёл он тихим шагом прямо в середину толпы и обратился к ней со словами: «Дети, дети, разойдитесь!»
В 1829 году Михаил Глинка и историк Николай Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более тёплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Глинка и Пушкин
Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками - Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Но смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге её постановка почти провалилась. Глинку называют "Пушкиным от музыки", ведь он внёс такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как и его друг в развитие русской литературы.
Музыка
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но её влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал тогдашний директор императорских театров Александр Гедеонов, который отдал её на суд директору музыки, капельмейстеру Катерино Кавосу. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв, и опера была принята. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.
Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артёмовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет. Однако эту оперу зрители не приняли. Разочарованию композитора не было предела. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.
В середине 1844 года Глинка предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже он познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который позже стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своём концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию - «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».
Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе, и он снова отправился в Россию.
Последние пять лет жизни Михаил Иванович снова провёл в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и когда он добрался до Франции, то решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъём жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны, а симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.
Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин, где занялся изучением творчества Джованни Палестрины и Иоганна Себастьяна Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: «Ектению» и «Да исправится молитва моя» (для трёх голосов).
Личная жизнь
Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Однако этот союз оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине.
Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла, и композитор, зная об этом, был очень подавлен.
Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Всё это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Ещё через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.
Смерть
Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На этом настояла его младшая сестра Людмила, которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после смерти Глинки сделала всё, чтобы опубликовать его произведения
В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.
По материалам Википедии и 24smi.org
Детство и юность
Михаил Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки (1777–1834). Матерью его была троюродная сестра отца - Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783–1851). Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска, Викторин Владислав Глинка. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.
Мальчик рос болезненным и слабым ребёнком. Воспитанием первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребёнка мнительность и нервозность.
Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.
После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Глинка познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был и Михаил Глинка.
В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Цейнер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса.
В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.
Начало карьеры
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учёбы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции, и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на стихи Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на стихи Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на стихи Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки.
В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом, и Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Летом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры, полковником Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику. Так, на основе адыгейских танцевальных мелодий, композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».
С 1824 года Глинка работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Но не прослужив и пяти лет, вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.
В декабре 1825 года Глинка случайно оказался на Дворцовой площади, когда там выступили мятежники-декабристы. Там Глинка впервые увидел императора Николая I: «До сих пор у меня ясно сохранился в душе величественный и уважение внушающий вид нашего императора. Я до сих пор никогда не видал его. Он был бледен и несколько грустен; сложив спокойно руки на груди, пошёл он тихим шагом прямо в середину толпы и обратился к ней со словами: «Дети, дети, разойдитесь!»
В 1829 году Михаил Глинка и историк Николай Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более тёплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Глинка и Пушкин
Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками - Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Но смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге её постановка почти провалилась. Глинку называют "Пушкиным от музыки", ведь он внёс такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как и его друг в развитие русской литературы.
Музыка
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но её влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал тогдашний директор императорских театров Александр Гедеонов, который отдал её на суд директору музыки, капельмейстеру Катерино Кавосу. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв, и опера была принята. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.
Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артёмовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет. Однако эту оперу зрители не приняли. Разочарованию композитора не было предела. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.
В середине 1844 года Глинка предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже он познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который позже стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своём концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию - «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».
Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе, и он снова отправился в Россию.
Последние пять лет жизни Михаил Иванович снова провёл в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и когда он добрался до Франции, то решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъём жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны, а симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.
Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин, где занялся изучением творчества Джованни Палестрины и Иоганна Себастьяна Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: «Ектению» и «Да исправится молитва моя» (для трёх голосов).
Личная жизнь
Биография Глинки - это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария Петровна Иванова.
У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Однако этот союз оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине.
Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла, и композитор, зная об этом, был очень подавлен.
Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Всё это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Ещё через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.
Смерть
Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На этом настояла его младшая сестра Людмила, которая после кончины их матери и двух своих детей с начала 1850-х годов целиком посвятила себя заботам о брате, а после смерти Глинки сделала всё, чтобы опубликовать его произведения
В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.
По материалам Википедии и 24smi.org
Композитор
Оперы
1835 - 1836 «Жизнь за царя»
1837 - 1842 «Руслан и Людмила»
1840 «Князь Холмский»
Песни и романсы
1856 «Не говори, что сердцу больно»
1855 «В минуту жизни трудную»
1849 «Адель»
1848 «Заздравный кубок»
1848 «Слышу ли голос твой»
1847 «Ты скоро меня позабудешь»
1843 «Любя тебя, милая роза»
1841 «Тарантелла»
1840 «Как сладко с тобою мне быть»
1840 «Прощание с Петербургом»
1840 «Я помню чудное мгновенье»
1840 «Я вас люблю, хоть и бешусь»
1839 «Если встречусь с тобой»
1839 «Зацветает черёмуха»
1838 «В крови горит огонь желанья»
1838 «Я люблю тенистый сад»
1838 «Ночной зефир струит эфир»
1838 «Гудевитер»
1837 «Вот место тайного свиданья»
1837 «Где наша роза»
1834 «Дубрава шумит»
1834 «Не говори, любовь пройдет»
1834 «Не называй её небесной»
1834 «Только узнал я тебя»
1834 «Я здесь, Инезилья»
1832 «Венецианская ночь»
1832 «О, если б ты была со мной»
1829 «Не узнавай, куда я путь склонила»
1829 «Ночь осенняя, ночь любезная»
1828 «Ах ты, ночь ли, ноченька»
1828 «Забуду ль я?»
1828 «Не пой, красавица, при мне»
1828 «Где ты, о первое желанье»
1827 «Горько, горько мне»
1827 «За миг один»
1827 «Что, красотка молодая?»
1827 «Я люблю, ты мне твердила»
1826 «Ах ты душечка, красна девица»
1826 «Бедный певец»
1826 «Светит месяц на кладбище»
1825 «Не искушай меня без нужды»
Симфонические произведения
1851 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде»
1850 «Тарантелла». Фантазия для оркестра
1848 «Камаринская»
1845 «Испанская увертюра №1»
1839 - 1856 «Вальс-фантазия» (в трёх редакциях)
1835 - 1836 «Жизнь за царя»
1837 - 1842 «Руслан и Людмила»
1840 «Князь Холмский»
Песни и романсы
1856 «Не говори, что сердцу больно»
1855 «В минуту жизни трудную»
1849 «Адель»
1848 «Заздравный кубок»
1848 «Слышу ли голос твой»
1847 «Ты скоро меня позабудешь»
1843 «Любя тебя, милая роза»
1841 «Тарантелла»
1840 «Как сладко с тобою мне быть»
1840 «Прощание с Петербургом»
1840 «Я помню чудное мгновенье»
1840 «Я вас люблю, хоть и бешусь»
1839 «Если встречусь с тобой»
1839 «Зацветает черёмуха»
1838 «В крови горит огонь желанья»
1838 «Я люблю тенистый сад»
1838 «Ночной зефир струит эфир»
1838 «Гудевитер»
1837 «Вот место тайного свиданья»
1837 «Где наша роза»
1834 «Дубрава шумит»
1834 «Не говори, любовь пройдет»
1834 «Не называй её небесной»
1834 «Только узнал я тебя»
1834 «Я здесь, Инезилья»
1832 «Венецианская ночь»
1832 «О, если б ты была со мной»
1829 «Не узнавай, куда я путь склонила»
1829 «Ночь осенняя, ночь любезная»
1828 «Ах ты, ночь ли, ноченька»
1828 «Забуду ль я?»
1828 «Не пой, красавица, при мне»
1828 «Где ты, о первое желанье»
1827 «Горько, горько мне»
1827 «За миг один»
1827 «Что, красотка молодая?»
1827 «Я люблю, ты мне твердила»
1826 «Ах ты душечка, красна девица»
1826 «Бедный певец»
1826 «Светит месяц на кладбище»
1825 «Не искушай меня без нужды»
Симфонические произведения
1851 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде»
1850 «Тарантелла». Фантазия для оркестра
1848 «Камаринская»
1845 «Испанская увертюра №1»
1839 - 1856 «Вальс-фантазия» (в трёх редакциях)
Ссылки