С участием персоны 2 раздач
Краткая биография
Имя: Krzysztof Penderecki
Дата рождения: 23 ноября, 1933 | стрелец
Место рождения: Дембица, Польша
Дата смерти: 29 марта, 2020 | 86 лет
Место смерти: Краков, Польша
Карьера: Композитор, дирижёр, сценарист
Жанр: Симфоническая музыка, опера
Дата рождения: 23 ноября, 1933 | стрелец
Место рождения: Дембица, Польша
Дата смерти: 29 марта, 2020 | 86 лет
Место смерти: Краков, Польша
Карьера: Композитор, дирижёр, сценарист
Жанр: Симфоническая музыка, опера
Биография
Кшиштоф Пендерецкий - польский композитор, дирижёр и педагог.
Ранние годы
Родился 23 ноября 1933 года в семье адвоката Тадеуша Пендерецкого и Зофии Витгенштейн. С детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов играл в городском духовом оркестре Дембицы. Позже, в гимназии, Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижёром. В 1955 году он переезжает учиться в Краков, где занимается теоретическими дисциплинами с композитором Игнацием Сколышевским. С 1955-го по 1958-й учился в Краковской консерватории.
Большое влияние на молодого Пендерецкого оказало творчество Белы Бартока и Игоря Стравинского. Также он заинтересовался творчеством Пьера Булеза и Луиджи Ноно (знакомство с последним состоялось в 1958 году), что способствовало его увлечению авангардной музыкой.
Авангардный период
Пендерецкий преподавал композицию в Кракове, Эссене и Йеле. Среди его учеников в этот период были Антоний Вит и Марек Стаховский.
Первый успех Пендерецкого как композитора - победа в 1959 году на всепольском композиторском конкурсе, организованном Союзом польских композиторов: Пендерецкий представил жюри свои сочинения «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давидовы».
В начале 1960-х годов Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда. Он регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе.
В раннем творчестве Пендерецкий экспериментировал в области современных свойств выразительности - главным образом сонорики, активно применял кластеры, нетрадиционные способы пения (в том числе хорового) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в партитурах специально придуманные знаки. Среди характерных сочинений этого периода - «Плач по жертвам Хиросимы» (1960) и «Симфония №1» (1973).
Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48-ми струнных «Полиморфия» (1961) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача по жертвам Хиросимы». Единственная опера этого периода - «Дьяволы из Лудена» (1969, по одноимённому роману Олдоса Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается чёткостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства.
Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой («Stabat Mater», 1962; «Страсти по Луке», 1965; «Утреня», 1971), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения, православной литургической традиции и даже что-то от Иоганна Себастьяна Баха.
Дальнейшая карьера
С середины 1970-х годов Пендерецкий выступал как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. С 1972-го по 1987-й он являлся ректором Краковской консерватории.
В этот период времени музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму, обнаруживает влияние Франца Шуберта, Яна Сибелиуса, Густава Малера, Дмитрия Шостаковича. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям - «Польский реквием» (1980 - 2005), «Credo», 1998; два скрипичных концерта (1977, 1992 - 1995), симфонии №№ 2-8. Седьмая («Семь врат Иерусалима») и Восьмая симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая слушателя к традициям Густава Малера и Дмитрия Шостаковича.
Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого, «Польский реквием», писалось в течение 25-ти лет. В 1980 году появился его первый фрагмент - «Lacrimosa», написанная в память о гданьских докерах, расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше. Композитор посвятил эту музыку Леху Валенсе и возглавляемому им союзу «Солидарность».
В 1981 году появился «Agnus Dei», посвящённый памяти глубоко почитаемому в Польше кардиналу Вышинскому; в 1982-м - «Recordare Jesu pie», написанный по случаю причисления к лику блаженных священника Максимилиана Кольбе, который в 1941 году, спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в Освенциме. В 1984 году, в сороковую годовщину Варшавского восстания против нацистской оккупации, был создан гимн «Dies Irae» (отличный от одноимённого сочинения 1967 года).
Первая редакция «Польского реквиема» впервые прозвучала в Штутгарте в сентябре 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. В 1993 году композитор дописал к партитуре «Sanctus», и в таком виде «Польский реквием» был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года под управлением автора. В 2005 году Пендерецкий дописал к реквиему «Чакону для струнного оркестра» памяти Папы Римского Иоанна Павла II.
Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Алена Рене «Люблю тебя, люблю» (1968), Уильяма Фридкина «Экзорцист», Стэнли Кубрика «Сияние», Анджея Вайды «Катынь», Мартина Скорсезе «Остров проклятых», Дэвида Линча «Внутренняя империя», «Твин Пикс», Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», Александра Муратова «Моонзунд», в сериале «Секретные материалы» и многих других картинах.
Творческое наследие
Музыка Пендерецкого в целом, как и его сложнейшие эксперименты в области атональной музыки в частности, всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным, а в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием Шостаковича серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.
Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма. Будучи католиком, он нередко обращается к православной традиции, в частности, в произведении «Утреня» (1971). С большим интересом Пендерецкий относился и к русской культуре, что проявилось при создании сочинений «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского), и упоминавшейся в некоторых интервью оратории на тексты Сергея Есенина.
Смерть
Композитор скончался в Кракове после продолжительной болезни 29 марта 2020 года. 2 апреля 2020 года состоялась похоронная церемония в присутствии близких родственников с временным захоронением урны с прахом композитора в крипте костёла Святого Флориана в Кракове. Окончательная похоронная церемония пройдёт в Национальном пантеоне костёла Святых Петра и Павла в Кракове.
По материалам Википедии
Ранние годы
Родился 23 ноября 1933 года в семье адвоката Тадеуша Пендерецкого и Зофии Витгенштейн. С детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов играл в городском духовом оркестре Дембицы. Позже, в гимназии, Кшиштоф организовал собственный оркестр, в котором был и скрипачом, и дирижёром. В 1955 году он переезжает учиться в Краков, где занимается теоретическими дисциплинами с композитором Игнацием Сколышевским. С 1955-го по 1958-й учился в Краковской консерватории.
Большое влияние на молодого Пендерецкого оказало творчество Белы Бартока и Игоря Стравинского. Также он заинтересовался творчеством Пьера Булеза и Луиджи Ноно (знакомство с последним состоялось в 1958 году), что способствовало его увлечению авангардной музыкой.
Авангардный период
Пендерецкий преподавал композицию в Кракове, Эссене и Йеле. Среди его учеников в этот период были Антоний Вит и Марек Стаховский.
Первый успех Пендерецкого как композитора - победа в 1959 году на всепольском композиторском конкурсе, организованном Союзом польских композиторов: Пендерецкий представил жюри свои сочинения «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давидовы».
В начале 1960-х годов Пендерецкий получил всемирную известность как один из главных представителей восточноевропейского музыкального авангарда. Он регулярно участвует в международных фестивалях современной музыки в Варшаве, Донауэшингене, Загребе.
В раннем творчестве Пендерецкий экспериментировал в области современных свойств выразительности - главным образом сонорики, активно применял кластеры, нетрадиционные способы пения (в том числе хорового) и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Для адекватного воплощения музыкального замысла композитор использовал в партитурах специально придуманные знаки. Среди характерных сочинений этого периода - «Плач по жертвам Хиросимы» (1960) и «Симфония №1» (1973).
Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Так, например, сочинение для 48-ми струнных «Полиморфия» (1961) было основано на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими «Плача по жертвам Хиросимы». Единственная опера этого периода - «Дьяволы из Лудена» (1969, по одноимённому роману Олдоса Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается чёткостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства.
Вместе с тем уже в этот период проявилось характерное для Пендерецкого увлечение религиозной тематикой («Stabat Mater», 1962; «Страсти по Луке», 1965; «Утреня», 1971), благодаря которой в его сочинениях появляются музыкальные интонации григорианского пения, православной литургической традиции и даже что-то от Иоганна Себастьяна Баха.
Дальнейшая карьера
С середины 1970-х годов Пендерецкий выступал как дирижёр, в том числе с исполнением собственных сочинений. С 1972-го по 1987-й он являлся ректором Краковской консерватории.
В этот период времени музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму, обнаруживает влияние Франца Шуберта, Яна Сибелиуса, Густава Малера, Дмитрия Шостаковича. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям - «Польский реквием» (1980 - 2005), «Credo», 1998; два скрипичных концерта (1977, 1992 - 1995), симфонии №№ 2-8. Седьмая («Семь врат Иерусалима») и Восьмая симфонии включают в себя вокальные партии, отсылая слушателя к традициям Густава Малера и Дмитрия Шостаковича.
Одно из крупнейших сочинений позднего Пендерецкого, «Польский реквием», писалось в течение 25-ти лет. В 1980 году появился его первый фрагмент - «Lacrimosa», написанная в память о гданьских докерах, расстрелянных во время восстания против тоталитарного режима десятью годами раньше. Композитор посвятил эту музыку Леху Валенсе и возглавляемому им союзу «Солидарность».
В 1981 году появился «Agnus Dei», посвящённый памяти глубоко почитаемому в Польше кардиналу Вышинскому; в 1982-м - «Recordare Jesu pie», написанный по случаю причисления к лику блаженных священника Максимилиана Кольбе, который в 1941 году, спасая другого пленника, добровольно пошёл на смерть в Освенциме. В 1984 году, в сороковую годовщину Варшавского восстания против нацистской оккупации, был создан гимн «Dies Irae» (отличный от одноимённого сочинения 1967 года).
Первая редакция «Польского реквиема» впервые прозвучала в Штутгарте в сентябре 1984 года под управлением Мстислава Ростроповича. В 1993 году композитор дописал к партитуре «Sanctus», и в таком виде «Польский реквием» был исполнен на фестивале Пендерецкого в Стокгольме 11 ноября 1993 года под управлением автора. В 2005 году Пендерецкий дописал к реквиему «Чакону для струнного оркестра» памяти Папы Римского Иоанна Павла II.
Музыка Кшиштофа Пендерецкого использована в фильмах Алена Рене «Люблю тебя, люблю» (1968), Уильяма Фридкина «Экзорцист», Стэнли Кубрика «Сияние», Анджея Вайды «Катынь», Мартина Скорсезе «Остров проклятых», Дэвида Линча «Внутренняя империя», «Твин Пикс», Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», Александра Муратова «Моонзунд», в сериале «Секретные материалы» и многих других картинах.
Творческое наследие
Музыка Пендерецкого в целом, как и его сложнейшие эксперименты в области атональной музыки в частности, всегда рассчитана на широкого слушателя и выгодно отличается от многих элитарных произведений композиторов XX века относительной доступностью музыкального языка. В произведениях атонального периода творческое высказывание Пендерецкого всегда было открыто лапидарным, а в более поздних произведениях обнаруживает сложившиеся под влиянием Шостаковича серьёзность, ясный пафос и внутреннее напряжение.
Творчество Пендерецкого проникнуто идеями экуменизма. Будучи католиком, он нередко обращается к православной традиции, в частности, в произведении «Утреня» (1971). С большим интересом Пендерецкий относился и к русской культуре, что проявилось при создании сочинений «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского), и упоминавшейся в некоторых интервью оратории на тексты Сергея Есенина.
Смерть
Композитор скончался в Кракове после продолжительной болезни 29 марта 2020 года. 2 апреля 2020 года состоялась похоронная церемония в присутствии близких родственников с временным захоронением урны с прахом композитора в крипте костёла Святого Флориана в Кракове. Окончательная похоронная церемония пройдёт в Национальном пантеоне костёла Святых Петра и Павла в Кракове.
По материалам Википедии
Композитор
Оперы
1990 - 1991 «Король Убю»
1986 «Чёрная маска»
1976 - 1978 «Потерянный рай»
1968 - 1969 «Дьяволы из Лудена»
1965 «Самый смелый рыцарь»
Вокально-симфонические произведения
2011 «Повеяло на меня море снов» для трёх солистов, смешанного хора и оркестра
1997 - 1998 «Кредо» для пяти солистов, детского и смешанного хоров и оркестра
1997 «Гимн святому Адальберту» для смешанного хора и оркестра
1980 - 1984 «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра
1970 - 1973 «Песнь песней» для 16-голосного смешанного хора, камерного оркестра и пары танцоров
1970 «Космогония» для трёх солистов, смешанного хора и оркестра
1963 - 1966 «Страсти по Луке» для трёх солистов, чтеца, хора мальчиков, трёх хоров и оркестра
1959 - 1960 «Меры времени и тишины» для 40-голосного смешанного хора, ударных и струнных
1959 «Строфы» для сопрано, чтеца и десяти инструментов
1958 «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных
Музыка для кино
2015 Демон / Demon
2013 Кшиштоф Пендерецкий. Путь через лабиринт / Wege Durchs Labyrinth - Der Komponist Krzysztof Penderecki (документальный)
2010 Маска / Maska
2009 Хранилище следов / Inventorium of Traces
2008 Sisifo
2008 Не бойся меня / Den du frygter
2007 Катынь / Katyń
2005 Vernost
1994 Времена года
1991 Тишина / Tishina
1989 Доминус
1986 В условиях неочевидности
1978 Одинокий голос человека
1974 San
1973 И грянул день / I doyde denyat
1971 Веришь не веришь
1971 Unterwegs nach Kathmandu
1970 Prologue
1969 Дьяволы из Лудена / Die Teufel von Loudun
1968 Люблю тебя, люблю / Je t'aime, je t'aime
1968 Лёгкие «Голуаз» / Les gauloises bleues
1966 Czar kolek
1966 Шифры / Szyfry
1965 Slodkie rytmy
1964 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rekopis znaleziony w Saragossie
1962 Безлюдная планета / Bezludna planeta
1961 Wycieczka w kosmos
1990 - 1991 «Король Убю»
1986 «Чёрная маска»
1976 - 1978 «Потерянный рай»
1968 - 1969 «Дьяволы из Лудена»
1965 «Самый смелый рыцарь»
Вокально-симфонические произведения
2011 «Повеяло на меня море снов» для трёх солистов, смешанного хора и оркестра
1997 - 1998 «Кредо» для пяти солистов, детского и смешанного хоров и оркестра
1997 «Гимн святому Адальберту» для смешанного хора и оркестра
1980 - 1984 «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра
1970 - 1973 «Песнь песней» для 16-голосного смешанного хора, камерного оркестра и пары танцоров
1970 «Космогония» для трёх солистов, смешанного хора и оркестра
1963 - 1966 «Страсти по Луке» для трёх солистов, чтеца, хора мальчиков, трёх хоров и оркестра
1959 - 1960 «Меры времени и тишины» для 40-голосного смешанного хора, ударных и струнных
1959 «Строфы» для сопрано, чтеца и десяти инструментов
1958 «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных
Музыка для кино
2015 Демон / Demon
2013 Кшиштоф Пендерецкий. Путь через лабиринт / Wege Durchs Labyrinth - Der Komponist Krzysztof Penderecki (документальный)
2010 Маска / Maska
2009 Хранилище следов / Inventorium of Traces
2008 Sisifo
2008 Не бойся меня / Den du frygter
2007 Катынь / Katyń
2005 Vernost
1994 Времена года
1991 Тишина / Tishina
1989 Доминус
1986 В условиях неочевидности
1978 Одинокий голос человека
1974 San
1973 И грянул день / I doyde denyat
1971 Веришь не веришь
1971 Unterwegs nach Kathmandu
1970 Prologue
1969 Дьяволы из Лудена / Die Teufel von Loudun
1968 Люблю тебя, люблю / Je t'aime, je t'aime
1968 Лёгкие «Голуаз» / Les gauloises bleues
1966 Czar kolek
1966 Шифры / Szyfry
1965 Slodkie rytmy
1964 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rekopis znaleziony w Saragossie
1962 Безлюдная планета / Bezludna planeta
1961 Wycieczka w kosmos
Сценарист
1969 Дьяволы из Лудена / Die Teufel von Loudun
Награды и премии
2018 Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения
2014 Орден Креста земли Марии I степени (Эстония)
2013 Медаль «За заслуги перед Отечеством» I степени Республики Армения
2011 Большой крест Мальтийского ордена
2009 Орден Почёта Республики Армения
2006 Командор ордена Трёх звёзд (Латвия)
2005 Орден Белого орла
2000 Офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
1998 Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
1993 Командор со звездой ордена Возрождения Польши
1992 Австрийский почётный знак «За науку и искусство»
1992 Премия Гравемайера
1990 Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
1974 Командор ордена Возрождения Польши
1964 Кавалер ордена Возрождения Польши
2014 Орден Креста земли Марии I степени (Эстония)
2013 Медаль «За заслуги перед Отечеством» I степени Республики Армения
2011 Большой крест Мальтийского ордена
2009 Орден Почёта Республики Армения
2006 Командор ордена Трёх звёзд (Латвия)
2005 Орден Белого орла
2000 Офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
1998 Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
1993 Командор со звездой ордена Возрождения Польши
1992 Австрийский почётный знак «За науку и искусство»
1992 Премия Гравемайера
1990 Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
1974 Командор ордена Возрождения Польши
1964 Кавалер ордена Возрождения Польши