С участием персоны 3 раздач
Краткая биография
Имя: Johan Julius Christian Sibelius
Псевдоним: Jean Sibelius
Дата рождения: 8 декабря, 1865 | стрелец
Место рождения: Тавастгус, Великое княжество Финляндское, Российская империя
Дата смерти: 20 сентября, 1957 | 91 год
Место смерти: Ярвенпяя, Финляндия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Айно Ярнефельт (шестеро детей)
Псевдоним: Jean Sibelius
Дата рождения: 8 декабря, 1865 | стрелец
Место рождения: Тавастгус, Великое княжество Финляндское, Российская империя
Дата смерти: 20 сентября, 1957 | 91 год
Место смерти: Ярвенпяя, Финляндия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Айно Ярнефельт (шестеро детей)
Биография
Ян Сибелиус (при рождении Йохан Юлиус Кристиан Сибелиус) - финский композитор. Его творчество развивалось преимущественно в традициях западноевропейского романтизма, стилистика некоторых его сочинений отразила веяния импрессионизма. Основные творческие достижения сосредоточены в области оркестровой музыки - семь симфоний, симфонические поэмы, сюиты. Широко известны также скрипичный концерт, оркестровый «Грустный вальс» (из музыки к драме Арвида Ярнефельта «Смерть»), хоровой «Гимн Финляндии». Многие сочинения Сибелиуса прямо или обобщённо связаны с финской национальной тематикой. Видный представитель "золотого века" финского искусства периода 1880 - 1910 гг.
Ранние годы
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Российской империи в семье финских шведов, доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе. В семье Сибелиуса говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Тем не менее, родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. Затем, с 1876-го по 1885-й гг., он учился в лицее Хямеэнлинны.
Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан на виолончели, а Ян вначале учился на фортепиано, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет он сочинил небольшую пьесу. Впоследствии его влечение к музыке возрастало, и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.
Карьера
В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, однако профессия юриста его не привлекала, и он вскоре перешёл в Музыкальный институт, где стал самым лучшим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
Музыка
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» для солистов, мужского хора и оркестра, написанная по одному из сказаний финского народного эпоса «Калевала». Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. За «Куллерво» последовали симфоническая поэма «Сказка» (1892); сюиты «Карелия» (1893); «Весенняя песня» (1894) и «Лемминкяйнен» (1895).
В 1897 году Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.
Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера «Первой симфонии» Сибелиуса состоялась в Хельсинки в 1899 году. В этом жанре композитор написал ещё шесть сочинений. Последней была «Седьмая симфония», впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьолы», «Ночная скачка и восход солнца», «Туонельский лебедь» и «Тапиола».
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (1899) и «Грустный вальс» из музыки к пьесе своего шурина, композитора Арвида Ярнефельта «Смерть»; пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 году симфонической поэмой «Тапиола». Более 30-ти лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его «Восьмой симфонии», о которой столько говорилось. В 1933 году была даже анонсирована её премьера, однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 году композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.
С 1940-х интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Рихард Штраус и Эдуард Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль - здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим людям искусства. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 году "альма матер" композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса.
Личная жизнь
В 1888 году во время учёбы в музыкальном институте в Хельсинки Сибелиус часто бывал в доме друга Эдварда Армаса Ярнефельта, где познакомился с его младшей сестрой по имени Айно. 10 июня 1892 года с согласия отца, бывшего прославленным российским генералом, Ян женился на утончённой красавице и уехал в медовый месяц на родину «Калевалы».
Потом молодая семья занялась благоустройством личной жизни, и в 1903 году строители закончили возведение дома Айнола, расположившегося в живописном месте на озере Туусула. Там вслед за четырьмя девочками, которых назвали Ева, Рут, Кирсти и Катарина, на свет появилась Маргарита, а в 1911 году родилась Хайди, последняя и самая младшая их дочь.
После переезда семейное счастье было омрачено пьянством и загулами композитора, но из-за операции на горле он отказался от употребления алкоголя, и пара прожила беззаботные 7 лет. В 1930-х годах, когда дети покинули Айнолу, Сибелиусы переехали в Хельсинки, но в начале Второй мировой войны вернулись обратно и больше никогда не оставляли прекрасных карельских мест.
Смерть
После празднования 90-летнего юбилея композитор находился в приподнятом настроении и много гулял по окрестностям живописного карельского дома. Но 20 сентября 1957 года, во время прослушивания своей «Пятой симфонии» по национальному радио он скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
Государство организовало композитору торжественные похороны на территории фамильной усадьбы, а через 10 лет установило памятник в Хельсинки, выбранный на конкурсной основе из нескольких сотен работ. Скульптурная композиция, выполненная из кислотостойкого металла, стала исключительным сочетанием визуальных и звуковых эффектов, подчёркивавшим эпичность музыки и традиционный скандинавский подход.
Творческое наследие
В 1972 году оставшиеся в живых дочери Сибелиуса продали усадьбу Айнолу, в которой он жил с 1904 года со своей женой Айно, государству Финляндия. С 1974 года она функционирует как музей. Ежегодно его посещают более 30 000 человек. Согласно завещанию, Ян и Айно Сибелиус были похоронены в Айноле. В 2000 году именем композитора был назван концертный зал Сибелиус-Холл в Лахти, Финляндия. Ежегодно с 2000 года в нём проходит фестиваль имени композитора.
В 2015 году, к 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса, состоялся ряд специальных концертов и мероприятий, которые проходили как по всей Финляндии, так и за её рубежами, но особенно в городе Хельсинки.
Начиная с 2011 года, в день рождения знаменитого композитора жители Финляндии отмечают День Яна Сибелиуса и финской музыки. Он проходит 8 декабря и является официальным праздником.
Его именем также назван популярный нотный редактор "Sibelius", а также астероид 1405 Sibelius.
По материалам Википедии и 24smi.org
Ранние годы
Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Российской империи в семье финских шведов, доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе. В семье Сибелиуса говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Тем не менее, родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. Затем, с 1876-го по 1885-й гг., он учился в лицее Хямеэнлинны.
Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан на виолончели, а Ян вначале учился на фортепиано, но после предпочёл скрипку. Уже в десять лет он сочинил небольшую пьесу. Впоследствии его влечение к музыке возрастало, и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.
Карьера
В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, однако профессия юриста его не привлекала, и он вскоре перешёл в Музыкальный институт, где стал самым лучшим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.
В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.
Музыка
По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» для солистов, мужского хора и оркестра, написанная по одному из сказаний финского народного эпоса «Калевала». Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. За «Куллерво» последовали симфоническая поэма «Сказка» (1892); сюиты «Карелия» (1893); «Весенняя песня» (1894) и «Лемминкяйнен» (1895).
В 1897 году Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.
Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера «Первой симфонии» Сибелиуса состоялась в Хельсинки в 1899 году. В этом жанре композитор написал ещё шесть сочинений. Последней была «Седьмая симфония», впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьолы», «Ночная скачка и восход солнца», «Туонельский лебедь» и «Тапиола».
Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (1899) и «Грустный вальс» из музыки к пьесе своего шурина, композитора Арвида Ярнефельта «Смерть»; пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.
Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 году симфонической поэмой «Тапиола». Более 30-ти лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений - особенно его «Восьмой симфонии», о которой столько говорилось. В 1933 году была даже анонсирована её премьера, однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 году композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей - возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.
С 1940-х интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Рихард Штраус и Эдуард Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль - здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.
Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим людям искусства. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 году "альма матер" композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса.
Личная жизнь
В 1888 году во время учёбы в музыкальном институте в Хельсинки Сибелиус часто бывал в доме друга Эдварда Армаса Ярнефельта, где познакомился с его младшей сестрой по имени Айно. 10 июня 1892 года с согласия отца, бывшего прославленным российским генералом, Ян женился на утончённой красавице и уехал в медовый месяц на родину «Калевалы».
Потом молодая семья занялась благоустройством личной жизни, и в 1903 году строители закончили возведение дома Айнола, расположившегося в живописном месте на озере Туусула. Там вслед за четырьмя девочками, которых назвали Ева, Рут, Кирсти и Катарина, на свет появилась Маргарита, а в 1911 году родилась Хайди, последняя и самая младшая их дочь.
После переезда семейное счастье было омрачено пьянством и загулами композитора, но из-за операции на горле он отказался от употребления алкоголя, и пара прожила беззаботные 7 лет. В 1930-х годах, когда дети покинули Айнолу, Сибелиусы переехали в Хельсинки, но в начале Второй мировой войны вернулись обратно и больше никогда не оставляли прекрасных карельских мест.
Смерть
После празднования 90-летнего юбилея композитор находился в приподнятом настроении и много гулял по окрестностям живописного карельского дома. Но 20 сентября 1957 года, во время прослушивания своей «Пятой симфонии» по национальному радио он скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.
Государство организовало композитору торжественные похороны на территории фамильной усадьбы, а через 10 лет установило памятник в Хельсинки, выбранный на конкурсной основе из нескольких сотен работ. Скульптурная композиция, выполненная из кислотостойкого металла, стала исключительным сочетанием визуальных и звуковых эффектов, подчёркивавшим эпичность музыки и традиционный скандинавский подход.
Творческое наследие
В 1972 году оставшиеся в живых дочери Сибелиуса продали усадьбу Айнолу, в которой он жил с 1904 года со своей женой Айно, государству Финляндия. С 1974 года она функционирует как музей. Ежегодно его посещают более 30 000 человек. Согласно завещанию, Ян и Айно Сибелиус были похоронены в Айноле. В 2000 году именем композитора был назван концертный зал Сибелиус-Холл в Лахти, Финляндия. Ежегодно с 2000 года в нём проходит фестиваль имени композитора.
В 2015 году, к 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса, состоялся ряд специальных концертов и мероприятий, которые проходили как по всей Финляндии, так и за её рубежами, но особенно в городе Хельсинки.
Начиная с 2011 года, в день рождения знаменитого композитора жители Финляндии отмечают День Яна Сибелиуса и финской музыки. Он проходит 8 декабря и является официальным праздником.
Его именем также назван популярный нотный редактор "Sibelius", а также астероид 1405 Sibelius.
По материалам Википедии и 24smi.org
Биография
Избранные произведения
1926 «Калевала»
1925 «Тапиола»
1920 «Гимн земле»
1917 «Марш финской пехоты»
1914 «Океаниды»
1913 «Бард»
1911 «Возлюбленный»
1909 «Ночная скачка и восход солнца»
1909 «Сокровенные голоса»
1906 «Пан и эхо»
1906 «Дочь Похьолы»
1901 «Меланхолия»
1899 «Финляндия»
1893 «Карелия»
1892 «Куллерво»
Работы в театре
1913 «Скарамуш»
1909 «Ящерица»
1908 «Белый лебедь»
1906 «Пир Валтасара»
1905 «Пеллеас и Мелизанда»
1898 «Король Христиан II»
1926 «Калевала»
1925 «Тапиола»
1920 «Гимн земле»
1917 «Марш финской пехоты»
1914 «Океаниды»
1913 «Бард»
1911 «Возлюбленный»
1909 «Ночная скачка и восход солнца»
1909 «Сокровенные голоса»
1906 «Пан и эхо»
1906 «Дочь Похьолы»
1901 «Меланхолия»
1899 «Финляндия»
1893 «Карелия»
1892 «Куллерво»
Работы в театре
1913 «Скарамуш»
1909 «Ящерица»
1908 «Белый лебедь»
1906 «Пир Валтасара»
1905 «Пеллеас и Мелизанда»
1898 «Король Христиан II»
Ссылки