С участием персоны 0 раздач
Краткая биография
Имя: Domenico Scarlatti
Дата рождения: 26 октября, 1685 | скорпион
Место рождения: Неаполь, Италия
Дата смерти: 23 июля, 1757 | 71 год
Место смерти: Мадрид, Испания
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Мария Катарина Джентилли (пятеро детей, умерла), Анастасия Махарта Хименес
Семья: Алессандро Скарлатти (отец)
Дата рождения: 26 октября, 1685 | скорпион
Место рождения: Неаполь, Италия
Дата смерти: 23 июля, 1757 | 71 год
Место смерти: Мадрид, Испания
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Мария Катарина Джентилли (пятеро детей, умерла), Анастасия Махарта Хименес
Семья: Алессандро Скарлатти (отец)
Биография
Доме́нико Скарлатти - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо́льшую часть своей жизни в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.
Детство и юность
Доменико Скарлатти родился 26 октября 1685 года в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо и Франческо Скарлатти, были известны в Италии и других странах. Ещё ребёнком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и орга́не, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Джанни Гасперини и Бернардо Пасквини. Первое произведение, принесшее ему известность - опера «Октавия», написанная в 1703 году.
Музыка
Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал ещё в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.
Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715-го по 1719-й год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу «Нарцисс» в королевском театре.
В 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году.
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30-ти своих самых знаменитых работ «Essercizi» («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.
Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти оказали большое влияние на русскую школу игры на фортепиано.
На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование им фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров, как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.
Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.
Приём формообразования, когда каждая из двух частей сонаты подходит к определённому поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик, называл этот приём "крестом" ("the crux"), иногда этот приём подчёркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.
Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - 15 опер, в том числе «Фетида на Скиросе», 10 ораторий, сонаты для мандолины и клавесина, виолы д'амур и баса, оркестровые произведения. Церковная музыка Скарлатти на широко распространённые католические тексты, возможно, принадлежит раннему периоду его творчества, и в отличие от радикальных клавесинных сонат, выдержана в консервативных традициях.
Личная жизнь
Во время своего визита в Рим в 1728 году он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 году Скарлатти переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года.
В 1733 году он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остаётся в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году он снова женится на испанке Анастасии Махарте Хименес.
Однако Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста, не принесли Скарлатти достатка и спокойной обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его талант, отвернулся от него, когда он стал старым и больным. Сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года в возрасте 71 года.
Творческое наследие
Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Всё это - лишь небольшая и художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело посвятил себя клавиру, и написал по крайней мере пятьсот сонат. Но при его жизни было опубликовано всего лишь тридцать из них. Композитор скромно называл свои создания «Упражнениями для клавесина». Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая их издание. В авторском предисловии говорится: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, ещё более приятном и разнообразном».
Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В приятном разнообразии сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.
Его сонаты - это не «Экзерциции», но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведённые, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически чёткий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.
Есть у Скарлатти сонаты-каприччио и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из «Дон-Кихота». Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в весёлой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.
Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также имеют народно-плясового происхождение.
Новые, свежие краски и приёмы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.
Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца, и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая «Кошачья фуга».
Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то лёгкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие «захвата» крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю удовольствие.
Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти ещё смелее перенёс в нециклическую форму камерной музыки.
По материалам Википедии и belcanto.ru
Детство и юность
Доменико Скарлатти родился 26 октября 1685 года в Неаполе. Его отец, знаменитый композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо и Франческо Скарлатти, были известны в Италии и других странах. Ещё ребёнком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и орга́не, а в отроческие годы занял должность органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Джанни Гасперини и Бернардо Пасквини. Первое произведение, принесшее ему известность - опера «Октавия», написанная в 1703 году.
Музыка
Обретя славу в родном городе, а также во Флоренции и Венеции, где он побывал ещё в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там его виртуозная игра получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.
Также во время пребывания в Риме Скарлатти написал несколько опер для частного театра королевы Казимиры. С 1715-го по 1719-й год он был капельмейстером в соборе Святого Петра, и в последний год он уехал в Лондон, где поставил свою оперу «Нарцисс» в королевском театре.
В 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году.
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30-ти своих самых знаменитых работ «Essercizi» («Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.
Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти оказали большое влияние на русскую школу игры на фортепиано.
На Скарлатти сильно повлияла испанская народная музыка. На это очевидно указывает использование им фригийского лада и модуляций тональностей, нехарактерных для европейского музыкального искусства. В том числе и использование в высшей степени диссонансного звучания кластеров, как имитации звучания гитары. Иногда он цитировал народные мелодии практически без изменений, что было очень необычно. До Белы Бартока и его современников никто, кроме Скарлатти, не достигал такого резкого звучания фольклорных цитат в своих произведениях.
Доменико Скарлатти предвосхитил в своей музыке множество элементов формы, текстуры и стиля той музыки, которую позже назовут классицизмом.
Приём формообразования, когда каждая из двух частей сонаты подходит к определённому поворотному моменту. Исследователь творчества Скарлатти, Ральф Киркпатрик, называл этот приём "крестом" ("the crux"), иногда этот приём подчёркнут паузой или ферматой. Скарлатти также является первопроходцем в царстве ритма и музыкального синтаксиса: синкопы и пересекающиеся ритмы весьма часто встречаются в его произведениях.
Менее известны сочинения Скарлатти в других жанрах. Среди них - 15 опер, в том числе «Фетида на Скиросе», 10 ораторий, сонаты для мандолины и клавесина, виолы д'амур и баса, оркестровые произведения. Церковная музыка Скарлатти на широко распространённые католические тексты, возможно, принадлежит раннему периоду его творчества, и в отличие от радикальных клавесинных сонат, выдержана в консервативных традициях.
Личная жизнь
Во время своего визита в Рим в 1728 году он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 году Скарлатти переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года.
В 1733 году он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остаётся в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году он снова женится на испанке Анастасии Махарте Хименес.
Однако Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная служба и покровительство имущих, ни громкая слава артиста, не принесли Скарлатти достатка и спокойной обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его талант, отвернулся от него, когда он стал старым и больным. Сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года в возрасте 71 года.
Творческое наследие
Доменико Скарлатти написал двадцать опер («Октавия», «Ифигения в Авлиде», «Ифигент в Тавриде», «Орландо», «Сильвия», «Нарцисс» и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и несколько ориалов церковной музыки. Всё это - лишь небольшая и художественно наименее значительная часть его творчества. Подобно Корелли, он почти всецело посвятил себя клавиру, и написал по крайней мере пятьсот сонат. Но при его жизни было опубликовано всего лишь тридцать из них. Композитор скромно называл свои создания «Упражнениями для клавесина». Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая их издание. В авторском предисловии говорится: «Не жди - будь ты дилетант или профессионал - более глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов ответить на новые запросы в стиле, ещё более приятном и разнообразном».
Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В приятном разнообразии сонат Скарлатти, в их совершенно новом стиле раскрывался перед артистом и публикой глубокий и необъятно богатый мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили действительность жизни, а вместе с нею запечатлели и облик самого автора.
Его сонаты - это не «Экзерциции», но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совершенно своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведённые, однако, силою гения к совершенному художественному единству: графически чёткий, иногда резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и чрезвычайно интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; праздничный концертный блеск - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает возможность клавесина и требует нового, ударного механизма.
Есть у Скарлатти сонаты-каприччио и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из «Дон-Кихота». Есть среди них идиллические пасторали и маленькие драмы, неожиданно возникающие где-нибудь в весёлой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, прежде чем вы успеете вслушаться в эти голоса.
Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, очень часто испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, никогда не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первый взгляд, перебивающие размер музыки, также имеют народно-плясового происхождение.
Новые, свежие краски и приёмы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив здесь многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.
Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца, и даже более богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся едва ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая «Кошачья фуга».
Фактура этих сонат, разнообразная, изменчивая, то лёгкая и прозрачная, то массивная, иногда разреженная и хрупкая вследствие «захвата» крайних регистров инструмента, всегда отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю удовольствие.
Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный талант строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но лишь эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти ещё смелее перенёс в нециклическую форму камерной музыки.
По материалам Википедии и belcanto.ru
Знаете ли вы, что...
– Доменико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронатом в Мадриде. Историк и музыковед Ралф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдена бо́льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.
Композитор
Оперы
«Октавия»
«Ифигения в Авлиде»
«Ифигент в Тавриде»
«Орландо»
«Сильвия»
«Нарцисс»
Все произведения Доменико Скарлатти
«Октавия»
«Ифигения в Авлиде»
«Ифигент в Тавриде»
«Орландо»
«Сильвия»
«Нарцисс»
Все произведения Доменико Скарлатти
Ссылки