Персоны :: Дариюс Мийо

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал05.05.2022 в 18:01
  • fan90
  • Ред.16.01.2023 в 21:43
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Darius Milhaud
Дата рождения: 4 сентября, 1892 | дева
Место рождения: Экс-ан-Прованс, Франция
Дата смерти: 22 июня, 1974 | 81 год
Место смерти: Женева, Швейцария
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Супруга: Мадлен Мийо (один ребёнок)
Биография
Дариюс Мийо - французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог, один из участников объединения "Шестёрки". Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века - ему принадлежат 443 опусных сочинения. Творчество композитора отмечено влиянием музыкального фольклора, джаза и современных ему музыкальных течений.

Ранние годы

Мийо родился в Экс-ан-Провансе в семье любителей музыки. Его родители - Габриэль Мийо (из семьи контаденских евреев) и Софи Аллатини (из сефардской еврейской семьи). Согласно генеалогическим изысканиям самого Мийо, его семья прослеживается вплоть до XV века; его предки уже тогда жили в Провансе. Мать обладала сильным контральто, а отец, по его словам, был "музыкантом в душе, и был наделён очень верным музыкальным чутьём".

В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по "Шестёрке" - Артюром Онеггером и Жермен Тайфер, единственной женщиной в их композиторском объединении. Онеггер позже вспоминал: «Он трудился рядом со мной, он спорил, рассуждал с такой находчивостью, дерзновенной смелостью, что просто потрясал всем своим поведением застенчивого юношу-провинциала, каким я был тогда».

Любимыми композиторами Мийо в этот период были Клод Дебюсси и Модест Мусоргский. Мийо глубоко сожалел о чуждом, по его мнению, влиянии германского духа на французскую музыку в лице школы Сезара Франка (лозунг "Долой Вагнера" принадлежал именно Мийо). В австро-немецкой музыке он предпочитал венских классиков, в частности, Моцарта, Шуберта, и некоторые симфонии Малера.

Начало карьеры

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал «Струнный квартет», и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья. Некоторое время он работал во "Франко-бельгийском обществе", оказывавшем посильную помощь беженцам.

В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя - известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Дружба с ним началась в 1911 году, когда они познакомились в Париже: «Этот день положил начало долгому творческому содружеству (что было самым прекрасным в моей жизни музыканта) и драгоценной дружбе, которой я горжусь». Совместно с Клоделем Мийо создал около 30-ти сочинений. Во Франции была опубликована его переписка с поэтом, содержащая 299 писем. После смерти поэта композитор продолжал поддерживать дружеские связи с вдовой, детьми и внуками Клоделя.

В начале 1919 года Мийо вернулся в Париж, где стал членом "Шестёрки" и начал активную композиторскую деятельность. Регулярно по субботам в течение двух лет все собирались в квартире Мийо на бульваре Клиши, где, как вспоминает композитор, бывали многие представители творческой интеллигенции, жившие в Париже - Пабло Пикассо, Фернан Леже, Жорж Брак, Мари Лорансен, Жан Кокто, Блез Сандрар и другие. Музыке композитора этого периода (конец 1910-х - начало 1920-х гг.) свойственны задор и эксцентричность, что можно отнести в первую очередь влиянию яркой личности и музыки Эрика Сати, неформального вождя "Шестёрки" и на протяжении более десяти лет - старшего друга Мийо. В своём творчестве Дариюс Мийо также отразил бразильские впечатления. В балете «Бык на крыше» (1919) он использовал около 30-ти бразильских мелодий. А Жан Кокто написал к готовой музыке сценарий пантомимы балета.

Музыка

Мийо работал в разнообразных музыкальных жанрах - его перу принадлежат 16 опер, 14 балетов, 13 симфоний, кантаты, камерные сочинения, музыка к кинофильмам и театральным постановкам. Композитор работал необычайно быстро и плодотворно - список его работ насчитывает 443 произведения. Морис Равель не раз иронизировал над поразительной творческой плодовитостью Мийо. В частности, рассказывая Мишелю Кальвокоресси о том, что на сочинение Сонаты для скрипки и виолончели у него ушло полтора года, Равель заметил: «Мариюс, он же Дариюс Мийо за это время написал бы 4 симфонии, 5 квартетов и множество лирических поэм на слова Поля Клоделя».

В молодые годы Мийо среди композиторов "Шестёрки" слыл самым дерзким новатором-урбанистом, однако, со временем занял более умеренную творческую позицию. Радикальные авангардные техники посттональной эпохи (додекафония, сериализм, сонорика и др.), широко популярные в XX веке, не оставили какого-либо следа в музыке Мийо, до последних опусов державшегося пределов расширенной тональности с модализмами. В позднем творчестве использовал элементы алеаторики, которую он обозначал как «ограниченную», или «контролируемую». В отличие от подлинно алеаторических сочинений, в алеаторике Мийо звуковысотность и ритм чётко нотированы. Среди сочинений с применением контролируемой алеаторики - вторая часть «Струнного септета» (1964), «Музыка для Граца» (1968), «Музыка для ансамбля Ars nova» (1969).

Из-за стилистического и жанрового многообразия творчества композитора, что роднит Мийо с его музыкальным кумиром Игорем Стравинским, критики зачастую обвиняли его, что он противоречив, излишне разностилен и непостоянен - "изменчив, как Протей". Камиль Сен-Санс в получившем известность письме из Алжира, опубликованном в газете "Менестрели" с возмущением отозвался о музыке Мийо, назвав её извращением и "кошачьим концертом".

В своих произведениях Мийо нередко использовал элементы народной музыки - провансальской («Провансальская сюита»), фольклорные мотивы других французских регионов («Французская сюита»), бразильской («Бык на крыше», «Бразильские танцы»), креольской («Бал на Мартинике», «Карнавал в Нью-Орлеане», «Освобождение Антильских островов»), североамериканской («Кентуккиана») и другой, а также элементы джаза.

В 1920 году Мийо оказался едва ли не единственным из музыкантов, кто активно поддержал очередное изобретение Эрика Сати - т.н. "Меблировочную музыку", спустя полвека приведшую к образованию целого направления в музыке, такого как минимализм. Более того, Мийо участвовал в организации одного из концертов меблировочной музыки 8 марта 1920 года в галерее Барбазанж, и оставил интересные воспоминания об этом эпатажном событии.

Хотя сам Дариюс Мийо не сочинял меблировочную музыку, некоторые исследователи отмечают, что участие в проекте привело к ещё большему "полевению" Мийо и появлению у него индустриальных и конструктивистских идей. Как раз в это же время у него появился эксцентричный замысел - написать цикл песен для голоса с инструментальным ансамблем на текст каталога с выставки под названием «Сельскохозяйственные машины» в которой каждый номер носит название одной из машин («Сенокосилка», «Сноповязалка», «Плуг для запашки», «Жатка», «Почвоуглубитель», «Сеноворошилка»).

В 1920-е годы Мийо часто ездил с концертами в разные страны, где исполнял свою музыку как дирижёр и пианист. В 1922 году во время гастролей в США он впервые услышал джазовую музыку, и был совершенно очарован ей. Джазовому искусству Мийо посвятил статью под названием «Развитие джаза и североамериканская, негритянская музыка». Стилевые черты джаза особенно заметны в балете «Сотворение мира» (1923), оконченном через год после американской поездки, а также в некоторых позднейших сочинениях.

В конце 1924 года Мийо снялся в эпизодической роли в короткометражном немом фильме Рене Клера «Антракт».

В 1940 году, в связи с усилившимися нацистскими настроениями во Франции, Мийо с женой и сыном переехал в Лиссабон, а оттуда эмигрировал в США, где по рекомендации дирижёра Пьера Монтё получил преподавательскую должность в колледже Миллс в Окленде. Преподавание он совмещал с концертной деятельностью, выезжая на гастроли во время каникул в колледже. Мийо приглашали в качестве дирижёра оркестры Чикаго, Бостона, Вашингтона, Нью-Йорка.

Во время Второй мировой войны почти все родственники композитора погибли в концентрационных лагерях. Памяти погибшего в фашистском концлагере своего племянника Мийо посвятил кантату «Огненный замок».

После окончания Второй мировой войны Мийо периодически возвращался во Францию, давал мастер-классы в Парижской консерватории и продолжал преподавать в колледже Миллс до 1971 года. Среди многочисленных учеников Мийо наиболее известны Берт Бакарак, Дэвид Брубек, Жорж Делерю, Филипп Гласс, Бетси Жолас, Стив Райх, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг, Жильбер Ами и многие другие современные композиторы.

Личная жизнь

В 1925 году Мийо женился на своей кузине - актрисе Мадлен Мийо, ставшей впоследствии либреттисткой его опер «Грешная мать», «Медея» и «Боливар». В качестве свидетеля был приглашён Поль Клодель. Выступая позднее в различных оперных и кантатных произведениях Мийо в роли чтицы ("Recitante"), она популяризировала его творчество после его смерти, участвовала в фестивалях и мемориальных мероприятиях, посвящённых ему. В 1982 году Мадлен опубликовала полный систематический каталог произведений мужа. Ей же он посвятил фортепианную сюиту «Муза-хозяйка», "протоколирующую" один день их семейной жизни.

В 1926 году по приглашению Бориса Красина Мийо гастролировал вместе со своей женой, а также с другом - пианистом и композитором Жаном Вьенером в Москве и Ленинграде.

Вернувшись из Советского Союза, Мийо получил новое приглашение на гастроли в США и Канаде, попутно изучая негритянский фольклор. В 1930 году у супругов Мийо родился сын Даниэль, ставший впоследствии художником.

Последние годы

Последние годы композитор провёл в Женеве. Из-за ревматизма он был вынужден передвигаться в инвалидной коляске, но несмотря на болезнь, Мийо продолжал писать свою автобиографию, получившую окончательное название «Моя счастливая жизнь».

Называя себя в ней "французом из Прованса иудейской веры", Мийо отдал дань еврейским традиционным и современным сюжетам и образам - практически во всех современных ему жанрах. Среди его опусов на еврейскую тему - опера «Давид» (написана к 3000-летнему юбилею Иерусалима; премьера в форме оратории состоялась в 1954 году), балет «Сны Иакова» (1949), струнный квартет «Царица Савская» (1939), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), оркестровая пьеса «Ода Иерусалиму» (1973), сочинения для хора с оркестром «Барух ха-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945), кантаты «Бар-мицва» (1961) и «Ани маамин» (1974, последнее сочинение Мийо).

Умер Дариюс Мийо 22 июня 1974 года в Женеве. Похоронен в семейном склепе в родном Эксе на кладбище Святого Петра.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1970 «Людовик Святой, король Франции»
1964 «Виновная мать»
1958 «Фиеста»
1954 «Давид»
1943 «Боливар»
1939 «Опера нищих»
1938 «Медея»
1930 «Максимилиан»
1928 - 1955 «Христофор Колумб»
1927 «Пробуждение Европы»
1927 «Покинутая Ариадна»
1927 «Освобождение Тесея»
1926 «Бедный матрос»
1924 «Несчастья Орфея»
1922 «Эвмениды»
1919 «Протей»
1916 «Хоэфоры»
1913 «Агамемнон»
1910 - 1914 «Эсфирь из Карпантра»
1910 - 1914 «Заблудшая овца»

Балеты

1959 «Ветвь птиц»
1957 «Роза ветров»
1944 «Весенние игры»
1924 «Голубой экспресс»
1924 «Салат»
1923 «Сотворение мира»
1919 «Бык на крыше»
1918 «Человек и его желание»

Симфонические произведения

1961 «Бар-мицва»
1954 «Огненный замок»
1954 «Вест Пойнт»
1953 «Зимнее концертино» для тромбона с оркестром
1951 «Семисвечник»
1944 «Французская сюита»
1937 «Провансальская сюита»
1937 «Скарамуш» для двух фортепиано
1926 «Карнавал в Эксе»
1921 «Тоска по Бразилии»
1920 - 1921 «Похвала Бразилии»
1919 «Протей»

Вокальные и хоровые произведения

1945 «Каддиш» для хора с оркестром
1944 «Барух ха-Шем» для хора с оркестром
1920 «Каталог цветов» для голоса и семи инструментов
1919 «Сельскохозяйственные машины» для голоса и семи инструментов
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions