Персоны :: Гаспаре Спонтини

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал05.05.2022 в 18:16
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:35
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Gaspare Spontini
Дата рождения: 14 ноября, 1774 | скорпион
Место рождения: Майолати, Папская область, Центральная Италия
Дата смерти: 24 января, 1851 | 76 лет
Место смерти: Майолати, Папская область, Центральная Италия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Гаспаре Луиджи Пачифико Спонтини - итальянский композитор, автор опер, кантат, месс и других музыкальных сочинений; один из основоположников жанра большой оперы. Член Прусской (1833) и Парижской (1839) академий искусств.

Ранние годы

Итальянский композитор и дирижёр Гаспаре Спонтини родился 14 ноября 1774 года в Майолати, Папской области в простой семье небогатого земледельца. Когда ребёнку исполнилось восемь лет, по воле родителей он стал жить у своего дяди, священника, который начал готовить мальчика к духовному званию. Но уже с самого начала такой жизни Гаспаре был просто потрясён звуками церковного орга́на. А уже вскоре понял, что настоящим его призванием может быть только музыка. Племянник не замедлил сообщить об этом своему дяде. Однако понимания с его стороны он не нашёл, и вынужден был бежать в Сан-Вито к другому своему дяде, брату его матери.

Этот родственник охотно принял мальчика, и помог ему начать активные и грамотные занятия музыкой. Позднее, под руководством учителя местной капеллы, Спонтини смог подготовиться к поступлению в неаполитанскую консерваторию и в 1791 году успешно сдал вступительный экзамен. Учился юноша охотно, и через пять лет с блеском окончил консерваторию.

В годы учёбы особенно проявился талант Гаспаре в области композиции. Всех потрясла его великолепная оригинальная фуга, которую он сочинил ко времени окончания учения. После исполнения этого произведения, музыканту предложили остаться профессором в консерватории, которую он только что окончил. Через некоторое время директор римского театра "Argentina" предложил Спонтини написать оперу «Женское упрямство». В короткий срок предложение было исполнено, и осенью 1796 года в Риме состоялась успешная премьера этой оперы. Затем композитор написал ещё несколько опер, которые были поставлены в театрах Рима, Неаполя, Флоренции и Венеции. Во время пребывания во Флоренции композитора покорила красота этого города, и переселившись сюда, Спонтини написал для местного театра в течение года три оперы: «Il Teseo riconosciuto», «L’Isola disabitata» и «Chi piu’ guarda men-vede».

Музыка

После Флоренции, по приглашению неаполитанского двора, композитор побывал в Палермо, а затем отправился в Париж, где первое время его преследовали неудачи. Чтобы как-то сводить концы с концами, в первое время ему пришлось даже давать уроки музыки. Но вскоре, здесь же в Париже, Спонтини поставил несколько своих опер, не имевших, однако, никакого успеха, а одна из них, «La petite maison», была освистана, и её не смогли доиграть до конца. Пожалуй, это была последняя парижская неудача композитора, и фортуна в дальнейшем оказалась к нему более благосклонной.

В 1804 году Спонтини познакомился с поэтом Виктором Этьеном де Жуи, который предложил ему либретто оперы «Весталка». Сюжет привлёк композитора, и он принялся за это сочинение. Следует заметить, что к этому времени Спонтини пользовался покровительством императрицы Жозефины, благоволение которой ему удалось заслужить своей кантатой «Excelsa Gara», написанной по случаю празднования Наполеоном I победы при Аустерлице.

В 1807 году в Париже на Большой сцене снискала себе триумфальный и шумный успех недавно законченная опера Спонтини «Весталка». Это сочинение, по единогласному решению жюри, было удостоено премии, учреждённой Наполеоном I за лучшую оперу.

Следующей удачной оперой композитора стала «Фернан Кортес», задуманная, как пышная аллегория во славу Наполеона I, и поставленная в 1809 году. Теперь авторитет композитора значительно возрос, и его пригласили возглавить парижский "Театр-итальен". Но денежные недоразумения, связанные с неумелым управлением театром, а также грубость и высокомерие с коллегами, через два года привело к его увольнению с этого поста.

В 1814 году Людовик XVIII пожаловал Спонтини титул придворного композитора и назначил пенсию в 2000 франков в год. Это позволило композитору целиком отдаться творчеству, и в 1819 году на сцене появилась третья знаменитая опера Спонтини «Олимпия». Однако успеха она не имела, так как публике не понравился её печальный финал.

Незадолго перед этим событием, Спонтини получил приглашение прусского короля Фридриха Вильгельма III, и приняв его, занял место придворного композитора и директора музыки в Берлине. В 1821 году он представил здесь новую редакцию «Олимпии». Этот вариант, уже со счастливой развязкой, был посвящён Фридриху Вильгельму III. Но пришедшая за ним следом слава большого оперного композитора здесь не подтвердилась, и написанные им теперь произведения, за исключением, пожалуй, оперы «Агнесс фон Гогенфтауфен», не могли по достоинству сравниться с его прежними операми, созданными для парижской сцены. А его непомерное тщеславие и самомнение ещё более усугубляли сложившуюся неприязненную ситуацию вокруг него.

В итоге композитор нажил много врагов и настроил против себя публику. Во время одного из представлений зрители при громадном угрожающем шуме потребовали удаления Спонтини с дирижёрского пульта. Это был беспрецедентный скандал. Казалось, что Спонтини поддерживает лишь один прусский король. И тогда же Спонтини вступил в конфликт с Вебером. Здесь нельзя не отметить ещё и то, что тяжеловесные, довольно сложные для постановки оперы Спонтини не выдерживали конкуренции с более динамичными произведениями Россини и Мейербера, его главного соперника. Все вышеперечисленные события заставили композитора в 1841 году покинуть место директора берлинской оперы. С сохранением своего титула и содержания он был отставлен от должности, и покинув Берлин в 1842 году, переселился в Париж. Однако, случившиеся события настолько потрясли Спонтини, что чувство пережитого унижения никогда уже не покидало его. В последние годы он начал сильно болеть, а в последние годы жизни стал терять слух и память.

В надежде поправить здоровье композитор покинул Париж и вернулся в Италию, в свой родной город Майолати. Но надежда на выздоровление не оправдалась, и 24 января 1851 года Гаспаре Спонтини скончался.

Творческое наследие

Как бы ни складывалась судьба Спонтини, тем не менее, он всегда занимал выдающееся положение среди современных ему композиторов. В течение своей жизни он удостоился многих почётных наград и отличий. Так, университет в Галле присудил ему степень доктора. Также он был избран членом берлинской и парижской академий. Композитор был награждён многими высокими орденами, среди которых прусский орден "Pour le merite".

Его произведения всегда отличали возвышенность стиля и страстность, а действия в его героических операх, блестящих и торжественных, впервые в истории музыки сопровождались на сцене военным оркестром.

Спонтини оказал серьёзное влияние на зарождение французской "большой оперы". Влияние его музыки можно обнаружить в творчестве таких композиторов, как Россини и Мейербер, а также в ранних сочинениях Вагнера (например, в опере «Риенци»).

По материалам Википедии и famous-birthdays.ru
Композитор
Оперы

1829 «Агнесса фон Гогенштауфен»
1825 «Альцидор»
1822 «Нурмахаль, или Праздник роз в Кашмире»
1819 «Олимпия»
1816 «Два соперника»
1809 - 1817 «Фернан Кортес, или Завоевание Мексики»
1807 «Весталка»
1805 «Жюли, или Горшок цветов»
1804 «Мильтон»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions