Персоны :: Джакомо Мейербер

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал08.05.2022 в 18:51
  • fan90
  • Ред.16.01.2023 в 21:10
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Jacob Liebmann Beer
Псевдоним: Giacomo Meyerbeer
Дата рождения: 5 сентября, 1791 | дева
Место рождения: Тасдорф, Германия
Дата смерти: 2 мая, 1864 | 72 года
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Минна Мозон (пятеро детей)
Биография
Джакомо Мейербер (при рождении Якоб Либман Бер) - немецкий и французский композитор еврейского происхождения. В 1831 году, с появлением на сцене его оперы «Роберт-дьявол» и опер его преемников, возник жанр "Большой французской оперы". Стиль мейерберовской Большой оперы был достигнут путём слияния немецкой оркестровой традиции, искусства бельканто и французской декламации, которые были использованы в контексте нашумевшего мелодраматического либретто Эжена Скриба и дополнены существующими на тот момент театральными традициями Парижской оперы. Таким образом установился стандарт, благодаря которому Париж сумел сохранить свой статус оперной столицы XIX века.

Ранние годы

Якоб Либман Бер родился в еврейской семье в Тасдорфе (ныне часть Рюдерсдорфа), недалеко от Берлина; затем вся семья переехала в столицу Пруссии. Его отец, Юда Херц Бер (1769 - 1825) был чрезвычайно богатым финансистом, промышленником и субподрядчиком прусской армии. Мать, Амалия Вульф (1767 - 1854), также происходила из финансовой элиты. В её салоне собирались лучшие умы Пруссии, в том числе и будущий король Фридрих Вильгельм IV.

У Якоба было три младших брата: Генрих, Вильгельм (бизнесмен и астроном-любитель) и Михаэль (поэт). Дети семьи Бер получили прекрасное образование; их наставниками стали двое лидеров просвещённой еврейской интеллигенции - писатель Аарон Халлей-Вулфсон и Эдмунд Клей (позднее раввин реформистского движения в Гамбурге), которые поддерживали связь с ними даже в зрелом возрасте. Близкими друзьями семьи Бер были братья фон Гумбольдт - Александр (известный естествоиспытатель, географ и путешественник) и Вильгельм (философ, лингвист и дипломат).

Фамилию "Мейербер" композитор взял только в 1811 году после смерти своего деда по материнской линии Либмана Мейера Вульфа, а имя "Джакомо" - в период учёбы в Италии, около 1817 года.

Музыкальное образование

Первым учителем музыки Якоба Бера в 1797 году стал Франц Серафин Лауска, ученик Иоганна Георга Альбрехтсбергера, наставник при берлинском дворе. С 1803 года Бер также стал одним из учеников пианиста Муцио Клементи (во время пребывания музыканта в Берлине).

Публичный дебют мальчика состоялся в Берлине ещё в 1801 году; юным пианистом были исполнены концерт для клавира Моцарта и вариации Лауска. "Всеобщая Музыкальная Газета" сообщила: «Потрясающая игра юного Бера (еврейского паренька девяти лет), который уверенно исполнил все трудные места сольной партии и имеет прекрасную силу исполнения, очень редко встречающуюся в его возрасте, сделало концерт ещё интереснее».

Теории музыки и композиции Бер обучался у Антонио Сальери, а также немецкого мастера Карла Фридриха Цельтера и капельмейстера Бернгарда Ансельма Вебера. В 1804 году в Берлине скрипач и композитор Луи Шпор организовал для Бера концерт, продолжив своё знакомство с юношей уже в Вене и Риме.

Первая сценическая работа Бера, балет «Рыбак и Доярка», была поставлена в марте 1810 года в берлинской Придворной опере. Его формальное обучение в Дармштадте с аббатом Фоглером имело, однако, решающее значение, и примерно в это же время юный композитор начинает именовать себя "Мейербер".

В Дармштадте вместе со своими сокурсниками (среди которых был и Карл Мария фон Вебер) Мейербер научился не только ремеслу композиции, но и музыкальному менеджменту. Благодаря тесной дружбе с Вебером и другими музыкантами (Готфридом Вебером, Иоганном Батистом Генсбахером, Александром фон Душ) появился т.н. "Гармонический союз", члены которого обязались поддерживать друг друга благоприятными критическими отзывами в прессе.

В первые годы своей работы Бер, хотя и решил стать музыкантом, продолжал разрываться между исполнительством и композицией. Личным примером для Мейербера всегда был Вольфганг Амадей Моцарт, фортепианные концерты которого он часто исполнял. А его учитель Фоглер вообще призывал своего ученика стать органистом, в расчёте на то, что Якоб сумеет сделает себе карьеру виртуоза. По приезде в Вену Мейербер делал всё, чтобы быть замеченным как пианист в частных кругах. Однако в вечер своего приезда в город он посетил концерт Иоганна Гуммеля, и исключительный талант пианиста так пленил юного музыканта, что тот решил уйти в отставку на 10 месяцев, чтобы полностью пересмотреть свою технику игры.

Первый концерт Мейербера в Вене вызвал сенсацию. Франсуа Фетис сказал, что если Мейербер решит продолжить карьеру виртуоза, то сможет соперничать даже с Игнацием Мошелесом и некоторыми другими пианистами. Одновременно с этим другие профессиональные пианисты, в том числе и сам Мошелес, причисляли "несравненного" Мейербера к величайшим виртуозам своего времени.

В этот период композитором написано множество фортепианных пьес, концерт, большое количество вариация для фортепиано с оркестром, ныне утерянных. К этому же периоду относится кларнетовый квинтет, написанный для виртуоза Генриха Йозефа Бермана (1784 - 1847), который был близким другом композитора. 8 декабря 1813 года Мейербер также участвовал в качестве исполнителя на ударных инструментах в премьерном исполнении «Битвы при Виттории» Людвига ван Бетховена; вновь встретился с Луи Шпором. В это время Шпор трудился над созданием оперы «Фауст» и часто просил Мейербера сыграть только что написанные фортепианные отрывки, отмечая его отличную пианистическую технику.

Итальянский период

К 1814 гoду, несмотря на то, что первые постановки мейерберовской оратории «Бог и Природа» (1811), а также ранних опер «Клятва Иевфая» (1812) и «Хозяин и гость» (1813) состоялись в Германии, композитор был нацелен сделать оперную карьеру в Париже, который рассматривал как основное и самое важное место для обучения искусству сочинять музыкальные драмы. В том же году в Вене катастрофическим провалом обернулась постановка его оперы «Алимелек, или Два калифа» (другая версия оперы «Хозяин и гость»). Понимая, что для его музыкального развития необходимо полностью освоить итальянскую оперу, по совету Антонио Сальери и при финансовой поддержке своей семьи, Мейербер поехал учиться в Италию, куда прибыл в начале 1816 года. Перед этим молодой музыкант посетил Париж и Лондон, где ему довелось услышать игру Иоганна Крамера и Фридриха Калькбреннера. В том же 1816 году Мейербер предпринял поездку на Сицилию, где записал ряд народных песен - фактически это стало одной из самых ранних коллекций народной музыки этого региона.

Во время пребывания в Италии Мейербер познакомился с сочинениями своего современника Джоаккино Россини, который в 1816 году уже был директором обоих главных оперных театров в Неаполе, и в том же году состоялась премьера его опер «Севильский цирюльник» и «Отелло». Мейербер написал ряд итальянских опер по моделям опер Россини, которого считал своим мэтром, в том числе оперы «Ромильда и Констанца» (1817, дебютная работа), «Узнанная Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гранады» (1821). Все оперы, кроме последних двух, были написаны на либретто Гаэтано Росси. Впервые с этим либреттистом Мейербер встретился в Падуе в 1817 года, и Росси написал либретто к опере «Ромильда и Констанца». Этот проект стал началом их многолетней дружбы, завершившейся в 1855 году со смертью итальянца.

Французский период

Имя Джакомо Мейербера впервые стало известно на международном уровне в 1824 году после венецианской премьеры его оперы «Крестоносец в Египте» и последующих её постановок в Лондоне и Париже (1825). Эта опера стала последней из когда-либо написанных специально для кастрата и с речитативами в сопровождении клавесина. Этот парижский "прорыв", к которому он тщательно готовился, был целью Мейербера на протяжении последних десяти лет. И он полностью воспользовался плодами своих трудов.

С 1832 года Мейербер сотрудничал с тогдашним директором Парижской оперы Луи Вероном, и тогда же предложил ему свою новую работу. Сначала он пытался убедить Верона поставить его комическую оперу «Портер» на либретто Эжена Скриба, но тот настаивал на создании оперы в пять полных действий. Вместе со своим либреттистом Мейербер пересмотрел многие варианты, прежде чем в 1832 году взяться за создание оперы «Гугеноты».

Договор, который композитор подписал с Вероном, содержал положение о выплате неустойки в 30 000 франков в случае, если опера не будет поставлена к концу 1833 года. Мейербер был в состоянии при необходимости заплатить эту сумму. В дальнейшем, после 1834 года, когда опера всё-таки была поставлена, Верон вернул деньги, однако сам он был снят со своего поста ещё до премьеры «Гугенотов», состоявшейся 29 февраля 1836 года. Великолепная постановка со спецэффектами, затмившая даже оперу «Жидовка» Фроманталя Галеви, премьера которой прошла годом ранее, имела оглушительный успех у публики. Берлиоз назвал партитуру оперы "музыкальной энциклопедией", а вокал - "особенно похвальным". Также «Гугеноты» - первая опера, которая (в соответствии с подсчётом на 16 мая 1906 года) была исполнена свыше 1000 раз (побить этот рекорд удалось только «Фаусту» Шарля Гуно) и продолжала исполняться до 1936 года, даже более чем через 100 лет после премьеры. А многочисленные постановки во всех крупных мировых оперных театрах даёт «Гугенотам» право претендовать на звание наиболее успешной оперы XIX века.

Между тем в Париже Мейербер начал искать новые либретто. После рассмотрения нескольких вариантов (например, «Пророка» Эжена Скриба и «Сен-Мар» Анри Сен-Жоржа), он, в конечном итоге, остановился на либретто Скриба под названием «Васко да Гама» (впоследствии названным «Африканка»). Опера была завершена в 1840 году. Однако, по причине того, что партия «Африканки» создавалась специально под голос Корнелии Фалькон, которого она лишилась в 1837 году, Мейербер вернулся к либретто «Пророка».

20 августа 1839 года во время отдыха в Булони в компании Игнация Мошелеса Мейербер впервые встретился с Рихардом Вагнером. Последний попросил Мейербера о финансовой поддержке и помощи в продвижении своих опер. Мейербер всегда был готов помочь своим землякам, и был более чем убеждён в наличии у молодого композитора таланта (тот зачитал ему отрывки из либретто своей оперы «Риенци»), поэтому не только дал Вагнеру деньги, но и рекомендовал его работы для постановки в Париже, Берлине и Дрездене. Без активной поддержки Мейербера ни «Риенци», ни «Летучий голландец» не были бы поставлены так скоро (если вообще были бы поставлены).

1840-е годы

К концу 1841 году Мейербера завершил первый вариант «Пророка», но отказался от его постановки, так как тогдашний директор оперы Леон Пийе пожелал, чтобы партию Фидес (матери главного героя) исполняла его любовница Розина Штольц, которую Берлиоз называл "Директор директора". При этом сам Мейербер настаивал на кандидатуре Полины Виардо. Когда композитор услышал эту певицу, то пересмотрел всю партию Фидес - это уникальная роль и одна из самых великих партий века, совмещающая в себе вокальный диапазон меццо-сопрано и колоратурного сопрано. Партия тенора, наоборот, была упрощена специально для Гюстава Роджера, а вся первоначальная драматургия полностью пересмотрена.

Мейербер был достаточно богат и влиятелен, чтобы в данном случае как композитор настоять на своём. Вместе с парижским адвокатом он подал прошение, согласно которому не даст одобрение ни на какую постановку, пока его пожелания не будут выполнены. Так продолжалось до 1849 года, пока Берлинская опера не согласилась с его условиями. Премьера «Пророка» состоялась 16 апреля 1849 года. Во время репетиций Мейербер сильно сократил оперу, и именно в таком, сокращённом виде, она и заслужила признание публики.

К этому времени ситуация в Пруссии изменилась. Режим Фридриха Вильгельма IV, который взошёл на трон после смерти Фридриха Вильгельма III, оказался гораздо более либеральным. Берлинская премьера «Гугенотов» состоялась 20 мая 1842 года. По рекомендации Александра фон Гумбольдта Мейербер занял пост берлинского "генерал-музик-директора" и главного придворного композитора. Это назначение Мейербера является особенно важным, так как это первый случай, когда еврей занял официальный пост в Пруссии: для семьи Бер и для всех видных прусских евреев это стало признанием их социального статуса.

Личная жизнь

В 1826 году, вскоре после неожиданной смерти своего отца, в соответствии с еврейской традицией Мейербер, как старший сын и наследник, должен был скорее жениться и создать семью. Брак с кузиной Минной Мозон (1804–1886), который изначально был династическим, оказался стабильным и прочным - пара имела пять детей (Эжен, Альфред, Бланка, Чечилия и Корнелия), из которых только дочери дожили до зрелого возраста.

Планы супружеской пары по переезду в Париж не были реализованы из-за хрупкого здоровья Минны, и по той же причине она редко сопровождала Мейербера в его частых деловых поездках. Тем не менее, они часто отдыхали вместе на таких популярных курортах того времени, как Бад-Эмс и Баден-Баден, или в Италии. И хотя Мейербер проявлял жёсткость в решении деловых вопросов, в кризисные моменты своей жизни он не мог обходиться без поддержки семьи.

В особенно близких отношениях Мейербер был со своей матерью, чьего благословения он просил для каждого важного события. Близок он был и со своим братом Михаэлем Бером - талантливым драматургом, чья преждевременная кончина в 1833 году глубоко потрясла композитора, так же как и ранняя потеря в 1826 году его друга Вебера. В том же 1826 году вдова композитора попросила Мейербера завершить незаконченную комическую оперу мужа «Три Пинто». В последующие годы данное обещание принесло композитору немало проблем, так как он нашёл имеющийся материал недостаточным для дальнейшей работы. В конце концов, в 1852 году он уладил этот вопрос с наследниками Вебера, вернув им все материалы и предоставив денежную компенсацию (позднее опера была окончена Густавом Малером).

Последние годы

С ухудшением здоровья Мейербер стал реже выходить в свет и меньше работать. Ударом для него стала смерть матери в 1854 году, однако успех «Северной звезды», вышедшей в том же году, показал, что композитор ещё способен заинтересовать публику. После этого он начал работу над двумя новыми проектами - с либретто Скриба на основе библейской истории о Юдифи и комической оперой «Плоэрмельское прощение», также известной как «Динора» (название, полученное итальянской версией оперы для поставки в Лондоне) на либретто Жюля Барбье. Премьера последней прошла 4 апреля 1859 года в театре Опера Комик; от «Юдифи», как и от многих предыдущих проектов, остались только эскизы. Смерть Эжена Скриба в 1861 году послужила дополнительной причиной для отказа от работы над оперой, которая в тот момент находилась на стадии разработки.

В последние годы Мейербер больше работал в области не оперной музыки: он написал коронационный марш для Вильгельма I Прусского (1861), увертюру для Международной выставки в Лондоне (1862) и музыкальное сопровождение к пьесе Блаза де Бари «Юность Гёте» (1860, в настоящее время утраченное). Мейербером также написаны некоторые образцы литургической музыки, в том числе хоровые произведения для синагоги в Париже.

Мейербер скончался в Париже 2 мая 1864 года. Россини, придя на следующий день встретиться с композитором на его квартире, был шокирован этим известием и даже потерял сознание. Он был настолько потрясён, что прямо на месте оставил музыкальную дань Мейерберу в виде хора «Плачь, плачь, возвышенная муза!».

6 мая 1864-го Мейербер был похоронен в фамильном склепе на Еврейском кладбище Парижа. А почти год спустя, 28 апреля 1865 года в Парижской опере состоялась премьера оперы «Африканка» под управлением Франсуа Жозефа Фетиса. Будучи "произведением для солистов", эта опера стала наиболее часто исполняемой мейерберовской работой в XX веке.

По материалам Википедии
Композитор
1865 «Африканка»
1859 «Динора, или Плоэрмельское прощение»
1854 «Северная звезда»
1854 «Юдифь» (не закончена)
1847 «Виелка»
1844 «Лагерь в Силезии»
1843 «Придворный праздник в Ферраре»
1837 «Пятое марта»
1836 - 1850 «Пророк»
1836 «Гугеноты»
1831 - 1839 «Роберт-Дьявол»
1824 - 1836 «Крестоносец в Египте»
1824 «Малек Адель» (не закончена)
1821 «Изгнанник из Гранады»
1820 - 1826 «Маргарита Анжуйская»
1820 - 1821 «Алманцоре» (не закончена)
1819 «Узнанная Семирамида»
1819 «Эмма Ресбургская»
1817 «Ромильда и Констанца»
1816 «Роберт и Элиза»
1815 «Студент из Страсбурга» (не закончена)
1814 «Бранденбургские ворота» (впервые поставлена в 1991 году)
1813 «Хозяин и Гость, или забава Эрнста»
1812 «Клятва Иеффая»
1810 «Рыбак и доярка»
Награды и премии
1850 Почётный доктор Йенского университета
1850 Кавалер австрийского ордена Франца Иосифа
1850 Рыцарский крест Королевского саксонского ордена
1849 Командор ордена Почётного легиона
1832 Рыцарь ордена Почётного легиона
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions