Персоны :: Бела Барток

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал08.05.2022 в 19:13
  • fan90
  • Ред.16.01.2023 в 20:58
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Bartok Bela
Дата рождения: 25 марта, 1881 | овен
Место рождения: Надьсентмиклош, Австро-Венгрия
Дата смерти: 26 сентября, 1945 | 64 года
Место смерти: Нью-Йорк, США
Карьера: Композитор, пианист
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Супруга: Марта Циглер (развод, один ребёнок), Дитта Пастори (один ребёнок)
Биография
Бела Барток (полное имя Бела Виктор Янош Барток) - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Признан классиком музыки XX века.

Ранние годы

Родился 25 марта 1881 года в селе Надьсентмиклош в семье директора сельскохозяйственного училища, венгра Белы Бартока, и сельской учительницы, этнической немки, урождённой Паулы Фойт. Барток-старший считал себя венгром, при том, что его мать происходила из сербской семьи.

Первые уроки игры на фортепиано Бела получил от матери. После смерти отца семья переехала в Севлюш (ныне город Виноградов Закарпатской области Украины), где Паула работала в начальной школе. В том же городе в 1892 году состоялось первое публичное выступление Белы Бартока. Он сыграл на благотворительном концерте первую часть из сонаты №21 Бетховена, и написанную им самим фортепианную пьесу «Течение Дуная».

После успешного концерта директор местной школы предоставил матери Бартока годовой отпуск для поездки в Пожонь (ныне Братислава), где юный Барток брал уроки фортепиано и гармонии у Ласло Эркеля. Но уже осенью 1893 года уроки прекратились - мать получила назначение в школу словацкого города Банска-Быстрица.

В январе 1899 года Бартока прослушал в Будапеште профессор Иштван Томан, ученик Листа. Осенью того же года Барток поступил в столичную музыкальную академию, где его преподавателями были Иштван Томан (фортепиано) и Ганс Кёсслер (композиция).

Карьера

С 1907 года Барток являлся профессором Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием. Особенно часто и с особым блеском он исполнял произведения Ференца Листа.

Барток был воспитан в католической семье, но 25 июля 1916 года он принял унитаризм, и присоединился к Конгрегации миссионерского дома Унитарной церкви в Будапеште.

В период Венгерской Советской Республики 1919 года Барток участвовал в Директории музыкантов, и совместно с Золтаном Кодаем разработал план демократических реформ музыкальной жизни. После падения ВСР претерпел гонения от установившегося контрреволюционного режима Миклоша Хорти за своё участие в революции - он попал в чёрные списки и был вынужден убрать имя либреттиста Белы Балажа из своей оперы «Замок герцога Синяя Борода», однако, в отличие от многих других венгерских социалистов, не эмигрировал.

В 1920-х годах много гастролировал как пианист в Европе и США. В 1929 году Барток побывал с гастролями в СССР (концерты в Москве и Ленинграде).

Барток был антифашистом и после прихода нацистов к власти отказался выступать в Германии. После аншлюса вышел из Союза композиторов Австрии и перевёз свои нотные рукописи в Швейцарию. С началом Второй мировой войны в 1940 году эмигрировал в Нью-Йорк, где читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете. Также Барток сотрудничал с Бенни Гудменом, Сергеем Кусевицким, Иегуди Менухиным, Фрицом Райнером, много записывался на грампластинки.

Личная жизнь

Барток был женат дважды. Первой его супругой была Марта Циглер, от которой у него был сын Бела. В 1923 году женился вторым браком на своей молодой ученице, пианистке Дитте Пастори. В 1924-м у пары родился сын Петер.

Незадолго до смерти Барток запросил американское гражданство, которое вскоре и получил. Скончался от лейкоза 26 сентября 1945 года. Неоконченные «Третий фортепианный концерт» и «Концерт для альта с оркестром» завершил композитор Тибор Шерли. В 1988 году прах Бартока был перенесён на кладбище Фаркашрети в Будапеште.

Творческое наследие

При том, что Барток не примкнул ни к одному из модных авангардистских течений своего времени (например, к додекафонии и микрохроматике), он признаётся одним из наиболее глубоких и влиятельных новаторов XX века. Барток работал практически во всех актуальных для его времени музыкальных жанрах. Ему принадлежат шесть струнных квартетов, одноактная опера «Замок герцога Синяя Борода», балеты «Чудесный мандарин» и «Деревянный принц», Концерт для оркестра, «Музыка для струнных, ударных и челесты», три концерта для фортепиано с оркестром и два для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Кошут» и многие другие произведения.

Значительную часть творческого наследия Бартока составляет фортепианная музыка, в том числе «Аллегро Барбаро», сюита «На вольном воздухе» и масштабный (153 пьесы, объединённые в 6 тетрадей) сборник «Микрокосмос». Последний представляет собой школу игры на фортепиано, написанную современным музыкальным языком. Соответственно дидактическому замыслу «Микрокосмоса», пьесы в нём расположены в порядке нарастания технической сложности.

Во многих сочинениях Барток опирался на оригинальный фольклор, причём не только венгерский, но также на румынский, болгарский, словацкий, югославский, цыганский. «Балканские танцы» (особенно шесть румынских народных танцев) относятся к числу сочинений Бартока, наиболее востребованных широкой аудиторией. В то же время Барток зачастую не заимствовал фольклорный материал, а стилизовал свою музыку в народном духе. Например, в оркестровой сюите «Венгерские эскизы» только последняя из пяти «венгерских народных» пьес опирается на фольклорный прототип, остальные представляют собой искусные стилизации.

Всю жизнь Барток собирал музыкальный фольклор балканских стран, Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Всего он собрал свыше 30 тысяч венгерских, румынских, словацких, болгарских, сербских, хорватских, турецких и других мелодий, для чего неоднократно предпринимал этнографические экспедиции. В 1936 году записывал народные мелодии в Анатолии, где ему помогал Ахмед Аднан Сайгун. Ныне Барток признаётся не только собирателем, но и крупным музыковедом, занимавшимся исследованиями генетических связей венгерской музыки с музыкой других народов. Результаты своих исследований он публиковал в многочисленных статьях. На английском языке музыковедческие труды Бартока и сборники народной музыки в его редакции напечатаны в серии «New York Bartók Archive studies in musicology» (13 выпусков) в 1967 - 1981 годах.

Признание

В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии.

В Париже рядом с площадью Браззавиль в 1981 году разбит Сквер Белы Бартока, в нём установлен памятник композитору работы венгерского скульптора Имре Варги, подаренный столице Франции от имени Будапешта в 1982 году.

В Брюсселе, который Барток называл второй родиной, к 50-летию со дня смерти композитора в 1995 году на площади Испании установлен памятник работы Имре Варги.

В 1991 году Бела Барток был посмертно избран почётным членом Румынской академии.

По материалам Википедии
Композитор
Опера

«Замок герцога Синяя Борода»

Балеты

«Деревянный принц»
«Чудесный мандарин»

Симфонические произведения

«Соната для двух фортепиано и ударных»
«Скерцо из симфонии ми-бемоль мажор»
«Дуэт для двух скрипок»
«Анданте для скрипки и фортепиано»
«Соната для скрипки и фортепиано» ми-минор
«Фортепианный квинтет»
«Скерцо для фортепиано с оркестром»
«Балканские танцы»
«Рапсодия для фортепиано»
«Рапсодия для фортепиано с оркестром»
«Сюита №2 для оркестра»
«Сюита №1 для оркестра»
«Концерт №2 для скрипки с оркестром»
«Струнный квартет №6»
«Румынский танец для оркестра»
«Струнный квартет №5»
«Соната №2 для скрипки и фортепиано»
«Соната №1 для скрипки и фортепиано»
«Танцевальная сюита для оркестра»
«Танцевальная сюита для фортепиано»
«Концерт №1 для фортепиано с оркестром»
«Струнный квартет №4»
«Рапсодия №2 для скрипки и фортепиано»
«Рапсодия №2 для скрипки с оркестром»
«Струнный квартет №3»
«Рапсодия №1 для скрипки с оркестром»
«Рапсодия №1 для скрипки и фортепиано»
«Концерт №2 для фортепиано с оркестром»
«Струнный квартет №2»
«Соната для двух фортепиано и ударных»
«Концерт №1 для скрипки с оркестром»
«Дивертисмент для струнного оркестра»
«Струнный квартет №1»
«Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра»
Награды и премии
1955 Международная премия Мира (посмертно).
1948 Премия Лайоша Кошута (посмертно)
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions