Персоны :: Сергей Танеев

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал10.05.2022 в 17:16
  • fan90
  • Ред.10.11.2023 в 20:42
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Сергей Иванович Танеев
Дата рождения: 13 ноября, 1856 | скорпион
Место рождения: Владимир, Российская империя
Дата смерти: 6 июня, 1915 | 58 лет
Место смерти: Дютьково, Московская губерния, Российская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка
Биография
Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката Владимира Ивановича Танеева.

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец, Иван Ильич Танеев (1796–1879) - магистр словесности, врач, статский советник, музыкант-любитель.

С пяти лет учился игре на фортепиано. После переезда в Москву в 1866 году поступил вольным слушателем в только что открывшуюся консерваторию. Занимался в младших классах у Эдуарда Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869 году стал действительным учеником и продолжил занятия в классе фортепиано Николая Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения у Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы у Николая Губерта. В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и композиции с золотой медалью.

В 1875 году выступил в московской премьере 1-го фортепианного концерта Чайковского и в дальнейшем был первым исполнителем большинства его крупных фортепианных концертов: Второго, а также Третьего, который доработал после смерти автора. Исполнял также собственные сочинения. Выступал не только как солист, но и в ансамбле (с Леопольдом Ауэром, Генрихом Венявским, Карлом Давыдовым и др.), играл на российских сценах и за рубежом.

Научная и педагогическая деятельность

С 1878-го по 1905-й год преподавал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано (1881–1888), свободного сочинения (1883–1888), полифонии, контрапункта и фуги (с 1888-го), музыкальной формы (с 1897-го). С 1885-го по 1889-й занимал должность директора Московской консерватории и руководил оркестровым и хоровым классами. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке.

В 1905 году, в знак протеста против авторитарных методов руководства, Танеев покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории. Танеев также участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (почти всегда безвозмездно).

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора («О музыке горских татар»), источниковедения (работа об ученических рукописях Моцарта), полифонии («Подвижной контрапункт строгого письма», 1889 - 1906 годы, его продолжение - «Учение о каноне», конец 1890-х -1915 год) и других. Труды по полифонии интересны ещё и тем, что композитор впервые предложил простую математическую формулу для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

«Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения».

Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, и заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Танеев первым предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Танеев вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов. Среди его учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (который посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева) и другие.

В 1910 - 1911 годах Танеев вместе с Александром Оссовским выступил в поддержку Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Петру Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма Оссовского Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России. На языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же Танеев на первых порах вёл свой дневник.

Последние дни и смерть

На похороны Скрябина, умершего 14 апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение. Простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался в деревне Дютьково, в которой с 1908 года ежегодно проводил летние месяцы. Был похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Творческое наследие

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции Глинки, Чайковского, а также Баха и Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.

В своих сочинениях Танеев тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера, «Орестея» - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры акапелла. В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).

По материалам Википедии
Композитор
Симфонические произведения

1911 «Фортепианный квинтет соль-минор»
1908 «Фортепианное трио ре-мажор»
1906 «Фортепианный квартет ми-мажор»
1895 «Орестея»
1876 «Концерт для фортепиано с оркестром»

Хоровые произведения

1914 «Шестнадцать хоров акапелла для мужских голосов»
1909 «Двенадцать хоров акапелла для смешанных голосов»
1907 «Монастырь на Казбеке»
1907 «Ночи»
1900 «Звёзды»
1900 «Альпы»
1898 «Восход солнца»
1898 «Из края в край»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions