С участием персоны 1 раздач
Краткая биография
Имя: Paul Hindemith
Дата рождения: 16 ноября, 1895 | скорпион
Место рождения: Ханау, Германская империя
Дата смерти: 28 декабря, 1963 | 68 лет
Место смерти: Франкфурт-на-Майне, ФРГ
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Дата рождения: 16 ноября, 1895 | скорпион
Место рождения: Ханау, Германская империя
Дата смерти: 28 декабря, 1963 | 68 лет
Место смерти: Франкфурт-на-Майне, ФРГ
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Симфоническая музыка, опера, балет
Биография
Пауль Хиндемит - немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный теоретик.
Детство и юность
Хиндемит родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1913 году окончил Франкфуртскую консерваторию по классам скрипки Адольфа Ребнера и композиции Бернарда Зеклеса (до 1912-го обучался у Арнольда Мендельсона).
Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года. Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Ребнера, а в 1919-м по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара. Этот коллектив много гастролировал по Европе (в том числе, в 1927 году в СССР) и просуществовал до 1929 года.
Карьера
Хиндемит - один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, он искал внесубъективные формы выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы - к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют неоклассическим, но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта.
В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера) исполнял сам.
В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы он посетил Каир и Анкару, неоднократно бывал с гастролями в США, где имел большой успех как альтист.
Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922-го по 1927-й год. Каждая из этих пьес написана для небольшого инструментального ансамбля, часто необычного по составу. Например, «Kammermusik №6» - это концерт для виолы д`амур, инструмента эпохи барокко и раннего классицизма. Кстати, сам Хиндемит прекрасно владел этим инструментом. В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам - например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано.
В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В период с 1933-го по 1935-й год он пишет одну из своих самых известных опер - «Художник Матис», в основе сюжета которой жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора.
В 30-е годы XX века в Германии набирал силу нацистский режим. Не избежал соприкосновения с ним и Хиндемит. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к "культурбольшевизму" и "дегенеративному искусству" (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита "атональным шумовиком". Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.
В 1935 году, во время визита Хиндемита в Анкару, Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита.
Подобно Курту Вайлю и Эрнсту Кшенеку, Хиндемит обращался и к так называемой "публичной" музыке - музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита - «Траурная музыка», написанная в 1936 году. Хиндемит готовился к концерту на BBC, когда узнал о смерти английского короля Георга V. Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных, и исполнил её в тот же день.
В 1940 году Хиндемит перебрался в США. К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете, а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»).
После окончания Второй мировой войны обсуждалась идея приглашения Хиндемита на пост директора Гамбургской высшей школы музыки. В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе, где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений.
Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита - «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году. В этом сочинении композитор использовал темы из фортепианной музыки Вебера и переработал их так, что каждая часть произведения оказывается основанной на одной теме.
В 1951 году Хиндемит сочиняет «Симфонию си-бемоль мажор» для духового оркестра. Она была написана для исполнения американским духовым оркестром "Pershing’s Own". 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита. Это сочинение - образец позднего, строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония си-бемоль мажор» - одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.
Скончался 28 декабря 1963 года во Франкфурте-на-Майне от острого панкреатита.
По материалам Википедии
Детство и юность
Хиндемит родился в городе Ханау в семье ремесленника и с девяти лет получал уроки игры на скрипке. В 1913 году окончил Франкфуртскую консерваторию по классам скрипки Адольфа Ребнера и композиции Бернарда Зеклеса (до 1912-го обучался у Арнольда Мендельсона).
Хиндемит достиг больших успехов как скрипач, и в 1915 году ему было предложено место концертмейстера в оркестре Франкфуртской оперы, где он и играл до 1923 года. Одновременно с 1915 года он играл вторую скрипку в струнном квартете своего наставника Ребнера, а в 1919-м по собственному решению перешёл в составе этого же коллектива на альт. В 1921 году, недовольный более консервативными вкусами Ребнера, вместе с виолончелистом Маурицем Франком перешёл в новосозданный квартет Ликко Амара. Этот коллектив много гастролировал по Европе (в том числе, в 1927 году в СССР) и просуществовал до 1929 года.
Карьера
Хиндемит - один из крупнейших немецких композиторов своего времени. Глубоко откликаясь на современную эпоху, он искал внесубъективные формы выражения этого отклика и держался в стороне от музыкальной моды, в том числе от додекафонии. Его ранние работы написаны в позднеромантическом стиле, в дальнейшем композитор обращается к экспрессионистской манере сочинения, отчасти в стиле раннего Арнольда Шёнберга, а в 1920-е годы - к сложному контрапунктическому стилю. Часто этот период в творчестве Хиндемита называют неоклассическим, но его сочинения этого времени сильно отличаются от работ Стравинского, по отношению к которому обычно применяется этот термин. Манера письма Хиндемита скорее приближается к контрапунктическому языку Баха, чем к ясности классицизма Моцарта.
В 1922 году несколько сочинений Хиндемита впервые были исполнены на Всемирных днях музыки в Зальцбурге и привлекли внимание общественности. На следующий год он приступил к обязанностям организатора Фестиваля современной музыки в Донауэшинген, где он продвигал сочинения ведущих авангардных композиторов эпохи начиная с Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, а альтовый репертуар (в частности, сонату Артюра Онеггера) исполнял сам.
В 1927 году Хиндемита пригласили преподавать композицию в Берлинской Высшей школе музыки. В 1930-е годы он посетил Каир и Анкару, неоднократно бывал с гастролями в США, где имел большой успех как альтист.
Этот новый стиль прослеживается в серии работ под названием «Kammermusik» (камерная музыка), создававшихся в период с 1922-го по 1927-й год. Каждая из этих пьес написана для небольшого инструментального ансамбля, часто необычного по составу. Например, «Kammermusik №6» - это концерт для виолы д`амур, инструмента эпохи барокко и раннего классицизма. Кстати, сам Хиндемит прекрасно владел этим инструментом. В течение своей творческой карьеры Хиндемит неоднократно обращался к нестандартным составам - например, в 1949 году он написал сонату для контрабаса и фортепиано.
В 1930-е годы Хиндемит от камерной музыки переходит к сочинениям для большого оркестра. В период с 1933-го по 1935-й год он пишет одну из своих самых известных опер - «Художник Матис», в основе сюжета которой жизнь художника Маттиаса Грюневальда. Эта опера пользуется большим уважением среди музыкантов, но, как и большинство других опер XX века, редко ставится на сцене. В этой опере Хиндемит попытался объединить неоклассицизм ранних работ и народную музыку. В дальнейшем музыку из оперы «Художник Матис» Хиндемит использовал в одноимённой симфонии, которая стала одним из самых известных сочинений композитора.
В 30-е годы XX века в Германии набирал силу нацистский режим. Не избежал соприкосновения с ним и Хиндемит. Его музыка вызывала противоречивые чувства: нацистская критика относила её к "культурбольшевизму" и "дегенеративному искусству" (в основном это относилось к ранним сочинениям композитора, таким как опера «Святая Сусанна»), а 6 декабря 1934 года министр пропаганды Йозеф Геббельс в своей речи публично назвал Хиндемита "атональным шумовиком". Другие придерживались мнения, что образ Хиндемита как нового современного композитора (к тому времени уже перешедшего к более традиционным методам сочинения) может продвигать Германию в глазах мировой общественности. Эта позиция заявлена в письме Вильгельма Фуртвенглера в защиту Хиндемита, опубликованном в 1934 году. Дискуссия вокруг статуса Хиндемита продолжалась в течение нескольких лет, и в конце концов он в 1938 году переехал в Швейцарию.
В 1935 году, во время визита Хиндемита в Анкару, Мустафа Кемаль Ататюрк обратился к нему с просьбой предложить план реорганизации системы музыкального образования в Турции и подготовить материал для «Универсальной образовательной программы турецкой полифонической музыки» для всех музыкальных заведений. Хиндемит успешно справился с этой задачей. Существует мнение, что этот проект поддерживался нацистским режимом для внедрения немецких взглядов на музыку (сам Хиндемит говорил, что чувствует себя послом немецкой культуры). Хиндемит решил не оставаться в Турции на длительное время, как это сделали многие другие эмигранты. Тем не менее, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной жизни в этой стране. Во многом именно благодаря его усилиям в Анкаре была открыта консерватория. До сих пор турецкие музыканты помнят и уважают Хиндемита.
Подобно Курту Вайлю и Эрнсту Кшенеку, Хиндемит обращался и к так называемой "публичной" музыке - музыке, предназначенной отразить какое-либо политическое или социальное событие, часто написанной для исполнения любителями. Один из известных примеров такого сочинения в творчестве Хиндемита - «Траурная музыка», написанная в 1936 году. Хиндемит готовился к концерту на BBC, когда узнал о смерти английского короля Георга V. Буквально за несколько часов композитор написал по этому поводу небольшую пьесу для альта и струнных, и исполнил её в тот же день.
В 1940 году Хиндемит перебрался в США. К этому же периоду относится начало разработки его собственного музыкального языка и педагогической системы. По мнению музыкальных критиков (в частности, Эрнеста Ансерме), сочинения Хиндемита этого времени находятся под явным влиянием его собственной теории. Педагогическую деятельность в США Хиндемит вёл в Йельском университете, а также в Гарварде (на основе курса своих лекций он впоследствии создал книгу «Мир композитора»).
После окончания Второй мировой войны обсуждалась идея приглашения Хиндемита на пост директора Гамбургской высшей школы музыки. В 1946 году Хиндемит получил гражданство США, однако в 1953 году вернулся в Европу и поселился в Цюрихе, где преподавал в университете. В это время он делает многочисленные записи в качестве дирижёра, в основном своих собственных сочинений.
Возможно, самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Хиндемита - «Симфонические метаморфозы тем Вебера», написанные в 1943 году. В этом сочинении композитор использовал темы из фортепианной музыки Вебера и переработал их так, что каждая часть произведения оказывается основанной на одной теме.
В 1951 году Хиндемит сочиняет «Симфонию си-бемоль мажор» для духового оркестра. Она была написана для исполнения американским духовым оркестром "Pershing’s Own". 5 апреля того же года состоялась премьера симфонии в исполнении этого оркестра под управлением самого Хиндемита. Это сочинение - образец позднего, строго контрапунктического периода творчества Хиндемита. «Симфония си-бемоль мажор» - одно из основных произведений в репертуаре духовых оркестров и по сей день.
Скончался 28 декабря 1963 года во Франкфурте-на-Майне от острого панкреатита.
По материалам Википедии
Композитор
Оперы
1961 «Кардильяк» (третья редакция)
1960 - 1961 «Долгий рождественский ужин»
1956 - 1957 «Гармония мира»
1953 - 1954 «Новости дня» (вторая редакция)
1952 «Кардильяк» (вторая редакция)
1934 - 1935 «Художник Матис»
1928 - 1929 «Новости дня»
1926 «Кардильяк»
1921 «Святая Сусанна»
1920 «Нуш-Нуши»
1919 «Убийца, надежда женщин»
Балеты
1944 «Иродиада»
1938 «Достославнейшее видение»
1922 «Демон»
Симфонические произведения
1962 «Концерт для орга́на с оркестром»
1958 «Питтсбургская симфония»
1955 «Соната для тубы и фортепиано»
1952 «Соната для четырёх валторн»
1951 «Симфония си-бемоль-мажор для духового оркестра»
1949 «Симфониетта ми-мажор»
1949 «Концерт для валторны с оркестром»
1949 «Концерт для трубы, фагота и струнных»
1949 «Соната для контрабаса и фортепиано»
1947 «Концерт для кларнета с оркестром»
1946 «Весенняя симфония»
1945 «Концерт для фортепиано с оркестром»
1943 «Симфонические метаморфозы тем Вебера»
1943 «Соната для альтовой валторны и фортепиано»
1941 «Соната для английского рожка и фортепиано»
1941 «Соната для тромбона и фортепиано»
1940 «Симфония ми-бемоль-мажор»
1940 «Концерт для виолончели с оркестром»
1939 «Концерт для скрипки с оркестром»
1939 «Соната для кларнета и фортепиано»
1939 «Соната для трубы и фортепиано»
1939 «Соната для валторны и фортепиано»
1939 «Соната для арфы»
1938 «Соната для гобоя и фортепиано»
1938 «Соната для фагота и фортепиано»
1936 «Траурная музыка для альта и струнных»
1936 «Соната для флейты и фортепиано»
1932 «Филармонический концерт»
1930 «Бостонская симфония»
1923 «Каноническая сонатина для двух флейт»
1961 «Кардильяк» (третья редакция)
1960 - 1961 «Долгий рождественский ужин»
1956 - 1957 «Гармония мира»
1953 - 1954 «Новости дня» (вторая редакция)
1952 «Кардильяк» (вторая редакция)
1934 - 1935 «Художник Матис»
1928 - 1929 «Новости дня»
1926 «Кардильяк»
1921 «Святая Сусанна»
1920 «Нуш-Нуши»
1919 «Убийца, надежда женщин»
Балеты
1944 «Иродиада»
1938 «Достославнейшее видение»
1922 «Демон»
Симфонические произведения
1962 «Концерт для орга́на с оркестром»
1958 «Питтсбургская симфония»
1955 «Соната для тубы и фортепиано»
1952 «Соната для четырёх валторн»
1951 «Симфония си-бемоль-мажор для духового оркестра»
1949 «Симфониетта ми-мажор»
1949 «Концерт для валторны с оркестром»
1949 «Концерт для трубы, фагота и струнных»
1949 «Соната для контрабаса и фортепиано»
1947 «Концерт для кларнета с оркестром»
1946 «Весенняя симфония»
1945 «Концерт для фортепиано с оркестром»
1943 «Симфонические метаморфозы тем Вебера»
1943 «Соната для альтовой валторны и фортепиано»
1941 «Соната для английского рожка и фортепиано»
1941 «Соната для тромбона и фортепиано»
1940 «Симфония ми-бемоль-мажор»
1940 «Концерт для виолончели с оркестром»
1939 «Концерт для скрипки с оркестром»
1939 «Соната для кларнета и фортепиано»
1939 «Соната для трубы и фортепиано»
1939 «Соната для валторны и фортепиано»
1939 «Соната для арфы»
1938 «Соната для гобоя и фортепиано»
1938 «Соната для фагота и фортепиано»
1936 «Траурная музыка для альта и струнных»
1936 «Соната для флейты и фортепиано»
1932 «Филармонический концерт»
1930 «Бостонская симфония»
1923 «Каноническая сонатина для двух флейт»
Награды и премии
1963 Берлинская художественная премия
1962 Премия Бальцана
1955 Премия Сибелиуса
1955 Медаль Гёте (Франкфурт-на-Майне)
1954 Почётный доктор Оксфордского университета
1951 Гамбургская премия имени Баха
1950 Почётный доктор Свободного университета Берлина
1948 Почётный доктор Франкфуртского университета имени Гёте
1962 Премия Бальцана
1955 Премия Сибелиуса
1955 Медаль Гёте (Франкфурт-на-Майне)
1954 Почётный доктор Оксфордского университета
1951 Гамбургская премия имени Баха
1950 Почётный доктор Свободного университета Берлина
1948 Почётный доктор Франкфуртского университета имени Гёте
Ссылки