Персоны :: Иннокентий Анненский

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал07.06.2022 в 17:44
  • fan90
  • Ред.16.01.2023 в 20:27
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Иннокентий Фёдорович Анненский
Дата рождения: 1 сентября, 1855 | дева
Место рождения: Омск, Российская империя
Дата смерти: 13 декабря, 1909 | 54 года
Место смерти: Санкт Петербург, Российская империя
Карьера: Поэт, писатель
Жанр: Символизм, лирика, драма, публицистика
Супруга: Дина Хмара-Борщевская (один ребёнок)
Биография
Иннокентий Фёдорович Анненский - русский поэт, драматург и переводчик, критик. Исследователь литературы и языка, директор Царскосельской мужской гимназии.

«За 45 минут тему "Серебряный век" рассказать практически невозможно, поскольку нужно лет пять для того, чтобы студенту-филологу начать очень приблизительно в нём разбираться» - говорил публицист и литературовед Дмитрий Быков. 

С этим утверждением нельзя не согласиться, потому что на рубеже конца XIX - начала XX века появилось столько неоспоримых талантов и литературных течений, что рассказать о всех действительно сложно. Это и представитель акмеизма Николай Гумилёв, и приверженец кубофутуризма Владимир Маяковский, а также нельзя не отметить Игоря Северянина, Анну Ахматову, Александра Блока, Корнея Чуковского и других известных личностей. Но из этого списка следует выделить символиста Иннокентия Анненского, который стоял у истоков формирования направлений в русской поэзии.

Детство и юность

Иннокентий Анненский родился 1 сентября 1855 года в Омске, который богат достопримечательностями и культурными ценностями (недаром Омск называют театральным городом). Будущий поэт вырос в среднестатистической и образцово-показательной семье. Родители Иннокентия не были ни на йоту приближены к творчеству: его мать Наталия Петровна вела домашнее хозяйство, а отец Фёдор Николаевич занимал высокий государственный пост.

В 1859 году семья переехала в Томск, куда отец был назначен председателем губернского правления. Но в этом месте, о котором в своё время нелицеприятно отзывался Антон Павлович Чехов, Иннокентий пробыл недолго: уже в 1860 году из-за работы отца Анненские вновь собрали чемоданы и покинули суровую Сибирь - их путь лежал в Санкт-Петербург.

В детстве Анненский был слаб здоровьем, но мальчик не остался на домашнем обучении и пошёл в общеобразовательную частную школу, а позже стал учеником 2-й петербургской прогимназии. С 1869 года Иннокентий обучался в частной гимназии Виктора Беренса, параллельно готовясь к поступлению в университет.

В 1872 - 1874 годах с помощью старшего брата, энциклопедически образованного человека, экономиста, народника, готовится дома к экзаменам на аттестат зрелости. Николай Фёдорович, образованный и интеллигентный человек, оказал влияние на Иннокентия и помог ему в подготовке к экзаменам. Таким образом, Анненский без труда стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, который окончил в 1879 году. Примечательно, что по всем предметам поэт имел твёрдые пятёрки, тогда как по философии и богословию стояли отметки на балл ниже.

Далее, не успели ещё высохнуть чернила на дипломе Анненского, как он стал читать лекции древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича и слыл у студентов лучшим преподавателем. Помимо прочего, Иннокентий Фёдорович занимал посты директора коллегии Галагана, восьмой Санкт-Петербургской гимназии, и гимназии в Царском Селе, где некогда учился Александр Пушкин.

В печати выступил с начала 1880-х годов научными рецензиями, критическими статьями и статьями по педагогическим вопросам. С начала 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков; выполнил в течение ряда лет огромную работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Одновременно написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовские сюжеты и "вакхическую драму" «Фамира-кифаред».

В 1906 году Анненский был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года, когда незадолго до своей смерти вышел в отставку. Читал лекции по древнегреческой литературе на Высших женских курсах.

Литература

Иннокентий Фёдорович начал заниматься писательством ещё с раннего возраста. Но тогда поэт не знал, что такое символизм, поэтому относил себя к мистикам. К слову, символизм - это крупнейшее течение в литературе и искусстве, охарактеризовавшееся таинственностью, загадочностью, использованием намёков и метафоричных выражений. Но, по мнению критиков, творчество гения литературы не укладывается в рамки "символизма", а представляет собой "предсимволизм.

Помимо этого, Иннокентий Фёдорович старался следовать религиозному жанру испанского живописца "золотого века" Бартоломео Эстебана Мурильо. Правда, литератор пытался передать выражение девственной чистоты, кротости и молитвенного умиления с помощью слов, а не кисти и красок.

Примечательно, что Анненский не стремился показывать свои ранние творческие потуги именитым литераторам и владельцам журналов. Дело в том, что Николай Фёдорович посоветовал младшему брату начать печататься в зрелом возрасте, утвердившись на жизненном пути и поняв своё призвание.

Поэтому книга «Тихие песни» была опубликована в только 1904-м году, когда Иннокентий Анненский слыл блестящим преподавателем и уважаемым человеком. Также символист начал заниматься драматургией, из-под его пера вышли пьесы: «Меланиппа-философ» (1901), «Царь Иксион» (1902), «Лаодамия» (1906) и «Фамира-кифаред» (1913, посмертно) в которых поэт старался подражать излюбленным древнегреческим литераторам Еврипиду, Софоклу и Эсхилу, гениям античной мифологии.

В своих рукописях Анненский придерживался импрессионизма: он описывал вещи не такими, какими он их знал, ибо все явления и предметы были присущи видению поэта в данный момент. Главные мотивы в произведениях Иннокентия Фёдоровича - это тоска, меланхолия, грусть и одиночество, поэтому так часто он описывает холод, сумерки и закаты без излишней претенциозности и экзальтированности. Эта тенденция прослеживается в стихотворениях «Снег», «Смычок и струны», «Две любви», «Мучительный сонет» и других примечательных произведениях.

Помимо прочего, Иннокентий Фёдорович пополнил творческую биографию переводом рукописей своих иностранных коллег. Благодаря ему русскоязычные читатели познакомились со знаменитыми трагедиями Еврипида, а также со стихотворениями Горация, Иоганна Гёте, Ганса Мюллера, Христиана Гейне и других литературных гениев.

Анненский сделал огромный вклад в мир хитросплетённых строк. Например, его стихотворение «Колокольчики» можно соотнести с первыми произведением в футуристическом стиле. Второй поэтический сборник Иннокентия Фёдоровича «Кипарисовый ларец» принёс поэту признание и славу, правда, посмертно. Туда вошли стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения.

Личная жизнь

О личной жизни поэта информации мало, ведь даже в своих произведениях литератор редко делился душевными переживаниями и тем, что осталось под завесой тайны. Известно, что судьба свела второкурсника Анненского с эксцентричной 36-летней вдовой Диной Валентиновной, которая происходила из родовитого сословия. Влюблённые увековечили свои отношения узами брака, и вскоре у них родился сын Валентин.

Смерть

Иннокентий Фёдорович скончался неожиданно. Конечно, у него было слабое здоровье, но в тот роковой день 13 декабря 1909 года ничего не предвещало беды. Анненский умер от инфаркта в возрасте 54-х лет, прямо на ступенях Царскосельского вокзала. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе. Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его сборники «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).

По материалам Википедии и 24smi.org
Библиография
2012 «Тихие песни. Стихотворения, баллады, поэмы»
2009 «Печальная страна
2010 «Аметисты»
2007 «Театр Еврипида»
2003 «История античной драмы»
2001 «Учёно-комитетские рецензии 1907-1909 годов»
2001 «Учёно-комитетские рецензии 1904-1906 годов»
2000 «Учёно-комитетские рецензии 1901-1903 годов»
2000 «Учёно-комитетские рецензии 1899-1900 годов»
2000 «Разно-Чтения
1998 «Трактир жизни»
1997 «Магдалина»
1989 «Лирика»
1988 «Избранные произведения»
1987 «Стихотворения»
1987 «Избранное»
1981 «Стихотворения и переводы»
1979 «Лирика»
1959 «Стихотворения и трагедии»
1921 «Пушкин и Царское село»
1913 - 1919 «Фамира-Кифаред. Вакхическая драма»
1910 «Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов»
1909 «Вторая книга отражений»
1908 «Античный миф в современной французской поэзии»
1906 «Книга отражений»
1902 «Античная трагедия»
1902 «Царь Иксион. Трагедия в пяти действиях с музыкальными антрактами»
1901 «Меланиппа-философ»
1900 «Миф об Оресте у Эсхила, Софокла и Еврипида»
1900 «Сведения об Императорской Николаевской Гимназии в Царском Селе»
1896 «Краткий свод мнений...»
1896 «Ксенофонт. Воспоминания о Сократе в избранных отрывках»
1891 «Лекции по русскому языку»
1891 «Санкт-Петербургские Высшие Женские Курсы»
1888 «Первые шаги в изучении словесности»
1883 «Из наблюдений над языком и поэзией русского Севера»
1882 «Программа изучения языка и поэзии Пушкина»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions