Персоны :: Зденек Фибих

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал13.06.2022 в 15:47
  • fan90
  • Ред.16.10.2022 в 18:27
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Zdeněk Fibich
Дата рождения: 21 декабря, 1850 | стрелец
Место рождения: Вшеборжицы, Чехословакия
Дата смерти: 15 октября, 1900 | 49 лет
Место смерти: Прага, Чехословакия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Анежка Шульц
Биография
Замечательный чешский композитор Зденек Фибих наряду с Бедржихом Сме́таной и Антонином Дворжаком справедливо причислен к основоположникам национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали с подъёмом патриотического движения в Чехии и ростом самосознания её народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, её музыкального фольклора, Фибих внёс значительный вклад в развитие чешской музыкальной культуры, и особенно музыкального театра.

Детство и юность

Родился 21 декабря 1850 года в посёлке Вшеборжицы близ Часлава (Чехословакия), в семье лесничего. Музыкальное образование получил сначала в Праге у известного чешского педагога Зденека Колешовского, а затем в Лейпцигской консерватории, куда он поступил в 1865 году. Здесь его учителями были знаменитый пианист Игнаций Мошелес и музыкальные теоретики Эрнст Рихтер и Саломон Ядассон.

В 1870 году Фибих вернулся на родину. Вся его дальнейшая жизнь была связана с Прагой, и только в 1873 году он выехал в Вильно, где в течение одного года преподавал в музыкальном училище.

Ещё до поступления в консерваторию Фибих в возрасте 14-ти лет дирижировал в Праге своей симфонией. С этого времени началась его чрезвычайно плодотворная композиторская деятельность. Перу Фибиха принадлежат произведения самых различных музыкальных жанров. Он автор трёх симфоний, шести симфонических поэм: «Отелло», «Томан и нимфа», «Весна», «Забой, Славой и Людек», «Вигилия», «Вечером», увертюр, оркестровой сюиты «На свободе», кантат, квинтетов и квартетов, многочисленных фортепианных пьес, хоров, романсов.

Хотя Фибих и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии видными представителями чешской музыкальной культуры. Среди них Карел Коваржовиц, Отакар Острчил и Зденек Неедла. Кроме того, существенным вкладом Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.

В 1876 году Фибих был приглашен в Пражский национальный театр вторым дирижёром.

Карьера

В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма. Немалое значение имело и увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Ярослава Врхлицкого, чьи произведения были положены в основу многих сочинений композитора.

Как художник, Фибих прошёл сложный путь творческой эволюции. Его первые крупные произведения 60-70-х гг. пронизаны патриотическими идеями движения национального возрождения, сюжеты и образы заимствованы из чешской истории и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для национального песенно-танцевального фольклора. Среди этих сочинений впервые принёсшая композитору известность симфоническая поэма «Забой, Славой и Людек» (1874), патриотическая опера-баллада «Бланик» (1877), симфонические картины «Томан и лесная фея», «Весна».

Однако наиболее близкой Фибиху сферой творчества стала музыкальная драма. Именно в ней, где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла своё применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм композитора. Чешские историки отмечают, что Фибих, создав «Мессинскую невесту» (1883), обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных.

В остальных операх Фибих использовал сюжеты из мировой классической литературы. Так на сюжет Шиллера им была написана опера «Невеста из Мессины» (1884), по драме Шекспира - опера «Буря» (1895), по поэме Байрона «Дон Жуан» - опера «Хеди» (1896).

Конец 80 - начало 90-х гг. XIX века Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением - сценической мелодрамой-трилогией «Ипподамия» (первая часть «Сватовство Пелопса», 1890; вторая - «Примирение Тантала», 1891; третья - «Смерть Ипподамии», 1891). Написанное на текст Ярослава Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы в духе философских воззрений конца века, это сочинение обладает высокими художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность жанра мелодрамы.

Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны четыре оперы: «Буря» (1895), «Геды» (1897), «Шарка» (1897) и «Падение Арканы» (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение - цикл из 376-ти фортепианных пьес «Настроения, впечатления и воспоминания». История его возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл, названный Зденеком Неедлой "любовным дневником Фибиха", стал не только отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но и явился своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал для многих своих произведений. Афористически краткие образы цикла своеобразно преломились во Второй и Третьей симфониях, и особую трепетность обрели в симфонической идиллии «Перед вечером». Скрипичная транскрипция этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Яну Кубелику, получила широкую известность под названием «Поэма».

Зденек Фибих скончался в Праге 15 октября 1900 года от воспаления лёгких.

По материалам belcanto.ru и classic-music.ru
Композитор
Оперы

1899 «Падение Аркуна»
1897 «Шарка»
1895 «Хеди»
1894 «Буря»
1883 ​​«Невеста из Мессины»
1877 «Бланик»
1871 «Буковин»

Симфонические поэмы

1889 «Трилогия о Гипподамии»
1888 «Хакон»
1883 «Королева Эмма»
1883 «Водяной гоблин»
1878 «Вечность»
1877 «Месть цветов»
1874 «Рождество»

Сочинения для оркестра

1897 - 1898 «Впечатления от страны»
1898 «Симфония №3 ми-минор»
1898 «Олдржих и Божена»
1892 - 1893 «Симфония №2 ми-бемоль-мажор»
1881 «Весна»
1877–1883 ​«Симфония №1 фа-мажор»
1876 «Пролог к ​​открытию Нового Чешского театра»
1875 «Томан и лесная нимфа»
1873 «Забой, Славой и Людек»
1871 «Еврей из Праги»

Полный список произведений
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions