Персоны :: Густав Холст

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал13.06.2022 в 15:51
  • fan90
  • Ред.15.01.2023 в 20:25
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Gustavus Theodore Von Holst
Псевдоним: Gustav Holst
Дата рождения: 21 сентября, 1874 | дева
Место рождения: Челтнем, графство Глостершир, Англия
Дата смерти: 25 мая, 1934 | 59 лет
Место смерти: Лондон, Англия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Эмили Харрисон (один ребёнок)
Биография
Густав Холст (при рождении Густавус Теодор фон Холст) - английский композитор и педагог. Писал музыку в различных жанрах, наиболее известное его сочинение - оркестровая сюита «Планеты».

Ранние годы

Густав Теодор Холст родился в Челтнеме, в семье музыкантов. Отец - Адольф фон Холст, органист и хормейстер Церкви всех святых, он также преподавал и давал фортепианные концерты. Мать, первая жена Адольфа - пианистка Клара Кокс, его бывшая ученица.

Прадед Густава, Маттиас Хольст, уроженец Риги, был немецкого происхождения. Он служил композитором и арфистом при Императорском русском дворе в Санкт-Петербурге. Сын Маттиаса, Густав, который переехал в Англию с родителями в детстве в 1802 году, был композитором салонной музыки и известным преподавателем арфы. Он взял аристократическую приставку "фон" и добавил её к своей фамилии, в надежде получить повышенный престиж и привлечь учеников.

У Адольфа и Клары было два сына. Младший брат Густава, Эмиль Готфрид был известен под псевдонимом Эрнест Коссарт, как успешный актёр в Вест-Энде, Нью-Йорке и Голливуде. Однако Клара умерла в феврале 1882 года, и семья переехала в другой дом в Челтнеме, где Адольф нанял свою сестру Нину, чтобы помочь воспитывать мальчиков. Густав впоследствии посвятил ей несколько своих ранних сочинений.

Густава учили играть на фортепиано и скрипке. В возрасте 12-ти лет он по предложению отца взял тромбон, полагая, что игра на медном инструменте поможет снизить частоту приступов астмы. Холст получал образование в Средней школе Пэйта с 1886-го по 1891-й год. Среди его ранних сочинений пьесы для фортепиано, орга́на, различные песни, гимны и симфонии. Основное влияние на этом этапе на него оказывали произведения Мендельсона, Шопена, Грига, и прежде всего Артура Салливана.

После окончания школы в 1891 году Адольф заплатил за его четырёхмесячное обучение контрапункту с Джорджем Фредериком Симсом в Оксфорде. По возвращении Холст получил своё первое профессиональное назначение: в возрасте 17 лет, в качестве органиста и хормейстера в Уик Риссингтон, Глостершир. Должность принесла композитору ценный опыт, который помог ему отточить своё дирижёрское мастерство. В ноябре 1891 года Холст дал, возможно, своё первое публичное выступление в качестве пианиста: он и его отец сыграли «Венгерские танцы» Брамса на концерте в Челтнеме.

Начало карьеры

В 1893 году, после успешного исполнения его пьесы «Замок Лэнсдаун или Колдун из Тьюксбери» Густав подал заявку в Королевский музыкальный колледж и был принят в качестве студента, но без стипендии. Нехватка денег вынудила Густава экономить на пропитании, поэтому он стал вегетарианцем и полностью отказался от алкоголя, продолжив следовать своим принципам даже два года спустя, когда ему наконец-то была предоставлена стипендия.

Преподавателями Холста в Королевском колледже стали Фредерик Шарп (фортепиано), Уильям Стивенсон Хойт (орган), Джордж Кейс (тромбон), Джордж Якоби (инструментовка), директор колледжа - Хьюберт Парри (история) и даже Чарльз Вильерс Стэнфорд (композиция).

Для заработка во время учёбы Холст профессионально играл на тромбоне - летом на морских курортах, а зимой в лондонских театрах. В 1897 году временно играл симфонические концерты в оркестре под управлением Рихарда Штрауса в Королевском Зале Лондона.

В 1895 году Густав Холст встретил Ральфа-Воана Уильямса, который стал ему другом на всю жизнь и оказал большее влияние на музыку Холста, чем кто-либо ещё. Вскоре, всё ещё будучи студентом, он присоединился к социалистическому клубу «Кельмскотт Хауз» в Хаммерсмите и был приглашён дирижировать Социалистическим хором Хаммерсмита, обучая музыкантов мадригалам Томаса Морли, хоралам Генри Пёрселла, произведениям Моцарта, Вагнера и самого себя.

Некоторые из его сочинений были опубликованы и затем неоднократно исполнялись. В 1897 году в газете Таймс вышла статья с преимущественно положительными отзывами о песне «Лёгкий шёпот листьев», как об "умеренно сложной композиции в шести частях, обработанной с большим выражением и поэтическим чувством".

В 1902 году Дэн Годфри и муниципальный оркестр Борнмута провели премьеру симфонии Густава Холста «Котсуолдс», которая была посвящена Уильяму Моррису, погибшему в октябре 1896 года.

В Социалистическом хоре Хаммерсмита Густав познакомился с одной из хористок, Эмили Харрисон, в которую сразу же влюбился и затем женился на ней. Церемония состоялась в Бюро регистрации Фулхэма 22 июня 1901 года. В 1907 году у них родилась дочь Имоджин Холст (1907–1984). Их брак продлился до самой его смерти.

На следующий год после премьеры «Котсуолдс» отец Густава, Адольф фон Холст, умирает, оставив ему небольшое наследство.

Композитор и педагог

Находясь в Германии, Холст переосмыслил свою профессиональную жизнь, и в 1903 году он решил отказаться от оркестровой игры, чтобы сконцентрироваться на композиции. Однако его доходы, как композитора, были слишком малы, и два года спустя он принял предложение о преподавательской должности в Школе для девочек Джеймса Аллена в Далвиче, которую занимал до 1921 года. Также преподавал в поселении Пассмор Эдвардс, где состоялись британские премьеры двух кантат Баха.

Как композитор, Холст часто вдохновлялся литературой - художественными произведениями Томаса Харди, Роберта Бриджеса и Уолта Уитмена (в честь последнего даже написал оркестровую увертюру). Во время гастролей с оперной труппой Карла Роуза, Холст прочёл несколько книг Макса Мюллера, которые вызвали у него живой интерес к санскритским текстам. Густав даже поступил в Университетский колледж Лондона в 1909 году, чтобы изучать санскрит, поскольку счёл существующие английские переводы недостаточно точными. Различные вариации его переводов с санскрита были также положены в основу таких сочинений, как оперы «Сита» (1899 - 1906) и «Савитри» (1908), хорал с аккомпанементом «Две весенние картины» (1911), и конечно, пьеса «Облачный посланник» (1909 - 1910).

К концу XIX века в британских музыкальных кругах возник новый интерес к национальной народной музыке. Несмотря на то, что Холст не был так увлечён этой темой, как его друг, Ральф-Воан Уильямс, он всё-таки включил ряд народных мелодий в свои собственные композиции и сделал несколько аранжировок народных песен. Так, например, «Сомерсетская рапсодия» (1907) была написана по предложению коллекционера народных песен Сесила Шарпа и использовала мелодии, которые он отметил. Холст описал своё выступление в Королевском зале в 1910 году как "его первый настоящий успех".

Когда состоялась поездка композитора в Алжир из-за проблем со здоровьем, особая атмосфера и уличная музыка вдохновили композитора на создание его сюиты «Бени Мора» (1910). А во время отдыха в Испании Густав Холст встретил братьев Клиффорда и Арнольда Бакс, которые заинтересовали композитора астрологией, вследствие чего родилась идея написать произведение в честь планет - так появилась симфоническая сюита «Планеты».

В 1913 году Школа для девочек Св. Павла открыла новое музыкальное направление, и Холст написал «Сюиту Святого Павла» специально для этого случая. Новое здание содержало звуконепроницаемую, прекрасно оборудованную комнату, где он мог спокойно работать.

В годы первой мировой войны Холст продолжал преподавать и сочинять, работал над «Планетами» и готовил для исполнения камерную оперу «Савитри», которое впервые состоялось в декабре 1916 года студентами Лондонской школы оперы в Веллингтон-холле. В 1917 году был написан «Гимн Иисуса» для хора с оркестром - на тексты латинских и английских гимнов, ныне это одно из наиболее популярных сочинений Холста.

Перед отъездом в Салоники, где были мобилизованы британские войска, Холст в спешке упросил дирижёра Адриана Боулта исполнить его симфоническую сюиту «Планеты». Скопировать партитуру помогали девушки из Церкви Св. Павла, они же, наряду с девочками из Школы Св. Павла, исполнили хоровые партии из последней части произведения. Широкой публике сюита была представлена только в феврале 1919 года, под управлением Боулта, но уже после отъезда Холста в Грецию, и то, по настойчивому мнению дирижёра, исполненными оказались лишь пять из семи частей сюиты.

Мировое признание

В 1921 году Холст внезапно оказался востребованным: Нью-Йоркский филармонический и Чикагский симфонический оркестры соперничали друг с другом за право первыми сыграть сюиту «Планеты» в США. За успехом этой работы последовал восторженный приём в 1920 году «Гимна Иисуса», описанного в журнале «Наблюдатель» как "одно из самых ярких и самых искренних произведений хорового и оркестрового выражения, услышанных в течение нескольких лет". А газета «Таймс» назвала его "несомненно, самым поразительно оригинальным хоровым произведением последних лет".

Холст становился знаменитым, но ему это не нравилось; он отказывался от всех почестей, наград, интервью, и категорически не хотел раздавать автографы. Возможно, такое резкое отношение к массовости у Холста вызвала неверная трактовка СМИ комической оперы «Идеальный дурак» (1918 - 1922), как сатиры Парсифаля, что композитор, конечно же, твёрдо отрицал. Премьера этой оперы с сопрано Мэгги Тейт под управлением дирижёра Евгения Гуссенса состоялась в Королевском Доме оперы в 1923 году и получила преимущественно восторженные отзывы.

Быстрое выздоровление Холста, после неудачного падения и сотрясения мозга, позволило композитору в том же году принять приглашение стать лектором в Мичиганском университете, США. По возвращении в Лондон спрос на композитора резко возрос, однако в связи с ухудшением состояния здоровья, по совету врача, Холст прекратил всю профессиональную деятельность и уехал в Такстед. В 1925 году он вышел на работу в Школе Св. Павла, но не вернулся ни на одну из своих остальных официальных должностей.

Последние годы

Освобождение от профессиональных обязанностей позволило Густаву с головой окунуться в композицию и творить. В этот период была написана Первая хоровая симфония (1923 - 1924), Вторая хоровая симфония (существует только в фрагментах), шекспировская мини-опера «Голова Кабана» (1924) и сюита для духового оркестра «Мурсайд» (1928).

В 1927 году, вдохновлённый «Уэссексом» Томаса Харди, Густав создал оркестровую пьесу «Эгдон Хит», исполненную в феврале 1928-го, спустя месяц после кончины писателя, на мемориальном концерте в Нью-Йорке. На следующий день состоялась британская премьера пьесы в исполнении Бирмингемского оркестра под управлением самого Густава Холста. Газета «Таймс» отметила некоторую мрачность произведения, но списала её на соответственно мрачный взгляд Харди на мир. Композитор был огорчён «враждебными» отзывами о некоторых из его ранних работ, но ему было безразлично критическое мнение о пьесе «Эгдон Хит», которую он считал, по словам Байрона Адамса, его "наиболее прекрасно реализованной композицией".

В 1931 году он создал музыку к кинофильму «Колокола», однако и фильм, и партитура были утеряны и не найдены до сих пор. Позже Густав сочинил «Пьесу для джазового коллектива» (1932), которая позднее была аранжирована его дочерью Имоджин как каприччио для оркестра.

Примерно в то же время Гарвардский университет предложил Холсту вести лекции. Проезжая через Нью-Йорк, он был рад воссоединиться со своим братом Эмилем, чья актёрская карьера привела его на Бродвей к постоянному вниманию журналистов и фотографов. По возвращении в Англию тот решил присоединиться к Густаву для совместного отдыха в Котсуолдс-Хилс. Однако позже здоровье Густава значительно ухудшилось, и он прекратил какую-либо музыкальную деятельность, за исключением руководства над исполнением одного из своих последних произведений «Сюиты Brook Green» оркестра Школы Св. Павла в марте 1934 года.

Густав Теодор Холст умер 25 мая 1934 года в Лондоне из-за сердечной недостаточности после операции над язвой кишечника. Его прах был погребён в Кафедральном Соборе Чичестера, недалеко от мемориала Томаса Уилкса, любимого тюдоровского композитора Холста.

Творческое наследие

Густав Холст создал собственный (однако не новаторский) композиционный стиль, который был продуктом влияний многих композиторов, например, таких, как Рихард Вагнер и Рихард Штраус. Последующее воодушевление возрождением английской народной песни в начале XX-го века и пример восходящих композиторов-современников (в том числе Морис Равель) привели Холста к разработке и усовершенствованию своего индивидуального стиля.

Будучи блестящим педагогом, композитор стал пионером музыкального образования для женщин.

Несмотря на частое исполнение его работ, международное признание Холст получил только после Первой Мировой войны, благодаря сюите «Планеты». Тем не менее он оказал значительное влияние на ряд молодых английских композиторов, включая Эдмунда Руббра, Майкла Типпета и Бенджамина Бриттена.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1929 - 1930 «Странствующий учёный»
1924 «Голова кабана»
1918 - 1922 «Идеальный дурак»
1908 «Савитри»
1902 «Выбор молодёжи»
1899 - 1906 «Сита»
1896 «Идея»
1895 «Отзыв»

Балеты

1927 «Утро года»
1926 «Золотой гусь»
1921 «Мотылёк и пламя»

Симфонические произведения

1927 «Пришествие Христа»
1910 «Похвала короля Олафа»
1909 «Видение Дамы Кристиан»
1905 «Набу, или цари в Вавилоне»
1905 «Стратфорд Ревелс»

Сочинения для оркестра

1915 «Японская сюита»
1914 - 1916 «Планеты»
1912 - 1913 «Сюита Святого Павла»
1907 «Сомерсетская рапсодия»
1898 «Сюита соль-минор»
1897 «Зимняя идиллия»

Полный список произведений
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions