Персоны :: Георг Филипп Телеман

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал13.06.2022 в 16:01
  • fan90
  • Ред.10.11.2023 в 21:20
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Georg Philipp Telemann
Дата рождения: 14 марта, 1681 | рыбы
Место рождения: Магдебург, Бранденбург-Пруссия
Дата смерти: 25 июня, 1767 | 86 лет
Место смерти: Гамбург, Священная Римская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Амалия Луиза Джулиана Эберлин (один ребёнок, умерла), Мария Катарина Текстор (девять детей)
Биография
Георг Филипп Телеман - немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор, работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс большой вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии.

Детство и юность

Род Телеманов происходил из образованных магдебургских семей - почти все его предки учились в университете. Его отец, Генрих Телеман посещал школу в Хальберштадте и Кведлинбурге, учился в университете Хельмштедта с 1664 года, и в 1668-м был назначен приходским священником в Хакеборне, прежде чем стать диаконом в церкви Св. Духа в Магдебурге в 1676-м. В 1669-м он женился на Йоханне Марии Хальтмайер, дочери протестантского священника из Регенсбурга.

Впоследствии Георг утверждал, что он унаследовал свой музыкальный талант от матери. Профессиональными музыкантами в её семье были только племянник Марии, Фридрих Иоахим Хальтмайер,кантор в Вердене, и его сын Карл Иоганн Фридрих, органист в Ганновере и автор трактата о гармонии, опубликованного Телеманом в 1737 году. Кроме прадеда по отцовской линии, который одно время был кантором, никто из его семьи также прямого отношения к музыке не имел.

Позже Георг Филипп посещал гимназию старого города и школу городского собора, где преподавали латынь, риторику, диалектику и немецкую поэзию. Особенно хорошо юный Телеман проявил себя в латыни и греческом. О его высоком уровне грамотности свидетельствует, например, тот факт, что он писал стихи на немецком, французском и латинском языках.

В Магдебурге он принимал участие в музыкальных представлениях, которые имели для города большое значение. Осваивал различные музыкальные инструменты, которые использовал в своих произведениях. Он учился играть на скрипке, флейте, клавесине и других инструментах. Его замечательный музыкальный талант начал проявляться с десяти лет, когда он пробовал впервые сочинять под руководством одного из первых учителей - Бенедикта Кристиани, кантора местной церкви, который занимался с ним пением. Также обучался игре на фортепиано у местного органиста в течение двух недель. Уроки были достаточно консервативными и не принесли удовлетворения, как впоследствии утверждал композитор. Педагог учил его играть не по нотам, а по табулатуре, то есть буквенно-цифровой системе обозначения звуков.

Помимо двухнедельного обучения игре на фортепиано, Телеман не получил никакого дальнейшего музыкального образования. Мальчик самостоятельно обучался нотной записи, игре на скрипке и цитре. Принципы композиции он усваивал, делая транскрипции партитур Кристиани и других композиторов, что вдохновляло его на собственное сочинение арий, мотетов, инструментальных пьес.

В двенадцать лет Телеман сочинил свою первую оперу «Сигизмунд» на либретто Кристиана Генриха Постеля. Однако для того, чтобы отговорить сына от музыкальной карьеры, его мать и родственники по окончании городской школы забрали все его инструменты и запретили заниматься музыкой. В этот небольшой период Георг Филипп продолжал тайно писать пьесы по ночам, а также музицировать на заимствованных инструментах в уединённых местах.

Дабы окончательно оградить сына от музыки, в конце 1693-го, или начале 1694-го года Мария отправляет его в школу недалеко от Целлерфельда. Вот только она не знала, что новый местный смотритель Телемана в гуманитарных и землемерных науках, Каспар Кальвер, также серьёзно занимался музыкой. Он призвал Телемана возобновить музыкальные занятия, но учёбой не пренебрегать. В продолжение четырёх лет Кальвер занимался с ним теорией музыки, сыграв тем самым определённую и, очевидно, весьма плодотворную роль в артистической биографии Телемана. Почти каждую неделю Телеман писал произведения для хора. Кроме того, он сочинял арии и инструментальные пьесы.

В 1697 году Телеман стал школяром гимназии Андреанум в Хильдесхайме. Под руководством директора Иоанна Кристофа Лозиуса он совершенствовал своё музыкальное образование, и учился здесь (в основном как самоучка) игре на клавикорде, органе, скрипке, гобое, барочной флейте, свирели, виоле да гамба, контрабасе и тромбоне.

Музыкальный талант Телемана был также признан отцом Теодором Криспеном, который в качестве директора Римско-католической церковной музыки разрешил ему исполнить немецкие кантаты в католической церкви в монастыре Св. Годхарта. Во время многочисленных визитов в Ганновер и Брауншвейг, крупных княжеских резиденциях, имевших образцовые по тому времени оперные театры и капеллы, Телеман знакомится с новейшим театральным стилем французской и итальянской музыки, а также итальянской вокальной музыкой.

Он также ознакомился с характеристиками различных инструментов; в дополнение к блокфлейте, скрипке и клавишным инструментам, теперь он освоил игру на флейте, гобое, шалюмо, виоле да гамба, контрабасе и тромбоне. Работы Стеффани, Розенмюллера, Корелли и Кальдара служили ему образцом для своих духовных и инструментальных композиций. Кроме того, он писал музыку для театра. Несмотря на участие в различных музыкальных мероприятиях города, Телеман, очевидно, посвящал достаточно времени учёбе, чтобы окончить Андреанум третьим в классе из 150-ти выпускников.

Студенческие годы в Лейпциге

В 1701 году Телеман закончил своё школьное образование, ненадолго вернулся в родной город, и вскоре поступил под давлением матери в Лейпцигский университет. Вероятно, выбор Лейпцига, важного тогда центра современной музыки, не был случайным. По пути в Лейпциг, в Галле Телеман встретил шестнадцатилетнего Георга Фридриха Генделя. Они подружились, и этой дружбе суждено было длиться всю жизнь. В Лейпциге один из его псалмов был исполнен в церкви Св. Фомы. Произведение так понравилось публике, что присутствовавший на богослужении бургомистр Франц Конрад Романус официально предложил ему готовить по две кантаты в месяц для этой церкви, и в дальнейшем оказывал Телеману всяческую поддержку. Этот неожиданный поворот судьбы оказался решающим - отныне Телеман окончательно решает посвятить себя музыке. Всего через год после поступления в университет он основал для сорока́ студентов-музыкантов любительский оркестр "Collegium musicum". В период с 1729-го по 1739-й гг. этим коллективом руководил Иоганн Себастьян Бах.

Зорау и Эйзенах

В июне 1705-го Телеман начал свою работу в Зорау. Граф Промнитц незадолго до этого вернулся из путешествия по Италии и Франции, став большим поклонником французской инструментальной музыки, и видел в Телемане достойного преемника Люлли и Кампра. Телеман стал писать во французском стиле.

При поездке в Краков и Плёс Телеман слышал польскую и моравскую народную музыку, которая очаровала его "своей грубой красотой". В Зорау Телеман познакомился с поэтом Эрдманом Ноймайстером, который занимал должности начальника и придворного священника. В 1711 году Ноймайстер стал крёстным отцом первой дочери Телемана, а десять лет спустя Телеман успешно рекомендовал его на должность главного пастора в церкви Св. Иакова в Гамбурге.

Телеман уезжал из Зорау в Берлин в июне 1705 года на похороны королевы Софии Шарлотты и в ноябре 1705 года на свадьбу наследного принца Фридриха Вильгельма. В конце января - начале февраля 1706 года он был вынужден бежать из Зорау вследствие вторжения войск шведского короля Карла XII. Он искал убежище во Франкфурте-на-Одере, и не мог вернуться в Зорау до некоторого времени в июне.

Когда именно Телеман начал службу у князя Иоганна Вильгельма Саксен-Эйзенахского, остаётся неясным. 24 декабря 1708 года он был назначен капельмейстером новообразованного двора, став его секретарём и капельмейстером в августе следующего года. Виртуозный скрипач и клавесинист Пантелеймон Хебенштрайт начал подбирать музыкантов для капеллы в октябре 1707-го, и одна из первых задач, которая стояла перед Телеманом - это сделать возможным исполнение церковных кантат, привлекая певцов, которые могли бы аккомпанировать себе на скрипке.

В Эйзенахе Телеман предположительно встретился с Иоганном Себастьяном Бахом, двоюродный брат которого, Бернард, был городским органистом и придворным клавесинистом. Вскоре после того, как в 1709 году он был назначен секретарём и капельмейстером двора, Телеману был предоставлен отпуск, и 13 октября он вернулся в Зорау для женитьбы на Амалии Луизе Джулиане Эберлин, фрейлине графини Промнитц и дочери композитора Даниеля Эберлина. Однако всего через год и три месяца после рождения дочери, в январе 1711-го, Амалия Луиза скоропостижно скончалась.

Франкфурт-на-Майне

К концу 1711 года, по-видимому, недовольство Телемана придворной жизнью возросло. Он жаловался на большой объём работы, равнодушие придворных к музыке и лёгкость, с которой можно было бы попасть в опалу. Даже выгодное предложение от суда Дрездена не могло отговорить его от поисков среды, предполагавшей большую художественную свободу и профессиональную безопасность, хотя и за более низкую заработную плату. По этой причине он хотел занять вновь вакантные должности городского директора музыки и капельмейстера в церкви Барфюссеркирхе во Франкфурте-на-Майне. В своём письме туда он подчеркнул своё мастерское владение церковными и инструментальными стилями в теории и на практике, а также способность петь баритоном (иногда указывается, что он пел в молодости партию тенора) и играть на скрипке, клавишных, шалюмо, блокфлейте, виолончели и лютне.

9 февраля 1712 года Телеман был назначен музыкальным руководителем и дирижёром двух церквей во Франкфурте-на-Майне - Барфюссеркирхе и Церкви Св. Катарины. В обязанности Телемана входило обеспечение и руководство музыкой, написание музыки для различных торжеств, частные уроки шести-восьми школьникам по своему выбору и обеспечение контроля пения в приходской гимназии.

28 августа 1714 года Телеман женился на шестнадцатилетней Марии Катарине Текстор, дочери служащего Франкфуртского совета. В этом браке родились восемь сыновей и одна дочь, но никто из них не стал музыкантом. Этот брак позволил Телеману стать гражданином Франкфурта.

В 1715 году Телеман начал публиковать свои собственные композиции, издав четыре коллекции инструментальной музыки в течение ближайших трёх лет. Визит в Эйзенах в сентябре 1716-го, возможно, привёл к должности "заочного" капельмейстера (эту должность он занимал с 11 марта 1717-го до 1730-го). Это означало, что Телеман был обязан каждые два года предоставлять годовой цикл церковных кантат, а также посылать в Эйзенах инструментальную музыку и иногда музыку для капеллы.

В сентябре 1719 года Телеман отправился в Дрезден на бракосочетание наследного принца Фридриха Августа II и Марии Жозефы, Эрцгерцогини Австрийской. Там он услышал оперы Лотти, Иоанна Давида Хайнехена и Иоганна Кристоха Шмидта, слышал выступление знаменитого виртуоза-скрипача Франческо Мария Верачини и посвятил скрипичный концерт своему близкому другу, скрипачу и композитору, активному участнику "Collegium musicum" Иоганну Георгу Пизенделю.

Гамбург

10 июля 1721 года Телеман получил предложение от Ганзейского города-государства Гамбурга стать кантором в гимназии Св. Иоанна и музыкальным директором пяти главных церквей города.

В Гамбурге Телеман начинает наиболее продуктивную фазу своей карьеры. Теперь он должен был представлять по две кантаты в каждое воскресенье и новый пассион к великому посту. Музыка была необходима для обрядов посвящения и освящения церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять музыку и для многочисленных торжеств в городе. Кроме того, раз в год Телеман предоставлял фестиваль «Kapitänsmusik», состоящий из священной оратории и светской серенады на праздник Гамбургской милицейской комендатуры. Как кантор, Телеман отвечал за инструктаж учеников по пению, теории и истории музыки четыре дня в неделю. Такие служебные обязанности не помешали ему давать публичные концерты, многие из которых включали его духовные и приуроченные вокальные произведения.

В очередной раз он возглавил "Collegium Musicum" 15 ноября 1721 года - он инициировал серию еженедельных общедоступных концертов, которые проводились каждый зимний сезон с ноября или декабря до февраля или марта. Популярность этих мероприятий привела к тому, что в сезоне 1723/1724 серия была расширена (спектакли проходили два раза в неделю), и из-за возросшей посещаемости коллегия переехала в марте 1724 года с квартиры Телемана в Йоханнеуме в театр «Drillhaus».

Вероятно, ранние трудности в Гамбурге привели Телемана в 1722 году на пост кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. Из шести претендентов Телеман был явным фаворитом. 11 августа в Лейпциге городской совет единогласно проголосовал в его пользу, хотя он отказался выполнить канторскую традиционную обязанность преподавать латынь в приходской школе. Телеман ходатайствовал Гамбургскому городскому совету освободить его от обязанностей 3 сентября, предоставив в качестве причины благоприятные условий труда в Лейпциге и отсутствие хороших перспектив в Гамбурге. Не дождавшись ответа, в конце месяца он снова отправился в Лейпциг. 21 октября он косвенно просил у Гамбургского совета существенного увеличения заработной платы в качестве условия для того, чтобы остаться в городе. Его просьба была удовлетворена, и от карьеры в Лейпциге он отказался.

С первых лет в Гамбурге Телеман принимал активное участие в жизни городской богатой интеллигенции. Возможно, через своего друга Брокеса, который в качестве члена городского совета поддержал его ходатайство на гамбургский пост, Телеман стал тесно связан с обществом гамбургской интеллигенции "Патриотиш Гезельшафт", созданного с целью совершенствования вкусов и нравов в городе. Многие ведущие писатели Гамбурга предоставляли тексты для его вокальных сочинений, и эти контакты могли активизировать его собственные литературные амбиции. Между 1723-м и 1738-м годами восемь телемановских стихов и текстов для вокальной музыки были опубликованы в гамбургской антологии поэзии Северной Германии.

К началу 1720-х гг. брак Телемана стал разрушаться. Вскоре после этого распространились слухи о больших карточных долгах Марии Катарины, которые в итоге составили значительную сумму 4400 имперских талеров (что сильно превышало годовой доход Телемана). В погашении этих долгов Телеману помогали друзья в Гамбурге. Окончательно брак распался в 1736 году, когда Телеман сообщил своему деловому партнёру, что Мария Катарина покинула свой дом. Возможно, она отправилась напрямую во франкфуртский монастырь, где прожила всю оставшуюся жизнь, и по некоторым данным, умерла в 1775 году.

В 1725 году Телеман приступили к реализации амбициозной программы публикации собственной музыки. В течение следующих 15 лет он издал 43 публикации (не считая переизданий) - все, кроме одной под собственным лейблом. По 1728 год включительно он имел своих агентов в Берлине, Лейпциге, Вене, Нюрнберге, Франкфурте, Лондоне и Амстердаме. В последующие годы он расширил сеть распространения через своих друзей и книготорговлю.

Последние годы

Когда Телеману исполнилось 80 лет, он начал жаловаться на физические недомогания: ему уже было сложно гулять и стоять, и как он сообщил с характерным для него хорошим чувством юмора в стихотворении, написанном на автографе партитуры 1762 года «Страсти по Матфею», его зрение ухудшается. Как видно из этой рукописи, он уже не мог долго писать, так как его нетвёрдая рука часто сменяется рукой кого-то из переписчиков. Хотя относительно немногие композиции были завершены после 1762 года, Телеман остался в здравом уме и твёрдой памяти - композитор Иоганн Вильгельм Хертель напомнил, что в ходе визита в 1765 году пожилой композитор ввязал его в интенсивную дискуссию о музыкальной теории и новейших музыкальные стилях, и по-прежнему был способен сочинять выдающуюся музыку, как например, кантата «Ино».

Телеман умер в своей квартире вечером 25 июня 1767 года. Он был похоронен 29 июня на несохранившемся кладбище монастыря Св. Иоанна, где в настоящее время разбита Ратушная площадь. Перед ратушей в память о композиторе установлена мемориальная плита.

Творческое наследие

Телеман был самым плодовитым композитором своего времени: его творческое наследие включает более трёх тысяч произведений. Первая точная оценка числа его работ была предпринята музыковедами только в 1980-е и 1990-е годы, когда были изданы обширные тематические каталоги.

Среди сочинений Телемана более 40-ка опер в различных жанрах (в том числе комических), 44 пассиона, 33 цикла «Гамбургской капитанской музыки», 23 цикла духовных кантат, приветственные, праздничные, свадебные и похоронные кантаты, оратории, более семисот песен, 3 цикла «Застольной музыки» («Musique de Table», «Tafelmusik»; в каждом - сюита, квартет, трио-соната, сольная соната и заключение), около шестисот оркестровых сюит (из которых сохранилось только 126), примерно 170 концертов с солирующими инструментами, ряд квартетов и др. ансамблей, 36 фантазий для клавира, множество фуг для клавира и органа (в том числе «Лёгкие фуги» для клавира), менуэты, марши, 12 фантазий для скрипки без сопровождения и др.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1761 «Дон Кихот на свадьбе Камачо»
1730 «Маргарита, королева Кастилии»
1729 «Король лангобардов»
1727 «Калипсо»
1724 «Омфала»
1709 «Марио»
1708 «Адонис»
1704 «Каджус Калигула»
1704 «Германикус»
1703 «Фердинанд и Изабелла»
1701 «Нарцисс»

Полный список произведений
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions