Персоны :: Луиджи Керубини

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал13.06.2022 в 16:20
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:40
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Luigi Cherubini
Дата рождения: 14 сентября, 1760 | дева
Место рождения: Флоренция, Италия
Дата смерти: 15 марта, 1842 | 81 год
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка, опера
Биография
Луиджи Керубини (полное имя Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини) - итальянский композитор, музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра "опера-спасение", большую часть своей жизни проживший во Франции (с 1788 года до последних дней).

Пик популярности итальянского сочинителя пришёлся на 1810-е годы, его выдающимися творениями заслушивался весь европейский мир. Немецкие композиторы Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер и Людвиг ван Бетховен говорили, что Керубини - это их идол и кумир.

За годы творческой биографии Керубини создал свыше 30-ти опер, но сейчас на театральных сценах ставятся только «Медея» и «Водовоз». Остальным произведениям, опиравшимся на традиции, заложенные Кристофом Виллибальдом фон Глюком, до глаз и ушей современной публики дойти, к сожалению, не удалось.

Детство и юность

Луиджи Керубини родился в итальянской Флоренции в 1760 году. В семье, тесно связанной с творчеством, любили предметы изящного искусства и умели ценить народные традиции и окружающую красоту.

Отец будущего композитора, которого звали Бартоломео, получил музыкальное образование, и работал аккомпаниатором в театре "Пергола", где шёл ряд религиозных и светских пьес. Маленький мальчик, иногда посещавший заслуживающие интереса представления, был очарован происходившим и погружался в мир, полный чудес.

В раннем возрасте Луиджи начал изучать нотную грамоту под присмотром главы семейства и бывавших в доме гостей. Вскоре родители заметили, что сын наделён природным талантом, и значительно отличается от большинства других детей.

Когда ребёнок стал самостоятельным, его отправили в Болонью к Джузеппе Сарти, который прославился как композитор и дирижёр. Подружившись с пожилым итальянцем, Керубини получил разрешение посещать мессы в кафедральных соборах, где пел виртуозный церковный хор.

Бывший наставник кронпринца Дании преподавал основы контрапункта, теорию жанров духовной музыки и полифонического письма. В библиотеке именитого педагога, работавшего в венецианской консерватории, будущий сочинитель с утра до вечера читал объёмистые тома.

Для того чтобы применить знания на практике, Керубини начал писать музыку для фортепиано, струнных инструментов, органа и церковных хоров. Потом он обратился к жанру оперы и создал интермеццо «Игрок», представленное на суд учителя в 1775 году. На данный момент это произведение считается утраченным.

Музыка

В середине 1779 года многоактную оперу Керубини «Квинт Фабий» высоко оценил и поставил на своей сцене французский аристократический театр. Композитор, которому на тот момент только-только исполнилось 18 лет, завоевал признание публики, и неожиданно для родных и учителя получил работу и гонорар.

Создавая мелодические произведения по заказам, поступавшим из Европы, Луиджи приобрёл шанс прославиться как создатель музыки для людей. Он переехал в столицу Англии по приглашению Георга III и прожил при дворе прославленного монарха несколько месяцев.

Для постановки на итальянской сцене Керубини писал "оперы-сериа", которые пользовались популярностью в просвещенных интеллигентных кругах. Особого признания удостоились произведения «Деметрий» и «Ифигения в Авлиде», созданные уроженцем Флоренции в 1785 - 1788 годах.

Потом молодой талантливый композитор предпринял путешествие во Францию и прожил в Париже 55 лет. Керубини увлёкся идеями Великой революции, трансформировавшей социальную и политическую систему, и откликнувшись на перемены, приобрёл непререкаемый авторитет.

На протяжении некоторого времени Луиджи создавал гимны и марши, а также пьесы для мероприятий, собиравших сотни людей. «Гимн Пантеону», «Гимн братства» и другие миниатюрные произведения в исторический период стали выражением народных идей.

Отойдя от канонов итальянской музыки, Керубини создал жанр "оперы-спасения", в котором применил методы, появившиеся после музыкальных реформ Глюка. «Элиза», «Лодоиска», «Наказание» и «Узница» отличались мелодической ясностью, простотой и прозрачностью партий, а также полной законченностью форм.

Лучшим произведением нового направления считалась интерпретация трагедии «Медея», премьера которой состоялась в Париже на сцене театра "Фейдо". Публику поразили речитативы и арии, созданные талантливым либреттистом, и исполненные французским тенором Пьером Гаво.

Стремясь отметиться в истории музыки, Керубини с коллегами по профессии стал основателем Парижской консерватории в 1795 году. Начав как инспектор и преподаватель, он дослужился до звания профессора, благодаря выдающимся достижениям и добросовестному труду.

Среди учеников флорентийца присутствовал Жак-Франсуа Фроманталь Галеви, который впоследствии стал автором ряда заслуживавших внимания пьес. Он осваивал азы композиции по написанным Луиджи пособиям, которые с момента публикации вызвали пристальный интерес.

При Наполеоне Керубини сумел сохранить приобретённый статус, но есть сведения, что император Франции музыку итальянца не любил. Для того чтобы продвинуть в массы оперы «Пигмалион» и «Абенсераги», творец приложил немало стараний и нечеловеческих сил.

В период Реставрации Бурбонов автор был вынужден отказаться от крупных жанров, и занялся созданием миниатюрных торжественных произведений для церквей. Месса для коронации Людовика XVIII и концертная увертюра 1815 года привлекли внимание и восхитили сотни неравнодушных к искусству людей.

В память о казнённом Луи Капете, последнем монархе "старого порядка", Луиджи сочинил произведение, известное как «Реквием до-минор». Он таже не смог обойти тему величественной молитвы «Аве Мария», которую на всех торжественных службах мастерски исполнял католический хор.

В середине 1810-х Керубини стал верховным интендантом музыки, и это с точки зрения общественного положения было несомненным карьерным прорывом. Из-за обязанностей главы Королевской капеллы и многочисленных частных заказов, в творчестве композитора, создававшего оперы, наступил длительный перерыв.

В 1830-е годы публика познакомилась с двумя новыми произведениями Керубини, одним из которых стала опера, названная «Маркиза де Бревилье». На премьере во французском театре присутствовали представители высшего света, а также доставшие билеты потомки нуворишей и шевалье.

Личная жизнь

Есть мнение, что Луиджи Керубини увлекался теорией заговора и был членом масонской ложи, известной как «Сен-Жан де Палестин». Принадлежность к ответвлению французской организации под руководством Луи-Филиппа I обязывала флорентийского композитора вращаться в обществе скрытных мужчин.

Вероятно, поэтому в биографии итальянца нет информации о личной жизни, любовницах, детях и законной жене. Работая в Милане, Париже и Лондоне над музыкальными произведениями, Керубини старался, чтобы лишняя информация не была известна посторонним.

Последние годы

В течение десятилетий Луиджи руководил сотрудниками Парижской консерватории, писал трактат «Курс контрапункта и фуги» и воспитывал учеников. Опера «Али-Баба и сорок разбойников», написанная в 1833 году на либретто драматурга Эжена Скриба, стала последним произведением композитора.

Всё это время Керубини жил в доме в центре Парижа. Скончался композитор 15 марта 1842 года. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. По завещанию, заверенному нотариусом, на траурной церемонии звучал «Второй Реквием ре-минор» композитора.

По материалам Википедии и 24smi.org
Композитор
Оперы

1833 «Али-Баба и сорок разбойников»
1831 «Маркиза де Бренвилье»
1821 «Бланш из Прованса, или суд фей»
1821 «Баярд в Мезьере»
1813 «Абенсераги, или Гранадское знамя»
1810 «Крещендо»
1809 «Пигмалион»
1806 «Фаниска»
1803 «Анакреонт, или мимолётная любовь»
1800 «Два дня, или Водовоз»
1800 «Эпикур»
1799 «Узница»
1799 «Наказание»
1798 «Португальский трактир»
1797 «Медея»
1794 «Элиза, или путешествие на ледники горы Сен-Бернард»
1794 «Конгресс королей»
1792 - 1793 «Кукурги» (считалась утраченной, впервые поставлена в 2010 году)
1791 «Лодоиска»
1788 «Демофон»
1788 «Ифигения в Авлиде»
1786 «Юлий Сабин»
1785 «Деметрий»
1785 «Мнимая принцесса»
1784 «Александр в Индиях»
1784 «Идалида»
1783 «Обручённый с тремя, и не женатый ни на одной»
1782 «Армида отверженная»
1782 «Адриан в Сирии»
1782 «Мезенций, царь Этрурии»
1779 - 1783 «Квинт Фабий»
1778 «Без названия»
1775 «Игрок» (считается утраченной)
1773 «Ремесленная любовь»

Духовная музыка

1825 «Месса №3 ля-мажор»
1821 «Торжественная месса си-мажор»
1819 «Торжественная месса соль-мажор»
1818 «Торжественная месса ми-минор»
1816 «Торжественная месса ми-бемоль-минор»
1816 «Торжественная месса №4 до-мажор»
1811 «Месса №2 ре-минор»
1808 - 1810 «Месса №1 фа-мажор»
1775 «Месса до-мажор»
1773 «Месса ре-мажор»

Симфонические произведения

1838 «Реквием №2 ре-минор»
1817 «Реквием №1 до-минор»
1815 «Симфония ре-минор»
1815 «Концертная увертюра»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions