Персоны :: Франсуа Куперен

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал13.06.2022 в 16:27
  • fan90
  • Ред.15.01.2023 в 20:09
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Francois Couperin
Дата рождения: 10 ноября, 1668 | скорпион
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 12 сентября, 1733 | 64 года
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка
Супруга: Мари Ан Ансо (четверо детей)
Биография
Франсуа Куперен - крупный французский композитор, клавесинист, органист и педагог. Как непревзойдённый мастер игры на клавесине, он удостоился от своих современников титула "Le Grand" ("Великий").

Родился 10 ноября 1668 года в Париже, в потомственной музыкальной семье. Его отцом был Шарль Куперен, церковный органист. Дед Куперена, Луи, был известным композитором и клавесинистом. 

Способности к музыке проявились у Франсуа очень рано. Первым его учителем был отец, затем юный Куперен занимался у органиста королевской капеллы Томлена. С 1685 года Куперен работал в церкви Сен-Жерве. Здесь, будучи одним из органистов капеллы, он играл на орга́не соло, аккомпанировал певцам, исполнял партию орга́на в оркестре, а также обучал музыке членов королевской семьи.

Карьера

Блестящие успехи в орга́нном искусстве позволили Франсуа Куперену в 1693 году, в возрасте 25-ти лет, получить звание королевского органиста, сменив на этом посту Томлена. В 1702 году он становится ещё и камер-музыкантом, то есть королевским клавесинистом.

Завершив работу в церкви Сен-Жерве, Куперен оказался в Версале, и стал служить при дворе как органист и клавесинист. Он также сочинял музыку для королевских концертов и преподавал игру на клавесине, искусство аккомпанемента и композицию, состоя придворным учителем музыки. Он, в частности, учил сына и дочерей Людовика XIV.

«Клавесин - резюмирует свои взгляды Куперен в предисловии к первому сборнику клавесинных пьес - сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но так как на клавесине нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука, я всегда буду признателен тем, кто, благодаря своему бесконечно совершенному искусству и вкусу, сумеет сделать его выразительным. К этому же стремились мои предшественники...» 

Наличие таких знатных учеников гарантировало в дальнейшем их покровительство. Они помогали музыканту во всём, вплоть до выплаты пенсии при жизни и при получении, пусть и незначительных, почестей, титулов и фамильного герба. 

Зарабатывал Куперен хорошо - он получал 600 фунтов, как королевский органист, около 2000 фунтов за уроки принцам и ещё несколько тысяч фунтов - за уроки горожанам, а также за отдельные концертные выступления и продажу произведений.

Обязанности Куперена при дворе были весьма многообразны - он выступал как солист, сочинял музыку для придворных концертов и для церковных праздников, аккомпанировал певцам и давал уроки музыки дофину и другим членам королевской семьи. В предисловии к своему первому сборнику клавесинных пьес, опубликованном в 1713 году, Куперен, как бы между прочим, замечал: «Вот уже 20 лет я имею честь состоять при короле и обучать и его высочество дофина, герцога Бургундского, и шестерых принцев и принцесс королевского дома...». В то же время Куперен не оставлял и частных уроков, а также сохранял за собой должность органиста в церкви Сен-Жерве (этот пост он занимал до самой смерти).

Тем не менее, положение Куперена при дворе было достаточно сложным. Куперена ценили и как композитора, и как клавесиниста, и как органиста, и наконец, как педагога. Он пользовался доверием и расположением самых могущественных герцогов, дофинов, и даже самого короля. С другой стороны, деятельность Куперена при дворе имела и несколько иной оттенок. Приходилось приспосабливаться к вкусам и прихотям знатных вельмож, считаться с постоянными "ограничениями" и "сдерживаниями", к чему, в сущности, сводилась вся художественная политика королевского двора.

И это порой стесняло, заставляло делать не то, что хотелось. Но при этом Куперен постоянно сохранял внутреннее достоинство художника. Условности, этикет, подобострастие, ложь, царившие при дворе, словно не коснулись его. Он не стал, как иные, честолюбивым, завистливым, тщеславным и алчным, не ожидал наград и милостей. Ненависть представлялась ему, как Лабрюйеру, "бессильной", зависть - "бесплодной"; излечиться от этой "застарелой заразительной болезни души" можно лишь путём отказа от "пресмыкательства и приниженности". Больше того, он не умел, да и не хотел извлечь выгоды из своего положения - вспомним, что его пенсионы, пожалования и патенты были весьма умеренными. Он ничего не пытался делать для себя. Не заискивал перед знатью, не лебезил перед своими высокими покровителями, не унижался, не ходатайствовал сам за себя. Словом, он оставался далёким от предрассудков, превыше всего ценя внутреннюю свободу музыканта.

После пятидесяти лет у Куперена резко ухудшается состояние здоровья - он ходит сгорбленным, печальным, обессиленным. Наступает время уступить свои места другим: должность органиста - кузену Николаю, должность королевского клавесиниста - дочери Маргарите-Антуанетте, должность органиста в королевской капелле - Гийому Маршану. Большую часть времени он проводит у себя дома, не сетуя и не ропща. Куперен стоически ждёт неизбежного конца, публикуя свои последние произведения.

Личная жизнь

В двадцать лет Куперен женился на Мари Ан Ансо. У них было четверо детей - два сына и две дочери. Обе дочери были неплохими музыкантами. Старшая дочь Мари-Мадлен, родившаяся в 1690 году, стала органисткой, младшая Маргарита-Антуанетта, появившаяся на свет в 1705 году, стала клавесинисткой. 

Последние годы

В 1730 году из-за болезни Куперен ушёл в отставку. Его должность придворного клавесиниста перешла к его младшей дочери Маргарите-Антуанетте - очень одарённой исполнительнице, об игре которой сохранилось немало восторженных откликов. Скончался Куперен в Париже 12 сентября 1733 года в возрасте 64-х лет.

Если не знать нравов французского двора, где не прощали независимости, где отлично умели не делать ничего или делать очень мало для тех, кто пользуется всеобщим уважением, то может показаться странным, что смерть великого музыканта прошла почти незамеченной. Ни одна газета не опубликовала даже краткого сообщения об его кончине. Лишь два месяца спустя появилась небольшая заметка о панихиде, состоявшейся по двенадцати умершим музыкантам, в числе которых значился и Куперен.

Творческое наследие

Прижизненная и посмертная слава Куперена связана в основном с клавесинными сочинениями. Клавесин был его любимым инструментом, и по свидетельству современников, он играл на нём с истинным совершенством. Большую ценность представляет изданный в 1716 году трактат Куперена «Искусство игры на клавесине» или, в буквальном переводе, «Искусство касаться клавесина». В трактате содержится ряд важнейших методических указаний относительно выразительных приёмов игры и аппликатуры, а также подчёркивается особая роль мелизматических украшений. 

Всего Куперен сочинил более 250-ти пьес для клавесина, объединённых в 27 сюит. Всё вместе это составило четыре больших сборника, вышедших в свет в период с 1713-го по 1730-й гг. Сюиты Куперена назывались «Les Ordres», что означало "ряды, последовательности". В них чередовались пьесы самого различного характера. Большинство миниатюр имеет программные подзаголовки - здесь есть и жанрово-изобразительные сцены, и зарисовки природы, и сатирические сцены; стремление передать в звуковых образах душевный облик, черты характера или физическое состояние. 

В стилистическом плане эти пьесы, как и всё камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гармонического письма, они отличаются богатством орнаментики и изобилием мелизмов. 

Но вообще Куперен писал в самых разных жанрах - его перу принадлежат трио-сонаты, органные мессы, концерты для одного или нескольких инструментов и бассо континуо, мотеты. Среди этих сочинений выделяются «Королевские концерты», написанные в 1714-м - 1715-м гг. для Людовика XIV (напечатаны в 1722-м) и трио-сонаты «Нации» («Les Nations»), появившиеся в 1726-м.

Кстати, Куперен обратился к сочинению трио-сонат под впечатлением музыки Арканджело Корелли. По образцу великого итальянца Куперен сочинил одну сонату, и, как он писал, "зная алчность французов ко всем иностранным новинкам", выдал её за произведение "итальянского автора Куперино". Соната слушателям понравилась. Это придало композитору уверенность, и он продолжил работу над трио-сонатами - новым для Франции жанром, ставшим популярным здесь именно благодаря Куперену.

Вместе с тем Куперен оказался одним из немногих композиторов той эпохи, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших произведений для хора. Мотеты композитора, в отличие от хоровых мотетов XVII века, представляют собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением. 

В своём творчестве Куперен блестяще сочетал французские и итальянские влияния, а своими учителями считал Жана-Батиста Люлли и Арканджело Корелли. Своеобразную дань уважения этим особо им чтимым музыкантам Куперен отдал в многочастных инструментальных концертах «Парнас, или Апофеоз Корелли» (1724) и "Апофеоз Люлли», полное название - «Инструментальный концерт-апофеоз, посвящённый бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли» (1725).

Второй трактат Куперена «Искусство игры на клавесине», опубликованный в 1716 году и переизданный, в расширенном и переработанном виде, в 1717 году, стал первым настоящим методическим руководством по клавирному искусству. Куперен собрал здесь свои принципиальные соображения и практические советы - советы подлинно крупного мастера и классика клавесина.

По материалам tunnel.ru
Композитор
250 пьес для клавесина
Две мессы для орга́на
Четырнадцать «королевских» концертов
Две сюиты для виолончели
Шесть трио-сонат
Четыре трио-пьесы
Двенадцать мотетов

Полный список произведений
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions