Персоны :: Джироламо Фрескобальди

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 1
  • Создал13.06.2022 в 16:47
  • fan90
  • Ред.27.08.2023 в 20:33
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Girolamo Frescobaldi
Дата рождения: 13 сентября, 1583 | дева
Место рождения: Феррара, Италия
Дата смерти: 1 марта, 1643 | 59 лет
Место смерти: Рим, Италия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка
Биография
Джироламо Фрескобальди - итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.

Детство и юность

Джироламо Фрескобальди родился 13 сентября 1583 года в Ферраре. Первые уроки музыки получил предположительно от отца, музыканта и видного гражданина Феррары. У Джироламо обнаружились способности к игре на органе: он начал брать уроки у придворного органиста и известного мадригалиста Луццаско Луццаски. У Луццаски Джироламо также обучался игре на архиклавесине, создателем которого был Никола Вичентино. Фрескобальди называл своего учителя "organista si raro" ("редким органистом") и посвятил ему свои каприччио. В возрасте четырнадцати лет Фрескобальди получил звание органиста феррарской "Accademia della Morte".

Позже молодой Фрескобальди был принят под покровительство знатной семьи Бентивольо в Ферраре. В 1604 году стал членом Академии Св. Цецилии. Гвидо Бентивольо, которому была обещана должность в папском дворе, взял Фрескобальди с собой в Рим.

В 1607 году композитор был назначен органистом базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Он был зарегистрирован здесь как "Girolamo organista" ("органист Джироламо") в период с января по май. В том же году Фрескобальди, сопровождая Гвидо Бентивольо, посетил Фландрию. Предполагают, что в Брюсселе он, возможно, встречался с Питером Филипсом и Петером Корнетом. Впрочем, никаких свидетельств их влияния на Фрескобальди нет.

С 1608 года и до последних дней Джироламо Фрескобальди служил органистом в соборе Святого Петра, за исключением 1615 года, когда он был органистом в Мантуе, и периода с 1628-го по 1634-й гг., когда он служил органистом при дворе Медичи во Флоренции.

Инструментальная музыка

Фрескобальди больше всего известен как автор сочинений для орга́на и клавесина во всех практиковавшихся в его эпоху жанрах. В его наследии есть токкаты, партиты, ричеркары, фантазии, канцоны во французском стиле (т.н. "canzona francese"), каприччио, куранты, пассакалии, чаконы, баллетто, обработки песнопений оффиция и мессы (магнификаты и гимны). Впрочем, границы между отдельными инструментальными жанрами (в соответствии с барочной традицией) нечёткие.

Инструментальные пьесы Фрескобальди объединял в нотные сборники, которые издавал на протяжении жизни (некоторые сборники вышли посмертно). Хотя принцип составления сборника часто заявлялся в заголовке как жанровый, в действительности в сборник включались пьесы различных жанров. Так, сборник под заглавием «Токкаты в партитуре для клавесина и органа. Книга I» (1637) кроме 12-ти токкат, содержит также 4 партиты, 4 куранты, 3 баллетто, 3 каприччио и другие пьесы. Тематические заголовки сборников произвольны и метафоричны.

Так издание, озаглавленное как «Музыкальные цветы» (1635), в действительности содержит три органные мессы, предназначенные для пышного, "цветастого" инструментального сопровождения католической литургии - в том виде, как это было принято в тогдашней Италии.

Судя по составу сборника, Фрескобальди стремился обеспечить органное сопровождение для наиболее ходовых церковных служб - любой воскресной, апостольской и богородичной месс. Каждая из них структурирована одинаково - вероятно, в соответствии с тем, как предписывала традиция украшения мессы в Риме (где Фрескобальди работал органистом). Начало богослужения предваряла (в виде прелюдии) импровизационная токката. Из ординарных частей лишь «Kyrie» («Ки́рие элейсон») исполнялось попеременно (в сборнике выписаны версеты). После «Послания» звучала канцона. После «Credo» и на «Возношение святых даров» исполнялись ричеркар и/или токката. И наконец, после «Причастия» (в качестве постлюдии) звучала канцона. Таким образом, каждый из разделов, обозначенный в оригинальном издании как «Missa», следует воспринимать не как цикл инструментальной музыки (в том смысле, как это часто бывало в XIX-XX вв.), а как подборку инструментальных вставок для обычной (вокальной) мессы. В конце сборника «Музыкальные цветы» напечатаны две пьесы: «Бергамаска» и каприччио на тему «Girolmeta», не имеющие отношения к литургии.

Аналогично, рукописный сборник с игривым названием «Fioretti di Frescobaldi» («Цветочки Фрескобальди») ничего не говорит о составе и тематике - в действительности он содержит 11 инструментальных канцон и одну токкату. Клавирные пьесы композитор иногда объединял в жанровые циклы - небольшие сюиты («Баллетто, куранта и пассакалия», «Куранта и чакона», «Пассакалия и чакона»).

К большому собранию сочинений Фрескобальди для орга́на и клавесина примыкает опубликованная в 1628 году «Первая книга инструментальных канцон для всякого рода инструментов» («Il primo libro delle canzoni per sonare con ogni sorte di stromenti») - сборник ансамблевой музыки, в который входят 39 канцон и две токкаты. Для канцон (в оригинале без всяких названий) редактор сборника придумал тематические индивидуальные заголовки - «La Bianchina», «La Marina», «La Nobile», «La Tromboncina» и т. п.

В инструментальной (реже вокальной) музыке Фрескобальди активно использовал вариации на различные, популярные в его время гармонические модели - романеску, фолию и другие, менее известные модели, а также вариации на бассо остинато, в оригинальных терминах - на чакону и на пассакалию (различие между первой и второй весьма размыто).

Особенным примером таких вариаций может служить относящаяся к позднему периоду творчества Фрескобальди так называемая «Партита Сенто на пассакалию» («Partite cento sopra passacagli») - одно из наиболее известных и масштабных его сочинений. Партита во многих отношениях загадочна, начиная с заглавия. Некоторые исследователи полагали, что "сто" (итал. cento) относится к количеству вариаций; впрочем, это объяснение не получило всеобщего признания. По другой версии, Фрескобальди имел в виду лат. "cento" (буквально "лоскутное одеяло"), подразумевая пестроту объединённых в рамках большой пьесы различных техник. В самом деле, «Партита Сенто» исключительна с точки зрения изобретательности в композиционных приёмах (включая ряд темповых, метроритмических и фактурных метаморфоз избранной для вариаций темы) и форме, напоминающей больше фантазию, чем традиционный набор вариаций.

Вокальные сочинения

Фрескобальди менее известен как автор вокальной музыки, хотя оставил значительное количество сочинений в различных её жанрах. Среди вокальных сочинений - сборник из 19-ти светских мадригалов для пяти голосов (1608) и 36-ти латинских мотетов для одного, двух или трёх голосов с бассо континуо, бóльшая часть которых была опубликована в сборнике «Liber secundus diversarum modulationum» (1627; публикация сохранилась фрагментарно).

Фрескобальди - автор двух восьмиголосных месс, в основу разработки которых положены популярные светские мелодии: в мессе «Sopra l’aria della Monica» - песня «Монашка», в мессе «Sopra l’aria di Fiorenza» - песня «Фьоренца». Однако авторство Фрескобальди в обеих этих мессах оспаривается.

В 1630 году вышли два сборника (43 пьесы) под одинаковым названием «Музыкальные арии» (Arie musicali), также для разного количества голосов и бассо континуо (партию которого обычно поручают клавесину и теорбе). Ариями здесь называются песни танцевального характера или пьесы в свободной форме (разделы со сменой темпа, мензуры, лада, фактуры), в модном в те времена речитативе. Ансамблевые арии написаны в имитационной технике; некоторые из них напоминают раннебарочные итальянские мадригалы.

Скончался Фрескобальди в Риме 1 марта 1643 года.

По материалам Википедии
Знаете ли вы, что...
– Кирие элейсон (Kyrie eleison, в буквальном переводе «Господи, помилуй») - молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении в исторических церквях. Отсюда также происходит русское слово "куролесить" - простые прихожане не понимали греческих песнопений, произносимых наспех, и слово "куролес" стало синонимом бессмыслицы.

– Версет - небольшая пьеса для орга́на. Такие пьесы использовалсь в католической церкви, а также в немецкой и английской протестантской богослужебной практике.

– Центониза́ция (от латинского "cento" - лоскут, или заплатка) - музыкальный термин, описывающий целостную композицию как компиляцию из заранее известных (соответственно, словесных и мелодических) типовых формул. Термин заимствован из литературоведения, где компиляция нового стихотворения из оригинальных цитат именуется центоном.
Композитор
Циклы сочинений для фортепиано

1635 «Fiori musicali di diverse compositioni, toccate, kyrie, canzoni, capricci, e recercari, in partitura»
1627 - 1635 «Il secondo libro di toccate, canzone»
1624 «Il primo libro di capricci fatti sopra diversi soggetti et arie in partitura»
1615 «Recercari et canzoni franzese fatte sopra diverse oblighi in partitura, libro primo»
1615 «Toccate e partite d'intavolatura di cimbalo, libro primo»
1608 «Il primo libro delle fantasie a quattro»

Вокальные сочинения

1630 «Secondo libro d'arie musicali per cantarsi». 20 арий для одного-трёх голосов и бассо континуо
1630 «Primo libro d'arie musicali per cantarsi». 23 арии для одного-трёх голосов и бассо континуо
1627 «Liber secundus diversarum modulationum»
1625 «Jesu rex admirabilis». Мотет для четырёх голосов и бассо континуо
1621 «O bell'occhi che guerrieri». Ария для одного голоса и бассо континуо
1621 «Ego sum panis vivus». Мотет для трёх голосов и бассо континуо
1621 «Alla gloria alli honori». Ария для двух голосов и бассо континуо
1618 «Angelus ad pastores». Мотет для трёх голосов и бассо континуо
1616 «Peccavi super numerum». Мотет для трёх голосов и бассо континуо
1608 «Il primo libro de'madrigali». 19 мадригалов для пяти голосов

Полный список произведений
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions