Персоны :: Франсис Пуленк

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал13.06.2022 в 16:55
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:41
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Francis Poulenc
Дата рождения: 7 января, 1899 | козерог
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 30 января, 1963 | 64 года
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор, пианист
Жанр: Классическая музыка, опера, балет
Биография
Франсис Жан Марсель Пуленк - французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской "Шестёрки".

«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели» - так говорили современники о творчестве французского композитора Франсиса Пуленка, который более известен в истории музыки, как член знаменитого объединения "Шестёрка". Самый молодой из его участников с непосредственным и самобытным талантом, обладающий невероятным обаянием, добротой, искренностью и тонким чувством юмора, он снискал к себе такое уважение и авторитет, что очень многие из творческих личностей искали с ним дружбы. Многогранное творчество композитора, впитавшее в себя всё лучшее не только из классической, но и современной музыки, в сочетании с чарующей силой природного мелодического дара, обеспечило успех музыке Франсиса Пуленка на долгие времена не только во Франции, но и во всём мире.

Всемирно известными вокальными шедеврами композитора являются кантаты «Лик человеческий», «Засуха» и «Бал-маскарад», а из духовной музыки - «Stabat Mater», мотеты и мессы. Помимо вокально-хоровой музыки, в которой Пуленк наиболее ярко выразил свой мелодический дар, композитор довольно много произведений сочинял для фортепиано - от маленьких пьесок до крупных концертов, а также в дуэте с такими инструментами, как виолончель, флейта, кларнет, валторна и фагот.

Ранние годы

Франсис Жан Марсель - такое имя получил мальчик, появившийся на свет в самом центре Парижа 7 января 1899 года в семье богатого французского фабриканта Эмиля Пуленка. Ребёнок рос в атмосфере большого почитания искусства. Его мать Жанни прекрасно владела фортепиано и старалась привить своим детям вкус и любовь к музыке. Дома часто в её исполнении звучали произведения великих классиков: Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта и Грига. Кроме этого, значимое влияние на формирование будущего композитора оказал театр, который маленький Франсис начал посещать уже с семилетнего возраста. Весьма яркие впечатления мальчик получал от спектаклей в "Опера-комик".

Свой самый первый музыкальный инструмент - маленькое игрушечное пианино - Франсис получил в подарок двухлетнем возрасте. Ещё не совсем хорошо умея говорить, мальчик называл его "моё до, ре, ми", раскладывал красочные рекламные проспекты магазинов и объяснял всем, что это ноты, по которым он играет.

Мать, будучи хорошей пианисткой, понемногу начала заниматься музыкой с мальчиком, когда тому исполнилось четыре года. Какими-то особенными способности ребёнка назвать было нельзя, но в пять лет он уже кое-что мог сыграть на инструменте.

Воспитываясь на произведениях великих композиторов, которые постоянно звучали в исполнении матери Франсиса, особые чувства мальчик испытывал, слушая музыку Моцарта, и эти впечатления из детства сохранились у Пуленка на всю жизнь.

Своё музыкальное образование Франсис начал в восемь лет, а поскольку игра на фортепиано ему доставляла большое удовольствие, он каждую свою свободную минуту проводил за инструментом. Юный музыкант отдавал предпочтение чтению новых произведений с листа, но вскоре у него возникло желание попробовать что-нибудь сочинить самостоятельно.

В 1910 году семья Франсиса из-за наводнения вынуждена была на время покинуть Париж и переехать в Фонтенбло. Там юный музыкант в ненасытной жажде познания новых произведений приобрёл по случаю «Зимний путь» Шуберта - вокальный цикл, сыгравший ключевую роль в решении Франсиса стать музыкантом.

Однако желания молодого человека никак не совпадали с намерениями его отца, определившего юношу в один из лучших парижских лицеев для получения степени бакалавра. Мальчик с большим трудом осиливал обучение, так как особого интереса к предметам, преподаваемым в учебном заведении, не проявлял, но зато каждую свободную минуту проводил за фортепиано, и в 16 лет окончательно поставил перед собой цель - посвятить всю свою жизнь музыке. Изначально Пуленку весьма повезло: с ним согласился заниматься выдающийся пианист-виртуоз Рикардо Виньес, оказавший большое влияние на становление будущего композитора. Педагог развил в своём ученике не только исполнительское мастерство, но и помог в его композиторских начинаниях, а также познакомил с Эриком Сати и Жоржем Ориком, в дальнейшем ставшими очень близкими друзьями Франсиса.

Карьера

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Фронт постоянно приходилось пополнять новыми силами. Не избежал её и 17-летний Пуленк, которого мобилизовали в 1916 году. Поначалу он оставался в Париже, затем был откомандирован в окрестности Венсена, в противовоздушное соединение, которое впоследствии было переведено на остров Сен-Мартен. Но даже здесь Пуленк, не забывая про своё любимое занятие, нашёл старенькое фортепиано, которое помогло ему сочинить «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже  - «Три пасторали». Примерно к этому же времени относится появление «Негритянской рапсодии» - произведения для баритона, которое впервые с успехом было исполнено в конце 1917 года. И на следующий день после премьеры весь музыкальный Париж говорил о вновь появившемся молодом талантливом композиторе.

С лета 1919-го до осени 1921-го Пуленк проходил службу в министерстве авиации, которое располагалось в столице. Находясь в Париже, он активно участвовал в концертах, в которых звучали произведения молодых композиторов, поддерживаемых Эриком Сати, ставшего в культурной среде того времени необычайно популярным. После одного из таких концертов было провозглашено рождение знаменитой "Шестёрки", в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Это объединение стали воспринимать как независимое эстетическое содружество, представляющее новое модное течение. Всё время активно сочиняющий Пуленк к 1920-му году был автором «Трёхцветной сюиты» и пяти экспромтов, а в 1921-м он пишет десять фортепианных пьес под названием «Прогулки» и комедию-буфф «Непонятный жандарм».

В это же время, после демобилизации из армии, Франсис решает серьёзно заняться совершенствованием теоретических познаний в области гармонии и контрапункта, для чего обращается к лучшему в Париже педагогу по композиции Шарлю Кёклену, чьи уроки очень помогли в шлифовании композиторского мастерства Пуленка.

В 1923 году композитор получает заказ от театрального деятеля Сергея Дягилева для труппы "Русских сезонов" написать балет «Лани», в музыке которого уже явно прослеживались творческая индивидуальность и стиль Пуленка. Премьера спектакля с успехом прошла в Монте-Карло в начале января 1924-го, а через полгода постановка прошла в Париже. Примерно к этому же творческому периоду композитора относятся «Песни» на стихи французского поэта XVI века Пьера де Ронсара, «Весёлые песни» на стихи анонимных авторов XVII века, «Трио для фортепиано, гобоя и фагота», «Пастораль», «Две фортепианные новеллетты», «Клавесинный» и «Сельский» концерты, написанные для известной клавесинистки Ванды Ландовской. Чуть позже из-под пера Пуленка по заказу поэтессы Анны де Ноай выходит балет «Утренняя звезда», а также светская кантата «Бал-маскарад».

В середине 30-х годов, когда над Европой нависла фашистская угроза, во Франции борцы-антифашисты создали "Народный фронт", а передовая художественная интеллигенция объединилась в организацию под названием "Народная музыкальная федерация". Пуленк не вступил ни в одну из партий, тем не менее, произведения композитора этого периода такие как «Засуха», «Концерт для орга́на», «Литании к Чёрной Рокамадурской богоматери» и «Месса» наполнены особым драматизмом.

Наступила осень 1939 года. Англия и Франция в ответ на нападение гитлеровских войск на Польшу объявили войну Германии. По этой причине Франсиса Пуленка вновь призвали в армию, где он служил до июня 1940 года, пока не было провозглашено перемирие, по условиям которого немцы оккупировали всю Францию. Демобилизовавшись, композитор до осени гостил у своих кузин в Бордо, работая там над новыми произведениями - виолончельной сонатой и серией детских фортепианных пьесок «История слонёнка Бабара».

В октябре 1940-го он вернулся в свой загородный дом в местечке Нуазей и взялся за сочинение одноактного балета «Примерные животные», в основу сюжета которого были положены басни Жана Лафонтена. Премьера спектакля состоялась в августе 1942 года в театре Парижской национальной оперы.

Летом 1943 года, после совершённого паломничества к святилищам средневекового городка Рокамадура, Пуленк поселился в городе Больё-сюр-Дордонь. Там ему в голову пришла мысль написать протестное оккупационному режиму произведение - кантату «Человеческий лик», а потом нелегально его издать, и тем самым преподнести французам подарок ко дню освобождения от немецких захватчиков.

Весной 1944 года композитор возвращается в свой дом Нуазей, где начинает работу над оперой-буфф «Груди Тирезия» по безудержно весёлому произведению французского поэта-авангардиста Гийома Аполлинера. Оперу приняли к постановке в Национальный театр комической оперы в 1945 году, однако премьера состоялась лишь через два года. Творческая активность Пуленка с середины 1940-х годов не ослабевает - из-под его пера выходит одно произведение за другим, среди них вокальный цикл «Каллиграммы» (на стихи того же Аполлинера) и произведение для хора акапелла «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому».

Гастроли в США

Осенью 1948 года Франсис вместе с вокальным баритоном Пьером Бернаком отправляется в своё первое концертное турне по США, где музыка Пуленка исполнялась часто и поэтому была довольно популярна. Гастроли длились два месяца, охватывая многие города страны. Композитору посчастливилось выступить в знаменитом нью-йорском "Карнеги-холл". Там вместе с Бостонским симфоническим оркестром он исполнил свой «Сельский концерт».

Поездка в Америку оставила у Пуленка очень много впечатлений. Здесь он встретился с подругой своей молодости Вандой Ландовской, познакомился и послушал игру выдающегося пианиста Владимира Горовица, пообщался с Игорем Стравинским, которого считал совершенным гением. Вернувшись в Париж в январе 1949 года, композитор сразу же приступил к сочинению фортепианного концерта, заказ на который он получил от дирекции Бостонского симфонического оркестра. Премьерное исполнение этого произведения состоялось в Бостоне в начале 1950 года во время повторных гастролей по США.

Последние годы

В 1950-х Пуленк одного за другим теряет своих лучших друзей. Из-за этого его творческая направленность ощутимо меняется: композитор углубляется в философские размышления и человеческие переживания. Примером этому может служить произведение «Stabat mater», которое Франсис посвятил памяти своего друга - талантливого художника Кристиана Берара.

В 1953 году, после очередного гастрольного путешествия по США, Канаде, а затем Италии, Пуленк приступает к работе над оперой «Диалоги кармелиток», в основу сюжета которой легло одноимённое произведение французского писателя Жоржа Бернаноса. Премьера спектакля с большим триумфом прошла в миланском театре "Ла-Скала" в конце января 1957 года.

В последние годы своего жизненного пути Франсис продолжает всё так же интенсивно работать. Самым значимым его произведением этого периода является моно-опера «Человеческий голос», написанная по пьесе Жана Кокто - великое творение, в котором композитор реалистично отобразил всю трагедию человеческих чувств.

В начале 1963 года, вернувшись домой после очередного концертного тура по Голландии, Франсис позвонил друзьям и сообщил, что не может с ними встретиться, так как немного приболел. Это случилось утром 30 января, а днём того же дня композитора не стало - у него внезапно остановилось сердце.

Творческое наследие

Творческую жизнь Франсиса Пуленка, которая длилась почти полвека, по сравнению с другими композиторами, можно назвать счастливой. Он не испытывал горестных разочарований из-за отказа издателей напечатать его произведения, а его сочинения долго не залёживались, и почти сразу исполнялись с большим успехом.

Пуленк оставил потомкам большое наследие, которое включает в себя более ста сорока произведений, написанных в разных жанрах. Это оперы, балеты, кантаты, вокальные циклы, концерты, фортепианные и камерно-вокальные сочинения. Его творчество очень многогранно, и иногда представляется даже весьма противоречивым. Например, сравнивая комедию-буфф «Груди Тирезия», трагическую поэму-мистерию «Диалоги кармелиток», и лирическую трагедию «Человеческий голос», нелегко поверить, что эти три популярных произведения написаны одним и тем же автором. 

Анализируя творчество Франсиса Пуленка, можно с уверенностью подтвердить, что он занял значимое место не только в истории французской, но и мировой музыки. В нынешнее время интерес к произведениям композитора постоянно возрастает не только со стороны профессионалов, но простых слушателей, которых до глубины души трогает эмоциональная, темпераментная, мелодичная музыка, колоритно отражающая национальную культуру Франции.

По материалам soundtimes.ru
Знаете ли вы, что...
– Пуленк не учился ни в одном музыкальном учебном заведении. Всё его образование складывалось из частных уроков, которые он брал по фортепиано, а затем и по композиции.

– В 1922 году по просьбе одного американского знакомого Пуленк должен был написать хоровое произведение для студентов Гарвардского университета. Композитор с радостью принявший заказ, с усердием взялся за его исполнение, выбрав для этого тексты вакхических гимнов 17 века. Когда сочинение, названное «Застольными песнями», было закончено, Пуленк отправил его в Америку, с нетерпением дожидаясь ответа. И какое же было разочарование автора, когда он получил послание, в котором говорилось, что к большому сожалению, это произведение не может быть исполнено, так как в нём воспеваются алкогольные напитки, в то время запрещённые в Соединённых Штатах. «Застольные песни» были впервые исполнены только через 28 лет - в 1950 году.

– Франсиск Пуленк очень гордился дружбой с Сергеем Прокофьевым. Они любили играть в бридж и шахматы, а перед выступлениями Прокофьева всегда вместе репетировали на двух роялях, при этом Пуленк исполнял оркестровую партию. Для каждого из них такое музицирование было весьма ценным: Прокофьев повторял концертное произведение, а Пуленк приобщался к творениям композитора, которого очень ценил.

– В 1944 году Франсис Пуленк вместе с певцом Пьером Бернаком, путешествуя по оккупированной немцами Бельгии, в конце одного из концертов исполнили произведение композитора, в котором прозвучали слова о страданиях народа Франции. Публика, прослушав песню, демонстративно встала, а присутствующие на выступлении немецкие офицеры не поняли текст, и этому эпизоду никакого особого значения не придали. К счастью, на концерте не было гестаповцев, иначе у музыкантов были бы очень большие проблемы.

– Франсис Пуленк никогда не скрывал и не стыдился своей нетрадиционной ориентации. Однако у него были отношения не только с мужчинами, но и с женщинами, например, от романа с Фредерикой Лебедефф у него в 1946 году родилась дочь Мари-Анж, которая после смерти отца стала бенефициарным владельцем его имущества.
Композитор
Оперы

1961 «Дама из Монте-Карло»
1958 «Человеческий голос»
1956 «Диалоги кармелиток»
1944 «Груди Тирезия»

Балеты

1941 «Примерные животные»
1929 «Утренняя серенада»
1923 «Лани»
1921 «Новобрачные на Эйфелевой башне»

Симфонические произведения

1962 «Соната для кларнета и фортепиано»
1962 «Соната для гобоя и фортепиано»
1959 «Gloria» для сопрано, хора и оркестра»
1958 «Соната для виолончели и фортепиано»
1957 «Соната для флейты и фортепиано»
1950 «Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра»
1949 «Концерт для фортепиано с оркестром»
1943 «Соната для скрипки и фортепиано»
1940 «Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны»
1938 «Концерт для органа, струнного оркестра и литавр»
1937 «Засуха» для хора и оркестра
1932 «Концерт для двух фортепиано с оркестром»
1932 «Бал-маскарад» для баритона и камерного оркестра
1927 «Сельский концерт для клавесина с оркестром»
1926 «Трио для фортепиано, гобоя и фагота»
1923 «Соната для валторны, трубы и тромбона»
1922 «Соната для кларнета и фагота»
1918 «Соната для двух кларнетов»

Фортепианные сочинения

1929 - 1938 «Восемь ноктюрнов»
1929 «Памяти Альбера Русселя»
1921 «Прогулки»
1918 «Вечные движения»

Все произведения
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions