Персоны :: Доменико Чимароза

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал13.06.2022 в 17:23
  • fan90
  • Ред.27.08.2023 в 20:29
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Domenico Cimarosa
Дата рождения: 17 декабря, 1749 | стрелец
Место рождения: Аверса, Италия
Дата смерти: 11 января, 1801 | 51 год
Место смерти: Венеция, Италия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Доменико Чимароза - итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Пьетро Гульельми и Джованни Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века.

Детство и юность

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750-м семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте, упав со строительных лесов. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был принят в школу при монастыре.

Чимароза вскоре привлёк внимание монастырского органиста и духовника его матери, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке, и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето", где обучался в течение 11-ти лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие.

Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом (в частности, исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини «Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя). После окончания консерватории он брал уроки пения у Джузеппе Априле. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал в годы учёбы, посещая в 1770 году вместе с Николо Дзингарелли и Джузеппе Джордани старшие курсы в капельмейстерском классе, и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771 году он брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини.

Начало карьеры

В 1772 году состоялась премьера первой оперы-буфф Чимарозы, «Причуды графа», исполненной в театре "Деи Фиорентини" в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро». После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей известности и славе сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло.

Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись в театре "Валле". «Возвращение дона Каландрино», «Итальянка в Лондоне», «Женщины-соперницы» и «Парижский художник» были поставлены там между 1778-м и 1781-м годами. Также в Риме, в театрах "Делле Даме" и "Арджентина", прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» (1780) и «Александр в Индии» (1781).

10 июля 1780 года «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре "Ла-Скала" в Милане, начав традицию исполнения его работ, которая продолжались до XIX века. В Неаполе были поставлены оперы-буфф «Мнимая парижанка» и «Благородная фраскатанка», созданы оратории«Авессалом» и «Юдифь» и ещё два десятка произведений крупных жанров.

Зрелая жизнь

29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом без жалования в Неаполитанской королевской часовне. 28 марта 1785 года он был переведён на должность второго органиста с ежемесячной зарплатой восемь дукатов, которые продолжали ему выплачиваться даже во время его отсутствия в Неаполе. С начала 1780-х он также был назначен учителем консерватории при детском приюте Оспедалетто в Венеции. Точно не ясно, когда состоялось это событие, хотя 1782 год - наиболее вероятная дата, так как в том году его ранее сочинённая оратория «Авессалом» была переписана для этой консерватории. Несколько его оперных постановок в следующие годы (начиная с опер «Китайский герой» и «Влюблённая балерина», поставленных в Неаполе в 1782 году) также связаны с его службой в Оспедалетто.

Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием).

В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II, чтобы занять место придворного композитора, освобождавшееся из-за отъезда Джованни Паизиелло. На пути к Санкт-Петербургу Чимароза и его жена посетили Ливорно, как гости Великого герцога Тосканского Леопольда, который позже, уже как император, сыграл важную роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме Чимароза посетил герцогиню Марию Амалию, а в конце августа и сентябре провёл 24 дня в Вене, где был представлен императору Иосифу II. В эти дни император неоднократно приглашал Чимарозу петь и играть для него. Все эти контакты усилили связи композитора с венским двором. После Вены Чимароза посетил Варшаву, также задержавшись там на месяц по просьбам местной аристократии.

Источники расходятся в вопросе о том, когда Чимароза прибыл в Санкт-Петербург. Его биография в «Новом словаре музыки и музыкантов» Джорджа Гроува сообщает о его прибытии в российскую столицу уже в начале декабря 1787 года и написанном в том же году «Реквиеме соль-минор» на смерть герцогини Серра-Каприола, жены посла Королевства обеих Сицилий. В то же время «Русский биографический словарь» пишет, что композитор потратил на путь в Россию намного больше времени, лишь в июле 1788 года покинув Неаполь, и по пути в Турине успев поставить оперу «Владимир», так что к месту службы он добрался лишь в начале 1789 года.

Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем пения её внуков. При дворе Екатерины II он следовал традиции итальянских композиторов, среди которых были Манфредини, Галуппи, Траэтта и Сарти. Его оперы были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца. Опера-сериа «Клеопатра» и две ранее написанных комических оперы, «Женщины-соперницы» и «Два барона», были также представлены широкой российской публике. Однако, вскоре после прибытия Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте Мартин-и-Солера, в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы.

Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул двор в июне 1791 года. К этому времени уже было известно, что служба Чимарозы в России близится к концу, и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого здоровья. Иосиф II намеревался пригласить его, как только он достигнет Вены, а в 1789 году ряд работ Чимарозы были переданы в "Бургтеатр" для подготовки к его возвращению.

Добравшись до Вены вскоре после смерти Иосифа II, Чимароза сменил Антонио Сальери в должности придворного капельмейстера нового императора Леопольда II. Ему было поручено написать оперу «Тайный брак» на либретто Джованни Бертати, созданное на основе одноимённой пьесы Джорджа Колмана и Дэвида Гаррика. Опера, исполненная в "Бургтеатре" 7 февраля 1792 года, была настолько успешной, что Леопольд II приказал, чтобы её повторили в тот же вечер в его покоях.

Чимароза, которого Йозеф Вайгль описал как человека, имеющего весёлый и дружеский характер, пользовался большой популярностью среди венского общества, и часто развлекал высшее общество, играя на клавире. В течение двух лет пребывания в Вене он сочинил ещё две оперы - «Сердечное бездействие», которая не была успешной, и «Любовь даёт благоразумие», а также переработал «Парижского художника».

Последние годы

В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного капельмейстера и где с большим успехом прошли «Тайный брак» (выдержавший 67 представлений) и новая опера-буфф «Женские хитрости. В 1796 году умерла его третья (по другим источникам вторая) жена, от которой у Чимарозы был сын Паоло. В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году, и восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием генерала Шампьона. Либеральные лидеры под покровительством французов провозгласили Партенопейскую республику, после чего король Фердинанд IV был вынужден бежать из Неаполя.

К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских взглядов, и предпринял попытку загладить вину, сочинив по предложению священника Дженнаро Танфано кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную 23 сентября. Тем не менее 9 декабря 1799 года он был арестован, ему было предъявлено обвинение в пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению.

Композитор провёл четыре месяца в тюрьме, и был избавлен от смертного приговора только благодаря вмешательству его влиятельных друзей, среди которых были кардиналы Эрколе Консальви и Фабрицио Руффо, леди Гамильтон и русский посол Андрей Италинский. Возможно, за композитора заступались также некоторые европейские монархи, на чьей службе он прежде состоял.

После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в Венецию, куда был приглашен для сочинения новой оперы «Артемизия». Там же он написал мессу для папы Пия VII. Однако вскоре состояние его здоровья резко ухудшилось, и 11 января 1801 года Чимароза скончался, не завершив работу над «Артемизией». Его внезапная смерть породила слух о том, что он был отравлен по приказу королевы Каролины, и чтобы это опровергнуть, неаполитанскому правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального освидетельствования тела. Чимароза был похоронен в Риме на средства кардинала Эрколе Консальви. По его заказу был также создан бюст Чимарозы, установленный в римском Пантеоне.

Творческое наследие

Доменико Чимароза является одним из ведущих представителей жанра оперы-буфф. В его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и демонстрируя элементы развивающегося симфонизма. Чимарозе принадлежит первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих развитие событий к этому моменту.

В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер», пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок), месс и ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии»), а среди его инструментальных сочинений - 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1801 «Артемизия» (не закончена)
1796 «Горации и Куриации»
1795 «Великодушные враги»
1794 «Женские хитрости»
1793 «Любовь даёт благоразумие»
1792 «Тайный брак»
1792 «Сердечное бездействие»
1791 «Непредвиденная серенада»
1789 «Две невесты»
1789 «Два барона»
1789 «Клеопатра»
1788 «Дева Солнца»
1787 «Сварливый фанатик»
1786 «Импресарио в нужде»
1785 «Ревнивый муж»
1784 «Олимпиада»
1784 «Легковерный»
1784 «Неожиданные женитьбы»
1784 «Обманутое тщеславие, или Рынок в Мальмантиле»
1784 «Два мнимых графа»
1783 «Чужим добром не разживёшься»
1783 «Два барона из Рокка Аццура»
1782 «Влюблённая балерина»
1782 «Китайский герой»
1782 «Постоянная любовь»
1782 «Цирцея»
1781 «Парижский художник»
1781 «Александр в Индии»
1780 «Женщины-соперницы»
1778 «Причуды любви»
1778 «Комичные любовники»
1778 «Итальянка в Лондоне»
1777 «Мнимая Армида»
1773 «Мнимая парижанка»
1772 «Причуды графа»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions