Персоны :: Николай Мясковский

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал22.06.2022 в 20:01
  • fan90
  • Ред.15.01.2023 в 19:52
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Николай Яковлевич Мясковский
Дата рождения: 8 апреля, 1881 | овен
Место рождения: Новогеоргиевск, Варшавская губерния, Российская империя
Дата смерти: 8 августа, 1950 | 69 лет
Место смерти: Москва, СССР
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка, песни, романсы
Биография
Николай Яковлевич Мясковский - польский и советский композитор, музыкальный педагог и критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий. Доктор искусствоведения, один из крупнейших симфонистов первой половины XX века.

Детство и юность

Николай Мясковский родился в Новогеоргиевске Варшавской губернии в семье Якова Константиновича Мясковского, потомственного военного инженера, и Веры Николаевны Мясковской (урождённой Петраковой), также происходившей из семьи военных, и был их вторым ребёнком. В семье было пятеро детей: Сергей (старший сын, умер в юности), Николай и три дочери - Вера, Валентина и Евгения. В 1888 году семья переехала в Оренбург, а через год - в Казань, где при родах умерла мать. Опеку над пятью детьми взяла на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская. Тётя обладала хорошим голосом, рассказами о своей работе в хоре Мариинского театра, спектаклях и жизни музыкантов, пробудила его интерес к музыке, и давала ему первые уроки игры на фортепиано.

В 1893 году, после окончания двух классов реального училища, в соответствии с семейной традицией был определён в Нижегородский кадетский корпус, где пел в кадетском хоре. В 1895 году семья переехала в Санкт-Петербург, и Николай был переведён во Второй кадетский корпус. Обучение игре на скрипке поспособствовало его записи в 1895 году в корпусной симфонический оркестр, руководимый Николаем Казанли, у которого Мясковский начал брать уроки гармонии. Но молодого музыканта, вскоре сделавшего первые попытки сочинительства, больше влекло к роялю. В 1896 году, услышав в исполнении Артура Никиша «Патетическую симфонию» и балладу «Воевода» Чайковского, окончательно решил связать свою жизнь с музыкой.

В 1899 году Мясковский закончил кадетский корпус, поступил в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище, и в 1902 году получил диплом военного инженера. Некоторое время служил в сапёрной части в Зарайске, затем был переведён в Москву, где с января по май 1903 года занимался гармонией с Рейнгольдом Глиэром, пройдя за это время весь курс. В 1904 году получил назначение в 19-й сапёрный батальон, располагавшийся под Санкт-Петербургом. В Санкт-Петербурге более двух лет занимался у Ивана Крыжановского, изучая полифонию, фугу и инструментовку.

Карьера

Летом 1906 года Мясковский поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, представив на экзамене свою трёхчастную фортепианную сонату до-минор (ныне утерянную). Композиции он учился у Анатолия Лядова, инструментовке у Римского-Корсакова, музыкально-теоретические дисциплины изучал под руководством Яниса Витолса. Среди его сокурсников были Борис Асафьев и Сергей Прокофьев (дружба с последним связывала Мясковского на протяжении более чем сорока лет). Во время учёбы познакомился с учеником Артура Никиша, Константином Сараджевым, дирижёром московских «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие его ранние произведения. В 1906 году впервые были опубликованы его сочинения - шесть романсов на стихи Зинаиды Гиппиус, напечатанные издательством Юлиуса Циммермана на средства автора.

Первое публичное исполнение произведений композитора состоялось в 1908 году в Санкт-Петербурге на «Вечерах современной музыки» - в программу вошли романсы «Луна и туман», «Кровь», «Противоречие» на стихи Зинаиды Гиппиус. В том же 1908 году композитором была создана Первая симфония, а в его дневнике появилось первое упоминание о замысле оперы «Идиот» по одноимённому роману Достоевского. Мысли о сочинении этой оперы не покидали композитора около 10 лет, над либретто работал Пётр Сувчинский, но эта идея так и не воплотилась.

Окончив консерваторию в 1911 году, начал публиковаться как музыкальный критик: за три года в московском журнале «Музыка» под редакцией Владимира Держановского было напечатано 114 статей и заметок его авторства, посвящённых музыкальной жизни Санкт-Петербурга и новинкам русской и западноевропейской музыки.

Военный период

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Мясковский отправился на фронт в сапёрные войска, и не смог присутствовать на московской и петербургской премьерах «Аластора» в ноябре под управлением Сергея Кусевицкого. Перед отправлением в действующую армию он писал Прокофьеву: «Будете на «Аласторе» - сообщите своё впечатление; можете и выругать, но немного, ибо как-никак, а «Касторка» посвящена Вам».

Служил в чине поручика сапёрной роты, руководил инженерными работами и бывал на передовой. В течение 1915 года его полк неоднократно вступал в прямое столкновение с войсками немцев и австрийцев и подвергался артиллерийскому обстрелу. В одном из боёв под Перемышлем получил тяжёлую контузию, после чего был переведён из действующей армии на строительство крепости в Ревель, относительно близкое расположение которого к Санкт-Петербургу позволило присутствовать на премьере «Скифской сюиты» Прокофьева 16 января 1916 года в Мариинском театре. Биографы отмечают отрицательное отношение композитора к войне и его интерес к политике в этот период.

Советский период

После революции Мясковский перешёл на службу в Военно-морской генеральный штаб Балтийского флота в Петрограде, к чему его побудили семейные обстоятельства: композитор взял на своё содержание семьи сестёр, оказавшихся под угрозой голодной смерти. Отец не поддержал решение сына служить власти Советов, попытался выехать на Украину и трагически погиб в 1918 году в самом начале Гражданской войны. Распространённое в Советском Союзе представление, будто композитор накануне революции был сторонником власти Советов, не совсем соответствует действительности: он с надеждой принял созыв Учредительного собрания, а на Советскую власть в первые годы смотрел без особого энтузиазма.

В 1918 году, с переводом столицы из Петрограда в Москву, туда же был переведён и Военно-морской генеральный штаб, в котором служил композитор. Одновременно с работой начал участвовать в московской музыкальной жизни: стал членом жюри Государственного музыкального издательства и сблизился с одним из его организаторов - профессором Московской консерватории Павлом Александровичем Ламмом. Согласно воспоминаниям его дочери, на музыкальных собраниях в доме семейства Ламмов, или так называемых «средах», впервые исполнялись все симфонии композитора, начиная с 6-й и до 27-й, а также все камерные и симфонические произведения композитора в переложениях Ламма для фортепиано в восемь рук.

В 1919 году был избран членом правления "Коллектива московских композиторов". В следующем году была впервые исполнена его «Пятая симфония». В 1921 году после демобилизации с военной службы стал заместителем заведующего Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР, а также профессором Московской консерватории по классу композиции.

В 1923 году в память об отце написал Шестую симфонию, которая имела такой успех, что о ней заговорили как о первой симфонии после Чайковского, достойной носить название Шестой. В 1925 - 1927 годах сочинил Седьмую и Восьмую симфонии. С группой московских композиторов входил в состав созданной в 1924 году Ассоциации современной музыки (АСМ), избравшей своей главной задачей "способствование всеми мерами распространению новой музыки, русской и иностранной". Члены АСМ противостояли позициям теоретиков и идеологов Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), которые проповедовали "демократизацию" академической музыки и считали, что путь к её стилевому обновлению лежит только через массовую пролетарскую песню.

Первыми сочинениями композитора начала войны стали три песни: «Походная песня» на слова Михаила Исаковского для двухголосного хора без сопровождения, «Боец молодой» на слова Михаила Светлова и «Боевой приказ» на слова Виктора Винникова для голоса с фортепиано, а также марши для духового оркестра - «Героический» и «Весёлый».

С августа 1941-го по декабрь 1942-го Мясковский находился в эвакуации - сначала в Нальчике, затем в Тбилиси, и позже недолгое время во Фрунзе, после чего вернулся в Москву, которую уже не покидал до конца жизни, и выезжал только летом на отдых в Николину Гору. В Нальчике была написана первая советская симфония, связанная с событиями Великой Отечественной войны - 22-я симфония. Там же были созданы 23-я симфония на темы кабардино-балкарских песен и струнный квартет №7.

В годы войны на предложения Прокофьева писать для кино композитор ответил: «Ваша пропаганда киномузыки пока на меня не действует. Работая над Кантатой, я убедился, что у меня нет иллюстративного воображения, а без этого какая же киномузыка». В трудных условиях эвакуации, порой без электричества, отопления, без фортепиано композитор воевал на своём участке фронта - в жанрах симфонической и камерной инструментальной музыки, и за военное время создал три симфонии, три квартета, концерт для виолончели с оркестром, фортепианные пьесы и кантату «Киров с нами».

Принимал участие в конкурсах по созданию государственных гимнов. В РГАЛИ хранятся проект Гимна Советского Союза на слова Михалкова и Эль-Регистана, подготовленный композитором в 1943 году, и несколько его же вариантов Государственного гимна РСФСР 1946 года на слова Степана Щипачёва. Над гимном РСФСР композитор упорно трудился в 1945 году, и не представленный на конкурс вариант был использован при создании 26-й симфонии.

Последние годы

В 1948 году, в связи с выходом Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба», имя композитора попало в список формалистов. Его музыка была названа мрачной и недостаточно оптимистической. В частности, лирико-ностальгическая «Симфония №25» была охарактеризована как "философские бредни, чуждые рабочему классу", а кантата «Кремль ночью» вызвала шквал критики за подачу образа Сталина и двусмысленность текста. Некоторые произведения композитора перестали исполняться в СССР: 6-я, 10-я, 13-я и 22-я симфонии, «Патетическая увертюра» для большого оркестра, кантата «Кремль ночью», вокальный цикл «На грани», Третья и Четвёртая фортепианные сонаты попали в антирепертуарные списки. В том же году композитор открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна. На заседании Союза композиторов он охарактеризовал "Постановление по борьбе с формализмом" как истерическое, что привело к его конфликту с Тихоном Хренниковым.

В январе 1949 года черновое исполнение 26-й симфонии на темы древнерусских знаменных распевов, как отметил музыковед Алексей Иконников, "не смогло быть исчерпывающей проверкой её художественных достоинств". Современники "не услышали" и не поняли это сочинение.

Последние два года жизни композитор провёл на даче у Николиной Горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 года он уничтожил часть ранних фортепианных сонат и почти все романсы, написанные с 1906-го по 1914-й гг.

Мясковский умер от рака желудка 8 августа 1950 года. Был похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами Александра Скрябина и Сергея Танеева.

Творческое наследие

Стиль музыки композитора суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи композитора органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма Чайковского, модернизма Стравинского и Прокофьева, импрессионизма Дебюсси. Также заметно влияние Римского-Корсакова и Скрябина.

Для его ранних работ характерны мрачные, даже зловещие тона, которые переплетаются с лирическими, задушевными интонациями русского романтизма. Первые 10 симфоний отличает вязкая, тяжёлая полифония с обилием низов и мощным звучанием.

Дмитрий Кабалевский отмечал яркий оптимизм 14-й и 15-й симфоний, в которых всё большее место занимает "песенно-танцевальная стихия народной музыки". Соглашаясь с такой оценкой о ведущем значении народно-песенного начала в этих двух симфониях, музыковед Алексей Иконников выделял 15-ю из ряда интонационно связанных с народной песней и танцем сочинений (12-я, 8-я, 6-я, 5-я симфонии), поскольку она "ни одной подлинной фольклорной темы не содержит", но отмечал, что её некоторые темы "настолько типичны в жанровой характерности, мелодически выразительны, что воспринимаются как родственные фольклорным".

Среди других работ этого периода выделяется «Симфония №16» посвящённая советской авиации. Её драматизм навеян катастрофой самолёта «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года. Оценка Прокофьева Шестнадцатой симфонии может быть распространена на многие сочинения композитора, или даже воспринята как его творческое кредо: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности построения - это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой. Тут не было ни слащавых наивностей, ни залезания в гробы умерших композиторов за вчерашним материалом. Весь зал единодушно приветствовал симфонию Мясковского».

Особой силой отличается «Симфония №21» (1940), которая открыла последний, завершающий период творчества композитора. В ней нашли своё отражение и тягостные раздумья о правильности пути страны, и искренняя вера в светлое будущее. В произведении соединяются чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов и философская глубина сочинения. С этой работой композитор возвращается к политональным схемам русского классического романтизма и прозрачной полифонии духовых инструментов.

По материалам Википедии
Композитор
1949 «Симфония №27 до-минор»
1949 «Струнный квартет №13 ля-минор»
1948 «Симфония №26 до-мажор»
1947 «Струнный квартет №12 соль-мажор»
1946 «Симфониетта №2 ля-минор» для струнного оркестра
1946 «Симфония №25 ре-бемоль-мажор»
1945 «Струнный квартет №10 фа-мажор»
1944 «Концерт для виолончели с оркестром до-минор»
1943 «Струнный квартет №9 ре-минор»
1943 «Симфония №24 фа-минор»
1942 «Струнный квартет №8 фа-диез-минор»
1941 «Струнный квартет №7 фа-мажор»
1941 «Походная песня» для мужского двухголосного хора
1940 «Струнный квартет №6 соль минор»
1940 «Симфония №21 фа-диез-минор»
1940 «Симфония №20 ми-мажор»
1939 «Симфония №19 ми-бемоль-мажор» для духового оркестра
1939 «Струнный квартет №5 ми-минор»
1938 «Концерт для скрипки с оркестром ре-минор»
1937 «Струнный квартет №4 фа-минор»
1937 «Симфония №18 до-мажор»
1934 «Слава советским пилотам» для четырёхголосного смешанного хора
1932 «Ленинская песня» для хора и фортепиано
1932 «Песня о Карле Марксе» для хора и фортепиано
1930 «Песня у станка» для голоса и фортепиано
1930 «Струнный квартет №3 ре-минор»
1930 «Струнный квартет №2 до-минор»
1930 «Струнный квартет №1 ля-минор»
1929 «Симфониетта №1 си-минор» для струнного оркестра
1927 «Симфония №10 фа-минор»
1927 «Симфония №9 ми-минор»
1925 «Соната №4 для фортепиано до-минор»
1925 «Симфония №8 ля-мажор»
1923 «Симфония №6 ми-бемоль-минор»
1922 «Симфония №7 си-минор»
1920 «Соната №3 для фортепиано до-минор»
1918 «Симфония №5 ре-мажор»
1918 «Симфония №4 ми-минор»
1914 «Симфония №3 ля-минор»
1912 «Аластор». Симфоническая поэма
1912 «Соната №2 для фортепиано фа-диез-минор»
1911 «Соната №1 для виолончели и фортепиано ре-мажор»
1911 «Симфония №2 до-диез-минор»
1910 «Симфониетта ля-мажор»
1909 «Соната №1 для фортепиано ре-минор»
1909 «Мадригал для голоса с фортепиано»
1908 «Симфония №1 до-минор»
1907 «Размышления» для голоса с фортепиано
1906 «Из юношеских лет». 12 романсов для голоса и фортепиано
1904 «Тишина». Романс для голоса и фортепиано
1904 «Идиллия фа-мажор» для фортепиано
1903 «Фантазия фа-минор» для фортепиано
Награды и премии
1951 Сталинская премия I степени (посмертно)
1950 Сталинская премия II степени
1947 Медаль «В память 800-летия Москвы»
1946 Сталинская премия I степени (дважды)
1946 Народный артист СССР
1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
1943 Орден Ленина
1941 Сталинская премия I степени
1926 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1915 Орден Св. Анны III степени
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions