Персоны :: Александр Бородин

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал22.06.2022 в 20:10
  • fan90
  • Ред.10.11.2023 в 21:33
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Александр Порфирьевич Бородин
Дата рождения: 12 ноября, 1833 | скорпион
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 27 февраля, 1887 | 53 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера, романс
Супруга: Екатерина Протопопова
Биография
Александр Бородин - прославленный учёный и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности XIX века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других музыкальных произведений, известных всему миру.

Детство и юность

Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8-ми лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жёны военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.

Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, и приобрёл знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда ему исполнилось 9 лет, Бородин сочинил миниатюрную танцевальную пьесу, и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13-ти годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.

Увлечение искусством не ограничивалось музыкой - юный композитор увлечённо рисовал и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлёкся химией - наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые свои опыты Бородин проводил дома. Глядя на это, и беспокоясь о сохранности жилища, мать решила, что сыну необходимо окончить гимназию и пойти учиться дальше.

С помощью канцеляристов казённого учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.

Медицина и химия

По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине, и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчёт о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.

В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведённых в окружении блестящих учёных Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина и Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях учёного конгресса, где были чётко определены понятия "молекула" и "атом".

Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой учёный снова провёл в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.

На родину Александр Порфирьевич вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчёт о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.

В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Бородин заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.

В 1877 году Бородин достиг верхней ступени учёного сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его своим почётным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более сорока́ работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.

Музыка

Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня тёмного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других европейских композиторов.

В Петербурге молодой учёный познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьёй Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.

Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.

Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением Милия Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».

Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами, и постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.

С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.

Личная жизнь

Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании учёного, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться. Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.

Из-за хронических проблем с лёгкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Её отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии учёного и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей, и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.

Последние годы

В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приёмах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.

В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало и любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряжённая работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.

27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого учёного и композитора стал разрыв сердца.

Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.

Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии ля-минор.

По материалам 24smi.org
Композитор
Симфонические произведения

1886 - 1887 «Симфония №3 ля-минор» (не окончена)
1885 «Маленькая сюита» для фортепиано
1885 «Скерцо ля-бемоль-мажор» для фортепиано
1882 «Скерцо» для струнного квартета
1880 «В средней Азии». Симфоническая картина
1873 «Симфония №2. Богатырская» си-минор»
1865 «Симфония №1 ми-бемоль-мажор»
1862 «Фортепианный квинтет до-минор»
1860 - 1861 «Фортепианное трио ре-мажор»
1860 «Соната для виолончели и фортепиано си-минор»
1853 - 1854 «Струнный квинтет фа-мажор»
1852 - 1856 «Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели»

Оперы

1887 «Князь Игорь» (завершена Глазуновым и Римским-Корсаковым)
1872 «Млада» (только 4-е действие)
1867 «Богатыри»
1867 - 1868 «Царская невеста» (утрачена)

Романсы и песни

«Арабская мелодия»
«Для берегов отчизны дальной»
«Из слёз моих...»
«Красавица-рыбачка»
«Морская царевна»
«Отравой полны мои песни»
«Песня тёмного леса»
«Разлюбила красна девица...»
«Слушайте, подруженьки, песенку мою»
«Спящая княжна»
«Фальшивая нота»
«Что ты рано, зоренька...»
«Чудный сад»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions