Персоны :: Цезарь Кюи

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал22.06.2022 в 20:27
  • fan90
  • Ред.06.03.2023 в 22:02
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Цезарий-Вениамин Кюи
Псевдоним: Цезарь Антонович Кюи
Дата рождения: 6 марта, 1835 | рыбы
Место рождения: Вильна, Российская империя
Дата смерти: 26 марта, 1918 | 83 года
Место смерти: Петроград, Российская империя
Карьера: Композитор, писатель
Жанр: Классическая музыка, опера, военное дело
Супруга: Мальвина Бамберг
Биография
Цезарь Антонович Кюи (при рождении Цезарий-Вениамин Кюи) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал.

Творческое наследие Кюи как композитора довольно обширно: 14 опер, в их числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет драмы Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250-ти), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (на стихи Пушкина), «Эоловы арфы» (на слова Аполлона Майкова) и другие.

Детство и юность

Будущий композитор родился 6 января 1835 года в городе Вильне (ныне Вильнюс). Его отец, Антон Леонардович Кюи, выходец из Франции, служил в наполеоновской армии. Раненый под Смоленском во время войны 1812 года, он не вернулся с остатками разбитых войск Наполеона во Францию, а остался навсегда в России.

В Вильне Антон Кюи женился на Юлии Гуцевич, преподавал французский язык в местной гимназии. С отцом Цезарь Кюи общался на французском, с другими членами семьи - на литовском или на польском, а с братьями-гимназистами с пяти лет общался на русском. Старший брат Цезаря, Александр (1824–1909), стал впоследствии известным архитектором.

В возрасте пяти лет Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию услышанного им военного марша. В десять лет сестра начала его учить фортепианной игре, затем Кюи брал уроки у частных педагогов, и вскоре сам начал сочинять мелодии. Под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил своё первое произведение - мазурку соль-минор. Живший тогда в Вильне композитор Станислав Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся семь месяцев.

Карьера

В 1851 году Кюи поступил в Главное инженерное училище, и через четыре года был произведён в прапорщики. В 1857 году окончил Николаевскую инженерную академию с повышением в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем по фортификации. В 1875 году получил чин полковника. В связи с началом русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 году был командирован на театр военных действий, где производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем.

В 1878 году, по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 году стал профессором, в 1891-м - заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, а вскоре был произведён в генерал-майоры.

Музыка

Самые ранние романсы Кюи написаны около 1850 года. Это был цикл «Шесть Польских песен», изданный в Москве в 1901 году. Однако всерьёз заниматься сочинением музыки он начал лишь после окончания академии. На тексты Крылова написаны романсы: «Тайна» и «Спи, мой друг», на слова Кольцова - дуэт «Так и рвётся душа». Громадное значение в развитии таланта Кюи имела дружба с Милием Балакиревым, являвшимся в первом периоде творчества Кюи его советчиком, критиком, учителем и отчасти сотрудником (главным образом, по части оркестровки, оставшейся навсегда наиболее уязвимой стороной фактуры Кюи), и близкое знакомство с его кружком: Мусоргским, Римским-Корсаковым и Бородиным, а также с Даргомыжским, оказавшим большое влияние на выработку вокального стиля Кюи.

Реформаторские начинания в области драматической музыки, отчасти под влиянием Даргомыжского, в противовес условностям и банальностям итальянской оперы выразились в опере «Вильям Ратклиф» (на сюжет Гейне), начатой в 1861 году. Единение музыки и текста, тщательная разработка вокальных партий, применение в них не столько кантилены (всё же появляющейся там, где этого требует текст), сколько мелодического, певучего речитатива, трактовка хора как выразителя жизни масс, симфоничность оркестрового сопровождения - все эти особенности, в связи с достоинствами музыки, красивой, изящной и оригинальной (особенно в гармонии), сделали «Ратклифа» новым этапом в развитии русской оперы, хотя музыка в нём и не имеет национального отпечатка. Слабейшей стороной партитуры этой оперы была оркестровка. Значение «Ратклифа», поставленного в Мариинском театре (1869), не было оценено публикой, возможно, ввиду неряшливого исполнения, против которого протестовал и сам автор, прося публику не посещать представлений его оперы.

«Ратклиф» вновь появился в репертуаре лишь спустя 30 лет на частной сцене в Москве. Подобная же участь постигла и оперу «Анджело» (1875), где те же оперные принципы получили своё полное завершение. Поставленная в Мариинском театре в 1876 году, опера в репертуаре не удержалась, и была возобновлена лишь на несколько представлений на той же сцене в 1910-м, в ознаменование 50-летия композиторской деятельности автора. Больший успех «Анджело» имел в Москве (Большой театр, 1901). К тому же времени (1872) относится и «Млада». Рядом с «Анджело» по художественной законченности и значительности музыки можно поставить оперу «Флибустьер» (1889), написанную на текст Жана Ришпена и шедшую только в Париже, на сцене "Опера-Комик" (1894). В музыке её французский текст трактован с той же правдивой выразительностью, как русский - в русских операх Кюи.

В остальных произведениях драматической музыки - «Сарацин» (на сюжет «Карл VII у своих вассалов» Александра Дюма, поставлена в Мариинском театре в 1899 году); «Пир во время чумы» (исполнена в Санкт-Петербурге и Москве в 1900-м); «Mадемуазель Фифи» (1900, на сюжет Мопассана; исполнена в Москве и Петрограде); «Матео Фальконе» (1901, по Мериме и Жуковскому, исполнена в Москве) и «Капитанская дочка» (1909, поставлена в Мариинском театре в 1911-м и в Москве в 1913-м) - Кюи, не изменяя резко своим прежним оперным принципам, отдаёт явное предпочтение кантилене.

После опер наибольшее художественное значение имеют романсы Кюи (около четырёхсот), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста, находящего всегда правдивое выражение как в вокальной партии, замечательной по красоте мелодии и по мастерской декламации, так и в сопровождении, отличающемся богатой гармонией и прекрасной фортепианной звучностью. Выбор текстов для романсов сделан с большим вкусом. Большей частью они чисто лирические - область, самая близкая таланту Кюи. Он достигает в ней не столько силы страстности, сколько теплоты и искренности чувства, не столько широты размаха, сколько изящества и тщательной отделки деталей. Иногда в нескольких тактах на коротенький текст Кюи даёт целую психологическую картинку. Среди романсов Кюи есть и повествовательные, и описательные, и юмористические.

К вокально-хоровой музыке относится около 70-ти хоров и две кантаты: «В честь 300-летия Дома Романовых» (1913) и «Твой стих» (1914, на слова Изабеллы Гриневской), в память Михаила Лермонтова. В инструментальной музыке - для оркестра, струнного квартета и для отдельных инструментов - Кюи не так типичен, но и в этой области им написаны четыре сюиты, два скерцо, тарантелла, «Marche solennelle» и вальс. Затем идут три струнных квартета, много пьес для фортепиано, для скрипки и для виолончели. Всего композитором издано 96 опусов; в это число не входят оперы и другие сочинения: например конец 1-й сцены в «Каменном Госте» Даргомыжского (дописанный согласно предсмертной воле последнего).

Талант Кюи - более лирический, чем драматический, хотя нередко он достигает в своих операх значительной силы трагизма. Особенно ему удаются женские характеры. Мощь, грандиозность чужды его музыке. Всё грубое, безвкусное или банальное ему ненавистно. Он тщательно отделывает свои сочинения и скорее склонен к миниатюре, чем к широким построениям, к вариационной форме, чем к сонатной. Он неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен в ритмике, имеет редкое обращение к контрапунктическим комбинациям и не вполне свободно владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, нося черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полёта мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.

В отдельную рубрику следует выделить его сочинения для детей. Композитор создал ряд разнообразных и разнохарактерных детских произведений, в которых проявил много простоты, нежности, грации и остроумия.

Цезарь Кюи участвовал в "Беляевском кружке". С 1896-го по 1904-й год Кюи - председатель Дирекции Санкт-петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества, а с 1904-го - его почётный член.

Музыкальный критик

Начавшаяся в 1864 году и продолжавшаяся до 1900 года музыкально-критическая деятельность Кюи имела большое значение в истории музыкального развития России. Боевой, прогрессивный характер (особенно в более раннем периоде), пламенная пропаганда Глинки и "новой русской музыкальной школы", литературный блеск, остроумие создали ему, как критику, огромное влияние. Он пропагандировал русскую музыку и за границей, сотрудничая с французской прессой и издав свои статьи из «Revue et gazette musicale» (1878-1880) отдельной книжкой «La musique en Russie» (1880). К крайним увлечениям Кюи относится его умаление классиков, в частности Моцарта и Мендельсона, и отрицательное отношение к Рихарду Вагнеру. Отдельно были изданы «Кольцо Нибелунгов» (1889), «История фортепианной литературы» (1889) и «Русский романс» (1896).

Личная жизнь

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Рафаиловне Бамберг (1836–1899), ученице Даргомыжского. Цезарь Антонович посвятил ей оркестровое скерцо фа-мажор. Исполнение этого скерцо в Петербурге в симфоническом концерте Императорского Русского Музыкального Общества 14 декабря 1859 года стало публичным дебютом Кюи как композитора. К тому же времени относятся два фортепианных скерцо и первый опыт в оперной форме: два акта оперы «Кавказский пленник» (1857-1858), позже переделанную в трёхактную и поставленную в 1883 году на сцене Мариинского театра в Петербурге и Москве. Тогда же написана одноактная комическая опера в лёгком жанре «Сын Мандарина» (1859), поставленная на домашнем спектакле у Кюи при участии самого автора, его жены и Мусоргского, а публично - в Клубе художников в Петербурге (1878).

Скончался в Петрограде 26 марта 1918 года. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году его прах перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Постскриптум

За свою долгую жизнь Кюи прожил как бы несколько жизней, сделав исключительно много на всех избранных поприщах. Причём научной, композиторской, критической, общественной и военно-педагогической деятельностью он занимался одновременно. Поразительная работоспособность, помноженная на выдающееся дарование, глубокая убеждённость в правоте идеалов, сформировавшихся ещё в молодости - бесспорные свидетельства большой и незаурядной личности Кюи.

По материалам Википедии и belcanto.ru
Знаете ли вы, что...
– Кюи является автором капитальных научных трудов по фортификации. Он написал учебный курс, который читал в Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской академиях, и в Академии Генерального штаба.

– Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям.
Композитор
Оперы

1913 «Кот в сапогах»
1913 «Иванушка-дурачок»
1911 «Красная шапочка»
1909 «Капитанская дочка
1907 «Матео Фальконе»
1905 «Снежный богатырь»
1903 «Мадемуазель Фифи»
1900 «Пир во время чумы»
1898 «Сарацин»
1891 «Млада»
1889 «Флибустьер»
1875 «Анджело»
1874 «Кавказский пленник»
1868 «Вильям Ратклиф»
1859 «Сын мандарина»
Библиография
2019 «История крепостей Европы и России»
1901 «Рост крепостей и изменение их формы в зависимости от увеличения численности армий»
1899 «Опыт рационального определения величины гарнизонов крепостей»
1897 «Краткий исторический очерк долговременной фортификации»
1897 «Чертежи к Краткому историческому очерку долговременной фортификации»
1896 «Русский романс: Очерк его развития»
1892 «Несколько слов по поводу современного фортификационного брожения»
1892 «Учебник фортификации для пехотных юнкерских училищ»
1889 «История литературы фортепианной музыки»
1889 «Кольцо Нибелунгов»
1882 «Бельгия, Антверпен и Бриальмон»
1881 «Атака и оборона современных крепостей»
1881 «Краткий учебник полевой фортификации»
1878 «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции»
1877 «Полевая фортификация»
1873 «Записки полевой фортификации»
Награды и премии
1916 Орден Святого Александра Невского
1911 Орден Белого Орла
1901 Орден Святого Владимира II степени
1896 Командорский крест Ордена Почетного Легиона
1891 Орден Святой Анны I степени
1886 Орден Святого Станислава I степени
1883 Орден Святого Владимира III степени
1881 Орден Святого Владимира IV степени
1878 Орден Святой Анны II степени
1873 Орден Святого Станислава II степени
1870 Орден Святой Анны III степени
1863 Орден Святого Станислава III степени
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions