Персоны :: Пьетро Масканьи

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал02.07.2022 в 20:26
  • fan90
  • Ред.15.01.2023 в 19:08
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Pietro Mascagni
Дата рождения: 7 декабря, 1863 | стрелец
Место рождения: Ливорно, Италия
Дата смерти: 2 августа, 1945 | 81 год
Место смерти: Рим, Италия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Лина Карбоньяни (один ребёнок)
Биография
Пьетро Масканьи - итальянский оперный композитор.

Родился 7 декабря 1863 года в Италии, в городе Ливорно, в небогатой семье пекаря. Талант Пьетро разглядел его дядя, Стефано Масканьи. Мужчина не имел музыкального образования, но тонко чувствовал и любил музыку, и всячески способствовал становлению племянника как музыканта.

В возрасте 13 лет Масканьи-младший начал заниматься с Альфредо Соффредини - композитором, педагогом и основателем Музыкального института Ливорно, получившим впоследствии название Институт Керубини.

Соффредини обучил Масканьи искусству композиции, а также дал возможность выступать на площадках Ливорно со своими произведениями. Кантата «В шелкопрядильне», премьерный показ которой был осуществлен в 1881 году, принёс такой успех автору, что Стефано Масканьи решил спонсировать второй концерт в театре «Аввалорати». Рукопись нот, хранящаяся в библиотеке Пьерпонта Моргана в Нью-Йорке, содержит комментарий, написанный Соффредини в конце одной из арий: «Браво, Пьетро! Эта ария - маленький шедевр!».

Карьера

В 1882 году Масканьи поступил в консерваторию, однако в процессе обучения у него возникли разногласия с директором учебного заведения, Антонио Баццини. Студенты Миланской консерватории не имели права выступать на сторонних концертах без разрешения директора, но это правило регулярно нарушалось молодым композитором. Чтобы избежать проблем, композитор использовал псевдоним Пигмео Сарканти (Pigmeo Sarcanti), что является анаграммой его имени и фамилии.

В начале 1885 года композитор заканчивает интермеццо из третьего акта оперы «Вильям Ратклифф» и показывает её дирижёру театра "Ла-Скала", Франко Фаччо. Тот с энтузиазмом откликнулся на произведение молодого Пьетро, и предложил исполнить интермеццо с условием, что директор консерватории одобрит исполнение. Но Баццини не был впечатлён работой, назвав её "музыкой сумасшедшего", и не позволил её исполнить в "Ла Скала". Масканьи хлопнул дверью со словами «Кто ты такой, чтобы судить меня?» и ушёл из консерватории в марте 1885 года, так и не получив диплома.

Впрочем, время, проведённое в консерватории, нельзя считать потерянным. Во время учёбы Масканьи жил с ещё одним студентом из класса Понкьелли, Джакомо Пуччини. Они стали большими друзьями в годы студенчества. В этот период композитор сочинил романс на слова Андреа Маффеи «Il Re a Napoli in Cremona», специально для друга детства, тенора Дарио Аккончи, уже состоявшегося певца оперетты. Песня стала известна во всех уголках Италии благодаря её исполнению в гастрольных турах.

В 1888 году издательство Эдуардо Сонцоньо объявило конкурс на одноактную оперу. С этого момента начинается история произведения, положившего начало такому направлению в музыкальной культуре, как "веризм". История оперы идёт от её литературного первоисточника. Писатель Джованни Верга поведал свою собственную историю крестьянской жизни в сицилийской деревне в крайне успешной одноактной пьесе, премьерный показ который был осуществлён в Турине 14 января 1884 года с известной актрисой Элеонорой Дузе в роли Сантуццы. В студенческие годы в Милане Масканьи посетил постановку пьесы, представленной в Театро Манцони с Аннеттой Кампи в роли Сантуццы. Тогда он понял, что «Сельская честь» - идеальный оперный материал. К этому конкурсу он решил создать одноактную оперу по мотивам этой пьесы.

Однако Масканьи не мог позволить себе услуг профессионального либреттиста, и обратился за помощью к своему школьному другу из Ливорно, Джованни Тарджони-Тоццетти. Финальные штрихи были добавлены местным поэтом и писателем Гвидо Менаци. У Масканьи не возникло сложностей с созданием музыки на веристское либретто, она идеально подходила динамичной драме. Но композитор не был уверен в своих силах, и произведение втайне отправила его супруга.

Премьера оперы состоялась 17 мая 1890 года в Римском театре "Костанци". Композитор получил первый приз и денежную премию в размере трёх тысяч лир. На протяжении следующих двух лет опера ставилась во всех крупных центрах Европы, США и даже Австралии, принеся её автору всемирную известность.

После триумфа «Сельской чести» Сонцоньо предложил написать композитору оперу на сюжет романа Эмиля Эркмана и Александра Шатриана «Друг Фриц». Премьера состоялась 31 октября 1891 года в Римском оперном театре. Восторженная публика вызывала композитора 30 раз, 7 номеров из оперы были исполнены на бис.

Несмотря на то, что оперы Масканьи уже ставились за границей, сам музыкант до этого не путешествовал. Шанс представился в сентябре 1892 года, когда Сонцоньо предложил авторам, сотрудничавшим с ним, отправиться на Международную выставку музыки и театра в Вене. Среди приглашённых значились имена Чилеа, Джордано, Леонкавалло. Здесь с большим восторгом были приняты обе работы Масканьи - «Сельская честь» и «Друг Фриц». Также в Вене Масканьи представил своё следующее произведение - оперу «Братья Ранцау», по роману «Два брата» Эркмана-Шатриана. Постановка была осуществлена 10 ноября 1892 года во Флоренции, и принесла автору огромный успех.

В конце 1890-х годов Масканьи создаёт свои новые оперы «Сильвано» и «Занетто», заканчивает оперу «Вильям Ратклифф» и симфоническую поэму «Джакомо Леопарди». «Вильям Ратклифф» был впервые поставлен 16 февраля 1895 года в Театре Ла Скала, когда театр перешёл под руководство Сонцоньо. Опера была принята публикой благосклонно и выдержала 16 представлений на протяжении сезона.

В 1895 году композитор был назначен на пост директора музыкального лицея в Пезаро, основанного по завещанию Джоаккино Россини и преобразованного в 1939 году в консерваторию. Там Масканьи пишет ещё две оперы, показывающие всю широту его таланта. Оба произведения были созданы по либретто Луиджи Иллика, известного своими совместными произведениями с Пуччини. Опера «Занетто» была создана для студентов музыкального учебного заведения и была представлена здесь в 1896 году. Второе произведение - опера «Ирис», основанная на японской легенде, ставшая первой серьёзной оперой, в которой все персонажи были японцами. Масканьи включил в партитуру аутентичные мелодические рисунки, сохраняя при этом основу итальянского романтического оркестра.

Следующей крупной работой Масканьи стала опера 1901 года «Маски», сохранившая в себе наследие Россини. Идея создания комической оперы принадлежала Эдуардо Сонцоньо. Дебют прошёл сразу в нескольких городах - в Милане, Генуе, Турине, Риме, Венеции и Вероне, принеся композитору огромный успех.

Последующие годы были отмечены постоянными гастролями - Масканьи посетил США, Бразилию, регулярно выступал в Европе. Большой успех композитору принесли оперы, поставленные в театре Ла Скала («Паризина», 1913; «Нерон», 1935) и в театре «Костанци» в Риме («Маленький Марат», 1921)

Скончался Пьетро Масканьи 2 августа 1945 года в Риме. Был похоронен в родном Ливорно.
Знаете ли вы, что...
– Как-то Масканьи дирижировал в "Ла-Скала" своей новой оперой. Это была премьера. И вдруг он заметил, как одна хорошо знакомая ему графиня покинула театр сразу после второго акта. Композитора это, естественно, задело и на следующий день он выразил графине своё неудовольствие.
«Ах, мой дорогой, пожалуйста, не сердитесь», - отозвалась графиня - «ведь я светская женщина и должна придерживаться правил хорошего тона. Я всегда покидаю театр после второго акта».
Через некоторое время эта светская дама пригласила Масканьи на любительский оперный спектакль, где она исполняла небольшую партию в последнем акте.
«Вам понравилось, как я спела?» - поинтересовалась графиня у Масканьи после спектакля.
«Неплохо, сударыня» - с поклоном отвечал он, - «однако мне кажется, что вы нарушили правила хорошего тона, ибо вам нужно было уйти из театра после второго акта...»

– В те годы, когда Масканьи жил в Милане, в городе было множество бродячих шарманщиков. Как-то раз один из них остановился перед окном Масканьи, и его шарманка играла не что-нибудь, а именно музыку Масканьи... Но шарманщик слишком быстро крутил ручку своей шарманки, и мелодия звучала в таком быстром темпе, что маэстро в конце концов не выдержал, выбежал на улицу и сам стал вертеть ручку шарманки, показывая шарманщику, в каком темпе нужно играть.
На следующий день тот же шарманщик снова появился перед окном композитора. Но теперь на его инструменте красовался приклеенный большой кусок картона, на котором было написано: «Ученик великого Масканьи. Просьба не скупиться».

– Однажды клакёры пришли к Масканьи и потребовали от композитора внушительную сумму за ближайшие десять премьерных спектаклей его оперы. Масканьи платить отказался. Тогда они пригрозили устроить ему сюрприз, и своё обещание выполнили - на премьерном спектакле на галёрку неизвестным образом пробралась группа женщин с грудными младенцами на руках. И в самых лучших местах оперы нанятые клакёрами мамаши начинали щипать своих младенцев, которые ревели на весь зал, заглушая не только арии и дуэты, но даже оперные хоровые сцены.

– Премьера оперы Масканьи «Маски» состоялась в один и тот же день и час сразу в семи итальянских городах: Риме, Неаполе, Генуе, Турине, Милане, Венеции, Вероне. Произошло это благодаря недоразумению: Масканьи обещал первую постановку своей новой оперы Венеции, а его издатель Сонцоньо, которому композитор продал права на оперу - Риму. Выяснив это, ни тот ни другой отказать театрам уже не могли, и решили - чем больше, тем лучше... Узнав об этом, ещё пять театров обратились к композитору с просьбой. Композитор объяснил эту комическую ситуацию своим друзьям так: «За одну премьеру в семь раз больше денег. Ну кто от этого может отказаться?»

– Как-то раз Масканьи пригласили принять участие в большом музыкальном фестивале, посвящённом памяти Джузеппе Верди. Узнав, что кроме него пригласили ещё и Артуро Тосканини, Масканьи, завидовавший его дирижёской славе, принял приглашение с условием, что он получит гонорар более высокий, чем Тосканини. «Пусть будет больше хотя бы на одну лиру» - настаивал Масканьи. Комитет жюри согласился. Но получая гонорар, Масканьи с удивлением обнаружил, что ему причитается всего одна лира. На вопрос, почему так вышло, ему ответили: «Маэстро, дело в том, что Тосканини дирижировал бесплатно».

– Будучи большим оригиналом и человеком крайне суеверным, отправляясь на выступление, Масканьи надевал разные носки: на правую ногу голубой, а на левую красный. Когда журналисты спрашивали, что это должно обозначать, Масканьи решительно отвечал: «Это обмундирование моего успеха».

– Когда Масканьи выступал в Лондоне, он был приглашён в Виндзор, и королева Виктория попросила его сыграть отрывок из «Сельской чести».
«В этой опере есть одна мелодия, которая мне особенно нравится» - заметила королева.
Масканьи сыграл интермеццо, но королева сказала, что это не тот отрывок. Он сыграл увертюру, но и на этот раз не угадал. Тогда Масканьи стал играть большой дуэт из оперы, однако и это было не то, что желала услышать королева.
«Хорошо, я помогу вам припомнить мой любимый отрывок из оперы» - сказала королева, и сев к инструменту, начала наигрывать пролог из оперы Леонкавалло «Паяцы».

По материалам mus-col.com и classic-music.ru
Композитор
Оперы

1935 «Нерон»
1932 «Пинотта»
1921 «Маленький Марат»
1917 «Жаворонок»
1913 «Паризина»
1911 «Изабелла»
1905 «Амика»
1901 «Маски»
1898 «Ирис»
1896 «Дзанетто»
1895 «Сильвано»
1895 «Вильям Ратклифф»
1892 «Братья Ранцау»
1891 «Друг Фриц»
1890 «Сельская честь»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions