С участием персоны 8 раздач
Краткая биография
Имя: Георгий Васильевич Свиридов
Дата рождения: 16 декабря, 1915 | стрелец
Место рождения: Фатеж, Курская область, Российская империя
Дата смерти: 6 января, 1998 | 82 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка
Супруга: Валентина Токарева (развод, один ребёнок), Аглая Корниенко (развод, один ребёнок), Эльза Клазер
Дата рождения: 16 декабря, 1915 | стрелец
Место рождения: Фатеж, Курская область, Российская империя
Дата смерти: 6 января, 1998 | 82 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка
Супруга: Валентина Токарева (развод, один ребёнок), Аглая Корниенко (развод, один ребёнок), Эльза Клазер
Биография
Георгий Васильевич Свиридов - советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР, герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой I степени, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ.
Ранние годы
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году.
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец, Василий Григорьевич, рано увлёкся идеями большевизма и во всём поддерживал красных, а мать, рождённая в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова (урождённая Чаплыгина) с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях её сына.
Родственники по линии матери - дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии; особенно он любил службу Чистого Четверга.
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
В начале гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырёхлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлёкся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайе Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель всё-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Свиридова на композиторский курс. И вскоре он поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, и навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
1940-е годы Свиридов провёл в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака, и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 1950-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина», и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Затем Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают и его вокальные произведения на стихи Николая Некрасова, Алексея Прокофьева и Михаила Лермонтова.
Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.
В 1960-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создаёт цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как Виктор Гаврилин, Родион Щедрин, Николай Сидельников, Сергей Слонимский, обращаются к народным мотивам в своём творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 1970-х годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает своё самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения Александра Сергеевича Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Не менее популярным стало произведение, которое в СССР знал любой школьник - «Время, вперёд!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час, и всё благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» - подлинная вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был трижды женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Свиридову было суждено их пережить.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рождён в браке с первой супругой, композитор никогда не рассказывал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Юноше на тот момент было всего 16 лет.
О первых двух браках композитор также никогда не упоминал в интервью. Известно только, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали её Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради неё Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырёхлетнего Серёжу. В браке с Аглаюшкой, как ласково её называл музыкант, у него родился второй сын Юрий. Уже в зрелом возрасте он тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.
В основном поклонникам известна его третья жена - Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались - так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Георгия Свиридова. После её смерти это место навсегда оставили за ней.
Последние годы
Последние годы жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечатлён как серьёзный вдумчивый философ, поглощённый думами об отчизне. Скончался композитор 6 января 1998 года.
По материалам 24smi.org
Ранние годы
Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века тесно связана с музыкальными традициями Курского края. Родился мальчик в семье почтового служащего и учительницы в городке Фатеже в 1915 году.
Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец, Василий Григорьевич, рано увлёкся идеями большевизма и во всём поддерживал красных, а мать, рождённая в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова (урождённая Чаплыгина) с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях её сына.
Родственники по линии матери - дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города. В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии; особенно он любил службу Чистого Четверга.
Впоследствии детские впечатления вылились не только в любовь композитора к вокальному творчеству, но и в создание поздних опусов на религиозные темы, которые вышли из-под пера автора в начале 90-х.
В начале гражданской войны отец Георгия Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках: четырёхлетним Юрочкой и годовалой Тамарой. Одинокая мать в поисках работы переезжает в Киров к дальним родственникам.
К интересным фактам жизни композитора можно отнести следующий случай. Однажды в качестве оплаты труда Елизавете Свиридовой предложили взять на выбор немецкий рояль или корову. И она, не долго думая, выбрала музыкальный инструмент. К этому времени чуткая образованная женщина уже заметила пристрастие сына к музыке и решила помочь ему в освоении мастерства.
Маленький Юра не только увлёкся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро осваивает этот инструмент для исполнения музыкальных композиций на одном из торжеств.
В 1929 году он поступает в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене необходимо было сыграть музыкальное произведение, но так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей.
Вторым учителем композитора стал Мирон Крутянский. Он посоветовал Георгию Свиридову продолжить обучение музыке в Ленинградском музыкальном техникуме. И в 1932 году юноша поступает на курс к пианисту Исайе Браудо.
Георгий феноменально учится, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывает тапером в кинотеатре, но его мудрый учитель всё-таки обращается к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Свиридова на композиторский курс. И вскоре он поступает в класс Михаила Юдина, а в 1936 году становится студентом Ленинградской консерватории, где занимается в классе Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они становятся друзьями. Старший товарищ сильным образом повлиял на мировоззрение Свиридова, и навсегда привил ему любовь к национальным истокам.
Через год после поступления Георгия принимают в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра.
Музыка
1940-е годы Свиридов провёл в эвакуации в Новосибирске, вместе со всем составом Ленинградской филармонии, в которой он устроился работать сразу же после завершения образования. В эти годы набивший руку на инструментальной музыке композитор впервые приступает к созданию вокальных произведений. К такому жанру он будет возвращаться не раз.
На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бёрнса в переводе Самуила Маршака, и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.
С середины 1950-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина», и Владимира Маяковского, сочинив «Патетическую ораторию». Затем Георгий Свиридов пишет кантату на слова Бориса Пастернака. Популярность обретают и его вокальные произведения на стихи Николая Некрасова, Алексея Прокофьева и Михаила Лермонтова.
Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Инструментальная же музыка, которую обычно сочиняли на Руси скоморохи, слыла лакейским видом искусства.
В 1960-е годы Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Он создаёт цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы.
Вслед за этим произведением многие советские композиторы, такие как Виктор Гаврилин, Родион Щедрин, Николай Сидельников, Сергей Слонимский, обращаются к народным мотивам в своём творчестве. Дмитрий Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».
Период 1970-х годов считается наиболее плодотворным в творчестве композитора. Он создает своё самое знаменитое произведение «Метель» по мотивам произведения Александра Сергеевича Пушкина. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога».
Не менее популярным стало произведение, которое в СССР знал любой школьник - «Время, вперёд!». Его Свиридов написал для фильма Михаила Швейцера, а потом оформил в сюиту. Несмотря на то, что Георгий Васильевич всегда долго выписывал партитуры к своим произведениям, данную композицию он создал за час, и всё благодаря тому, что спешил на рыбалку, которая была его самым любимым занятием после музыки.
В это же время была написана поэма на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь» - подлинная вершина творчества композитора.
Личная жизнь
Личная жизнь композитора складывалась непросто. Он был трижды женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Свиридову было суждено их пережить.
Об уходе из жизни старшего Сергея, который был рождён в браке с первой супругой, композитор никогда не рассказывал. Позднее, после смерти Георгия Васильевича, стало известно, что мальчик покончил жизнь самоубийством, когда родители были на премьере в театре. Юноше на тот момент было всего 16 лет.
О первых двух браках композитор также никогда не упоминал в интервью. Известно только, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали её Валентина Токарева.
Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, была младше его на 12 лет. Ради неё Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырёхлетнего Серёжу. В браке с Аглаюшкой, как ласково её называл музыкант, у него родился второй сын Юрий. Уже в зрелом возрасте он тяжело болел, и ему пришлось покинуть родину для лечения. Прожив в Японии долгое время, он скончался за неделю до смерти своего отца. Об этом событии Георгий Васильевич так и не узнал.
В основном поклонникам известна его третья жена - Эльза Густавовна Свиридова (Клазер), которая была моложе композитора на 10 лет. Познакомились они на музыкальном вечере в филармонии, на котором исполнялись произведения молодого талантливого композитора. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Свиридову, и после встречи они уже не расставались - так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.
Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны. Она пережила мужа только на 4 месяца, некоторое время успев побывать единственным директором фонда имени Георгия Свиридова. После её смерти это место навсегда оставили за ней.
Последние годы
Последние годы жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. На фото этого периода Георгий Свиридов запечатлён как серьёзный вдумчивый философ, поглощённый думами об отчизне. Скончался композитор 6 января 1998 года.
По материалам 24smi.org
Композитор
Произведения для оркестра
1994 «Песнопения и молитвы»
1980 - 1981 Концерт для хора на стихи Александра Блока
1980 «Ладога». Поэма для хора на стихи Aлексея Прокофьева
1979 «Пушкинский венок»
1977 «Отчалившая Русь». Цикл для голоса и фортепиано на стихи Сергея Есенина
1978 «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина
1973 «Памяти А. А. Юрлова». Концерт для хора
1965 «Снег идёт». Кантата на стихи Бориса Пастернака
1964 «Курские песни» для смешанного хора и оркестра
1956 «Памяти Сергея Есенина». Вокально-симфоническая поэма
1942 «Концерт №2 для фортепиано с оркестром»
1940 «Камерная симфония» для струнного оркестра
1938 «Семь романсов» на стихи Михаила Лермонтова
1937 «Концерт №1 для фортепиано с оркестром»
1935 «Шесть романсов» на стихи Александра Пушкина
Музыка для кино
2009 Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 Поэт Николай Рубцов (документальный)
1998 Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
1994 Царь Борис (фильм-спектакль)
1983 Метелица (фильм-спектакль)
1983 Года моей весны (документальный)
1982 Красные колокола. Фильм второй
1981 Царь Фёдор Иоаннович (фильм-спектакль)
1981 Это было за Нарвской заставой
1975 Доверие
1970 Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1968 Огоньки (фильм-спектакль)
1965 Время, вперёд!
1964 Русский лес
1964 Метель
1960 Воскресение
1957 Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1956 Полюшко-поле
1953 Великий воин Албании Скандербег
1952 Римский-Корсаков
1951 Пржевальский
1940 Обыкновенное дело (короткометражный)
1940 Веселей нас нет
1939 Поднятая целина
1994 «Песнопения и молитвы»
1980 - 1981 Концерт для хора на стихи Александра Блока
1980 «Ладога». Поэма для хора на стихи Aлексея Прокофьева
1979 «Пушкинский венок»
1977 «Отчалившая Русь». Цикл для голоса и фортепиано на стихи Сергея Есенина
1978 «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина
1973 «Памяти А. А. Юрлова». Концерт для хора
1965 «Снег идёт». Кантата на стихи Бориса Пастернака
1964 «Курские песни» для смешанного хора и оркестра
1956 «Памяти Сергея Есенина». Вокально-симфоническая поэма
1942 «Концерт №2 для фортепиано с оркестром»
1940 «Камерная симфония» для струнного оркестра
1938 «Семь романсов» на стихи Михаила Лермонтова
1937 «Концерт №1 для фортепиано с оркестром»
1935 «Шесть романсов» на стихи Александра Пушкина
Музыка для кино
2009 Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 Поэт Николай Рубцов (документальный)
1998 Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
1994 Царь Борис (фильм-спектакль)
1983 Метелица (фильм-спектакль)
1983 Года моей весны (документальный)
1982 Красные колокола. Фильм второй
1981 Царь Фёдор Иоаннович (фильм-спектакль)
1981 Это было за Нарвской заставой
1975 Доверие
1970 Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1968 Огоньки (фильм-спектакль)
1965 Время, вперёд!
1964 Русский лес
1964 Метель
1960 Воскресение
1957 Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1956 Полюшко-поле
1953 Великий воин Албании Скандербег
1952 Римский-Корсаков
1951 Пржевальский
1940 Обыкновенное дело (короткометражный)
1940 Веселей нас нет
1939 Поднятая целина
Награды и премии
1997 Премия Президента Российской Федерации
1997 Медаль «В память 850-летия Москвы»
1997 Почётный гражданин города Москвы
1996 Почётный доктор СПбГУП
1995 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
1994 Государственная премия Российской Федерации
1985 Орден Ленина
1982 Почётный гражданин города Курска
1980 Государственная премия СССР
1975 Орден Ленина
1975 Герой Социалистического Труда
1971 Орден Ленина
1970 Народный артист СССР
1970 Медаль «За доблестный труд» (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина)
1968 Государственная премия СССР
1965 Орден Ленина
1963 Народный артист РСФСР
1960 Ленинская премия
1954 Орден Свободы республики Албания II степени
1946 Сталинская премия первой степени
1997 Медаль «В память 850-летия Москвы»
1997 Почётный гражданин города Москвы
1996 Почётный доктор СПбГУП
1995 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
1994 Государственная премия Российской Федерации
1985 Орден Ленина
1982 Почётный гражданин города Курска
1980 Государственная премия СССР
1975 Орден Ленина
1975 Герой Социалистического Труда
1971 Орден Ленина
1970 Народный артист СССР
1970 Медаль «За доблестный труд» (к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина)
1968 Государственная премия СССР
1965 Орден Ленина
1963 Народный артист РСФСР
1960 Ленинская премия
1954 Орден Свободы республики Албания II степени
1946 Сталинская премия первой степени