Персоны :: Сезар Франк

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал26.07.2022 в 17:46
  • fan90
  • Ред.06.08.2022 в 21:21
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Cesar Franck
Дата рождения: 10 декабря, 1822 | стрелец
Место рождения: Льеж, Бельгия
Дата смерти: 8 ноября, 1890 | 67 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, симфония, опера
Супруга: Фелисите Демуссе
Биография
Во французской музыкальной культуре XIX века совершенно особое место занимает творчество Сезара Франка. «Нет имени чище, чем имя этой великой, чистосердечной души. Почти все, кто приближались к Франку, испытывали на себе его неотразимое обаяние, и это личное обаяние играет, быть может, большую роль в том воздействии, которое продолжают и ныне оказывать его произведения на французскую музыку» - писал о нём Ромен Роллан. А между тем музыке Франка чужды те черты, которые по традиции считаются типичными для французского искусства: блеск, живость, изящество. Ей свойственны патетика, возвышенность, строгий характер.

Серьёзный, самобытный композитор с совершенно особым, ни на кого не похожим стилем, блестящий органист, вдохновенный импровизатор, память о котором свято хранили те, кому удалось его слушать, талантливый педагог, воспитавший многих органистов и композиторов, музыкальный деятель, один из основателей Национального музыкального общества - таковы разные лики Франка, воплощенные в удивительно привлекательной личности скромного, прямодушного и чистосердечного музыканта.

Симфонический стиль Франка отличается оригинальным сплавом строгой классичности и романтической образности, сочетанием восторженности и суровости, своеобразием гармонического языка и ясностью, ярким мелодизмом и стремлением к монотематизму.

Детство и юность

Сезар Франк родился 10 декабря 1822 года в Льеже, в семье финансиста, принадлежащего к старинному фламандскому роду. Считалось, что родоначальником фамилии был староваллонский придворный живописец, и семья гордилась своей причастностью к искусству. Живописное дарование в той или иной степени проявлялось почти у всех представителей рода, и маленький Сезар тоже любил рисовать и выказывал заметные способности. Однако ещё ярче у него проявилась музыкальная одарённость, и отец, внимательно следивший за развитием сына и не чуждый тщеславия, в 1830 году отдал его учиться в Льежскую консерваторию. Спустя четыре года Франк окончил её с отличием по классам сольфеджио и фортепиано.

С 1833-го по 1835-й год он брал частные уроки гармонии у профессора Дассуаня, племянника Этьенна Мегюля, который преподавал в Парижской консерватории. Вдохновлённый музыкальными успехами сына, отец Франка смог организовать весной 1835 года серию концертов в Ахене, Льеже и Брюсселе. Причём в программы, кроме обычного концертного репертуара, входят и его собственные сочинения.

В том же году отец везёт его в Париж, который был крупнейшим культурным центром Европы, средоточием музыкального искусства. Именно в Париж стремились все молодые музыканты, желавшие добиться признания. Там начинали свою карьеру Шопен и Лист, туда перебрались Беллини и Доницетти, Россини и Паганини, Мендельсон и Мейербер.

В том же 1835-м семья окончательно перебралась в Париж. Там Франк поступил в консерваторию в класс профессора Антонина Рейхи. В 1838-м, 1839-м и 1841-м годах Франк получил первые премии на выпускных экзаменах по классам фортепиано, контрапункта и органа соответственно. У Франка была возможность участвовать в конкурсе на получение Римской премии, однако по настоянию отца он вернулся в Бельгию, где успешно выступал как пианист и органист-виртуоз. В Бельгии Франк создаёт свои первые сочинения: Фортепианное трио (1843) и наброски к оратории «Руфь».

Карьера

Два года спустя Франк против воли отца вновь уезжает в Париж, где пишет симфоническую поэму «Что слышно на горе» и начинает работу над оперой «Слуга напрокат».

Молодой Франк жил в основном за счёт уроков. В 1845 году к нему в качестве ученицы по фортепиано пришла Фелисите Демуссе, дочь актёров Французской комедии, живших неподалёку. Скоро педагог увлёкся своей ученицей и сделал ей предложение вопреки воле своих родителей. Предложение было принято, но с условием, что Франк постарается упрочить своё материальное положение.

У семьи Демуссе были родственники, довольно влиятельные в музыкальном мире Орлеана. При их содействии в городе был основан Музыкальный институт, дававший 4 - 5 концертов в год. Туда и стал регулярно ездить Франк, сопровождаемый семьёй невесты. Правда, поначалу его роль в концертах ограничивалась аккомпанементом, но постепенно его имя как пианиста и композитора стало завоёвывать Орлеан. Он ездил туда в течение восемнадцати лет и приобрёл известность, любовь, а также родственные связи: в 1848 году Фелисите стала его женой. Это послужило причиной окончательного разрыва с отцом.

День свадьбы оказался романтичным и даже сопряжённым с опасностью: он выпал на разгар революционных событий в Париже. Молодая пара в карете с трудом пробиралась по забаррикадированным улицам к церкви Нотр-дам де Лоретт, в которой должно было состояться бракосочетание (Франк служил в ней органистом). «Чтобы попасть в церковь, свадебный кортеж должен был перелезть через баррикады, причём в этом деликатном деле молодым супругам любезно помогали повстанцы» - вспоминал ученик Франка, композитор Венсан д`Энди.

В 1853 году он получает место органиста в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Вдохновлённый искусством известного органиста Жака Лемменса, Франк начинает работать над совершенствованием своего исполнительского мастерства, в частности, техники педалей и импровизации. 1 декабря 1859 года Франку было доверено первое исполнение на только что построенном орга́не работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля в церкви Святой Клотильды. На должности органиста в этой церкви Франк работал до конца жизни.

В 1871 году Парижскую консерваторию покинул руководитель класса орга́на Франсуа Бенуа, и освободившееся место было предложено Франку. Для этого требовалось наличие французского гражданства, и композитор согласился его принять. Официально Франк возглавил класс в феврале 1872 года. Он стал наставником блестящей плеяды учеников, среди которых, кроме д`Энди, можно назвать композиторов Эрнеста Шоссона и Анри Дюпарка, а также многих органистов, дирижёров, композиторов меньшего ранга, и музыкально-общественных деятелей.

К ученикам Франка принадлежал и Клод Дебюсси, также оставивший о нём письменные свидетельства. «Я хотел бы лучше запечатлеть образ Сезара Франка, чтобы каждый читатель смог унести в своей памяти точное воспоминание о нем... Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой, настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий» - пишет Дебюсси в одной из статей, посвященных своему учителю. Поль Дюка, не бывший учеником Франка, но испытавший на себе его влияние, говорил: «Не было и не будет профессора менее деспотичного и более уважаемого».

Учеников привлекала не только обаятельная личность Франка. Он был непревзойдённым знатоком старых мастеров, его занятия основывались на анализе творчества Баха, Бетховена и других выдающихся композиторов. Привлекали и его собственные произведения, отличавшиеся глубокой самобытностью.

С 1874 года Франк создавал многочисленные произведения в различных жанрах - оратории, камерные ансамбли, фортепианные и органные сочинения и др. Работал Франк чрезвычайно много. Летом он позволял себе уехать из Парижа, но дважды в неделю приезжал играть на орга́не в церкви св. Клотильды, несмотря на то, что имел там заместителя. На даче он получал, наконец, единственную в году возможность творить не отвлекаясь. Осенью он радостно сообщал ученикам: «Я хорошо поработал летом. Думаю, вы будете довольны». Кстати, на его занятия приходили не только ученики - их посещали и многие известные композиторы, давно закончившие консерваторский курс. Был в их числе и Жорж Бизе.

В 1885 году композитор был награждён Орденом Почётного легиона, а год спустя стал президентом Национального музыкального общества.

Последние годы

К сожалению, признание композитор получил только в среде своих учеников. Его сочинения исполнялись редко и обычно сопровождались равнодушием публики и недоброжелательством критики. Лишь начиная с 1880-х годов концерты из его сочинений становятся более частыми. С его музыкой знакомятся Брюссель, Антверпен, Гавр, Бордо и другие города. Известность к нему пришла в основном через камерное творчество.

Всемирно известный скрипач Эжен Изаи, поклонник Франка, участвовал в исполнениях его квартета и квинтета. Именно ему Франк посвятил одно из самых известных своих сочинений - скрипичную сонату. Рукопись была послана скрипачу в качестве свадебного подарка. «Ничто на свете не могло бы доставить мне большей чести и счастья» - сказал растроганный Изаи. Соната вошла в его постоянный репертуар. На её первом исполнении в Брюсселе присутствовал автор. «В этот вечер он был на вершине счастья. Никогда не видели этого человека, такого простого, мягкого, скромного, в состоянии подобной радости. Он буквально упивался своей музыкой» - вспоминал Изаи.

Начали исполняться и другие произведения Франка - Месса, отрывки из опер, симфонические поэмы и вариации. В апреле 1890 года его ожидали триумфы в Париже и Турнэ (Бельгия). Однако это была последняя радость в жизни композитора. В мае, по дороге к одному из учеников, он получил сильный удар оглоблей омнибуса. С трудом добравшись до места, он потерял сознание. Травма была настолько сильной, что надолго уложила его в постель. А осенью Франк простудился, и плохо залеченный ушиб спровоцировал плеврит, от которого композитор не смог оправиться. Он скончался 8 ноября 1890 года в Париже и был похоронен на кладбище Монруж. Через несколько лет его прах был перенесён на Монпарнас, а уже в 30-х годах XX века ему был установлен памятник в сквере перед церковью св. Клотильды.

Творческое наследие

Франк - один из крупнейших композиторов XIX века. Его творчество оказало влияние на последующее поколение французских композиторов, в том числе на Эрнеста Шоссона, Клода Дебюсси, Мориса Равеля. Франк применял в своих сочинениях принцип так называемого «сквозного развития», основанный на использовании нескольких тем, развивающихся из одной и проводимых во всех частях, и их объединении в финале, что придавало структуре произведения большу́ю устойчивость и законченность. Неотъемлемую часть наследия Франка составляют сочинения для орга́на - инструмента, которым композитор прекрасно владел. Многие называют его величайшим из композиторов для этого инструмента после Баха. Органные композиции Франка, написанные в типичном позднеромантическом стиле, с многочисленными модуляциями и элементами импровизации, послужили предтечей масштабных сочинений Шарля Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.

Оставленное им творческое наследие невелико по объёму. Однако в каждом из жанров, к которым Франк обращался, он оставил сочинения значительные, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Всё то, что было создано Франком при жизни, хранил, прежде всего, его ученик д’Энди, основавший в 1894 году парижскую "Schola Cantorum", а затем и его ученики, учредившие в 1935 году Школу Сезара Франка.

По материалам Википедии и belcanto.ru
Композитор
Оперы

1890 «Гизелла»
1885 «Гульда»
1853 «Слуга напрокат»
1841 «Страделла»

Сочинения для хора и оркестра

1883 «Симфония ре-минор»
1879 «Заповеди блаженства»
1871 «Искупление»
1845 «Руфь»
1840 «Большая симфония соль-мажор»

Симфонические поэмы

1888 «Психея»
1884 «Джинны»
1882 «Про́клятый охотник»
1876 «Эолиды»

Камерные произведения

1886 «Соната для скрипки и фортепиано»
1879 «Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели»
1843 «Фортепианное трио»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions