Персоны :: Александр Гречанинов

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал26.07.2022 в 17:58
  • fan90
  • Ред.12.01.2023 в 23:18
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Александр Тихонович Гречанинов
Дата рождения: 13 октября, 1864 | весы
Место рождения: Калуга, Российская Империя
Дата смерти: 3 января, 1956 | 91 год
Место смерти: Нью-Йорк, США
Карьера: Композитор
Жанр: Симфоническая музыка, народная музыка, опера
Биография
Александр Тихонович Гречанинов - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР. В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки.

Детство и юность

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где прошли его детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия, и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в 70-летнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что настоящее фортепиано он впервые увидел в возрасте 14-ти лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару.

В 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет: по классу фортепиано - у Николая Кашкина, по классу контрапункта - сначала у Лароша и Губерта, а затем - у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения, за которые никогда не брал денег. Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова - она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли "композитором знаменитой Колыбельной".

Карьера

В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора, и для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось, и в число его любимых учеников он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную "холодность и дистанцию", и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву.

Окончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Тамары Беркман.

Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой "Могучей кучки"), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и «Струнный квартет соль-мажор») выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского).

В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя Римского-Корсакова, а также Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и туговат в музыке, но ещё у него и нет "никакого своего слова". Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо, и постоянно вступал в споры с профессорами, чем всех раздражал.

Самыми ортодоксально "кучкистскими" из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896 - 1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала, и советовался с наиболее влиятельными участниками "Могучей кучки". В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.

В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что "радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку". Поставленная в 1903 году, в Большом театре, опера была встречена спокойно, и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене лет на тридцать. Но в этом плане Гречанинов не хотел открывать новые горизонты - он имел твёрдое желание и намерение писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для "черни", а музыку художественную.

И Гречанинов достиг этого - он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов, отчего певцы и певицы были в восторге. Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого на тот момент почти ничего не было сделано.

В итоге его популярность стала очень велика, но не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов "выше и удобнее Чайковского", в чём, безусловно, была доля истины.

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года - стал заместителем её председателя.

С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако не вся творческая жизнь Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 году в частной опере Зимина.

Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного модернизировать и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего декаданса последним махровым ретроградом.

Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта была скорее связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или упрямство Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов, и тем более композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно неагрессивен. Однако вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, поскольку они были вполне определёнными и точными.

После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.

В 1925 году Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году, переехал в Нью-Йорк.

Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества. Однако в СССР была известна, например, песня «Подснежник» на стихи Поликсены Соловьёвой и музыку Гречанинова (в 1950 году она была записана в исполнении Олега Шарапова).

В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет - в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).

Александр Гречанинов скончался 3 января 1956 года в Нью-Йорке. Был похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси.

Творческое наследие

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 неизданных сочинений. Однако трудно утверждать, что этот список полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью - гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он также написал более ста романсов, десятки циклов хоров акапелла. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903), сборник из 20-ти русских народных песен «На воротах сидел петух» (1906) и цикл «Снежинки» (1907). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».

Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Мориса Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят.

Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к спектаклям Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также - к «Снегурочке» Островского (1900). Также он написал пять симфоний, «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной, несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, четыре квартета, ряд фортепианных пьес, и выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.

Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику. Особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1912-го), а также «Страстная седмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».

Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время жизни в Нью-Йорке - также и протестантские хоры с текстами на английском языке.

Судьба послала ему долгую жизнь, которая компенсировала то, что он потерял, поздно выступив на музыкальный путь. Ему вообще к лицу была долгая жизнь. Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке, он воплощал собою другой лик России - не изломанный и мятущийся лик Достоевского, Белого, Скрябина, а благостный, успокоительный, просветлённый и смиренный.

По материалам Википедии
Композитор
Сочинения для оркестра

1938 «Концерт для флейты, арфы и струнных»
1936 «Симфония №5»
1932 «Концерт для скрипки с оркестром»
1927 «Симфония №4»
1923 «Симфония №3»
1908 «Симфония №2»
1895 «Концерт для виолончели с оркестром»
1894 «Симфония №1»

Оперы

1946 «Женитьба»
1911 «Ёлочкин сон»
1910 «Сестра Беатриса»
1901 «Добрыня Никитич»

Камерная музыка

1951 «Соната для балалайки и фортепиано»
1942 «Фортепианная соната №2»
1939 «Рондо для балалайки и фортепиано»
1931 «Фортепианная соната №1»
1931 «Фортепианное трио №2»
1929 «Струнный квартет №4»
1916 «Струнный квартет №3»
1914 «Струнный квартет №2»
1906 «Фортепианное трио №1»
1893 «Струнный квартет №1»

Духовная музыка

1943 «Месса Святого Духа»
1939 «Вселенская месса»
1937 «Праздничная месса»
1917 «Демественная литургия»
1915 «Хвалите Бога»
1912 «Всенощное бдение»
1911 «Страстная Седмица»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions