Персоны :: Карл Давыдов

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 2
  • Создал26.07.2022 в 18:19
  • fan90
  • Ред.18.10.2022 в 21:06
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Карл Юльевич Давыдов
Дата рождения: 3 марта, 1838 | рыбы
Место рождения: Голдинген, Курляндская губерния, Российская Империя
Дата смерти: 14 февраля, 1889 | 50 лет
Место смерти: Москва, Российская Империя
Карьера: Композитор, дирижёр
Жанр: Классическая музыка
Супруга: Александра Горожанская
Биография
Карл Юльевич Давыдов - русский композитор, виолончелист и педагог. Директор Санкт-Петербургской консерватории с 1876-го по 1887-й гг.

В историю русской музыкальной культуры Давыдов вошёл в качестве видного организатора музыкально-общественной жизни, своеобразно одарённого композитора и крупнейшего мыслителя-методиста. Был одним из ярчайших представителей русской музыкальной интеллигенции второй половины XIX века.

Детство и юность

Карл Юльевич Давыдов родился в Голдингене Курляндской губернии, в еврейской семье. Глава семейства, Юлий Петрович, был очень образованным человеком. Врач по профессии, он в то же время страстно любил музыку. Медицинское образование Юлий Петрович получил в Дерптском университете, там же он познакомился с европейской литературой; в Дерпте выявились и его незаурядные музыкальные способности. Современники оставили восхищённые отзывы о его игре на скрипке.

Образованной женщиной была и жена Юлия Петровича - урождённая Доротея Михалович (1802–1864), персонально руководившая учреждённым ею в Москве частным женским пансионом.

Отличительной чертой дома Давыдовых было сочетание интереса к точным наукам и к музыке. В регулярно происходивших в доме музыкальных собраниях, наряду с лучшими московскими исполнителями-профессионалами, неизменное участие принимал сам Юлий Петрович, а также его дочери, о которых отзывались как о прекрасных пианистках.

Особенно яркой фигурой в этой семье был старший сын Август Юльевич, оказавший большое влияние на весь процесс воспитания и развития младшего брата, Карла. Сам Август Юльевич к числу музыкантов не принадлежал, но музыку высоко ценил и хорошо в ней разбирался. Он обладал блестящими математическими способностями и был одним из виднейших русских учёных-математиков своего времени.

Обучение

Давыдов занимался музыкой с детства. Игре на виолончели его обучал солист оркестра Большого театра Генрих Шмидт. Благодаря его чуткому руководству Карл уже в 14 лет принял участие в публичном концерте в Москве, на котором с успехом сыграл в сопровождении оркестра одну из виртуозных пьес Макса Борера 8 марта 1852 года в Большом театре.

Ко времени окончания университета у Давыдова созрело окончательное намерение посвятить себя композиторской деятельности. Для этого он решил отправиться в Германию, так как в России в то время консерватории ещё не было. Карл Юльевич попал в число учеников Морица Гауптмана. Благодаря его урокам, Давыдова в Лейпциге знали исключительно как подающего надежды молодого композитора. При этом о своей игре на виолончели он предпочитал не говорить, не придавая ей серьёзного значения.

Несмотря на успехи в изучении теории композиции, творческие силы молодого музыканта проявились не сразу. Большинство написанных произведений автор не считал достойными распространения (так, первые четыре опуса Давыдова остались неизданными, а опубликованные встречали достаточно холодные отклики прессы). Но вскоре он сумел побороть большую часть сомнений, и вернулся к исполнительской деятельности. 

После блестящего выступления в Гевандхаузe, где Карл Юльевич исполнил свой только что законченный первый концерт, он был признан наиболее авторитетными в то время в Европе кругами первоклассным виртуозом. Вскоре он получил приглашение стать профессором Лейпцигской консерватории. А ряд концертных поездок по Германии и Голландии ещё более упрочил его славу, как одного из наиболее выдающихся виолончелистов Европы.

Карьера

Несмотря на видное положение, занимаемое Давыдовым в Лейпциге, он горячо любил свою родину, и не задумываясь, с радостью принял предложение Антона Рубинштейна вступить в число профессоров первой организуемой в России Петербургской консерватории. С этих пор и почти до конца жизни многосторонняя творческая и общественная деятельность Давыдова была тесно связана с Петербургом.

В консерватории Давыдову было поручено два класса - виолончели и истории музыки. Виолончельный класс Давыдова считался образцовым не только в России, но и за рубежом. Карл Юльевич воспитал многих выдающихся виолончелистов (Александр Вержбилович, Пётр Федоров, Дмитрий Бзуль, Альфред Глен, Василий Гутор и др.). Его преподавание отличалось целесообразностью педагогических приёмов и строгим, обдуманным выбором учебного материала.

Одновременно с консерваторией, Карл Юльевич поступил на службу в оркестр Итальянской оперы, солистами которой в то время состояли первоклассные музыканты. С момента приезда он вступил также в струнный квартет Русского музыкального общества.

В 1865 году, после женитьбы Давыдова на бывшей воспитаннице пансиона его матери - Александре Аркадьевне Горожанской, его дом стал своеобразным музыкально-культурным очагом, где встречались крупнейшие музыканты страны, и где часто музицировали также посещавшие Россию иностранные музыканты.

Профессор консерватории, солист императорского двора, концертмейстер-виолончелист итальянской оперы, член квартета Русского музыкального общества, настоящий любимец концертной эстрады - таково было положение Давыдова, доставшееся ему без особенных затруднений. В силу такого высокого положения, Карл Юльевич оказался близок к крупным дворянско-буржуазным кругам, общаясь с видными промышленниками, многие из которых были его учениками.

В 1876 году Давыдов становится директором Петербургской консерватории. К тому моменту он уже прекрасно был знаком с жизнью консерватории, с её нуждами и недостатками, так как находился в стенах заведения с первого же года основания. Одну из важнейших задач консерватории, наряду с подготовкой композиторов, солистов-певцов и инструменталистов, он видел в том, чтобы воспитать большое количество культурных музыкантов для оркестров, театров и музыкальных школ.

В течение всего директорства Давыдова огромное внимание уделялось разработке учебных программ и экзаменационных требований. Особенно тщательно уточнялись требования для поступления и окончания консерватории. При Давыдове стал действовать новый устав, который утверждал значение консерватории как высшего учебного заведения.

В соответствии с общей установкой Давыдова был значительно расширен приём. Количество учеников выросло почти вдвое. Увеличилось и количество бесплатных вакансий, а для ряда учащихся была установлена льготная плата за обучение. В начале своей директорской деятельности Давыдов явился инициатором организации "Общества для вспомоществования учащимся и устройства общежития для нуждающихся учеников".

Стремление увеличить количество выпускаемых музыкантов привело Давыдова к мысли создать подготовительное училище. Проект такого училища получил одобрение, был подобран состав преподавателей и разработаны специальные правила. Однако этот замысел остался неосуществлённым из-за ухода Давыдова. Причиной этого послужил ряд конфликтов с царскими чиновниками, требовавшими сократить льготы учащимся по плате за обучение, чтобы затруднить доступ в консерваторию студентам непривилегированных сословий. Не согласившись с дирекцией, Давыдов подал прошение об отставке и в 1887 году покинул консерваторию.

Давыдов получил известность также в качестве незаурядного дирижёра. Эта область всегда привлекала Карла Юльевича. Давыдов-дирижёр имел немалое значение как пропагандист русской симфонической музыки. которую он постоянно включал в свои концерты - это были произведения Чайковского, Глинки, Балакирева, Кюи, Мусоргского, Рубинштейна и его собственные. Давыдов знакомил русских слушателей и с лучшими произведениями зарубежных классиков и романтиков.

Последние годы

В 1888 году Давыдов вернулся в Москву, где несмотря на плохое состояние здоровья, занимался устройством концертов камерной музыки (в том числе бесплатных для учащейся молодёжи). Среди близких московских друзей Давыдова был концертировавший с ним Василий Сафонов.

Скончался 14 февраля 1889 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Творческое наследие

Несмотря на активную музыкально-общественную, педагогическую и дирижёрскую деятельность, Давыдов никогда не оставлял композиторского творчества. Когда именно впервые обнаружился в Давыдове творческий импульс, определённых сведений не сохранилось. Однако известно, что в домашней обстановке была исполнена целая написанная им опера «Die Bergknappen» («Рудокопы»). А воспоминания видного в своё время скрипача Василия Безекирского свидетельствуют, что некоторые произведения молодого Давыдова тогда же исполнялись и на концертах.

Обладая исключительным исполнительским аппаратом, Карл Юльевич естественно стремился создать такой музыкальный материал, который позволил бы ему максимально использовать свои технические возможности. Поэтому концертные пьесы Давыдова наполнены своеобразными штриховыми комбинациями, длительными трёх- и четырёхзвучными аккордовыми последовательностями, сочетаниями в двойных нотах мелодической линии с тремолирующим аккомпанементом, быстрыми пассажами большой протяженности и т.п. Всё это подвинуло виолончельную виртуозность на новый этап.

Тем же стремлением создать собственный концертный репертуар было вызвано появление и большого числа мелких виолончельных пьес Давыдова, начиная от юношеского «Воспоминания о Царицыно», и заканчивая циклом «Четыре пьесы». Интересно, что одна из этих пьес, «У фонтана», в своё время открыла совершенно новую страницу в виолончельном исполнительстве, благодаря впервые примененному Давыдовым в виолончельной практике штриху лёгкого спиккато на повторяющихся нотах, и тогда же вызвала множество подражаний.

Особенную склонность испытывал Давыдов в камерной музыке. С определённостью можно сказать, что любовь к камерно-инструментальной области творчества была воспитана у будущего композитора ещё с детства.

Обращение к жанру было обусловлено также характерной для русской музыкальной культуры того периода связью исполнительского и композиторского творчества. Русские композиторы-классики нередко сочиняли музыку, имея в виду определённого исполнителя, чьё искусство вдохновило их на создание данного произведения. В случае с Давыдовым можно говорить о том, что не только он сам впоследствии являлся исполнителем своих сочинений, но и предназначал их для своих учеников, для определённых камерных составов.

Между тем Давыдова неизменно влекло к большим масштабам. Показательнее всего история его оперы на сюжет пушкинской «Полтавы». Мечтая написать оперу, Давыдов долго выбирал сюжет, и найдя себе в качестве либреттиста Виктора Буренина, начал разрабатывать план сочинения. Опера им была почти закончена и даже частично инструментована; в журнальной литературе того времени можно было уже найти упоминание о ней и выражение надежды на скорую сценическую постановку. Не хватало весьма немногого, когда Давыдов вдруг совершенно бросил её писать и передал её либретто Чайковскому, которому оно, как известно, послужило для оперы «Мазепа».

Но несмотря на это несостоявшееся произведение, Давыдов вполне реализовал все свои незаурядные творческие возможности. О последнем наглядно свидетельствует предсмертный цикл его виолончельных пьес «Силуэты» для виолончели и фортепиано (1887). Эти пьесы автор посвятил четырём виолончелистам: участнику квартета Иоахима, Роберту Гаусману («Утром»), и трём своим ученикам - Александру Вержбиловичу («Вальс»), Александру Кузнецову (Ноктюрн) и Альфреду Глену («У Луганского озера»). Это художественные миниатюры, полные поэтического настроения и тонкого вкуса. 

Жанр виолончельного концерта

В истории русской виолончельной литературы Давыдов выступает как один из создателей жанра виолончельного концерта. Непосредственное влияние на концерты Давыдова оказало творчество композиторов-виртуозов первой половины XIX века, достижения композиторов Лейпцигской школы, а также творческие поиски русских современников.

Основательное музыкальное образование Давыдова, его широчайший кругозор позволили ему достичь в виолончельных концертах гармоничного сочетания глубины художественного содержания и виртуозного показа выразительных возможностей инструмента; лирическая основа дарования композитора проявилась в преобладании лирико-драматической образной сферы, в большей степени отвечающей выразительным возможностям виолончели. В этом жанре (свой первый концерт Давыдов написал в 1859 году, последний - в 1878-м) особенно ясно можно проследить развитие его творческого стиля.  

Творческие влияния и новаторство

Имя Карла Юльевича Давыдова, так же, как и имена Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Чайковского, связано с периодом яркого расцвета русской классической музыкальной культуры. Разностороннее дарование, художественный вкус и исполнительское мастерство Давыдова развивались под непосредственным влиянием его гениальных современников.

В произведения для виолончели Карл Юльевич сумел поднять свой инструмент и в эмоционально-выразительном, и в виртуозно-техническом отношениях до уровня скрипки, сохранив в то же время его своеобразие. Давыдов, несомненно, открыл новые пути для использования выразительных особенностей виолончели в оперной, симфонической и камерной музыке.

По материалам Википедии
Композитор
1888 «Школа для виолончели»
1875 «Баллада для виолончели и фортепиано»
1873 «Дары Терека». Симфоническая картина
1863 «Фантазия на русские темы» для виолончели с оркестром
1858 «Калигула». Фантазия для четырёх виолончелей и контрабаса
«Концерт для виолончели №4 ми-минор»
«Концерт для виолончели №3 ля-мажор»
«Концерт для виолончели №2 ля-минор»
«Концерт для виолончели №1 си-минор»
«Романс без слов» для виолончели и фортепиано
«Концертное аллегро» для виолончели с оркестром ля-минор
«Струнный секстет ми-мажор»
«Струнный квартет ля-мажор»
«Фортепианный квинтет соль-минор»
«Силуэты». Симфонический цикл для виолончели и фортепиано
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions