Персоны :: Джованни Паизиелло

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал26.07.2022 в 18:48
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:48
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Giovanni Paisiello
Дата рождения: 9 мая, 1741 | телец
Место рождения: Роккафорцата, Апулия, Италия
Дата смерти: 5 июня, 1816 | 75 лет
Место смерти: Неаполь, Италия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Биография
Джованни Паизиелло - итальянский композитор и педагог. Мастер комической оперы, он оказал значительное влияние на формирование стиля Моцарта и Россини.

Родился 9 мая 1741 года в коммуне Роккафорцата, в Апулийской области Италии. Начальное музыкальное образование получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-го по 1763-й годах учился в Неаполе, в консерватории "Сант-Онофрио а Капуана", где одним из его учителей был Франческо Дуранте.

Успех оперы-буфф «Болтун», поставленной в 1764 году в Болонье, вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре. В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милана, Венеции, Модены. Наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (1766), «Дон Кихот» (1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (1773), «Андромеда» (1774).

К середине 1770-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Бальдассаре Галуппи и Томмазо Траэтты, третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года.

В Петербурге Паизиелло написал не менее 10-ти опер и интермедий. Дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России - «Служанка-госпожа» на либретто Джованни Федерико (1781), и «Севильский цирюльник» по комедии Пьера-Огюстена Бомарше (1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

В 1783 году Большой Каменный театр в Петербурге был открыт представлением оперы «Лунный мир» на либретто Карло Гольдони.

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - т.н. дивертисменты для духовых инструментов. Он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне, для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента, или фундаментального баса, на клавесине» («Regole per bene accompagnare il partimento о sia il basso fondamentale sopra il cembalo»), обобщившее широко распространённую на его родине дидактическую практику реализации цифрованного баса в рамках типовых (для мажорно-минорной тональности) моделей.

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто Пьетро Метастазио (1783).

В 1784 году Паизиелло вернулся на родину и стал придворным капельмейстером и композитором короля Неаполя. К этому времени он уже получил признание и в Вене, для которой в 1784 году написал оперу «Король Теодор в Венеции». В этот же период, наряду с оперой-буфф («Пещера Трофония», «Мельничиха»), композитор всё чаще обращается к жанру опера-сериа. Так в Неаполе рождаются «Антигон» (1785), «Федра» (1788), «Покинутая Дидона» (1794), «Андромаха» (1797) и другие.

В 1799 году французские войска при поддержке итальянских повстанцев свергли неаполитанского короля Бурбона, и Паизиелло получил пост директора национальной музыки в созданной Наполеоном Партенопейской республике. Однако через полгода, когда французские войска ушли, республика пала, а вернувшийся король обвинил Паизиелло в измене за переход на сторону мятежников и отстранил от должности.

Но среди многочисленных поклонников композитора был и Наполеон, который в 1802 году пригласил Паизиелло в Париж. Здесь в 1803 году Паизиелло написал на французское либретто Филиппа Кино «Прозерпину», выдержанную в традициях старой итальянской оперы-сериа. Однако после Глюка, Сальери и Керубини парижская публика оперу не приняла. Написав для коронации Наполеона в 1804 году мессу и «Те Deum», композитор вернулся в Неаполь, где возглавил учреждённый в 1807 году Королевский музыкальный лицей.

Последнюю свою оперу, «Пифагорейцы», Паизиелло написал в 1808 году. Скончался 5 июня 1816 года в Неаполе.

Творческое наследие

Паизиелло написал в общей сложности более ста опер. В своих операх-сериа композитор в целом не отходил от старой итальянской традиции и писал их в основном на либретто, уже многократно использованные его коллегами. Иначе обстоит дело с оперой-буфф, крупнейшим мастером которой, наряду с Никколо Пиччинни, считается именно Паизиелло. Обладая даром метких и острых характеристик, искусно используя контрасты, он создавал яркие и запоминающиеся музыкально-сценические образы, не только комические, но порою и сатирические.

В то же время Паизиелло обогащал и комическую оперу элементами других жанров: пасторали в «Мельничихе» (1789), считающейся одной из лучших комических опер XVIII века, сентиментальной драмы в опере «Нина, или Безумная от любви» (1789), которую также относят к числу вершинных достижений композитора. В жанре комической оперы принципы Паизиелло были восприняты Моцартом и оказали значительное влияние на Джоаккино Россини.

Паизиелло принадлежат также кантаты, квартеты, симфонии, в частности 12 симфоний, написанных в 1784 году, рондо, духовные сочинения. Из сочинений, написанных в России, сохранилось 24 дивертисмента для двух флейт, двух кларнетов, двух валторн и фагота, некоторые из которых имеют программные подзаголовки: «Диана», «Полдень», «Заход солнца», «Отход ко сну», а также 8 концертов для клавесина с оркестром.

По материалам Википедии
Композитор
Оперы

1808 «Пифагорейцы»
1803 «Прозерпина»
1797 «Андромаха»
1794 «Покинутая Дидона»
1789 «Нина, или Безумная от любви»
1789 «Цыгане на ярмарке»
1789 «Мельничиха»
1788 «Федра»
1785 «Пещера Трофония»
1785 «Антигон»
1784 «Король Теодор в Венеции»
1783 «Лунный мир»
1782 «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность»
1781 «Служанка-госпожа»
1780 «Алкид на распутье»
1778 «Ахилл на Скиросе»
1777 «Ниттети»
1775 «Мнимый Сократ»
1775 «Демофонт»
1774 «Андромеда»
1773 «Александр в Индии»
1771 «Артаксеркс»
1769 «Дон Кихот»
1767 «Китайский идол»
1764 «Болтун»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions