Персоны :: Пьер-Огюстен Бомарше

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал26.07.2022 в 19:08
  • fan90
  • Ред.18.10.2022 в 21:17
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Pierre-Augustin Caron
Псевдоним: Pierre-Augustin Beaumarchais
Дата рождения: 24 января, 1732 | козерог
Место рождения: Париж, Франция
Дата смерти: 18 мая, 1799 | 67 лет
Место смерти: Париж, Франция
Карьера: Писатель, драматург
Жанр: Комедия, сатира
Супруга: Мадлен-Катрин Обертин Франкё (умерла), Женевьев Мадлен Левёк (двое детей, умерла), Мария Тереза де Виллер-Мавлаз (один ребёнок)
Биография
Пьер-Огюстен Бомарше (при рождении и до 1756 года - Пьер-Огюстен Карон) - французский драматург второй половины XVIII века. Его жизнь была наполнена невероятными авантюрами и приключениями. Он преподавал игру на арфе дочерям короля Людовика XV, поставлял оружие американским борцам за независимость, отстранял от испанского двора обидчика сестры и спекулировал на фондовом рынке Франции. Окружена легендами и история браков литератора.

Детство и юность

Будущий драматург Пьер-Огюстен Карон родился 24 января 1732 года. Как единственный сын часовщика Анри-Шарля Карона, он должен был унаследовать семейное дело парижского отца-часовщика. Всего Анри-Шарль и его супруга Луиза родили 10 детей, из которых выжили шестеро.

Отучившись три года в школе, мальчик начал осваивать семейное ремесло, и через несколько лет изобрёл механизм запуска часов "двойная запятая". Однако сначала запатентовать это достижение Пьеру-Огюстену не удалось - некто Лепо́т, придворный часовщик Людовика XV, однажды побывав в их семейной мастерской (известна даже точная дата этого посещения - 23 июля 1753 года), и увидев изобретение молодого подмастерья, фактически присвоил его себе, о чём вскоре из газет узнала вся Франция, и разумеется, сам Пьер-Огюстен Карон. Но что мог сделать неизвестный подмастерье против могущественного и уважаемого человека, который дружил со всеми принцами Европы?

Силы были неравные, и начинать борьбу со стороны Карона казалось бессмыслицей, однако он ни минуты не колебался. Началась борьба за право авторства, которую благодаря своей настойчивости и правоте с блеском выиграл изобретатель, что было подтверждено на заседании Академии наук 23 февраля 1754 года, которой Пьер-Огюстен предоставил целую коробку со всеми деталями, которые на протяжении двух лет и привели, наконец, к уникальному изобретению. Понятно, что Лепо́т никаких доказательств относительно своего "авторства" предоставить не смог.

Получив широкую огласку, эта история дошла даже до Людовика XV и маркизы де Помпадур, которые заинтересовались молодым человеком, одержавшим победу над самим Лепотом. И чтобы продемонстрировать своё мастерство, Пьер Огюстен изготовил для фаворитки короля часы, которые были вмонтированы в перстень, и которые были всего немного более 11 мм в диаметре и менее 4 мм толщиной. Вдобавок подарок отставал от самых точных на то время настенных часов лишь на секунду в неделю! Эта работа открыла Пьеру-Огюстену доступ к королевскому двору, и вскоре ему был пожалован титул королевского часовщика.

Творчество

Центральное место в библиографии Бомарше занимает драматургическая трилогия о севильском цирюльнике Фигаро. Действие произведений перенесено автором в Испанию по цензурным соображениям. Имя персонажа созвучно испанскому слову "picaro", означающему "хитрец, пройдоха".

Образ неунывающего брадобрея от пьесы к пьесе претерпевает изменения. В первой части («Севильский цирюльник») Фигаро - весёлый проходимец, слова которого расходятся на цитаты, что-то вроде Остапа Бендера эпохи Возрождения. Во второй, «Безумный день, или Женитьба Фигаро», герой становится проповедником основных идей французской революции. В третьей, «Виновная мать, или Второй Тартюф» - постаревший Фигаро превращается в образцового слугу, плетущего интриги в интересах господ.

Трилогия о севильце вдохновила многих европейских композиторов на создание опер. В XXI-м веке в двадцатку самых популярных произведений этого жанра входят «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини и «Женитьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. Однако самая первая опера на этот сюжет была написана композитором Джованни Паизиелло, и поставлена ещё при жизни Бомарше в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Первый раз сын часовщика женился в 24 года. Супругой Пьера-Огюстена стала состоятельная вдова Мадлен-Катрин Обертин Франкё. Именно тогда, через несколько месяцев после свадьбы, он добавил к фамилии, унаследованной от отца, аристократически звучащее "де Бомарше" в честь поместья, принадлежавшего жене. Однако в 1758 году Мадлен-Катрин скоропостижно скончалась. По Франции поползли слухи, что причиной внезапной смерти 35-летней женщины стал яд.

Второй брак Бомарше оказался очень похожим на первый. Вновь его невестой стала богатая вдова. И опять супруга Бомарше умерла через два года после свадьбы, не дожив до 40-летия. Женевьев Мадлен Левёк успела родить начинающему литератору сына и дочь, имя которой Бомарше увековечил в своей ранней пьесе «Евгения». Однако оба ребёнка драматурга от второй супруги умерли ещё в юношеском возрасте.

Печальная слава Бомарше как отравителя нашла отражение в маленькой трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери». По её сюжету Вольфганг Амадей интересуется у Антонио, действительно ли автор «Тарара» кого-то отравил.

Дружба с Сальери была важной частью личной жизни Бомарше. Во время работы над злободневной и коммерчески успешной оперой «Тарар» композитор год прожил в доме драматурга.

Молодому Бомарше в то время покровительствовал французский финансист Жозеф Пэрис Дюверне. После смерти аристократа драматург обнародовал завещание, согласно которому покойный оставил ему всё состояние. Однако Бомарше обвинили в том, что завещание было подделкой. Он едва избежал тюремного заключения, но был опозорен. Однако в 1778-м драматург выиграл дело о наследстве Дюверне, причём большую роль в победе сыграло произведение литератора «Мемуары».

8 марта 1786 года писатель узаконил отношения с Марией Терезой де Виллер-Мавлаз, с которой у Бомарше ещё в 1777-м родилась дочь Амели-Эжени. Единственная наследница литератора ещё при жизни отца подарила ему внучку Пальмиру.

Смерть

Автор «Севильского цирюльника» скончался 18 мая 1799 года. Причиной смерти 67-летнего литератора стал инсульт.

Бомарше похоронен в парижском некрополе Пер-Лашез. Интересный факт: могила родившегося через два дня после кончины Бомарше прозаика Оноре де Бальзака находится на том же кладбище.

Биография драматурга легла в основу книги Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» («Оружие для Америки») и нескольких фильмов. Наиболее известна картина Эдуара Молинара «Безрассудный Бомарше» 1996 года, в которой роль литератора-авантюриста исполнил Фабрис Лукини.

По материалам 24smi.org и krainaz.org
Знаете ли вы, что...
– Кроме совершенного анкерного спуска Пьер-Огюстен, который с юных лет неплохо играл на струнных инструментах, в 1759 году изобрёл для модной в то время арфы педали, благодаря которым звуки божественного инструмента зазвучали ещё чище. Слава о нём, как о замечательном арфисте, быстро дошла до короля, и Пьер-Огюстен стал учителем музыки дочерей Людовика XV.
Библиография
1792 «Виновная мать, или Второй Тартюф»
1787 «Тарар»
1778 «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
1773 «Севильский цирюльник»
1770 «Два друга»
1767 «Евгения»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions