Персоны :: Николай Голованов

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал06.08.2022 в 17:40
  • fan90
  • Ред.18.10.2022 в 22:24
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Николай Семёнович Голованов
Дата рождения: 9 января, 1891 | козерог
Место рождения: Москва, Российская Империя
Дата смерти: 28 августа, 1953 | 62 года
Место смерти: Николина Гора, Московская область, СССР
Карьера: Композитор, дирижёр, актёр
Жанр: Симфоническая музыка, духовная музыка, опера
Супруга: Антонина Нежданова
Биография
Николай Семёнович Голованов - русский и советский композитор, дирижёр, хормейстер, пианист, музыкальный педагог. Народный артист СССР (1948).

Родился 9 января 1891 года в Москве в бедной мещанской семье. В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у Василия Орлова и Александра Кастальского).

С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы.

В 1914 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко и Михаила Ипполитова-Иванова.

Карьера

В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. Работал в Большом театре в должности дирижёра с 1919-го по 1928-й и с 1930-го по 1936-й годы, дебютировав в опере «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

В 1923 году вместе с режиссёром Владимиром Лосским Голованов поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Всеволода Мейерхольда. Все женские роли в этой постановке исполняли мужчины, мужские - женщины.

С 1919 года Голованов активно участвовал в работе оперной студии, организованной Константином Станиславским при Большом театре, преобразованной в 1926 году в Оперную студию-театр, а в 1928-м - в Оперный театр им. Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), руководителем оперного отдела которого стал в 1938 году. Совместно с режиссёром Михаилом Кедровым участвовал в работе над постановкой опер: «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Виндзорские проказницы» Отто Николаи, «Княжна Мэри» Василия Дехтерёва, «Дмитрий Донской» Владимира Крюкова.

С 1926-го по 1929-й годы возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижёром этого театра и московского радиоцентра.

С 1937-го по 1953-й - художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр им. Чайковского) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета. Параллельно с этим, с 1936-го по 1947-й выступал с Оркестром народных инструментов, с 1937-го по 1940-й - с Государственным духовым оркестром СССР.

Во время войны, находясь в Москве, Голованов продолжал давать концерты и работать на радио. Как пианист, часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей Антониной Неждановой, а также с Иваном Козловским, Марком Рейзеном, Марией Максаковой и Натальей Шпиллер.

В период с 1925-го по 1929-й и с 1943-го по 1944-й годы преподавал в Московской консерватории - был профессором оркестрового и оперного классов. Среди его учеников - дирижёры Лео Гинзбург и Михаил Жуков.

Скончался 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Творческое наследие

Звучание оркестра Николая Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения «Всенощного бдения» Александра Гречанинова, «Пятой», «Шестой» (1924), «Двадцатой» (1940), «Двадцать второй» и «Двадцать третьей» симфоний Мясковского (1942), Второй симфонии Тихона Хренникова, «Симфонических танцев» и «Третьей симфонии» Сергея Рахманинова (1943), «Пятого концерта для фортепиано с оркестром» (1932) и «Четвёртой симфонии» Сергея Прокофьева (1933).

Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. В интервью сетевому изданию «Русский журнал» Курт Зандерлинг, признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, отмечал, что "Голованов как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой - почти преступно. Он всё переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он «Картинки с выставки» играл без интерлюдий. Он играл «Реквием» Моцарта с бас-трубой. Голованов, думаю, умел всё, но интересен был больше в опере"

Николай Голованов - автор ряда оригинальных сочинений, которые практически не исполнялись после его смерти, но сейчас переживают возрождение: в сезонах с 2009-го по 2012-й годы ряд его оркестровых сочинений был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва. Московский Синодальный хор осуществил исполнения его духовных сочинений, а его фортепианная музыка также периодически звучит в симфонических концертах.

По материалам Википедии
Знаете ли вы, что...
– Во второй половине 1920-х годов против Николая Голованова была развязана кампания политической травли - борьба с так называемой "головановщиной". По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора Сергея Василенко и дирижёра Ария Пазовского, Голованов стремился перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы, был чересчур консервативным (в действительности же Голованов противился постановкам новых опер советских композиторов 1920-х годов), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал несправедливо высокие размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и привлекла внимание Сталина. Статьи в прессе носили агрессивный, обличительный характер. В частности, «Комсомольская правда» писала следующее:

«Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнёмся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведём кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождём, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо - Голованов.

Головановщина есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу».

Принятые партией и комсомолом меры обеспечили "преодоление головановщины" и имели результатом увольнение дирижёра в 1928 году. Впрочем, в 1930-м Голованов был восстановлен в должности, в 1936-м вновь уволен, в 1948-м восстановлен. Тогда же он был удостоен звания народного артиста СССР, а годом позже получил Сталинскую премию первой степени за постановку «Бориса Годунова».
Работы в театре
1950 «Хованщина»
1949 «Садко»
1948 «Борис Годунов»
1936 «Тихий Дон»
1934 «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
1932 «Золотой петушок»
1931 «Псковитянка»
1931 «Руслан и Людмила»
1927 «Любовь к трём апельсинам»
1926 «Майская ночь»
1925 «Сорочинская ярмарка»
1924 «Прекрасная Елена»
1923 «Ночь перед Рождеством»
1921 «Евгений Онегин»
1920 «Князь Игорь»
Композитор
Балеты

1923 «Испанское каприччио»
1923 «Шехеразада»
1921 «Петрушка»
Фильмография
1951 Большой концерт ... дирижёр
Награды и премии
1951 Сталинская премия I степени
1951 Орден Ленина
1950 Сталинская премия I степени
1949 Медаль «За оборону Москвы»
1949 Сталинская премия I степени
1948 Народный артист СССР
1947 Медаль «В память 800-летия Москвы»
1946 Сталинская премия I степени
1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1943 Народный артист РСФСР
1937 Орден Трудового Красного Знамени
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions