Персоны :: Бернхард Ромберг

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал06.08.2022 в 17:42
  • fan90
  • Ред.12.01.2023 в 23:00
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Bernhard Romberg
Дата рождения: 12 ноября, 1767 | скорпион
Место рождения: Динклаге, Германия
Дата смерти: 13 августа, 1841 | 73 года
Место смерти: Гамбург, Германия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка
Биография
Бернхард Генрих Ромберг - немецкий виолончелист-виртуоз, композитор и музыкальный педагог, считающийся основателем виолончельной школы в Германии, представитель музыкальной династии Ромбергов.

Детство и юность

Родился 12 ноября 1767 года в городе Динклаге близ Мюнстера в музыкальной семье. Его отец, Антон Ромберг, служил фаготистом в Мюнстере, а также владел игрой на виолончели, его дядя, Герард Генрих Ромберг, был кларнетистом и руководителем капеллы. Брат Ромберга Антон играл на фаготе и скрипке, а сестра Анжелика пела и играла на фортепиано. Сам Бернхард первые уроки музыки получил у своего отца, в дальнейшем его обучал немецкий виолончелист Иоганн Конрад Шлик.

Уже в возрасте семи лет Бернхард начал давать первые публичные выступления со своим двоюродным кузеном Андреасом Ромбергом, который позднее будет известен как прославленный скрипач. Вместе они с большим успехом гастролировали по Европе, работали в Мюнстерском придворном оркестре, а в дальнейшем по приглашению кёльнского курфюрста в Боннской капелле. В Бонне Ромберг познакомился с Бетховеном, вместе с которым они исполняли фортепианные трио. Впоследствии они встречались ещё не раз, а письма, написанные Ромбергу Бетховеном на закате его жизни, свидетельствуют об установившихся между ними тёплых дружеских отношениях.

Карьера

В 1793 году, вследствие подъёма революционных настроений в Кёльнском курфюршестве, капелла была распущена, а Бернхард с Андреасом были вынуждены переехать и обосноваться в Гамбурге, где они продолжили свою концертную и исполнительскую деятельность. Сам Бернхард стал концертмейстером группы виолончелей в театре Шрёдера. Возвращаясь из концертной поездки по Италии в 1796 году, они задержались в Вене, где познакомились с Йозефом Гайдном, который дружески содействовал им.

1799 год ознаменовался гастрольным туром Ромберга в Англию, Испанию и Португалию, в котором он впервые разлучился с братом. А в 1800-м году он вновь посетил Париж, где по уровню своего мастерства не уступал местным виолончельным мастерам Дюпору и Ламару.

В начале 1801 года Ромбергу предложили должность профессора Парижской консерватории, где он проработал недолгое время. Здесь же были изданы первые его четыре концерта для виолончели.

С 1805-го по 1819-й годы Ромберг был солистом Берлинской придворной капеллы, а также служил оперным дирижёром. С 1807 года он много гастролировал, посетив не только Европу, но и Москву, где проживал несколько лет, совершая поездки в Санкт-Петербург и другие города Российской империи.

Игра Ромберга отличалась высокой техничностью, мягким тоном, элегантностью и мощью. Даже в преклонном возрасте рецензенты отмечали высокий непревзойдённый уровень его игры. Исследователи отмечают, что по уровню его исполнительского искусства Ромберг сопоставим с такими мастерами, как Джованни Виотти, Луи Шпор и Никколо Паганини.

Педагогическая и композиторская деятельность

С 1801-го по 1803-й годы Ромберг был профессором Парижской консерватории. Им были написаны ряд сочинений педагогической направленности. На склоне лет музыкантом была составлена «Виолончельная школа», которая в качестве учебного пособия была издана Парижской консерваторией в 1839 году. В своей Школе Ромберг агитировал музыкантов игрой приобщать слушателя к высоким чувствам, осуждал музицирование ради пустого времяпровождения. Среди его учеников - Луи-Пьер Норблен, Матвей Виельгорский, Иоганн Прелль Юлиус Ритц и другие.

Как композитор, Ромберг был чрезвычайно плодовит. Из множества его сочинений наибольшее значение имеют 10 виолончельных концертов, которые и до сих пор считаются образцовыми в виолончельной литературе и представляют педагогический интерес благодаря применённой в них технике инструмента. Он писал в различных жанрах, среди его сочинений оперы, оратории, симфонии, музыка к драмам, концерты, квартеты, каприсы, фантазии, полонезы, сборники вариаций. При жизни многие его сочинения с успехом исполнялись на подмостках европейских театров. Все шесть его опер были поставлены. Для сочинений Ромберга также характерна своеобразная пестрота, что является чертой "переходной эпохи".

Взгляд современников

Знаменитый современник Ромберга, писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман следующим образом характеризовал его манеру исполнения: «Полная свободы игра, господство над инструментом, приводящее к тому, что исчезает всякая борьба с этим механическим средством выражения, а инструмент становится непосредственным, свободным органом чувства... Немалую роль при этом играет и то, что Ромберг никогда не имеет перед собой нот, и сидя перед слушателями, играет всё наизусть.»

Музыковед Карл Людвиг Юнкер, услышав исполнение музыканта в Маргентгейме в 1791 году, отмечал его безукоризненную интонацию при исключительно быстрых темпах в аллегро и глубокое, проникновенное исполнение адажио.

Немецкий музыковед Иоганн Фридрих Рохлиц в своей рецензии 1807 года писал: «Ромберг признан всем музыкальным миром самым совершенным из всех живущих ныне виолончелистов. Избранная аудитория со времён Моцарта не была столь восхищена никаким другим артистом, в равной мере сочинениями и игрой».

Личная жизнь

Бернхард Ромберг был женат и имел в браке двоих детей - сына Карла, который в дальнейшем служил виолончелистом в оркестре немецкого оперного театра в Петербурге, и дочь Бернардину, которая стала певицей.

Скончался в Гамбурге 13 августа 1841 года.

По материалам Википедии
Композитор
«Концерт для виолончели с оркестром №10»
«Концерт для виолончели с оркестром №9 си-минор
«Концерт для виолончели с оркестром №8» ля-мажор
«Концерт для виолончели с оркестром №7» до-мажор
«Концерт для виолончели с оркестром №6» фа-мажор
«Концерт для виолончели с оркестром №5» фа-диез-минор
«Концерт для виолончели с оркестром №4» ми-минор
«Концерт для виолончели с оркестром №3» соль-мажор
«Концерт для виолончели с оркестром №2» ре-мажор
«Концерт для виолончели с оркестром №1» си-бемоль-мажор
«Концертино для виолончели с оркестром» ми-минор
«Каприччио на польские мелодии и танцы»
«Вариации для виолончели с оркестром» ля-минор
«Концерт для флейты и оркестра» си-минор
«Струнный квартет №11» ми-мажор
«Струнный квартет №10» ля-минор
«Струнный квартет №9» ре-минор
«Струнный квартет №8» ля-мажор
«Струнный квартет №7» соль-мажор
«Струнный квартет №6» до-минор
«Струнный квартет №5» соль-минор
«Струнный квартет №4»
«Струнный квартет №3» ре-мажор
«Струнный квартет №2» си-бемоль-мажор
«Струнный квартет №1» ми-бемоль-мажор
«Дивертисмент на вестфальские темы для виолончели и струнного квартета»
«Фантазия на норвежские мелодии для виолончели и фортепиано» ре-минор
«Попурри для виолончели и струнного квартета»
«Каприччио на шведские национальные мелодии для виолончели и фортепиано»
«Концертино для двух виолончелей с оркестром» ля-мажор
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions