Персоны :: Франческо Джеминиани

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 3
  • Создал06.08.2022 в 18:12
  • fan90
  • Ред.12.01.2023 в 22:49
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Francesco Geminiani
Дата рождения: 5 декабря, 1687 | стрелец
Место рождения: Лукка, Италия
Дата смерти: 17 сентября, 1762 | 74 года
Место смерти: Дублин, Ирландия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка
Биография
Франческо Саверио Джеминиани - итальянский композитор, скрипач, музыкальный теоретик.

Родился 5 декабря 1687 года в Лукке. Франческо стал скрипачом по семейной традиции, продолжив дело своего отца, Джулиано Джеминиани, скрипача городской капеллы и театрального оркестра, первым познакомившего его с премудростями игры на этом инструменте.

Когда у Джеминиани проявились незаурядные способности, его отправили учиться в Милан к одному из лучших педагогов того времени Карло Амброзио Лунати. Затем он занимался у великого Арканджело Корелли в Риме. Там же Джеминиани брал и уроки композиции у Алессандро Скарлатти. В 1707 году Джеминиани заменил своего умершего отца в Луккской капелле, а затем стал её руководителем.

Карьера

Как скрипач, Джеминиани прославился быстро - и в Лукке, и за её пределами. Он показал себя достойным учеником Корелли, но при этом не копировал манеру своего наставника, отличительными чертами которой были классическая завершенность фразировки и величественное спокойствие игры. Напротив, Джеминиани покорял и увлекал слушателей непосредственностью чувства и неудержимым темпераментом. Некоторым ревнителям строгих правил его приёмы даже казались эксцентричными, а знаменитый Тартини назвал его "этот свирепый Джеминиани".

Сказанное вместе с тем объясняет, почему, завоевав славу одного из лучших виртуозов своего времени, Джеминиани не смог добиться успеха на поприще дирижирования или, точнее, руководства оркестром, которое тогда носило иной характер, чем сейчас. Для этого ему недоставало сосредоточенности, спокойствия, умения работать с капризными коллегами. Правда, некоторое время он возглавлял оркестр оперного театра в Неаполе в 1711 году, но довольно скоро был уволен. Если верить историку Чарлзу Бернею, одному из самых компетентных знатоков искусства той эпохи, это мотивировалось тем, что никто из исполнителей не был способен следовать за ним в его рубато и других неожиданных изменениях течения музыки. И вероятно, именно это обстоятельство заставило самолюбивого музыканта навсегда покинуть солнечные итальянские края.

В 1714 году Джеминиани переехал на туманный Альбион, чтобы найти здесь свою вторую родину. Репутация блистательного виртуоза пришла к нему очень быстро. Обосновавшись на Британских островах, предприимчивый итальянец активно занимался изданием своей музыки в крупнейших центрах европейского нотопечатания (Англия, Франция, Нидерланды), не стесняясь публиковать один и тот же опус многократно. В 1746 году были изданы его «Виолончельные сонаты», годом позже вышло их переложение для скрипки. Виртуозные «Скрипичные сонаты» были изданы и в облегчённой редакции, и как трио-сонаты, и в переложениях для клавесина соло. Отдавая дань почтения своему учителю Арканджело Корелли, Джеминиани аранжирует его скрипичные сонаты для большого струнного ансамбля. Кажется, что тем самым он продолжает практику самого Корелли. Вполне возможно, что его знаменитые «концерто-гросси» - не что иное, как переложение более ранних трио-сонат.

Судьба скрипичных сонат мало чем отличается в этом отношении от истории других опусов: шесть из них были переработаны и опубликованы как «Концерто-гросси» (1743), в том же году отдельные части этих произведений композитор превратил в пьесы для клавесина и издал в Париже (четыре пьесы из этого сборника представлены в этом альбоме).

Пребывание Джеминиани в Париже было весьма остроумным и расчётливым коммерческим ходом: он продавал французам транскрипции скрипичной музыки, которую сочинил в Англии, и закупал у них картины для последующей перепродажи англичанам. Но клавесинные транскрипции скрипичных сонат имели такой успех во Франции, что по возвращении, помимо картин, Джеминиани не упустил шанса перепродать британцам и транскрипции тоже.

В год своей смерти композитор опубликовал второй выпуск «Пьес для клавесина» - это тоже транскрипции, исходный материал которых представляет собой пёструю смесь почти всех его опусов с добавлением музыкальных примеров из трактатов.

Соперничать с Джеминиани в искусстве игры на скрипке в старой доброй Англии мог разве что его соотечественник Франческо Мария Верачини, также подолгу живший в Лондоне, но в сущности, оба артиста сосуществовали вполне мирно. Вскоре после приезда судьба свела Джеминиани с Генделем.

Прослышав о талантах немецкого коллеги, Джеминиани привлёк его к выступлениям в придворных концертах, и искусство этого дуэта пользовалось неизменным успехом. В 1731-м - 1732-м годах музыкант дал в Лондоне двадцать концертов, в которых исполнял в основном собственные сочинения.

Всё же деятельность солиста не могла заполнить всю жизнь энергичного музыканта: он занимается композицией, выступает как организатор и дирижёр оркестровых концертов, работает над теоретическими проблемами, а в свободное время занимается куплей и продажей картин. Примечательно, что изображений маэстро Джеминиани сохранилось довольно много - известны четыре портрета кисти разных художников и как минимум пять литографий. Однако довольно скоро выяснилось, что у итальянского маэстро отсутствуют и необходимое в этом деле чутьё, и коммерческая хватка. В результате он угодил в долговую тюрьму, из которой сумел выйти лишь благодаря заступничеству своего влиятельного друга и ученика, лорда Эссекса.

Последний попытался затем устроить итальянца на выгодное и почётное место главного композитора и капельмейстера Ирландии, в ту пору английской колонии. Но протестантские круги воспротивились этому, считая, что католику не следует предоставлять столь высокую должность "в логове католицизма". Поэтому в Дублин отправился не Джеминиани, а его ученик Мэтью Дюбур. Тем не менее, итальянский музыкант стал часто посещать ирландскую столицу. Так, в 1733 году он открыл концертный зал в Дублине.

Тем временем начинают издаваться и сразу же привлекают внимание слушателей инструментальные сочинения Джеминиани. Это были главным образом концерты для оркестра, сольные скрипичные сонаты, а также трио и пьесы для виолончели, клавесина. Они ещё более укрепили славу мастера, распространившуюся не только во владениях английской короны, но и в Париже.

Имеются сведения об его посещении Парижа в 1740 году, а также в период с 1749-го по 1755-й год. В 1754 году в Париже был поставлен балет Джеминиани «Заколдованный лес» по сюжету Торквато Тассо. Его выступления в качестве дирижёра и солиста становятся подлинными событиями художественной жизни тех лет.

По словам его французского современника, виолончелиста Шарля Анри Бленвиля, Джеминиани, сочинявший обычно со скрипкой в руках, мысленно рисовал себе картины, сильно волновавшие его чувства и воображение. Так, когда ему надо было сочинить нежное и патетическое адажио, он уходил в себя, представляя себе самые большие несчастья - смерть детей, отчаяние жены, пожар своего дома, что он покинут друзьями. Эти картины вызывали в нём такие сильные чувства, что он тут же брал скрипку и начинал импровизировать.

Авторитет мастера умножили его ученики, лучшие из которых - Чарльз Ависон, Мэтью Дюбур, Майкл Кристиан Фестинг - также вели активную концертную деятельность. Вообще, благодаря педагогической деятельности Джеминиани, уровень искусства скрипичной игры в Англии за несколько десятилетий вырос неизмеримо. Ещё в первые годы его второй, английской карьеры иные знатоки решались утверждать, что сочинения Джеминиани, равно как и Корелли, почти неисполнимы, насыщены излишними трудностями. Своей исполнительской практикой и педагогической деятельностью он убедительно опроверг это мнение.

Но, пожалуй, самый большой вклад в историю музыки он внёс своими методическими трудами. Ещё в 1730 году в Лондоне вышел его сборник «Искусство игры на скрипке». Он отнюдь не был уверен в успехе своего детища, и поначалу выпустил его анонимно, но вскоре значение этой книги стало ясно для всех. В ней он обобщил достижения и сформулировал основные правила скрипичного искусства своего времени, дал чёткие правила держания смычка и инструмента, движений рук, по существу остающиеся неизменными и по сей день. Более того, кое в чём Джеминиани даже опередил своё время: так, его указание на необходимость держать скрипку налево от струнодержателя вошло в правило лишь спустя столетие.

Касаясь орнаментики, принципов расшифровки сокращённой записи медленных частей, Джеминиани пишет: «То, что называют обычно хорошим вкусом в пении или игре, было здесь понято несколько лет тому назад как уничтожение точной мелодии и намерений композитора. Существует предположение со стороны многих людей, что настоящий хороший вкус не может быть приобретён никакими правилами искусства, являясь особым даром природы, присущим только тем, у которых есть хороший слух, но так как большинство мнит себя обладателем этой привилегии, то отсюда вытекает, что каждый, кто поёт или играет, ни о чём столько не думает, как о постоянном выполнении некоторых пассажей или излюбленных украшений, и воображает этим способом прослыть хорошим исполнителем, не замечая того, что задача играть с хорошим вкусом заключается не в частых пассажах, а в выявлении стремлений композитора с силой и изяществом».

Успех «Искусства игры на скрипке» вдохновил музыканта на создание новых методических работ, одна за другой выходивших в Англии и затем переводившихся на многие языки. Это «Правила игры с настоящим вкусом на скрипке, немецкой флейте, виолончели и клавесине», «Руководство по гармонии», «Искусство аккомпанемента», «Требования хорошего вкуса», «Искусство игры на гитаре» и другие сборники. С помощью множества примеров Джеминиани демонстрирует в них, в частности, правильные способы расшифровки украшений, обращает внимание на значение мелодических фигур для возбуждения тех или иных эффектов. Предваряя эти поздние трактаты, пьесы Джеминиани являются ценнейшим источником знаний об исполнительских традициях барокко; значение их сопоставимо со значением опубликованных в начале XVIII века авторских расшифровок медленных частей скрипичных сонат Корелли. По сути дела, теоретические работы маэстро Джеминиани - это целая энциклопедия, раскрывающая состояние инструментального искусства Европы вплоть до середины XVIII века. И вместе с тем эти сборники свидетельствуют о необычайно широком кругозоре их автора, одного из крупнейших музыкантов своей эпохи.

Последние годы

Последние годы жизни Джеминиани прошли в Ирландии. В 1759 году он принял приглашение графа Белламоунта занять место концертмейстера в его капелле, одной из лучших в этой стране.

До последних лет жизни он много играл, преподавал, сочинял музыку, писал музыкально-педагогические труды. В 1760 году он поселился в Дублине, где жил его ученик и друг Дюбур. 3 марта этого же года состоялся его последний концерт.

Здоровье его, несмотря на преклонные годы, казалось крепким, и он был полон творческих замыслов. Но неожиданное происшествие - кража нескольких рукописей его теоретических работ - нанесло непоправимую рану его сердцу и ускорило уход музыканта. 17 сентября 1762 года в Дублине Франческо Джеминиани завершил свой жизненный путь.

По материалам intoclassics.net
Композитор
1762 «The Second Collection of Pieces for the Harpsichord»
1761 «2 Unison Concertos»
1757 «12 Sonatas for Two Violins and Basso Continuo»
1755 «6 Concertos»
1747 «6 Sonatas for Violoncello and Basso Continuo»
1747 «6 Sonatas for Violin and Basso Continuo»
1743 «6 Concertos after Sonatas»
1739 «12 Sonatas for Violin and Basso Continuo»
1734 «3 Concertos from "Select Harmony"»
1732 «6 Concertos»
1729 «6 Concertos after Corelli №№ 7-12»
1726 «6 Concertos after Corelli №№ 1-6»
1716 «12 Sonatas for Violin and Basso Continuo»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions