Персоны :: Бертольт Брехт

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 4
  • Создал06.08.2022 в 18:33
  • fan90
  • Ред.07.01.2023 в 00:15
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Eugen Berthold Friedrich Brecht
Псевдоним: Bertolt Brecht
Дата рождения: 10 февраля, 1898 | водолей
Место рождения: Аугсбург, Германская империя
Дата смерти: 14 августа, 1956 | 58 лет
Место смерти: Берлин, ГДР
Карьера: Писатель, поэт, драматург, сценарист
Жанр: Проза, стихотворение, публицистика
Супруга: Марианна Цофф (развод, один ребёнок), Елена Вайгель (двое детей)
Биография
Бертольт Брехт (полное имя Ойген Бертольд Фридрих Брехт) - немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».

XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом особый культурный пласт, бесценное наследие. Одним из таких творцов был немецкий поэт, писатель и драматург Бертольт Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового театрального репертуара. "Шекспир XX века" - так назвали Брехта современники, давая высокую оценку его теории "эпического театра".

Детство и юность

Ойген Бертхольд Фридрих Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Его отец прошёл карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики. Мать София Брецинг - дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал первенцем семейной пары.

Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была прислуга, у детей - няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя. Чуть позже Ойген пошёл в народную школу францисканского монашеского ордена, затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.

Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, а позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем. Вся эта буря чувств находила выход в поэтическом творчестве. Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от творчества его кумира Франка Ведекинда юный Брехт стал писать и печатать в местных журналах ещё в гимназии в 1913-м -1914-м годах.

В 1917-м Брехт окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт по причине слабого здоровья, отец выхлопотал для него место санитара в военном госпитале.

Увидев и услышав в рассказах раненых изнанку войны, Брехт пишет своё первое резонансное произведение «Легенда о мёртвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлечённого из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращённого обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.

Творчество

Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии, где проучился только два года и был исключен из-за неявок. Причиной такого поведения стало его новое увлечение - театр. Теперь он завсегдатай литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра "Вильде Бюне".

В эти годы рождаются первые пьесы Бертольта Брехта (автор творит уже под этим именем) - «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берёт их к постановке. Тогда драматург едет попытать счастья в Берлин, но и в столице его встречают прохладно и неприветливо.

Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта, его пьесы стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал критики и недовольства со стороны властей.

В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а также подрабатывает на издательском поприще - выпускает сборник стихов «Домашние проповеди» (1927) и трудится в театре "Пискатора", где адаптирует сценарии.

В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Штрассе, Йозеф Ауфрихт, заказал Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в XVIII веке. Бертольд с жаром берётся за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.

Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трёхгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта, режиссёр Эрик Энгель, а музыку написал композитор Курт Вайль. Это был первый настоящий триумф автора.

До начала 1930-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию "эпического театра", разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра, и включение в ход спектакля общения со зрителем.

Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только в конце 1940-х годов с созданием собственного театра Брехт наконец, смог в полной мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватило и всё мировое театральное сообщество.

Изгнание

В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию антирежимных произведений.

Однако ещё двумя годами раньше драматург покинул страну, переехав с женой и детьми в Вену, а затем в Цюрих. Но в Швейцарии Брехт не прижился, и вновь стал искать убежища там, где мог бы свободно существовать и работать. В 1933 году, в то время как в Германии фашисты сжигали его книги вместе с произведениями Эриха Марии Ремарка, Генриха Манна и Карла Маркса, он переехал в Данию, поселившись в уединённой рыбацкой деревушке.

Здесь в условиях суровой, но прекрасной скандинавской природы, автор написал такие выдающиеся произведения, как «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Мамаша Кураж и её дети», а также закончил первоначальный вариант «Жизни Галилея». Из Дании Брехт уезжает в 1939 году, и вновь из-за гонений на творчество: против его антивоенных пьес выступал даже король Кристиан X.

Временно обосновавшись в Швейцарии, писатель ждёт американскую визу, но получив отказ, выезжает в Финляндию. Когда же и эта страна примкнула к гитлеровской коалиции в 1941 году, Брехт вновь бежит от войны и её губительного разрушения. На этот раз США выдали ему визу, и он покидает Европу на целых шесть лет. За это время автор пишет пьесы «Добрый человек из Сезуана», «Сны Симоны Машар», «Швейк во Второй Мировой войне» и «Кавказский меловой круг».

Возвращение

Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает - создаёт свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же спектакль «Мамаша Кураж и её дети» был отмечен Национальной премией ГДР.

Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей - Брехта обвиняли то в формализме, то в космополитизме и пацифизме. Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м - её вице-президентом. В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же Брехт пишет своё последнее произведение - пьесу «Турандот».

Личная жизнь

Личная жизнь знаменитого драматурга - предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. По его утверждению, «Трёхгрошовая опера» на 85% написана переводчицей Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании «Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны Машар».

Впрочем, документальных доказательств этой теории не существует, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами - верно. При этом он всю сознательную жизнь прожил в законном браке.

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.

Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга - молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Ещё один ребёнок Бертольда Брехта, сын Франк - внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер - девушки, в которую Брехт был страстно влюблён.

Последние годы

По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, Брехт вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, писатель перенёс инфаркт. Но приняв его за обычное недомогание, он не стал обращаться к врачу.

Брехт съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.

Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя. Точно такой же стоит рядом - это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.

По материалам Википедии и 24smi.org
Библиография
Поэзия

1953 «Буковские элегии»
1950 «Детские песни»
1945 «Военный букварь»
1939 «Свендборгские стихотворения»
1937 «Немецкие сатиры»
1933 «Песни, стихи, хоры»
1927 «Из Хрестоматии для жителей городов»
1926 «Домашние проповеди»
1920 «Псалмы»

Проза

1949 «Рассказы о господине Койнере»
1944 «Разговоры беженцев»
1940 «Аугсбургский меловой круг»
1939 «Раненый Сократ»
1939 «Опыт»
1939 «Трофеи Лукулла»
1939 «Плащ еретика»
1934 «Солдат из Ла-Сьота»
1934 «Трёхгрошовый роман»
1928 «Изверг»
1926 «Четверо мужчин и покер»
1924 «Смерть Цезаря Малатесты»
1921 «Барган попустительствует»

Драматург

1954 «Турандот, или Конгресс обелителей»
1949 «Дни Коммуны»
1945 «Кавказский меловой круг»
1943 «Швейк во Второй мировой войне»
1943 «Сны Симоны Машар» (совместно с Лионом Фейхтвангером)
1941 «Добрый человек из Сычуани»
1941 «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть»
1940 «Господин Пунтила и его слуга Матти»
1939 «Почём железо?»
1939 «Дансен»
1939 «Мамаша Кураж и её дети»
1939 «Жизнь Галилея»
1938 «Страх и отчаяние в Третьей империи»
1938 «Винтовки Тересы Каррар»
1935 «Горации и Куриации»
1934 «Круглоголовые и остроголовые, или Богач богача видит издалека»
1931 «Святая Иоанна скотобоен»
1931 «Мать»
1931 «Исключение и правило»
1930 «Мероприятие»
1929 «Баденская поучительная пьеса о согласии»
1928 «Трёхгрошовая опера»
1926 «Закат эгоиста Иоганна Фатцера»
1926 «Человек есть человек»
1921 «В чаще городов»
1920 «Барабаны в ночи»
1918 «Мещанская свадьба»
1918 «Ваал»

Научные работы

1956 «Несколько заблуждений по поводу манеры игры Берлинского ансамбля»
1956 «Диалектика на театре»
1954 «Дополнение к "Малому органону"»
1954 «Страх, внушаемый классическим совершенством»
1951 «Модель "Кураж"»
1949 «"Малый органон" для театра»
1949 «Искусство в эпоху переворота»
1948 «О народной пьесе»
1947 «Лафтон играет Галилея»
1940 «Покупка меди»
1940 «Новая техника актёрского искусства»
1939 «Об экспериментальном театре»
1938 «Широта и многообразие реалистической манеры письма»
1938 «Народность и реализм»
1936 «Эффекты очуждения в китайском сценическом искусстве»
1936 «Театр развлечения или театр поучения»

Публицистика

1943 «Другая Германия»
1938 «О популярности детективного романа»
1935 «Легенда о Хорсте Весселе»
1934 «Пять трудностей для пишущего правду»
1933 «Страшная история о поджоге рейхстага»
Сценарист
1943 И палачи умирают
1932 Куле Вампе, или Кому принадлежит мир? (совместно с Эрнстом Отвальтом)
1922 Мистерии одной парикмахерской
1922 Асунсьонская робинзонада
Награды и премии
1970 Премия «Драма деск» (посмертно)
Международная Сталинская премия
Национальная премия ГДР
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions