Персоны :: Пьетро Метастазио

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал07.08.2022 в 16:48
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 19:58
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Pietro Antonio Domenico Trapassi
Псевдоним: Pietro Metastasio
Дата рождения: 3 января, 1698 | козерог
Место рождения: Рим, Италия
Дата смерти: 12 апреля, 1782 | 84 года
Место смерти: Вена, Австрия
Карьера: Драматург, либреттист
Жанр: Опера, оперетта, оратория
Биография
Пьетро Метастазио (настоящее имя Пьетро Антонио Доменико Трапасси) - прославленный итальянский либреттист и драматург.

Детство и юность

Родился 3 января 1698 года в семье бедного ремесленника по фамилии Трапасси. Поэзией увлёкся в раннем детстве, и уже к десяти годам добился изрядных успехов в искусстве импровизации. Талантливый ребёнок привлёк к себе внимание Джованни Винченцо Гравины, поэта и богатого римского адвоката, усыновившего его. Следует отметить, что Гравина оставил свой след в истории изящной словесности именно этим шагом (Стендаль отмечал, что он писал "скуки ради скверные трагедии", правда, в своё время его литературная известность была довольно широка). Именно Гравина дал своему воспитаннику фамилию Метастазио - это фамилия является ничем иным, как переводом фамилии Трапасси на греческий язык. Усилиями Гравины молодой Метастазио получил отличное образование. Ему же он оставил и своё наследство, избавив его тем самым от материальных забот.

Первый успех

Успех к Метастазио пришёл в 1724 году, после постановки «Покинутой Дидоны», написанной специально для возлюбленной поэта, певицы Марианны Романини. Либретто имело редкий успех: положенное на музыку Доменико Сарро, оно в первый же год привлекло внимание нескольких композиторов и в дальнейшем, на протяжении всего XVIII века, было "озвучено" ещё пятьдесят раз. «Покинутая Дидона» не была первым опытом Пьетро, но именно в ней впервые проступили характерные черты его стиля. Ясность драматургии, которая уже у предыдущего поколения либреттистов освободилась от венецианской эксцентрики (множества действующих лиц, запутанной интриги, переодеваний, гротескных персонажей), у Метастазио окончательно приобрела классический вид. Тонкая прорисовка характеров, умение проследить каждый оттенок переживания героев, которым Метастазио славился, позволило ему перенести весь интерес драмы в психологическую плоскость, в отличие от той трагедии или комедии положений, какой опера нередко бывала до него.

Особенности драматургии

Все либретто Метастазио построены по ясному и сравнительно простому плану. Это трёхактные пьесы, при создании которых Метастазио пользовался рядом несложных правил, довольно широко известных (о них говорит Стендаль в «Письмах о Метастазио» и Карло Гольдони в первом томе «Мемуаров»). В каждой драме непременно должно быть шесть героев, обязательно влюблённых. Тремя главными лицами в опере являются примадонна, первое сопрано (либо кастрат) и тенор - им необходимо спеть по пять арий: «Aria Patetica» (печальная), «Aria di Bravura» (бравурная), «Aria Parlante» (в ровных тонах), полухарактерную арию и «Aria Brillante» (блестящую арию). Сами арии Метастазио строятся по общепринятой в то время схеме "da capo", то есть имеется три строфы, причём первая повторяется в качестве третьей. В ариях раскрывается ещё одна грань гения Метастазио: в них всего 8-12 стихов, но при этом они необычайно выразительны.

В своей оперной реформе Метастазио имел как минимум одного знаменитого предшественника - Апостоло Дзено, который, по выражению Гольдони, "первым напал на мысль, что строгую трагедию можно безо всякого ущерба облечь в лирические стихи, и что пение никак её не ослабит". Долгое время Дзено работал в Вене, куда приехал по приглашению императора Карла VI, в качестве придворного поэта и историографа, создавая оперы для императорского театра. Современные филологи отмечают известную сухость и рассудочность стиля Дзено в сравнении с Метастазио. По словам Гольдони, мужественность стиля Дзено роднит его с Корнелем, тогда как тонкость и психологизм Метастазио напоминают Расина. Уезжая из Вены, Дзено посоветовал пригласить себе на смену Метастазио, в котором видел достойного преемника.

Венский период

Метастазио приехал в Вену в 1729 году. Здесь ему было суждено прожить полвека - вплоть до конца жизни. Всё это время, за исключением последних лет, он непрестанно создавал новые либретто, большинство из которых сразу признавались шедеврами - тексты для опер, ораторий и кантат (последние принадлежат к лучшим образцам его лирики).

Всего Метастазио написал несколько десятков либретто: «Александр в Индии», «Олимпиада», «Милосердие Тита», «Антигон», «Царь-пастух», «Катон в Утике» и т. д. Все они имели европейскую славу. Сочинения на его либретто писали такие композиторы, как Вивальди, Гендель, Хассе, Глюк, Моцарт, Сальери, Чампи, Галуппи, Кальдара, Ваньхаль, Мейербер и другие. Некоторые драмы Метастазио положены на музыку десятки раз.

Скончался 12 апреля 1782 года в Вене.

Творческое наследие

Имя Метастазио, вместе с именами Карло Гольдони, Карло Гоцци и Витторио Альфьери, прославило итальянский театр. В отличие от текстов других либреттистов драмы Метастазио представляют самостоятельную ценность независимо от музыки и входят в число классических произведений итальянской литературы. В этом из прославленных либреттистов с ним может сравниться только Филипп Кино. Новаторство Метастазио - строгая композиция драмы, развёрнутые монологи, внимание к психологизму характеров - во многом подготовило почву для оперной реформы Глюка, которая пришлась на последние десятилетия жизни поэта, когда тот практически оставил творческую деятельность.

По материалам Википедии
Библиография
Либретто к операм

1771 «Ruggiero»
1765 «Romolo ed Ersilia»
1762 «Il trionfo di Clelia»
1756 «Nitteti»
1752 «L'eroe cinese»
1751 «Il re pastore»
1750 «Attilio Regolo»
1744 «Ipermestra»
1743 «Antigono»
1740 «Zenobia»
1736 «Achille in Sciro»
1736 «Ciro riconosciuto»
1736 «Temistocle»
1734 «La clemenza di Tito»
1733 «Demofoonte»
1733 «L'Olimpiade»
1732 «Adriano in Siria»
1732 «Issipile»
1731 «Demetrio»
1730 «Artaserse»
1729 «Alessandro nell' Indie»
1729 «Semiramide riconosciuta»
1728 «Ezio»
1728 «Catone in Utica»
1726 «Siroe rè di Persia»
1724 «L'impresario delle Isole Canarie»
1724 «Didone abbandonata»
1723 «Siface, re di Numidia»

Либретто к спектаклям

1767 «Partenope»
1765 «Il Parnaso confuso»
1765 «Il trionfo d'Amore»
1765 «La corona»
1765 «La pace fra le tre dee»
1764 «Egeria»
1762 «L'Atenaide»
1760 «Alcide al bivio»
1759 «La ritrosia disarmata»
1756 «Il sogno»
1755 «La gara»
1754 «Tributo di rispetto e d'amore»
1753 «L'isola disabitata»
1750 «La rispettosa tenerezza»
1749 «Augurio di felicità»
1743 «Il vero omaggio»
1740 «Il natale di Giove»
1739 «Astrea placata»
1738 «Il Parnaso accusato e difeso»
1738 «La pace fra la virtù e la bellezza»
1735 «Il palladio conservato»
1735 «Il sogno di Scipione»
1735 «Le cinesi»
1735 «Le grazie vendicate»
1732 «Amor prigioniero»
1732 «L'asilo d'Amore»
1731 «Il tempio dell' Eternità»
1729 «La contesa de' numi»
1722 «La Galatea»
1721 «Endimione»
1721 «Gli orti esperdi»
1720 «Angelica»
1712 «Giustino»

Либретто к ораториям

1740 «Isacco figura del Redentore»
1735 «Gioas re di Giuda»
1734 «Betulia liberata»
1733 «Giuseppe riconosciuto»
1732 «La morte d'Abel»
1731 «Sant' Elena al Calvario»
1730 «La passione di Gesù Cristo»
1727 «Per la festività del santo natale»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions