Персоны :: Иоганн Маттезон

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал07.08.2022 в 17:00
  • fan90
  • Ред.12.01.2023 в 20:07
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Johann Mattheson
Дата рождения: 28 сентября, 1681 | весы
Место рождения: Гамбург, Священная Римская империя
Дата смерти: 17 апреля, 1764 | 82 года
Место смерти: Гамбург, Священная Римская империя
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, опера
Супруга: Катарина Дженнингс
Биография
Иоганн Маттезон - немецкий композитор, музыкальный критик, лексикограф и теоретик музыки.

Родился 28 сентября 1681 года в Гамбурге, в семье сборщика налогов. Получил широкое научно-гуманитарное и музыкальное образование. С 1696 года служил певцом, а с 1699-го также дирижировал в гамбургском оперном театре. В 1728 году из-за прогрессирующей глухоты был вынужден отказаться от капельмейстерской работы.

Основным видом деятельности Маттезона с 1706 года была профессия дипломата. Ещё в школе он изучил английский язык и свободно говорил на нём. Он стал наставником сына английского посла сэра Джона Уича, а затем его личным секретарем. Затем он и сам в качестве посла принимал участие в дипломатических поездках.

Маттезон является автором свыше сотни трудов по истории и теории музыки. Среди них трёхтомный «Оркестр» (1713–1721) - научно-популярное универсальное руководство по музыке для "галантных господ", то есть просвещённых любителей, «Совершенный капельмейстер» (1739) и «Основание триумфальной арки» (1740) - труд, содержащий биографии выдающихся музыкантов его времени, в числе которых первая биография Георга Фридриха Генделя, с которым Маттезона связывала многолетняя дружба.

Маттезон также является автором нескольких опер, в том числе «Плеяды» (1699, первая в творческой биографии композитора), «Клеопатра» (1704), «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (1710) - на собственный текст. Считается первой оперой на русский сюжет. Впервые была исполнена лишь в 2007 году.

Личная жизнь

В 1709 году Маттезон женился на Катарине Дженнингс, дочери английского священника. Детей у них не было.

Скончался 17 апреля 1764 года. Похоронен в крипте церкви Святого Михаила в Гамбурге.
Знаете ли вы, что...
– Однажды между Маттезоном и Генделем произошёл серьёзный конфликт. Многие считают его дуэлью, но на самом деле это была обычная драка, которая вполне могла бы закончиться трагично для обоих гениев музыки XVIII века.

Эта история произошла во время премьеры оперы Маттезона «Клеопатра» 5 декабря 1704 года. Маттезон, который руководил оркестром и одновременно исполнял партию Антония, время от времени вынужден был оставлять клавесин и подниматься на сцену. По предварительной договорённости за клавесином его сменял Гендель, который всё остальное время играл в оркестре на скрипке.

В один момент, когда Маттезон, исполнив сложную арию, вновь устремился за клавесин, Гендель по какой-то причине не уступил ему место. Маттезон настаивал, но Гендель продолжал играть. Тогда Маттезон потянул его за камзол, и Гендель зацепился за инструмент ногами. Маттезон дёрнул что было сил, Гендель упал, но быстро поднялся и выхватил шпагу, Маттезон тоже. И тут началось что-то невероятное. Оба музыкальных гения буквально вывалились в зрительный зал, а оттуда на улицу, нанося друг другу чувствительные удары.

К счастью, дружба между ними вскоре были восстановлена. Однако страшно представить, какие чудовищные последствия могло бы иметь это событие, не сломай Гендель свою шпагу о пуговицу Маттезона...

По материалам Википедии, last.fm и 1sept.ru
Композитор
Оперы

1711 «Тайные происшествия Генриха IV, короля Кастилии»
1710 «Борис Годунов, или Трон, обретённый хитростью»
1705 «Возвращение золотого века» (утрачена)
1704 «Клеопатра, королева Египта»
1702 «Благородная Порсенна»
1702 «Виктор, Герцог Нормандии»
1702 «Смерть великого Пана» (утрачена)
1699 «Плеяды, или Семь звёзд» (утрачена)

Сонаты

«Соната №12 си-минор»
«Соната №11 ре-минор»
«Соната №10 ля-мажор»
«Соната №9 ми-минор»
«Соната №8 си-минор»
«Соната №7 ля-мажор»
«Соната №6 ми-минор»
«Соната №5 соль-мажор»
«Соната №4 ре-мажор»
«Соната №3 ля-мажор»
«Соната №2 соль-мажор»
«Соната №1 ре-мажор»

Сюиты

«Сюита №12 фа-минор»
«Сюита №11 до-мажор»
«Сюита №10 ми-минор»
«Сюита №9 соль-минор»
«Сюита №8 ре-минор»
«Сюита №7 си-бемоль мажор»
«Сюита №6 ми-бемоль-мажор»
«Сюита №5 до-минор»
«Сюита №4 соль-минор»
«Сюита №3 ре-мажор»
«Сюита №2 ля-мажор»
«Сюита №1 ре-минор»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions