Персоны :: Генрих Шютц

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Создал14.08.2022 в 14:10
  • fan90
  • Ред.30.03.2023 в 21:00
  • fan90
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Heinrich Schütz
Дата рождения: 18 октября, 1585 | весы
Место рождения: Кёстриц, Германия
Дата смерти: 6 ноября, 1672 | 87 лет
Место смерти: Дрезден, Германия
Карьера: Композитор
Жанр: Классическая музыка, духовная музыка
Биография
Генрих Шютц - немецкий композитор, органист, капельмейстер и музыкальный педагог. Ныне известен, главным образом, как автор духовной хоровой музыки. Один из наиболее значительных композиторов раннего немецкого барокко, наряду с Самуэлем Шейдтом Иоганном Германом Шейном, известными как «три Ш». Является основоположником немецкой национальной композиторской школы, крупнейшим из предшественников Иоганна Себастьяна Баха.

Генрих Шютц - один из самых известных немецких композиторов XVII века. Автор главным образом вокальных сочинений духовной тематики - ораторий, кантат, страстей, (пассионов), хоровых концертов, мотетов, магнификатов на латинский и немецкий (так называемый "Немецкий магнификат") тексты.

Детство и юность

Генрих Шютц родился в городе Бад-Кестрице в Тюрингии. Он был старшим сыном из восьми детей Кристофа Шютца и Ефросиньи Бигер. В 1590 году семья переехала в город Вайсенфельс в южной Саксонии, где отец Шютца владел трактиром.

В 1599 году его музыкальный талант был замечен главой немецкого княжества Гессен-Кассель, ландграфом Морицем Гессен-Кассельским, который был музыкантом-любителем, и Генрих Шютц начал петь в Кассельской придворной капелле.

С 1609-го по 1612-й годы Шютц жил в Венеции, где учился у Джованни Габриели. Там же, в 1611 году, он опубликовал свой первый опус - книгу пятиголосных мадригалов на тексты Джованни Батиста Гварини и Джанбаттиста Марино.

Пребывание в Венеции, одной из главных музыкальных столиц Европы той эпохи, открыло немецкому композитору неведомые дотоле горизонты. Италия в целом и Венеция в частности бурлили новыми веяниями, "прорубившими окно" в будущее всей европейской музыки.

По возвращении в Германию служил придворным органистом в Касселе, с 1617 года - придворным капельмейстером в Дрездене. В 1628-м и 1629-м вновь посетил Италию, где изучал творчество Клаудио Монтеверди и современников в Венеции. С 1633-го по 1644-й годы (с перерывами) служил капельмейстером в Копенгагене, параллельно занимался организацией и реорганизацией придворных капелл в немецких городах. Предположительно в 1645 году вернулся в Дрезден, где служил капельмейстером до 1656-го.

В числе учеников Шютца - Генрих Альберт, Кристоф Бернхард, Иоганн Пауль фон Вестхоф, Карло Фарина, Елизавета София Мекленбургская, Иоганн Шелле и другие.

Генрих Шютц скончался 6 ноября 1672 года в Дрездене. Был похоронен там же в соборе Фрауэнкирхе. После того, как в 1727 году старое здание собора было снесено, могила Шютца была утрачена. Ныне о нём напоминает лишь врезанная в полу современной Фрауэнкирхе памятная табличка.

Творческое наследие

Генрих Шютц создал целую школу превосходных музыкантов, и первым среди них стал его ученик и двоюродный брат, замечательный мастер немецкой песни Генрих Альберт. Первая гамбургская опера была написана другим учеником композитора, Иоганном Тейле.

Большинство произведений Шютца не укладывалось в традиционные культовые жанры. Весь опыт европейского творчества в светском ренессансном духе, гуманистическая направленность его собственного интеллекта, характерная для него широта и острота переживания - все это влилось в произведения религиозного склада. Преодолев суровую прямолинейность музыки протестантской традиции, Шютц поднял её до небывалого уровня. Он первый придал ей богатство мироощущения, глубину мыслей и чувств, которые в нашем восприятии неотделимы от драматических и инструментально-хоровых жанров Баха.

В стилистике Шютца, с одной стороны, находят преемственность со «старым стилем», образцом которого служит полифония нидерландской школы (например, сборник «Священные песнопения», 1625), с другой стороны, с модными в то время композиционными техниками и приёмами новой итальянской музыки - "монодия" с бассо континуо, музыкальная риторика (так называемые "мадригализмы") и др. Сборники «Маленькие духовные концерты» (два тома, вышедшие в 1636-м и 1639-м годах) рассматриваются, как пример типичного для Шютца сочетания первого и второго стилевых трендов.

К великому сожалению, лучшие опусы Шютца, созданные для дворцовых празднеств (наряду с письмами), были бесследно уничтожены в 1760 году при пожаре в Дрезденской библиотеке. Так, пропала его опера «Дафна» (1627) на текст Мартина Опица - первая немецкая музыкальная драма. Исчезли партитуры балета на сюжет «Орфея и Эвридики» (1638), пятиактного балета «Парис и Елена» (1650), двух пасторалей с музыкой и танцами и множество других дивертисментов, о которых мы ничего не знаем, кроме того, что они существовали.

По материалам Википедии
Композитор
1666 «Страсти по Матфею. Страсти по Иоанну. Страсти по Луке»
1664 «История Рождества Христова»
1660 «Семь слов Иисуса Христа»
1657 «Двенадцать духовных песен»
1650 «Духовные симфонии. Книга III»
1648 «Духовная хоровая музыка»
1647 «Духовные симфонии. Книга II»
1639 «Маленькие духовные концерты. Книга II»
1636 «Маленькие духовные концерты. Книга I»
1636 «Поминальная музыка»
1629 «Духовные симфонии. Книга I»
1628 «Музыка к рифмованной Псалтири Карла Беккера» (1661 - вторая редакция)
1625 «Духовные песни»
1623 «История Воскресения Христова»
1619 «Псалмы Давидовы»
1611 «Мадригалы. Книга I»
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions